Север и рынок. 2013, N 1.

сохранения неценовых зон снимается сам собой. Борьба с неплатежами за потребленную электроэнергию ведется средствами установления приборов учета и взыскивания долгов в судебном порядке. Для решения проблемы модернизации и создания новых электроэнергетических мощностей государством выделяется недостаточно средств, а те, которые выделяются, расходуются неэффективно. Новые управляющие электроэнергетических компаний стремятся в первую очередь к выполнению функций энергоснабжения в текущее время, их усилия направлены на поддержании электроэнергетических мощностей в рабочем состоянии хотя бы в среднесрочной перспективе. Строительство новых генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры не соответствует потребностям экономики. Ситуация заходит в тупик. Сценарий огосударствления теоретически может реализоваться по-другому. Эффективный менеджмент вновь созданных государственных энергокомпаний обеспечивает надежное электроснабжение потребителей и закладывает фундамент стабильного развития электроэнергетики в долгосрочной перспективе. Это обеспечивается благодаря модернизации мощностей, оптимизации работы энергосистем, проведению мероприятий по повышению эффективности производства энергии, развитию энергосбережения и энергоэффективносги. Государство выделяет достаточно средств для модернизации и строительства новых электроэнергетических мощностей. Благодаря новому строительству снимаются многие сетевые ограничения. Параллельно проводится большая пропагандистская работа, направленная на формирование ответственного потребителя. Во втором варианте сценарий огосударствления может показаться привлекательным, но и здесь есть свои «но». Столь резкое изменение курса, проводимого в отношении электроэнергетики, может подорвать доверие со стороны инвесторов к государству, что повлечет за собой снижение потока частных инвестиций в другие отрасли экономики. С учетом того, что в России важнейшую роль играют - и еще долго будут играть - сырьевые отрасли, являющиеся капиталоемкими с долгим сроком окупаемости инвестиций, это повлечет серьезные отрицательные последствия для экономического положения страны в целом. К тому же для реализации данного варианта сценария необходимы квалифицированные управленческие кадры, подготовленные с учетом специфики деятельности электроэнергетических компаний. Оба варианта сценария огосударствления в нынешних условиях маловероятны. Описанные выше изменения затронули бы интересы слишком многих субъектов (государства, потребителей, акционеров и менеджеров энергетических компаний), потребовали бы огромных финансовых и временных затрат. Кроме того, масштабные организационные изменения в электроэнергетике, нуждающейся в притоке инвестиций и повышении эффективности, играющей при этом важную роль в социальном плане, способны вызвать ее дестабилизацию, а это недопустимо. Сценарий развития. Данный сценарий подразумевает выход из сложной ситуации, в которой оказалась электроэнергетика. Планы сетевого строительства реализуются в полном объеме. Развивается технологическая и организационная инфраструктура рынка электрической энергии (мощности). Государство разрабатывает и устанавливает четкие и понятные правила игры на этом рынке, которые остаются неизменными на протяжении долгого времени. Это внушает инвесторам и менеджменту электроэнергетических компаний уверенность в завтрашнем дне. Генерирующие компании стремятся повысить эффективность производства электроэнергии, их инвестиционные планы выполняются полностью и в установленные сроки. Происходит постепенное обновление мощностей электроэнергетики, их модернизация, внедрение новых технологий в производстве и передаче электроэнергии. Повсеместно развивается энергосбережение и повышается энергоэффективность экономики. Сетевые и сбытовые компании стремятся снизить до минимума величину технологических и коммерческих потерь при передаче электроэнергии. Проблема неплатежей за потребленную энергию постепенно решается, часть долгов оплачивается потребителями (в том числе путем взыскания через суд), часть безнадежной задолженности списывается. Впоследствии накоплений значительных сумм задолженности потребителей перед энергокомпаниями не происходит. Цены на электроэнергию незначительно изменяются под воздействием рыночных сигналов, но они предсказуемы, и это внушает уверенность в будущем как потребителям энергии, так и предприятиям электроэнергетики. Реализация Федерального закона «Об энергосбережении...» оказывает значительный положительный эффект на экономику страны и ее регионов. Мероприятия по повышению энергоэффективносги проводятся как в бюджетных учреждениях, на государственных и муниципальных предприятиях, так и на частных предприятиях и предприятиях смешанных форм собственности. Повсеместно внедряются приборы учета. Владельцы и менеджеры предприятий осознают и рассчитывают эффект от энергосбережения и энергоэффективносги и охотно выделяют средства на эти цели. Значительно повышается культура энергопотребления. В Мурманской области в 2016-2020 годах строится и вводится в эксплуатацию Кольская АЭС-2 с четырьмя энергоблоками ВБЭР общей мощностью 1200 МВт. В результате обеспечивается замена выбывающим из эксплуатации первым двум энергоблокам Кольской АЭС и сохраняется избыточность Кольской энергосистемы. В Республике Карелии в 2016-2020 годах строятся и вводятся в эксплуатацию три энергоблока Медвежьегорской ТЭЦ общей мощностью 1980 МВт, что позволяет существенно снизить дефицит мощности в республиканской энергосистеме. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz