Север и рынок. 2013, N 1.
Следует согласиться с таким подходом. Более того, проводимый нами с 2002 года социологический мониторинг экономического положения и социального самочувствия населения Мурманской области в значительной степени ему соответствует и как своего рода реализация теоретических положений в их практическом применении. В рамках научных исследований социологическая информация является разновидностью социальной научной информации. Центральным концептом исследований в течение всего периода проведения мониторинга нами определено понятие «комфортность проживания» - субъективное чувство человека в данных природных и социально-экономических условиях. Для того чтобы сделать вывод об уровне комфортности проживания, необходимо исследовать оценочный элемент общественного мнения в отношении природных, политических и социально-экономических обстоятельств, представляемых как результат социального управления. А это значит, что эффективность социологических исследований очевидна. Так, динамика среза общественных настроений населения Мурманской области в 1990-х годах и начале нового тысячелетия характеризовалась высоким уровнем социального протеста (более 35%) и резким снижением оценок самоидентификации и значительно превосходила подобные показатели по Северо-Западному федеральному округу. Очевидно, основным фактором, провоцирующим социальный протест (помимо общей удручающей социально-экономической ситуации), в тот период была явная «антисеверная» государственная политика, нашедшая отражение в известном высказывании ТА.Гайдара: «Север нам не нужен» и приведшая к резкому спаду промышленной активности, снижению уровня жизни и социального оптимизма северян. Позже такая политика была признана неэффективной, и проблемы развития северных территорий сейчас находятся в центре внимания федеральных властей, особенно с учетом повышенного интереса к Арктике и ее природным богатствам. На протяжении всего периода проведения нами социологического мониторинга использовались его возможности как инструмента социальной диагностики эффективности социального управления. Критериально-функциональный подход к изучению характера взаимодействия властных структур и общественного мнения позволил определить неэффективность используемой модели отношений власти и общественности, когда обратной связи (т.е., собственно, самому общественному мнению) не придается должного значения. Сделан вывод, что социальная диагностика может рассматриваться в качестве инструмента действенного контроля над ходом реализации управленческого воздействия. Социологическая информация способствует пониманию восприятия населением реализуемой социальной политики и формированию обоснованных выводов и обобщений о ее эффективности и перспективах совершенствования. Многие аспекты эффективности социального управления нашли отражение в мнениях жителей городов региона. Очевидно, что изменения в динамике оценок деятельности местных администраций в каждом отдельном муниципальном образовании напрямую зависят от конкретных обстоятельств и действий власти. Известно, что в 2007-2008 годах широкую огласку в г.Кандалакша получил конфликт между представительным и исполнительным органами местного самоуправления, что и проявилось в резком увеличении доли негативных (при столь же значительном сокращении положительных) оценок местной администрации в тот период. Поэтому закономерной выглядит неустойчивость мнений по различным показателям, характеризующим местную власть в этом городе (рис.2). В последние годы местное сообщество демонстрирует стабильность своих мнений по этому поводу. 70 60 50 40 30 20 10 68.5 596 60.6 і— 14.1 12. 33.7 3.6 |-.3 50.650.6 14.1 т 8,7 10.1 Ч-Ч Іл Э Т І ■ 18.1 15,5 113 14.4 ’ —М2Л 16 Полностью Полностью не С Затрудняюсь одобряю и в одобряю и в деятельностью ответить основном основном не не знаком одобряю одобряю И 2007 □ 2008 □ 2009 □ 2010 □ 2011 □ 2012 0 Рис.2. Динамика оценок деятельности местной администрации г.Кандалакша, % 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz