Север и рынок. 2013, N 1.

для жизнедеятельности коренных народов Севера. Согласованная политика правительственных ведомств и институтов гражданского общества России в отношении Канады позволит, с одной стороны, нейтрализовать потенциал возможных конфликтов в российско-канадских отношениях, а с другой - укрепить механизмы двустороннего и многостороннего, внеблокового сотрудничества в Арктике. Основной вектор датской арктической стратегии сосредоточен на Гренландии, обеспечении ее экономического роста, защите экологии острова и прилегающих вод, содействие социально-экономическому развитию коренного населения. Такой подход вполне оправдан, поскольку именно Гренландия является «окном» Дании в Арктику, фактором, который позволяет причислять Королевство к разряду ведущих арктических государств [5]. В качестве основных направлений деятельности стратегия устанавливает: - обеспечение мирной, защищенной и безопасной Арктики (приоритетное использование норм международного права, усиление безопасности судоходства, осуществление суверенных прав); - достижение самообеспеченного роста и развития, применение наивысших стандартов при разработке месторождений, использование возобновляемых источников энергии, устойчивая эксплуатация биоресурсов, рост и развитие на основе научных данных, активное вовлечение в международную торговлю; - содействие развитию при бережном отношении к климату, окружающей среде и природе Арктики (расширение знаний о последствиях изменения климата, защита природной среды и биоразнообразия); - тесное международное сотрудничество с иностранными партнерами (поиск глобальных решений для глобальных вызовов, расширение регионального сотрудничества, обеспечение национальных интересов на двусторонней основе). Стратегических целей Дания намерена добиваться как с помощью национальных мер (более тесное взаимодействие с Гренландией и Фарерскими островами), так и через активное продвижение своих позиций в международных организациях (ООН, Европейский союз, Арктический совет (АС), Международная морская организация, Совет министров северных стран), а также в контексте двухсторонних отношений с США, Канадой, Норвегией, Исландией и Россией. Применительно к России сотрудничество возможно на базе подключения датской стороны к реализации планов по использованию СМП. Перспективным представляется сотрудничество российских и датских компаний в деле освоения нефтегазовых ресурсов шельфа и на ряде сопутствующих направлений (бурение скважин в арктических условиях с использованием специальных судов, строительство и обслуживание энергетической и транспортной инфраструктуры), а также относительно экологии, оценки климатических изменений в Арктике и преодоления их негативных последствий. Базовым документом России в отношении Арктики являются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках этого документа превалирует подход к арктическим территориям как к источникам природных ресурсов, которые можно осваивать вахтовым методом, сокращая избыточное население. Кроме того, разработаны: «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», выполненная совместно с Министерством регионального развития и Советом по развитию производительных сил (СОПС), и подпрограмма «Экономическое и социальное развитие арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 гг.»6 В этих документах основной упор делается на инновационное развитие Арктики на основе «экономики знаний», на использование современных технологий управления пространственным развитием, на обеспечение национальной безопасности за счет устойчивости местных сообществ Арктической зоны. Такой подход представляется более соответствующим современным реалиям развития мирового арктического пространства и основным принципам и направлениям, используемым в зарубежных арктических стратегиях. В российских документах представлен исчерпывающий анализ ситуации в Арктической зоне и даны обоснованные и тщательно проработанные рекомендации по реальным мерам и действиям, необходимым для достижения целей, приоритетов и задач, поставленных в стратегии и подпрограмме по Арктике. Цель развития Арктической зоны России заключается в инновационной модернизации экономики и устойчивом экономическом росте для обеспечения национальной безопасности в акватории и на суше Российской Арктики и личной безопасности и защищенности проживающего здесь населения, укреплении роли и места Арктики в экономике Российской Федерации. Ключевые слова стратегии - знание, присутствие, рост7. 6 Эти два документа до настоящего времени не приняты. 7 Основные ключевые слова в российской и норвежской стратегиях подтверждают близость используемых подходов к развитию арктических территорий в этих странах. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz