Север и рынок. 2013, N 1.

Если говорить об общих для большинства муниципальных образований тенденциях, то в целом следует отметить некоторое укрепление позиций местного самоуправления в мнениях населения, при этом по-прежнему во всех городах большинство жителей не одобряет деятельность местных администраций. Наименьшие колебания оценок по приведенным показателям характерны для Оленегорска, где жизнь, судя по всему, несколько спокойнее, хотя в целом отношение к власти также довольно прохладное. Уровень вовлеченности жителей в процессы самоуправления проявляется в том, как они оценивают возможность учета их мнений при принятии управленческих решений в своем муниципальном образовании. Выяснилось, что в течение 2009-2012 годов среди горожан значительно (около 60%) преобладает понимание невозможности такого влияния. Адекватность отражения социальной реальности в мнениях и оценках людей подтверждает показатель почти в 70% в Апатитах (самых высокий по всем городам) по варианту «влияние невозможно». Вспомним, что именно в 2011 году в Апатитах остро встал вопрос о выборности главы города. Завершилось все тем, что Совет депутатов все-таки принял непопулярное среди населения решение о назначении сити-менеджера (рис.З). □ Н е знаю □ Нет, это невозможно □ Да, иногда это возможно □ Да, это возможно 2009 2011 2012 Ргіс. 3. Динамика оценок возможности влияния мнения жителей г.Апатиты на принятие управленческих решений (2009-2012 годы), % Оценки результативности деятельности органов исполнительной власти (оценивалась по шкале от 1до 5) представлены на примере только одного города (Оленегорска) из-за объемности графиков. Для этого города характерно плавное, но, тем не менее, очевидное падение оценок результативности практически по всем позициям (рис.4). 2 1,3 1,9 2,4 ... 3.9 1 т. j 2 2,4 2,3 2.4 2,7 2,5 2.9 . .... 2,/ 2.5 ~ ■ 1,9 2,2 2,6 2.7 2,9 2,8 3,2 3,1 2,8 * * 2010 2011 201 Ш Предоставление населению качественных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства ШРазвитие экономики, обеспечение экономического роста Ш Обеспечение населения доступным и качественным жильем □ Обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению ЕЗОбеспечение доступности и качества профессионального образования для населения □ Повышение уровня дож дов и улучшение материального положения населения □ Усиление правопорядка и обеспечение общественной безопасности Ш Обеспечение доступности и качества общего (школьного) образования для населения Ш Развитие культуры, физической культуры и спорта Рис.4. Динамика результативности деятельности органов исполнительного власти г.Оленегорска, % Общая картина по всем городам получилась достаточно впечатляющей: не по одному показателю власть «не сработала» даже на «4».Следует заметить, что мнения жителей отражают как территориальную специфику, так и специфику реализации социального управления в каждом отдельном муниципальном образовании. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz