Север и рынок. 2013, N 1.
Суммы выплаченных субсидий декабрь, 2009 ноябрь, 2010 декабрь, 2010 июнь, 2011 ноябрь, 2011 Рис. 2. Общий объем государственных субсидий по датам конкурсов , проводимых ГОУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» В 2010 году было получено 207 грантов со средним размером 247 тыс. руб., в 2011 году - только 134 гранта со средним размером 305 тыс. руб. Эти изменения связаны с ужесточением и более четкой регламентацией критериев отбора проектов, а также со снижением активности будущих предпринимателей. Территориальное распределение полученных грантов в основном соответствует системе расселения региона. Основная масса предоставленных грантов (52%) приходится на региональную столицу (рис.З). Рис.З. Распределение предоставляемых государственных субсидий по населенным пунктам Мѵрманскогі области Несоответствие субсидий имеющейся структуре населения и уровню развития малого бизнеса демонстрирует второй по населению город области - Апатиты, уступающий на 1% вдвое меньшему по населению и количеству предпринимателей Кировску и всего на 1% опережающий Мончегорск, население которого также меньше населения Апатитов. Одним из объяснений этому может быть то, что многочисленные бизнесы, сконцентрировавшиеся в городе и ориентированные на местный рынок, практически полностью заполнили свои рыночные ниши. Соответственно, начинающие предприниматели города вынуждены искать новые ниши на местном рынке, что значительно сложнее, либо создавать проекты, нацеленные на внешний (региональный, межрегиональный, национальный) рынок, что требует высокого уровня конкурентоспособности проекта. Распределение поддержанных проектов по видам деятельности имеет следующую структуру (рис.4). Значительная доля проектов (24%) сосредоточена в сфере предоставления бытовых услуг населению (организация салонов красоты, соляриев, саун и т.п.). Данные проекты при правильной маркетинговой политике являются высокодоходными, быстроокупаемыми и сумма необходимого начального капитала в большинстве случаев соответствует размеру предоставляемого гранта. Вторая большая группа проектов (21%) - транспортные услуги и автомобильный сервис. Это также достаточно доходный бизнес, хотя и испытывающий высокую конкуренцию. Но для этого бизнеса размер предоставляемого гранта уже недостаточен для покрытия первоначальных расходов. Другие значительные группы (8-10%) составляют проекты, нацеленные на развитие въездного туризма, сельскохозяйственных предприятий, ремесленничества (что также может являться частью туристической инфраструктуры) и проекты, нацеленные на обслуживание крупных предприятий. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz