Север и рынок. 2013, N 1.

предусматривает создание информационно-технологичеких центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, сети других организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. Инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой. Неотъемлемой составляющей инновационной инфраструктуры Мурманской области должна быть инфраструктура поддержки малого предпринимательства. В настоящее время на территории Мурманской области создана сеть объектов инновационной инфраструктуры, важнейшим элементом которой являетсяМурманская городская агломерация, консолидирующая научно-производственный потенциал промышленных, транспортных и сервисных предприятий Мурманска. Также в г.Апатиты на базе исследовательских институтов Кольского научного центра РАН, высших образовательных учреждений, НП «Центр трансфера технологий», НП «Технопарк-Апатиты», ГОУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» и других научно-образовательных структур формируется Технико-внедренческая зона. Ее основным профилем является разработка и производство стратегических материалов для российской промышленности. В пос.Аллакурти планируется создание технопромышленного парка. В городах, имеющих крупные горно-обогатительные и металлургические предприятия (Оленегорск, Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Ковдор, Заполярный), и пос.Ревда будут образованы технологические и промышленные парки для реализации внедренческих проектов, что обеспечит повышение конкурентоспособности крупных предприятий и будет способствовать диверсификации экономики этих городов. Помимо этого в регионе создается пять экономических кластеров, три из которых могут быть отнесены к категории морехозяйственных. Следует отметить, что именно в видах экономической деятельности, возникающих на стыке суши и морской акватории, формируются важнейшие конкурентные преимущества экономики Мурманской области. На базе вышеперечисленных организаций, входящих в инновационную инфраструктуру региона, необходимо развитие систем, которые могли бы обеспечить ее жизнедеятельность: • система производственно-технологической поддержки создается как в целях поддержки собственно сферы научных исследований и разработок, так и в целях организации опытного производства. Элементами системы должны стать лизинговые организации, технопарки, крупные заводские лаборатории, центры и объединения по совместному использованию дорогостоящего научного оборудования; • система защиты интеллектуальной собственности и экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов. На основании федерального законодательства должны быть обеспечены патентно-лицензионная работа, контроль качества научно-технических услуг и инновационной продукции, предоставление услуг в области метрологии, стандартизации, сертификации для организаций, производящих наукоемкую продукцию; • система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоумкой продукции призвана решать двуединую задачу - обеспечивать занятие и последовательное расширение на рынке определенного сегмента для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении и эффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции. Она будет включать в себя маркетинг, рекламную и выставочную деятельность. Важным инструментом системы продвижения на рынок наукоемкой продукции является и государственная поддержка новых рынков со стороны спроса. Каждая из перечисленных систем, входящих в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных или многофункциональных организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов. Формирование инновационной инфраструктуры Мурманской области должно осуществляться в тесной взаимосвязи с инфраструктурами не только Северо-Западного федерального округа, но и страны в целом, поскольку региональная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы. Литература 1. Мурманская область на 57-м месте в России по количеству малых предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.murman.ru/themes/economy-10072012.shtml 2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с. 3. Путилов В.А. Информационные технологии в обеспечении устойчивого развития / В.А.Путилов, А.Г.Олейник, А.Я. Фридман // Наука и бизнес на Мурмане: научно-практический журнал. Серия: Экономика и рынок. Т.З. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1997. С. 43-47. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz