Север и рынок. 2013, N 1.
нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, которыми являются Правила благоустройства, Правила землепользования и застройки, Порядки обращения с отходами. Функциями общественных советов должны стать: информирование населения о положениях вышеназванных нормативных правовых актов; выявление положений, которые сложны к выполнению; подготовка проектов поправок к вышеназванным нормативным правовым актам и разработка механизмов, которые будут способствовать исполнению Правил и Порядков на всей территории муниципального образования. Это будет способствовать развитию широкого участия, формировать действующие общественные институты, которых так не хватает в современной России [15]. Кроме того, органы местного самоуправления должны будут проводить пропаганду «Политики устойчивого развития муниципального образования» и постоянное информирование жителей города о том, как она исполняется. Мы рекомендуем включать мероприятия по информированию населения и пропаганде принципов устойчивого развития в каждую ДЦП. Необходимость отвечать на вопросы: «Как ДЦП способствует достижению целей устойчивого развития?», «Как ДЦП будет способствовать энергоэффективносги экономики, сохранению живой природы, вовлечению различных социальных групп в деятельность, направленную на развитие муниципального образования?», «Как в ДЦП отражен аспект последовательности и согласованности действий при достижении целей развития?», планировать соответствующие мероприятия будет способствовать формированию нового мировоззрения муниципальных служащих. Таким образом, обычные инструменты муниципальной политики: целеполагание, планирование, бюджетирование, управление имуществом и землями, финансовая помощь, регулирование общественной жизни становятся инструментами устойчивого развития, если в их основу положен такой документ, как «Политика устойчивого развития муниципального образования». Важным инструментом достижения целей являются индикаторы устойчивого развития, которые применяются для корректировки муниципальной политики. Индикаторы являются элементом системы управления и должны быть интегрированы в политический процесс. Используя один из главных принципов устойчивого развития - принцип прагматичности (выявление механизмов - что работает?) [5], на основе предложенной типовой «Политики устойчивого развития» мы предлагаем систему индикаторов устойчивого развития муниципального образования в Мурманской области (табл.2). Система состоит из индикаторов, уже включенных в политический процесс [10] и несложных в подсчете дополнительных индикаторов, которые целесообразно использовать для мониторинга исполнения принципов «Политики устойчивого развития муниципального образования». Таблица 2 Система индикаторов устойчивого развития муниципального образования в Мурманской области Принципы политикиустойчивого развития Индикаторы Последовательность и согласованность действий при достижениидолгосрочныхцелейразвития Доля завершенных проектов Доля достигнутыхцелейразвития Стремление к поиску и реализациирешений, повышающих энергоэффективность систем жизнеобеспечения и экономики города Удельная величина потребления энергетическихресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общейчисленностинаселения городского округа (муниципальногорайона) Приоритет сохранения или восстановления природной средыпри планировании и ведениихозяйственной деятельности Процент особо охраняемыхтерриторий Доля средствместных бюджетов, освоенных в ходе реализациимероприятий по оптимизации системыобращения с отходами в рамкахмуниципальных целевых программ, в общем объеме расходов местного бюджета, процентов Доля отходов, размещаемых на оборудованныхполигонах и отправляемых на переработку Обеспечение консенсусаприпринятиирешенийв сфере развитиямуниципального образованияи широкогоучастия в мероприятиях по достижениюпоставленных целей Количество действующих общественных организаций Долячленов общественныхорганизацийв общейчисленностижителейгорода Количество действующих общественных советов приорганахместо самоуправления Количество проектов поправок к нормативным правовым актам, подготовленных общественными советами Таким образом, мы рекомендуем для формирования политики устойчивого развития муниципальных образований Мурманской области обеспечить экологизацию принимаемых на местном уровне решений. Для этого утвердить документ, координирующий процессы муниципального управления в целях устойчивого развития, определяющий принципы, исходя из которых разрабатываются и принимаются решения на местном уровне, а также направления деятельности, на которые необходимо обратить особое внимание. Предлагаем 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz