Север и рынок. 2013, N 1.

После 2016 года Кольская, Карельская и Ленинградская энергосистемы надежно соединены ЛЭП «Северный транзит». Это не только повышает надежность энергоснабжения потребителей в соответствующих регионах, но и позволяет генерирующим мощностям выходить на оптовый рынок электрической энергии (мощности). Вопрос о придании Мурманской области и Республике Карелия статуса неценовой зоны теряет актуальность. В Мурманской области по-прежнему преобладают атомная и гидроэнергетика, в то время как основными игроками на рынке электроэнергии в стране являются тепловые электростанции, но теперь электроэнергия (мощность) Кольской АЭС-2 и ГЭС ОАО «ТГК-1» может в большем объеме передаваться в другие регионы и соответственно торговаться на рынке. В период до 2020 года Архангельская область и Республика Коми остаются в неценовой зоне. Однако к 2030 году, после развития электросетевой инфраструктуры, связывающей соседние энергосистемы, а также объединенную энергосистему Северо-Запада с объединенной энергосистемой Центра, возможен их переход в ценовую зону «Европейская часть России и Урал». Это послужит дополнительным стимулом для ОГК-3, ТГК-2 и ТГК-9 для модернизации и строительства новых мощностей в этих регионах. Оценка вариантов развития электроэнергетики частично уже была дана при описании сценариев. Остановимся вкратце на основных моментах. Сценарий стабильности можно считать приемлемым в среднесрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе реализация этого сценария приведет к упадку отрасли, а с ней и всей социально-экономической системы. Сценарии деградации и огосударствления неприемлемы. Первый недопустим из-за резко отрицательного влияния на социально-экономическую систему в целом. Второй сценарий рассматривается в двух вариантах, оба из которых, как было показано, маловероятны, а также чреваты негативными последствиями для социально-экономической системы. Очевидно, надо стремиться к реализации сценария развития. Однако есть опасения, что реализация данного сценария в «чистом виде» маловероятна. Эти опасения вызваны инертностью государственной машины, неуверенностью собственников и менеджмента энергокомпаний в будущем, негативными ожиданиями инвесторов и потребителей энергии от изменений государственного регулирования электроэнергетики, низкой культурой энергопотребления и т.п. Высокая социально-экономическая значимость электроэнергетики, с одной стороны, не позволит государству отвернуться от этой отрасли, но, с другой стороны, после неудачных преобразований может удерживать власть от решительных мер по изменению ситуации из-за опасений дестабилизировать ситуацию. Поэтому представляется правильным решение, при котором государственные органы, осуществляющие регулирование электроэнергетики, выберут сценарий стабильности, который будет реализовываться в течение ближайших нескольких лет. Но при этом обязательна подготовка условий для перехода к сценарию развития. Данные условия предполагается сформулировать в последующих работах. Вкратце можно сказать, что одним из условий перехода к сценарию развития является разработка четких, понятных и энергетикам, и потребителям энергии правил рынка электроэнергии, которые будут действовать достаточно длительное время без изменений. Важной задачей также является развитие энергосбережения и повышение культуры энергопотребления. Литература 1. Внутренние и внешние ограничения локальных рынков / ОАО РАО «ЕЭС России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rao-e es.ru/ru/reformmg/show.cgi7tecli.htm (дата обращения: 17.05.2007). 2. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 770 «Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)» [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Тарифы / РАО «ЭС Востока. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rao-esv.ru/tarify-l (дата обращения: 06.11.2012). 4. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года: одобрена распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р. [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Основные положения Стратегии развития Единой национальной электрической сети на десятилетний период / ОАО «ФСК ЕЭС». [Электронный ресурс] URL: http://www.fsk-ees.ru/evolution_strategy.html (дата обращения: 02.04.2010). 6. Основные характеристики инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» на 2012-2014 годы / ФСК. [Электронный ресурс] URL: http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/invest_prog.pdf( дата обращения: 29.06.2012). 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz