Север и рынок. 2013, N 1.

Карелия Медвежьегорской ТЭЦ не реализуется или реализуется частично (вместо запланированных в «Генеральной схеме...» трех блоков общей мощностью 1980 МВт вводится один или два блока). Дефицит мощности в Республике Карелия по-прежнему покрывается поставками из Мурманской и Ленинградской энергосистем (в последней к 2020 году будет введена в эксплуатацию Ленинградская АЭС-2). Связь Колькой энергосистемы с энергосистемой Республики Карелия и далее с энергосистемой Ленинградской области усиливается благодаря ЛЭП «Северный транзит». В настоящее время по проекту «Северный транзит» уже введены в эксплуатацию участки ЛЭП от Кольской АЭС до ПС Княжегубская (Мурманская область) и далее до ПС Лоухи (Республика Карелия), и в инвестиционной программе ОАО «ФСК ЕЭС» предусмотрено строительство второй цепи ЛЭП на этом участке в период 2012-2014 годов [6]. Рассматривается вопрос о продолжении «Северного транзита» до Киришской ГРЭС. Архангельская область и Республика Коми остаются в неценовой зоне. Постепенно решается проблема неплатежей за поставленную энергию. Способами для этого служат повсеместное внедрение приборов учета отпущенной энергии, заключение прямых договоров на поставку электроэнергии (минуя посредников), судебные иски против должников. Реализация Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года приносит некоторые плоды. Повышается энергоэффективносгь бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, становится выше энергоэффективность вновь построенных зданий, благодаря внедрению приборов учета снижается величина коммерческих потерь электроэнергии. Несмотря на кажущееся благополучие, этот сценарий таит угрозы. В нем не решаются острые проблемы электроэнергетики, консервируется нынешняя система взаимоотношений участников рынка электроэнергии. Некоторое время электроэнергетика продолжит выполнять функции снабжения потребителей энергией. Но постепенно груз нерешенных проблем будет становиться тяжелее. В результате после 2020 года, а возможно и ранее, данный сценарий может перейти в худший сценарий деградации. Сценарий деградации. Из-за неясных, часто меняющихся правил игры на рынке электроэнергии частные предприятия электроэнергетики опасаются принятия важных инвестиционных решений. Выделение средств на развитие производства продиктовано не стремлением повысить эффективность, а неизбежными сбоями в работе в случае непринятия мер по замене или ремонту изношенных мощностей. Собственники и менеджмент компаний стремятся к увеличению прибыли в краткосрочной перспективе в ущерб обеспечению стабильной работы компаний в будущем. Исключение составляют генерирующие компании, чьими собственниками являются холдинги, имеющие в своем составе крупные энергоемкие предприятия и заинтересованные в наличии дешевой электроэнергии для их нужд. Одним из оправданий роста цен на электроэнергию будут заявления о необходимости обновления устаревших мощностей и финансирования модернизации производства. Но фактически мощности будут обновляться очень медленно, постепенно их эффективность будет снижаться, что станет еще одной причиной роста цен на производимую энергию. Проблема неплатежей за потребленную электроэнергию останется острой. Строительство Кольской АЭС-2 будет проходить с опозданием, и Мурманская область столкнется с серьезной угрозой дефицита мощности. Строительство Медвежьегорской ТЭЦ в Республике Карелия будет существенное отставать или вообще не начнется. В этом случае электродефицитная Карелия сможет получать электроэнергию из Ленинградской энергосистемы, где к тому времени будет введена в эксплуатацию Ленинградская АЭС-2. Планы строительства магистральных сетей будут реализованы не полностью. Однако, вероятность завершения проекта «Северный транзит», по крайней мере на территории Мурманской области и Республики Карелии, высока. Архангельская область и Республика Коми остаются в неценовой зоне. В случае резкого ухудшения ситуации возможно включение в неценовую зону Мурманской области и Республики Карелия. Государственное регулирование цен и очередное изменение правил игры негативно скажутся на инвестиционных решениях генерирующих компаний, работающих на территории данных субъектов РФ. Нарушение положений ФЗ «Об энергосбережении...» носит массовый характер, и эффект от реализации закона незначителен. В случае реализации данного сценария сбои в электроснабжении уже через несколько лет станут обычным явлением. За пределами 2020 года ситуация станет катастрофической. Сценарий огосударствления. В течение нескольких лет идет поиск путей решения накопившихся проблем в электроэнергетике рыночными способами. Эффективного решения не найдено, и государство принимает кардинальные меры: происходит национализация крупных генерирующих компаний, консолидация генерирующих и сетевых активов и возврат к структуре, подобной РАО «ЕЭС России». Тарифы в электроэнергетике контролируются государством на всей территории страны, и вопрос о целесообразности 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz