Север и рынок. 2013, N 1.
Основные приоритеты развития Арктической зоны в России группируются по следующим направлениям: обеспечение национальной безопасности в Арктике; использование океанических и береговых ресурсов для модернизации и развития промышленного потенциала страны; формирование арктической транспортной инфраструктуры; решение комплекса экономических, социальных и экологических проблем арктических территорий страны. Достижение цели и приоритетов развития обеспечивается решением нескольких стратегических задач: -обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в условиях Арктики; -обеспечение национальной безопасности России и безопасности местных сообществ в Арктике на основе укрепления российского присутствия на этой территории за счет динамичного экономического роста и диверсификации экономической деятельности; осуществления масштабных исследовательских (геолого-геофизических, гидрографических и картографических) работ на арктическом шельфе, суше и архипелаге Шпицберген; -институциональная обеспеченность АЗРФ на основе формирования нормативной правовой системы, повышающей привлекательность арктических территорий для хозяйственной деятельности и проживания; внедрение инновационных партнерских форм управления в Арктике. Анализ стратегических документов арктических стран позволил установить, что значительная часть положений совпадает, причем совпадения касаются следующих позиций: - арктический регион все приарктические государства считают имеющим стратегическое значение не только для своей страны, но и для всего мирового сообщества; - каждая из стран подчеркивает свое реальное или будущее лидерство в Арктике и в связи с этим провозглашает задачу укрепления своего суверенитета над соответствующей территорией Арктики; - каждая страна планирует развивать экономику и социальную сферу, охранять окружающую среду, совершенствовать структуру управления на своей арктической территории на принципах устойчивого развития; - все страны рассматривают Россию (кроме США) как основного партнера в арктическом регионе и предлагают конкретные направления сотрудничества с Россией; - практически все страны признают необходимость осуществлять все виды деятельности в Арктике в соответствии с международными правовыми нормами и в режиме циркумполярного диалога. Основы для мирного взаимодействия арктических государств базируются на создании следующих организационно-правовых условий (институтов): - Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировали все страны Арктики, кроме США (в реальных действиях США не нарушают эту конвенцию); - Арктический совет, образованный в 1996 году по инициативе Канады, и являющийся единственным циркумполярным и ведущим политическим органом по вопросам, связанным с Арктикой; - Илулиссатская декларация 2008 года, в которой пять стран (Дания, Канада, США, Норвегия и Россия) договорились о том, что нет необходимости установления нового режима для управления Северным Ледовитым океаном и что эти страны будут сотрудничать на основе имеющегося международного права; - трансрегиональные интеграционные образования: Совет Баренцева/Евро-арктического региона (1993 год), Совет министров северных стран (СМСС) (1971 год), Конференция парламентариев Арктического региона, Европейский союз («Северное измерение» 1995 год) и др.; - Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (2010-2011 гордов); - неправительственные международные организации: Всемирный фонд дикой природы, Международный арктический научный комитет, Консультативный комитет охраны морей, Всемирная ассоциация оленеводов, Международная Арктическая ассоциация социальных наук, Международный союз циркумполярного здоровья, Международная рабочая группа по делам коренных народов, Университет Арктики, сетевые группы по интересам, международные научные и профессиональные ассоциации и др.; - общественные структуры коренных народов Севера: Циркумполярная конференция иннуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов, Международный совет гвичинов и др. Эти объединения имеют официальный статус «постоянных членов» Арктического совета и впервые в истории международных организаций включены в процесс принятия решений. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz