Север и рынок. 2013, N 1.
Литература 1. Кузнецов Б.Л. Институциональные и организационные разрывы в инновационной деятельности / Б.Л.Кузнецов, Ф.И.Андреева, Г.Ф.Галлиуллина//Инновации. 2007. № 9. С. 32-36. 2. Храпов, В.Е. Инновационные преобразования на судоремонтных предприятиях как потребность устойчивого обеспечения морской деятельности/В.ЕХрапов, ТВТурчанинова// ВестникМГТУ. 2010. Т.13,№ 1. С. 120-125. 3. «КазМунайГаз» увеличит казахстанское содержание в крупных нефтегазовых проектах: интернет-портал сообщества ТЭК «EnergyLand.info» [Электронный ресурс]. URL: http://www.energyland.info/ news-show-tek-neftegaz-64878 4. Кайпиев К. Индустриальная диверсификация / К.Кайпиев // Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 17. С. 29-32. ИННОВАЦИИ КАК ПЛАТФОРМА УСТОЙЧИВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ1_________________________________________________________________________ Цукерман В.А., кандидат технических наук, зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.ПЛузина Кольского научного центра РАН, г.Апатиты Аннотация. Рассмотрена транспортная система Севера и Арктики, возможности ее модернизации и инновационного развития. Ключевые слова : транспортная система, Север, Арктика, инновационное развитие. INNOVATIONS AS A PLATFORM FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT SYSTEM OF THE NORTH AND THE ARCTIC Zuckerman V.A., PhD(Eng.), Head of Department Institute of Economic Problems of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity Abstract. The transport system o f the North and the Arctic is considered. The possibilities o f its modernization and innovative development are discussed. Keywords: transport system, the North, the Arctic, innovative development. Развитые страны на всех континентах расширяют и модернизируют свои транспортные системы с учетом стратегических целей и задач развития национальных экономик. Как показывают исследования, уровень развития ведущих (локомотивных) отраслей, к которым, безусловно, относится и транспорт, зависит от доли инновационной составляющей в них и от состояния национальной инновационной системы [1]. Сценарный прогноз стратегии инновационного развития транспортной системы до настоящего времени не разработан, однако ее модернизация достаточно очевидна. Еще ИШумпетер, вводя понятие инновации, выделил транспорт как самостоятельный объект технологического совершенствования. Инновационный потенциал транспортного комплекса в XXI веке, безусловно, должен особо проявляться в северных регионах России. Это связано как с природно-климатическими особенностями страны, так и с инновационными видами транспортной техники и транспортных технологий. Колоссальный «преобразующий» потенциал транспорта должен быть учтен и заложен в стратегии развития, в том числе при выборе приоритетных стратегических направлений как опорной транспортной сети, так и ее технологического наполнения [2]. Эффективное функционирование транспортного комплекса Севера и Арктики является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, укрепления национальной безопасности [3]. Кроме того, усиление транспортной доступности связывает районы северной периферии в сетевые структуры, создавая благоприятные условия для формирования промышленных, инновационных кластеров в Арктике и реализации кластерной политики. Инновации должны стать главным направлением инвестиционного процесса в развитии транспортных систем, важной составляющей инновационной политики региона и заинтересованных отраслей [4]. В зависимости от сложившихся условий транспортные системы Севера и Арктики могут выступать как фактор развития, а также могут стать фактором, сдерживающим экономический рост страны. Ограниченность транспортной инфраструктуры является во многом лимитирующим условием развития. Развитие инфраструктуры в этих регионах должно быть мирового класса: комплекс воздушных, морских, железнодорожных, автомобильных, телекоммуникационных связей, в которые органически входит эффективная логистика, должна обслуживать все регионы и населенные пункты. 1Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 12-32-06001. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz