Север и рынок. 2013, N 1.
Для эффективного государственного регулирования электроэнергетики необходимо не только знать, каково положение дел в отрасли в настоящее время, но и оценить возможные перспективы ее развития. Развитие электроэнергетики зависит от многих факторов, среди которых: инвестиционный климат, спрос на электроэнергию, наличие энергоресурсов, проводимая государством политика в отношении этой отрасли, появление новых технологий производства электроэнергии и др. Совокупность многих факторов обусловливает возможность развития электроэнергетики по разным сценариям, среди которых могут быть как благоприятные, так и нежелательные для социально-экономической системы страны или отдельного региона. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть основные из возможных сценариев развития электроэнергетики и выбрать из них лучший. Это даст информацию для выработки такой энергетической политики, которая бы повышала вероятность реализации лучшего сценария. В данной работе для исследования выбраны северные регионы России. Эти регионы имеют особенности, которые делают исследование перспектив развития электроэнергетики на их территории сложной и актуальной задачей. Холодный климат, объективно высокая энергоемкость экономики и высокая социальная значимость энергоснабжения уже являются достаточными основаниями для того, чтобы уделять развитию электроэнергетики на Севере самое пристальное внимание. Но этими особенностями дело не ограничивается. Практически все регионы Севера технологически или относительно изолированы от Единой электроэнергетической системы (ЕЭС) России, что затрудняет или делает невозможной конкуренцию производителей электроэнергии между собой. Энергосистемы северных регионов Дальнего Востока технологически изолированы от ЮС, в них в ходе реформирования электроэнергетики сохранилось государственное регулирование всех видов деятельности и тарифов в отрасли. Энергосистемы регионов Европейского Севера относительно изолированы [1]. Это значит, что для них существуют ограничения перетоков электроэнергии между энергосистемами, и это, в свою очередь, ограничивает возможности конкурентного рынка электроэнергии. С целью защиты интересов потребителей некоторым территориям придан статус неценовых зон, в которых торговля электроэнергией и мощностью осуществляется полностью на основе цен и объемов, регулируемых Федеральной службой по тарифам РФ. На Европейском Севере в неценовую зону входят Архангельская область и Республика Коми [2]. В Дальневосточном федеральном округе зона действия свободных тарифов отсутствует [3], там тарифы также устанавливаются государственными регулирующими органами. Неразвитость рынка электроэнергии на северных территориях, разнородность территориальных энергосистем, наличие неценовых зон не стимулируют развитие электроэнергетики на основе частных инвестиций и делают неясным будущее этой отрасли. Ниже рассмотрены основные альтернативные варианты (сценарии) развития электроэнергетики на Севере России. При этом основное внимание уделено регионам Европейского Севера, энергосистемы которых относительно изолированы от ЕЭС. В энергосистемах Дальнего Востока кардинальное изменение ситуации будет возможно только после развития электросетевой инфраструктуры, достаточного для полноценного вхождения генерирующих мощностей на рынок электрической энергии (мощности). Исходя из имеющихся планов строительства в период до 2020 года, ожидать этого не приходится. На данный момент можно утверждать следующее: в северных регионах Дальнего Востока в среднесрочной перспективе продолжит свою деятельность РАО «Энергетические системы Востока», тарифы на электроэнергию останутся под контролем государства. Постепенно будет развиваться сетевая инфраструктура с целью, чтобы в долгосрочной перспективе стала возможной конкуренция производителей электроэнергии. Можно предположить, что развитие сетей достигнет необходимого уровня за пределами 2025-2030 годов. В случае реализации сценария деградации или огосударствления (описанных ниже) внедрение конкуренции в электроэнергетике на этой территории будет отложено на неопределенный срок. В случае реализации сценария огосударствления (также описан ниже) конкурентные отношения не возникнут. В данном исследовании перспективы развития электросетевой инфраструктуры, изложенные в «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» [4] и «Основных положениях Стратегии развития Единой национальной электрической сети на десятилетний период» [5], приняты в качестве «внешних» факторов разработки сценариев развития электроэнергетики. Имеется в виду, что исследование сосредоточено на возможных вариантах структурных преобразований отрасли, на принципах ее государственного регулирования, на перспективах рынка электроэнергии. Сценарий стабильности. Кардинальных изменений не происходит. Развитие электросетевой инфраструктуры идет в соответствии с планами. Генерирующие компании вкладывают средства в развитие мощностей, но не слишком активно. В период до 2020 года слабо развитый рынок электрической энергии (мощности) и государственное регулирование цен на электроэнергию в неценовых зонах не стимулируют генерирующие компании уделять много внимания повышению эффективности производства. Модернизация основных средств происходит медленно. Новые крупные генерирующие мощности не появляются за исключением Кольской АЭС-2 в Мурманской области, которая в соответствии с «Генеральной схемой...» будет введена в эксплуатацию в 2016-2020 годах. Кольская АЭС-2 будет оснащена четырьмя энергоблоками ВБЭР мощностью 300 МВт каждый, и это позволит сохранить избыточность Кольской энергосистемы после вывода из эксплуатации первых двух энергоблоков Кольской АЭС. План по строительству в Республике 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz