Север и рынок. 2013, N 1.

Рис. 4. Структура поддержанных проектов начинающих предпринимателей в 2009-2011 годы Таким образом, основными критериями получения господдержки для развития бизнеса являются доходность и окупаемость проектов. Сравнение соотношения структуры поддержанных проектов 2009-2011 годов и отраслевой структуры малого бизнеса за этот же период в Мурманской области показало, что наблюдается значительное расхождение отраслевой структуры поддержанных проектов и существующей структуры малого бизнеса в области, причем данный разрыв сохраняется и в настоящее время. Малый бизнес региона в настоящее время доминирует в таких секторах экономики как торговля, строительство, сельское хозяйство, предоставление охранных услуг, а поддержанные проекты направлены на предоставление бытовых услуг, автомобильного сервиса и туристических услуг. Это говорит о том, что региональные власти стараются поддерживать те направления малого бизнеса, которые сейчас меньше представлены в экономике области, что должно в дальнейшем привести к ее диверсификации. В то же время такая структура поддержанных проектов находится в противоречии с приоритетными направлениями развития малого бизнеса, определенными Постановлением Правительства Мурманской области. Доля проектов, соответствующих приоритетным направлениям, в заявках не превышает 1%. Распределение поддержанных проектов по видам рынков - внешний или внутренний - показало, что преобладают проекты (65%), нацеленные исключительно на удовлетворение спроса на местном рынке; около 30% проектов потенциально могут при дальнейшем расширении деятельности и повышении конкурентоспособности выйти на межрегиональные рынки со своей продукцией; примерно 5% проектов изначально нацелены на привлечение клиентов из-за пределов региона, в основном это туристические проекты. Выборочное интервьюирование предпринимателей, проведенное автором статьи, показало, что заявки на господдержку в основном подают люди, которые уже давно занимаются бизнесом. Некоторые из них до участия в программе вели бизнес без образования юридического лица, и лишь участие в конкурсе дало возможность выйти из тени. Полученный грант расходовался на обновление производственного или офисного оборудования. Ни один из интервьюированных «старых» предпринимателей не расширил объемы производства и не стал создавать дополнительные рабочие места. Предприниматели, открывающие свое первое дело, в основном обеспечивают самозанятость и в лучшем случае дополнительные 1-2 рабочих места. Доходность бизнеса проинтервьюированных предпринимателей на настоящий момент ниже проектной, и основной проблемой для них является недостаточность оборотных активов для развития. Можно констатировать, что в настоящее время в Мурманской области наблюдается рост количества выданных мини-грантов безработным и снижение количества выданных грантов начинающим предпринимателям. Это может свидетельствовать о том, что доступность первого вида грантов остается высокой, в то время как второй вид грантов, который более эффективен для начинающих бизнесменов, стал менее доступен. В рамках повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса необходимо совершенствовать эту систему на уровне муниципалитетов. Для повышения ее доступности необходимы проведение выездных бизнес-курсов для отдаленных населенных пунктов и организация консультационных услуг для написания бизнес-планов. Это возможно организовать либо через онлайн-консультации, либо через обучение работников территориальных органов занятости населения, которые есть в каждом административном районе. Кроме того, нужно перенести итоговую оценку проекта с финального этапа (заключения экспертной комиссии) на предварительный этап (работу с рецензентом). Для этого необходимо увеличить количество рецензентов, работающих с заявителями, чтобы проект стал выполнимым и экономически эффективным. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz