Север и рынок. 2013, N 1.
В отдельных регионах (Вологодская, Мурманская области) финансовые вложения, сформированные за счет собственного капитала, значительно превышают не только собственный капитал, вложенный в основные фонды, но и общий объем инвестиций [3]. Избирательный характер финансирования инвестиционной деятельности обусловливает сохранение сырьевой направленности на северных территориях (табл. 6, 7). Таблица 6 Удельный вес в ВРП вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», % [1] Регион 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Российская Федерация 11.3 12.8 11.7 10.6 9.9 9.7 10.5 Северо-Западный ФО 7.0 7.6 7.2 6.4 6.9 7.2 7.7 Республика Карелия 8.7 19.3 12.7 12.3 13.5 4.8 12.0 Республика Коми 28.6 34.3 32.3 26.5 31.9 29.5 33.5 Архангельская обл. 21.0 20.6 20.7 22.1 20.7 31.5 32.7 В том числе Ненецкий АО 74.9 74.3 65.4 59.6 66.3 77.4 78.6 Вологодская обл. 0.0 0 0 0 0 0.1 0.0 Мурманская обл. 18.7 10.8 9.9 9.9 18.6 11.2 15.1 Высокий удельный вес в структуре ВРП по добыче полезных ископаемых сохраняют на протяжении исследуемого периода регионы нефтедобычи (Республика Коми, Ненецкий АО). В Мурманской и Вологодской областях в обрабатывающем производстве продолжает доминировать металлургический комплекс. Комплексное рассмотрение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. С одной стороны, северные регионы имеют свои преимущества, выражающиеся в наличии крупномасштабных производств (в основном это естественные монополии), которые обеспечивают стабильность их экономического развития. Соответственно, формально эти регионы способны обеспечить себя ресурсами в целях саморазвития. Но с другой стороны, крупномасштабные производства имеют преимущественно сырьевую направленность, инорегиональных владельцев, т.е. фактически ресурсы не принадлежат регионам. К этому для экспортоориентированных производств добавляются риски конъюнктуры мировых цен. Сложившаяся ситуация может иметь следующие последствия для региона: сохранение структурных диспропорций, препятствие развитию диверсифицированной экономики, ограничение конкурентной среды, сохранение сырьевой направленности, снижение возможностей достижения стабильности экономического роста. Таблица 7 Удельный вес в ВРП вида экономической деятельности «Обрабатывающие производства», % [1] Регион 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Российская Федерация 20.4 18.5 18.7 19.7 19 16.7 17.7 Северо-Западный ФО 23.3 24 23.2 22.8 22.1 21.5 21.6 Республика Карелия 17.3 17.6 15.8 16.2 15.6 14.1 16.4 Республика Коми 8.3 11.7 10 12.9 10.8 9.5 9.7 Архангельская обл. 19.6 18.9 15 14.6 16.4 12.1 12.6 В том числе Ненецкий АО 0.3 0.3 0.2 0.2 0.2 0.2 0.2 Вологодская обл. 45.4 46.6 46.1 46 50 36.6 39.4 Мурманская обл. 21.8 25.5 25.3 27.9 15.6 16.6 17.4 Решение существующей проблемы замыкается в основном в урегулирование отношений между государственными органами власти и бюнес-сіруктурами. Привлечь крупный бизнес к решению проблем региона, на территории которого он функционирует, реально возможно лишь при принятии законодательных актов, учитывающих региональные интересы (особенно это касается регионов сырьевой направленности). Возможности региональных органов власти в данной сфере в условиях действующей институциональной среды ограничены. Их основное внимание при разработке и принятии мер, направленных на повышение инвестиционной активности, необходимо сосредоточить на внутреннихрезервахувеличения объема инвестиционных ресурсов. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz