Север и рынок. 2013, N 1.

Мы предлагаем в качестве документа, координирующего различные процессы планирования и регулирования на местном уровне, разработать и утвердить «Политику устойчивого развития муниципального образования» и в дальнейшем неукоснительно руководствоваться данным документом при принятии любых управленческих решений. «Политика устойчивого развития» должна определить цель политики развития муниципального образования, принципы политики развития и основные направления политики. Исходя из логики разработки концепций, стратегий и программ социально-экономического развития, можно говорить о взаимосвязи их между собой. Так, программные документы на долгосрочную перспективу на различных уровнях планирования (федеральный, региональный, муниципальный), на долгосрочную перспективу субъектов Российской Федерации направлены на достижение таких целей и задач, которые бы способствовали реализации основных целей и приоритетных задач, обозначенных и сформулированных в целеполагающих документах федерального значения. Аналогично программные документы муниципальных образований Мурманской области должны способствовать достижению целей и решению задач, определенных Стратегией развития Мурманской области до 2025 года и не противоречить федеральному законодательству, а именно: на создание развитых городских систем, социально-экономическое развитие которых должно быть основано на принципах устойчивого развития [3] в целях повышения качества жизни всего населения [4]. Мы предлагаем цель Политики устойчивого развития муниципальных образований Мурманской области сформулировать следующим образом: экологизация принимаемых решений в целях обеспечения высокого качества жизни всего населения в благоприятной природной и социокультурной среде. Поскольку Стратегией развития Мурманской области до 2025 года не дается определение принципов устойчивого развития, на которых должно основываться социально-экономическое развитие городских систем, то целесообразно привести определение этих принципов в «Политике устойчивого развития муниципального образования». Для формулирования принципов мы адаптируем используемые в мире подходы политики устойчивого развития к российским условиям. Одним из концептуальных подходов при формировании политики устойчивого развития является долгосрочность планирования, готовность к длительным действиям [5]. В настоящее время практика управления муниципальными образованиями такова, что при смене первых лиц принятые прежним составом руководства решения зачастую не реализуются, ставятся новые приоритеты, предлагаются новые способы решения муниципальных проблем. И получается, что большая работа, проделанная ранее, на которую затрачены финансовые ресурсы местного бюджета, остается незавершенной, результат не получен, следовательно, искомого улучшения не произошло, качество жизни населения не повысилось. Из этого следует, что главнейшим принципом формирования политики должен стать принцип последовательности и согласованности действий при достижении долгосрочных целей развития. Это очень важный принцип. Исходя из того, что ключевым параметром социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года [3] является открытость для международного сотрудничества, мы будем считать, что цели политики устойчивого развития муниципальных образований Мурманской области соответствуют принятым в мировой практике. В мировой практике целями политики устойчивого развития муниципальных образований являются сдерживание процесса изменения климата; улучшение здоровья людей (уменьшение загрязнения); ответственное управление природными ресурсами и отходами; сохранение экосистем и биоразнообразия; социальная включенность [6]. Принципы Политики мы сформулируем исходя из того, что они должны будут способствовать достижению поставленных целей, базируясь на законодательной базе и принятых практиках Российской Федерации Несмотря на то, что в 2010 году была утверждена Климатическая доктрина РФ [7], экспертами ПРООН осуществлена попытка разработки Климатической стратегии Мурманской области [8]. Цель - «сдерживание процесса изменения климата» - остается экзотической для муниципальных образований Мурманской области. В то же время основными мерами по сдерживанию процесса изменения климата являются меры, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов, среди которых мы выделим меры, направленные на повышение энергоэффективности экономики [8]. Разработка и реализация мер, направленных на повышение энергоффективности, уже укоренены в практику органов местного самоуправления, благодаря действующему закону об энергосбережении и повышении энергоэффективности [9] и соответствующим показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [10]. Поэтому принцип муниципальной политики, который будет способствовать сдерживанию изменения климата, мы предлагаем сформулировать следующим образом: стремление к поиску и реализации решений, повышающих энергоэффективность систем жизнеобеспечения и экономики города. Такие цели, как улучшение здоровья людей (уменьшение загрязнения), ответственное управление природными ресурсами и отходами, сохранение экосистем и биоразнообразия могут быть достигнуты, если при принятии решений на местном уровне руководствоваться принципом «приоритета сохранения или восстановления природной среды при планировании и ведении хозяйственной деятельности». 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz