Север и рынок. 2013, N 1.

В случае неплатежей фонда за капремонт субсидиарную ответственность будет нести соответствующий субъект РФ. Однако в связи с тем, что сейчас в капремонте нуждается большое количество жилых зданий, на достаточность средств персональных счетов в госкорпорации не рассчитывают и намерены выстраивать управляющие компании в очередь за деньгами по формальным критериям. Внутри региона при необходимости управляющие компании смогут с разрешения фонда привлечь средства с других персональных счетов, но обязаны будут возвращать их из платежей своих клиентов. Отметим, что платеж будет добровольным, решение о его уплате будет приниматься на общем собрании жильцов дома. Однако дома, жильцы которых решат не платить сбор, не смогут участвовать в программах софинансирования. В рамках одного из проектов («общего котла») деньги предлагается складывать на общий счет, решать, на что их потратить, будет специализированная структура. Критики этого подхода отмечают, что это не позволит гражданам контролировать целевое расходование средств, а значит не исключены злоупотребления. Существующая схема, когда деньги поступают на счета УК, а дальше распределяются перекрестным методом, общественников не устраивает своей непрозрачностью. Большинство управляющих организаций свои функции выполняет формально. Рассмотрим пример реализации расчета «общего котла» (г.Екатеринбурга). По словам сотрудников одной из УК, примерная смета на капремонт обычной 80-квартирной пятиэтажки выглядит следующим образом: - обновление систем холодного и горячего водоснабжения - 30 тыс. руб. с одной квартиры; - замена шиферной крыши - 800-1000 руб. за 1 м2жилых помещений; - ремонт мягкой кровли - 900-1100 руб.; - модернизация нижнего розлива отопления - 900-1100 руб. Итого на каждую квартиру выходит по 45-50 тысяч. То есть, чтобы накопить на ремонт самим, жильцам потребуется как минимум 20-30 лет [4]. В Столице Урала подобная практика существует с 2004 года. На данный момент ставка составляет 4.88 руб. за метр общей площади. Таким образом, платеж за стандартную однокомнатную квартиру достигает 170 руб. в месяц, двухкомнатную - 229, трехкомнатную - 366. За год шестнадцатиэтажка на 128 квартир может собрать от 300 до 400 тыс. руб. Эти средства через управляющие организации направляются на капремонт домов, включенных в соответствующую муниципальную программу. Фактически получается, что жильцы более новых зданий субсидируют обитателей старых. Те, в свою очередь, обязаны отчислять взносы даже после проведения капремонта в их домах. Разумеется, недовольны обе стороны [4]. В Кировской области постановлением Правительства области принята региональная программа реформирования ЖКХ. Финансирование осуществляется по принципу: 80% - региональный бюджет, 20% - местный, средства собственников - от 10% с уменьшением доли бюджета. Средства поступают напрямую в муниципальный бюджет. В Тюменской области существует региональный Фонд софинансирования расходов, т.е. самостоятельно без федеральной помощи осуществляют капремонт МКД. Один из основных альтернативных вариантов подразумевает создание индивидуальных счетов на каждую многоэтажку. Подомовую схему сбора платежей пытаются внедрить в г.Челябинске. «Общий котел» себя не оправдал. Региональные фонды начнут создаваться только в 2013 году, дома же требуют ремонта уже сегодня. Поэтому на уровне города в качестве эксперимента создается своя накопительная система. Ее запуск состоялся 1 июля 2012 года. Плата взимается с собственников квартир (по ставке 5.2 руб. за м2) и аккумулируется на специальных счетах, которые администрация г.Челябинска открыла на каждый дом. Никто, кроме жильцов, этими средствами распорядиться не сможет. Неприватизированные квартиры остаются на попечении муниципалитета. По мнению чиновников муниципалитета, речь идет не о долгосрочном накоплении. Если, например, УК видит, что требуется замена нескольких стояков или труб в подвале, то среднестатистический дом может скопить необходимую сумму за полгода. Дальше необходимо созвать общее собрание собственников, определить на нем подрядчиков, утвердить смету и направить в администрацию города заявление. Деньги будут перечислены [4]. В Фонде содействия реформированию ЖКХ признают, что меры - из разряда непопулярных, но, тем не менее, это единственный способ решить проблему. По словам заместителя директора госкорпорации Ольги Сердюк: «В Жилищном кодексе указано, что собственники помещений в многоквартирных домах должны финансировать капремонт общего имущества, однако механизмов, которые реально обязывают их это делать, нет. В результате кто-то платит, кто-то нет. За четыре года удалось привести в порядок 134.4 тыс. домов, но более половины жилфонда, где обитают 48 млн чел., по-прежнему нуждается в ремонте» [4]. Таким образом, можно утверждать, что проблема капремонтов жилых домов очень проблематична и, вероятнее всего, сохранится и в долгосрочном периоде. Вместе с тем масштаб проблемы и ее социальная заостренность требуют скорейших и продуманных шагов государства. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz