Север и рынок. 2013, N 1.

Объявленная «модернизация» в России осуществляется создаваемым общенациональным инновационным проектом «Сколково», который впечатляет. Но сможет ли этот инновационный центр решить все проблемы модернизации, накопившиеся в России, да и ждать от него результатов не стоит раньше, чем через 5-7 лет. Судоремонтные предприятия Мурманской области проходят стадию жизненного цикла выживания: загрузка на предприятиях составляет 40 - 70%; оборудованию, используемому на предприятиях, более 40 лет; рентабельность заказов на судоремонтных предприятиях от 2 до 5%, а предприятия военно-промышленного комплекса убыточны. Инвестиции в судоремонтные предприятия Мурманской области не идут из-за неопределенности с загрузкой на рынке судоремонта и низкой конкурентоспособностью отечественных предприятий. Отрадно слышать, что в России предполагается создать еще девять инновационных центров подобных «Сколково». Но что это для такой огромной страны, как Россия? Поэтому каждый регион России должен сам создавать научные центры, способные к созданию локальных инновационных систем. Причем должна начаться настоящая конкурентная борьба между регионами за использование своего потенциала (труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательство) с целью повышения конкурентоспособности. Значение конкуренции для экономики регионов очень велико. В рыночном соперничестве регионов превосходство будет на стороне того региона, предприятия (субъекта рынка), которые смогут предложить покупателям продукцию (услугу) более высокого качества по более низкой цене, чем у других участников рынка. Конкурентоспособность не передается по наследству - ее необходимо достичь. Наиболее успешным с точки зрения создания конкурентоспособного нефтегазового машиностроения представляется опыт Норвегии. Эта страна в настоящее время является одним из признанных лидеров в сфере технического и технологического обеспечения нефтегазового сектора, а в части обеспечения морской добычи нефти и газа - абсолютным лидером. К моменту начала добычи нефти и газа на норвежском континентальном шельфе в Норвегии были достаточно развиты судостроение, черная и цветная металлургия. Однако необходимым опытом в нефтяной сфере, оборудованием и технологиями, соответствующего уровня, Норвегия не располагала. Оценив возможные преимущества ряд норвежских судостроительных компаний, такие как Aker, Gotaas-Larsen, Hadb Waage, The Vgland Group и др., решили сменить сферу деятельности и переквалифицировались на выпуск оборудования для добычи нефти и газа, в частности морских буровых платформ, и сервисное обслуживание нефтегазовой отрасли. Норвежское нефтегазовое машиностроение и сервис обязаны своим успешным развитием грамотной государственной политике по поддержке национальных отраслей экономики, а именно: на государственном уровне считалось необходимостью компенсировать неизбежное со временем исчерпание запасов нефти и газа другими отраслями национальной экономики; при распределении лицензий на разработку месторождений предпочтение отдавалось тем компаниям, которые в максимальной степени использовали продукцию отечественных предприятий; были приняты жесткие регламенты в отношении качества, надежности в производственном плане, соответствия требованиям промышленной безопасности и экологии оборудования, конструкционных материалов и комплектующих деталей, производственных услуг. Особое внимание заслуживает политика Норвегии в области науки и образования в сфере нефте- и газодобычи. Так, после открытия в стране крупных нефтегазовых месторождений в ведущих университетах было организовано качественное обучение (в том числе с приглашением иностранных специалистов) высококвалифицированных работников не только непосредственно для добычи углеводородного сырья, но и для работы в сфере технического и технологического обеспечения нефтегазового сектора. Кроме того, с 1979 года на законодательном уровне было установлено, что нефтегазовые компании, разрабатывающие месторождения на морском шельфе Норвегии, должны заключать соглашения с норвежскими научно-исследовательскими институтами, связанными с нефтегазовой сферой, что позволяло финансировать перспективные научные исследования в области морской добычи нефти и газа и постоянно повышать уровень научных знаний. Даже после отмены протекционистских мер, после вхождения Норвегии в Европейское экономическое пространство в 1994 году норвежские предприятия нефтегазового машиностроения и сервиса остаются одними из мировых лидеров в данном рыночном сегменте. Подобные меры государственной политики применяет Казахстан, в результате доля оборудования и промышленных услуг, представляемых казахстанскими предприятиями при разработке нефтегазовых месторождений страны, за последнее десятилетие растет. Так, если в 2002 году эта доля составляла 34.3%, то в 2006 году - 48.2%, а в 2010 году - 50.8% [3, 4]. А Великобритания при разработке нефтегазовых месторождений Северного моря ставку сделала на транснациональные корпорации с развитыми технологиями и сетью поставщиков. И это не привело к возникновению собственной промышленности в сфере нефтегазового машиностроения и сервиса [4]. Поэтому России для осуществления качественного скачка в социально-экономическом развитии необходимо развитие машиностроения как фундамента промышленности. Но для этого необходимо обеспечить инновационное развитие, постепенно высвобождаясь от устаревших (затратных) технологий, которые консервируют технологическую структуру и тем самым блокируют инновационное развитие. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz