Север и рынок. 2013, N 1.
Использование финансовой поддержки федерального центра и ОАО «Газпром» при реализации программно-целевого подхода позволило региональным и муниципальным органам власти приступить к оптимизации существующей модели энергопотребления на Севере. В настоящее время это соотношение примерно равно 32.4:38.3:29.2. (согласно расчетам автора). Наиболее оптимальной пропорцией территориального потребления угольного топлива, нефтепродуктов и природного газа, по оценкам экспертов, является модель, имеющая соотношения в пределах 40:25:35 [8]. Относительно близкие параметры территориального топливно-энергетического баланса имеют республики Саха (Якутия), Карелия, Коми, Архангельская область и Камчатский край, которые по этому критерию условно можно отнести к наименее проблемным. К наиболее проблемным регионам относятся Мурманская и Магаданская области, Чукотский АО, где рост потребления газового топлива ограничен отсутствием соответствующей газотранспортной инфраструктуры и технологическим оборудованием теплоэнергетических объектов. Поставляемые в Мурманскую и Магаданскую области объемы газа предназначены преимущественно для покрытия бытовых нужд и материально-технического снабжения транспорта. Завоз топлива (в сжиженном виде и сравнительно небольших количествах) осуществляется с территории других субъектов Федерации: в Мурманскую область - по железной дороге от газоперерабатывающих предприятий Тюменской области (ХМАО и ЯНАО), а также из Центральной России и Ленинградской области; в Магаданскую - автотранспортом из Республики Саха (Якутия). В Чукотском АО этот вид топлива также используется в небольших количествах (только на Анадырской газомоторной ТЭЦ). Анализ общих изменений потребления топлива на Севере РФ позволяет сделать вывод о том, что процессы формирования однопродуктовой (моноресурсной) структуры энергопотребления, которые были характерны для Севера в конце прошлого и начале нынешнего столетия, пока так и остаются определяющими. И теперь вместо мазута и угля базовым видом ресурса для теплоэнергетики северных и дальневосточных районов становится газовое топливо. В 1991 году по параметру «моноресурсности» сгруппировался блок из 7 северных регионов (Мурманская, Магаданская, Сахалинская, Тюменская области, республики Коми и Саха, Чукотский АО). В 2011 году общее количество таких регионов осталось неизменным. Тем не менее необходимо отметить, что качественное изменение структуры энергопотребления северных и дальневосточных территорий действительно происходит. В ней продолжает возрастать доля использования природного газа, которая заменяет превалировавшую до недавнего времени мазутную составляющую. Уменьшается также и общая доля потребления нефтепродуктов. В регионах с традиционным доминированием потребления угля и мазутного топлива активно разрабатываются планы по модернизации территориальной энергетической инфраструктуры. Значительное влияние на процессы диверсификации потребления топлива в пределах Северо-Востока России оказывает государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), утвержденная в сентябре 2007 года. Основным исполнителем данной Программы, а также соответствующих инициатив и поручений Президента РФ, направленных на решение вопросов топливного снабжения регионов Севера и Дальнего Востока, выступает ОАО «Газпром». Согласно обозначенным в указанной Программе производственным ориентирам и утвержденным срокам газификации, на Востоке России будут сформированы новые центры газодобычи: в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Камчатском крае. Базовым принципом Восточной газовой программы является первоочередное газоснабжение российских потребителей. Особое внимание уделяется вопросам появления новых, в том числе инновационных, газоперерабатывающих и газохимических производств, которые будут способны участвовать в формировании более надежной и экономически эффективной системы энергетического снабжения удаленных районов страны. К числу территорий, имеющих относительно других лучшие условия хозяйствования по критерию самостоятельного обеспечения энергоносителями, можно отнести Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (ХМАО и ЯНАО), республики Коми, Саха (Якутия), Камчатский край, Сахалинскую область. Тем не менее все они характеризуются той или иной степенью зависимости от поставок отдельных видов ТЭР из других субъектов РФ, абсолютно автономных и энергонезависимых среди них нет. Объективно сложным для решения является вопрос энергообеспечения территорий с низкой освоенностью локальных топливно-сырьевых баз, особыми транспортными условиями и структурой энергопотребления, удаленных от центров производства наиболее востребованных видов энергоресурсов. К таким северным регионам отнесены Мурманская, Магаданская, Архангельская области, Чукотский АО. Из них Мурманская область выделяется как единственный регион, куда до настоящего времени в наибольших количествах завозится и сжигается наиболее дорогостоящий вид котельно-печного топлива - мазут. Необходимо отметить, что еще три года назад (в 2009 году) таких регионов было четыре (помимо уже упоминавшейся Мурманской области - Республика Карелия, Архангельская область и Камчатский край), что говорит о значимом прогрессе в решении проблемы «мазутозависимых» регионов. Наибольшие потребности в завозе угольного топлива характерны для условий хозяйствования Архангельской области. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz