Север и рынок. 2013, N 1.
позволяющие запустить механизмы саморазвития территории как сложной социально-экономической системы, и это, по нашему мнению, является задачей региона. Мурманская область, как и все регионы России, разработала «Стратегические перспективы социально-экономического развития до 2025 года». Главное место в этой стратегии отведено развитию предприятий горно-металлургической группы, энергетическому, транспортному, строительному, рыбопромышленному, агропромышленному комплексу, т.е. тех направлений промышленности, которые нацелены на использование природных ресурсов, и это, наверное, правильно, так как по данной группе предприятий можно реально сделать прогноз на будущее. Развитие этих направлений промышленности оправдано и важно для развития экономики Мурманской области, так как только развитие промышленности предопределяет социально-экономическое развитие региона. Промышленность, по мнению многих ученых экономистов, является фактором, кардинально влияющим на эволюционные процессы развития общества [1]. Ведь произошедшая промышленная революция, связанная с изобретением паровой машины и открытием электромагнитной индукции, в корне изменила жизнь общества, обусловила цепь глубоких качественных изменений всех сторон жизни социума как по вертикали (от человека и среды его обитания, науки, техники до социальных и экономических отношений, политического строя, идеологии и культуры), так и по горизонтали, вовлекая и охватывая все большее территориальное пространство (новые города, регионы, страны) и сферы деятельности человека. Промышленность способствовала концентрации трудового, производственного, финансового, инновационного, научно-технического и технико-технологического потенциала человечества, что привело к высокому техническому вооружению труда и повышению его производительности во всех отраслях экономики, обеспечила становление фабричной системы, создание крупных производственных и промышленных центров, а также урбанизационных процессов повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества. Таким образом, можно сделать вывод, что основой региональной экономики является промышленность, а «становым хребтом» промышленности всегда являлось машиностроение. В настоящее время в Мурманской области работают более 60 машиностроительных предприятий с единичным и мелкосерийным производством. Основной их продукцией является судоремонт, и только два предприятия, ОАО «Оленегорский механический завод» и остатки некогда флагмана машиностроительной промышленности Министерства рыбного хозяйства «Кандалакшский опытный механический завод», выпускают серийную или мелкосерийную машиностроительную продукцию. На данных предприятиях в настоящее время трудится более 8 ОООчеловек и предприятия способны выполнить техническое обслуживание и ремонт любого океанского судна с доковым весом до 50 ООО т. Сейчас уровень технического обеспечения судоремонтных предприятий достаточен, так как техническое состояние флота (построенного 30-40 лет назад) не требует высокой технической подготовки судоремонтных предприятий. Сложность производства и технических систем на судоремонтных предприятиях упала до такого уровня, что по отдельным видам производства стало невозможным возрождение утраченных позиций [2]. Данного технического обеспечения судоремонтных предприятий для современных морских судов недостаточно, не говоря о создании новых машиностроительных производств по выпуску горного и транспортного оборудования, спрос на которые должен стимулировать горно-химический и горно-металлургический кластеры, создаваемые в Мурманской области. Для проведения модернизации машиностроительных предприятий Мурманской области необходимы новая технология и оборудование, но для этого надо провести техническую модернизацию в целом всего российского машиностроения. В настоящее время российский рынок машиностроительной продукции не может предложить образцы отечественной техники, разработанные на основе последних научно-технических разработок. Руководством страны поставлена задача по переходу в шестой технологический уклад, а для этого нужно развивать собственное машиностроение, а не применять стратегию, при которой будет использоваться оборудование развитых стран. Следует обратить внимание на опыт стран с развитой рыночной экономикой, таких как Бразилия, Тайвань, Япония1 и позднее Китай, которые на первых стадиях собственного развития заимствовали новшества в других странах, а затем была выбрана стратегия на разработку собственных технических идей, которые обеспечивали потребность в модернизации отечественного машиностроения, а затем позволили занять лидирующие позиции на мировых рынках. 1 В послевоенный период в Японии ускорено развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размешались на равнинах, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и северо-западной части Кюсю - там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах, концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной промышленности, ориентированные на экспорт. По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции, которая постоянно повышалась, - от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т.д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям - крупным промышленным центрам, и размещались все на томже Тихоокеанском побережье. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz