Север и рынок. 2013, N 1.

Требования к характеру и направлениям развития транспортной системы в наибольшей степени определяют следующие фундаментальные факторы. 1. Усиление глобальной конкуренции. Она охватывает рынки товаров, услуг, капитала и других элементов экономического роста. Структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастание роли региональных экономических союзов, ожидаемое распространение новых информационных, нано- и биотехнологий влекут за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, повышение требований к качеству транспортного обслуживания. 2. Исчерпание природных ресурсов. Экономическое развитие базируется на наращивании топливного и сырьевого экспорта. При переходе к инновационному развитию транспортной системы Севера и Арктики необходимо обеспечить: - развитие конкурентного рынка транспортных услуг; - доступность транспортных услуг для населения; - увеличение удельного веса перевозок готовой продукции; - расширение номенклатуры и повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и инфокоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта; - повышение производительности труда и энергоэффективности; - транснационализацию деятельности отечественных организаций транспортных услуг; - интеграцию транспортной системы в евразийское транспортное пространство, развитие многовекторных транспортных связей с мировыми экономическими центрами; - транспортное обеспечение новых центров социально-экономического развития регионов; - повышение территориальной мобильности населения; - рост инновационной активности транспортных компаний, кардинальное обновление из технических средств с учетом развития отечественного транспортного машиностроения, усиление роли научно-технического обеспечения в развитии транспортной отрасли; - рост уровня профессиональной подготовки и квалификации работников транспорта, улучшение их материального и социального обеспечения, создание безопасных условий труда; - обеспечение надежности и безопасности функционирования транспортной системы, в том числе в сфере экологии, снижение количества аварий и катастроф, травматизма и смертности в транспортных происшествиях; - разработку и применение эффективных механизмов государственного регулирования функционирования и развития транспорта; - улучшение инвестиционного климата в транспортной отрасли. Исходя из интересов северных и арктических регионов, необходимо осваивать процессы экологически щадящего строительства. Это, прежде всего, не имеющие аналоги в мировой практике технологии сооружения: - магистралей различного назначения в едином транспортном коридоре, - грунтовых насыпей в геотекстильных оболочках, - железной дороги без грузового автотранспорта и без промежуточного складирования грунта, - железнодорожного пути на сплошном железобетонном основании, - вторых путей поездной возкой без занятия действующего перегона для выгрузки грунта. - грунтовых насыпей автомобильными поездами на комбинированном ходу; - магистрального трубопровода и железной дороги в одном коридоре. Реализация устойчивого развития транспортной системы Севера и Арктики позволит решить основные задачи, а именно: - показатели мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране; - снизится дифференциация в обеспечении доступности транспортных услуг для регионов и его социальных групп; - повысится конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках вследствие сбалансированного развития транспортной системы страны; - рост экономической эффективности пассажирских и грузовых перевозок позволит оптимизировать транспортные издержки экономики и повысить доступность транспортных услуг для населения. Перспективным остается и строительство наземной межконтинентальной магистрали с переходом через Берингов пролив, связывающей Азию и Америку (рис. 1). 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz