Север и рынок. 2013, N 1.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖКХ Хацевич Р.В., кандидат философских наук, директор Мурманский институт экономики - филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» Аннотация. Рассматривается современная государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанная с решением одной из острейших проблем - ремонта многоквартирных домов. Анализируется противоречие, согласно которому собственники не всегда исполняют возложенные на них обязанности по финансированию капремонта общего имущества МКД и не принимают своевременных решений об их проведении, с другой стороны, жильцы готовы участвовать в ремонте своего жилья, но боятся проблемы нецелевого использования финансовых вложений, так как нет гарантий, что средства пойдут именно на капремонт. Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный дом, капитальный ремонт, аварийный жилищный фонд, приватизация, товарищество собственников жилья, управляющая компания. Khatsevich R. V, PhD, Director Murmansk Institute of Economics of StPetersburg University of Management and Economics, Murmansk THE ANALYSIS OF THE MODERN TRENDS OF THE STATE POLICY IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SPHERE Abstract. The modem policy in the sphere of housing and communal services connected with the solution of one of the daunting problems - the blocks of flats repairing, is considered. The contradiction is that the owners do not always perform their duties to finance the overhaul of the common property of the blocks of flats and do not make the decisions about it on time. On the other hand, the tenants are ready to participate in the repairing of their houses, but they fear for the financial investments as there is no guarantee that the funds will be spent on the overhaul. Keywords: housing and communal services, blocks o f flats, overhaul, emergency housing stock, privatization, association o f owners o f housing, management company. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц. В ходе массовой приватизации жилья никто из новых собственников не стал ни фиксировать состояние общего имущества многоквартирного дома (МКД), ни определять обязательства бывших собственников по капитальному ремонту жилого фонда. Сейчас же в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами именно на жильцов возлагается бремя содержания не только собственного помещения, но и общего имущества в многоквартирном доме. С другой стороны, никто не отменял ст. 16 Закона о приватизации [1], где сказано, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Бывшим наймодателем является государство, и как раз заложенная в ст. 16 норма требует усилий от федеральных чиновников. Поэтому объяснимо их желание эту норму отменить, чтобы тем самым обезопасить федеральный бюджет от подобного рода нагрузок. По данным Министерства регионального развития [2], износ домов составляет в среднем 70%. По разным оценкам на их реконструкцию требуется 3.5-6 трлн руб., встречаются и более высокие оценки. По 185-му федеральному закону капремонт должен был быть произведен на всем жилом фонде. Фактически же было отремонтировано 7-12% домов (по разным оценкам). В рамках действующего законодательства с 2007 года капитальный ремонт проведен только в 12% жилого фонда РФ, а на завершение ремонта жилья потребуется более 1.5 трлн руб. Если жильцам вменят в обязанность, как предполагает проект, платить за капремонт своих домов из расчета 5 руб. за 1м2, то ремонт пяти- и девятиэтажных домов займет около 20 лет. Согласно проекту Федерального закона № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ о капитальных ремонтах): - всех владельцев квартир обяжут делать ежемесячные взносы на капремонт; - для этого управляющие компании (УК) должны предусмотреть в квитанциях отдельную строку; - деньги поступят в региональные накопительные фонды, которые займутся финансированием работ. Региональные фонды капремонтов будут распоряжаться средствами жильцов и оплачивать работы по капитальному ремонту. (По сути, все платят взносы в общий фонд, использоваться же деньги будут по усмотрению чиновников, которым поручат этим фондом распоряжаться); - в каждом муниципальном образовании размер оплаты будет свой, но в пределах вилки, установленной на уровне региона; 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz