Север и рынок. 2013, N 1.
5) содержание любых управленческих актов (решений, поступков, действий и т.д.) с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие; 6) характер и объем взаимосвязей управленческих органов и должностных лиц с гражданами, их объединениями и коллективами, различными слоями населения; 7) мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа соответствующего органа и государственной должности. 8) нравственный критерий, состоящий в морально-идеологическом влиянии управленческой деятельности на «внешнюю» среду, на людей, с которыми управленческие органы и должностные лица соприкасаются, взаимодействуют, совместно решают различные проблемы. Примечательно, что пункты 5-8 предлагаемых критериев могут быть оценены в основном с применением методов социологии: контент-анализа, фокус-групп, экспертных и массовых опросов, что изначально определяет востребованность по их использованию в процессах социального управления. Рис.1. Структурно-логическая схема социального управления В 2008 году вышел Указ Президента Российской Федерации № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», определивший нормативную базу оценки эффективности органов местного самоуправления. Кроме того, в более поздних дополнениях к Указу была прописана необходимость оценки уровня удовлетворенности населения результатами работы местной власти с использованием социологических опросов. Такие опросы проводятся и в Мурманской области: оценивается удовлетворенность населения медицинскими услугами, услугами в сфере образования, ЖКХ и информационными. Это полезное в информационном плане начинание, к сожалению, дает далеко не полное представление обо всех значимых сторонах жизнедеятельности территориального социума. В последние годы все больше исследователей обращаются к вопросу интеграции экономической и социальной эффективности, когда речь идет о результатах социального управления. ИА.Кох ввел в научный оборот понятие «институциональной эффективности», определяемой как единство экономической и социальной эффективности, единство количественных и качественных показателей, объективных и субъективных измерений социального управления. По мнению автора, такой подход позволяет более полно оценить достижение целей в социальном управлении [3]. Субъективная составляющая институциональной эффективности определяется путем социологического измерения следующих параметров: - удовлетворенность потребностей населения; - удовлетворенность населения деятельностью власти; - безопасность жизнедеятельности; - социальное самочувствие; - социальное терпение/протест; - социальная адаптация; - уверенность в будущем и т.д. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz