Север и рынок. 2013, N 1.
Главным направлением устойчивой транспортной системы развития Севера и Арктики является комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей [5]. Требования, которым должны удовлетворять транспортные системы Арктики для обеспечения рационального размещения ее производительных сил, предполагают: - высокую производительность и ориентацию на крупномасштабные транзитные и внутренние грузовые перевозки; - возможность для постепенного вытеснения старых ввдов транспорта принципиально новыми видами; - высокую степень автоматизации и надежности управления; - непрерывный контроль со стороны многофункциональных спутниковых телекоммуникационных систем; - экономичность по капитальным и эксплуатационным затратам; - быстровозводимую строительную часть; - использование новых конструкционных материалов, что влечет создание и применение новых строительных технологий; - способность к развитию в плане технического, технологического и пространственного самосовершенствования. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» отличительными особенностями для устойчивого транспортного развития Арктики должны стать [6]: - значительное увеличение экспортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики, темпы роста которых будут в 2.5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных импортных грузов; - повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения; - рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования. В настоящее время имеются реальные возможности реализации инновационных проектов для решения транспортных проблем, основные из которых: - включение новых видов транспорта в единую транспортную систему регионов Арктики, например таких, как конструкции «самолет - автомобиль»; - создание транспорта второго уровня (надземный транспорт) как перспективной составляющей единой транспортной системы; - создание аэроэстакадного транспорта; - широкое использование транспорта на воздушной подушке; - строительство межконтинентальнойжелезнодорожной магистрали с переходом через Берингов пролив. Развитие транспортной системы территорий Севера и Арктики невозможно без реализации инновационных проектов в области использования новых технологий в транспортном строительстве. В России имеются экспериментальные наработки в этой области, в том числе с применением технологии, где в качестве рельса используется сгусток напряженных стальных волокон. Такому транспортному пути не нужны поперечные шпалы, удерживающие рельсы от прогиба, нет необходимости прокладывать сплошное дорожное полотно большой ширины, хотя из всей ширины дороги реально используются лишь две узкие полосы соприкосновения колес с дорожной основой. Прочность такого сооружения доказывается эксплуатацией многочисленных вантовых мостов по всему миру [7]. Сама прокладка надземных (эстакадных) дорог доказывает переход от традиционного метода дорожного строительства к промышленному изготовлению модулей такой дороги в заводских условиях с доставкой, установкой и монтажом модулей на трассе с помощью самого энергоэффективного вида транспортного средства - дирижабля. Прокладка может вестись при любом рельефе местности. Такой метод не требует строительства технологических дорог для подхода к строящейся магистрали. При таком строительстве будут востребованы самозакрепляющиеся опоры. По мере отработки данной технологии могут появиться и многоярусные железнодорожно-автомобильные магистрали [7]. В условиях северных и арктических регионов одной из важнейших составляющих дорожно-транспортного комплекса являются зимники, которые требуют минимума экономических затрат на формирование транспортных связей с отдаленными объектами. Одной из важнейших задач является создание летнего ледостава и продолжение его надежного функционирования на возможно длительный период. В настоящие время используется метод набрызгивания льда, однако этот вариант наращивания толщины льда не решает основной задачи - не создает и не может создать крепкого ледового монолита. Это скорее визуальное прикрытие мероприятия по утолщению, но не упрочнению льда. Наращивание же льда снизу запуском холодного воздуха под ледовый панцирь в корне меняет результат намораживания [7]. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz