Север и рынок. 2013, N 1.

12 января 2009 года была опубликована «Директива по арктической политике США» [3, 6]. Официально заявленные американские интересы можно объединить в несколько групп: - военно-стратегические интересы: ПРО и раннее предупреждение, развертывание наземных и морских средств для стратегической переброски сил в Арктику, стратегическое сдерживание, ведение морских операций, свобода навигации и перелетов - именно для защиты этих интересов США при необходимости готовы действовать в одностороннем порядке; - интересы внутренней безопасности - предупреждение террористических атак или других преступных действий, усиливающих уязвимость США в арктической зоне; - политико-экономические интересы - расширение американского экономического присутствия при одновременной демонстрации морского могущества. США намерены не только защищать свои права в исключительной экономической зоне, но и осуществлять «надлежащий контроль» прилегающей акватории. Высшим национальным приоритетом названа также свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России. Но США не единственная страна, заинтересованная в интернационализации Северного морского пути1. В развитие положений упомянутой директивы в октябре 2009 года была опубликована «Арктическая дорожная карта» для ВМС США, содержавшая пятилетний план расширения морских операций в Арктике. Одной из целей «дорожной карты» названо обеспечение вооруженных сил системами оружия, обнаружения, связи и управления, а также другими объектами военной и гражданской инфраструктуры, адаптированными к условиям Арктики. Противоречия (явные и скрытые) между Россией и США по вопросам Арктики существуют по нескольким направлениям2. Страны по-разному относятся к ведущей региональной организации - Арктическому совету. Если Россия заинтересована в расширении полномочий Совета, то США считают Совет только форумом для обсуждения и выступают против придания ему статуса международной организации, вырабатывающей обязательные для исполнения решения. С другой стороны, США всячески поддерживают активизацию НАТО в Арктике, фактически вытесняя другие международные организации (Арктический совет и Совет Баренцева/Евро-арктического региона), в которых США не участвуют. При существующем характере отношений между Россией и НАТО такие шаги могут иметь негативные последствия для России, не имеющей надежных союзников в Арктике. До тех пор пока США не ратифицируют Конвенцию ООН по морскому праву, сохраняется возможность обострения споров с Россией по разграничительным линиям в арктических морях и по границе шельфа. США негативно относятся к попыткам Российской Федерации расширить зону своего шельфа за счет хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Сотрудничество возможно в плане совместных мер по обеспечению безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах, о чем в мае 2011 году государства-члены Арктического совета подписали соглашение. Намечается масштабное сотрудничество в освоении ресурсов Арктической зоны России. Российская компания «Роснефть» и американская «Эксон-Мобил» в апреле 2012 году подписали соглашение о сотрудничестве п о геологоразведке и разработке залежей нефтегазовых ресурсов в Карском море. Совместный проект ведут также «Роснефть» и американская компания «Коноко-Филлипс» в Ненецком АО. Еще одно направление двустороннего сотрудничества - это развитие трансантарктических маршрутов для авиаперелетов, предполагающих развитие инфраструктуры связи и сопровождения, модернизации и строительства новых аэропортов на территории России. Обоюдно выгодным было и остается сотрудничество США и России в научном изучении и природоохранной деятельности в Арктике. На этом направлении Россия может предложить ледокольный флот и богатый опыт арктических экспедиций. Можно отметить, что в Стратегии США в отличие от всех остальных стратегий наиболее явно прослеживается силовая составляющая единоличного лидера в Арктике. 1 Свою арктическую стратегию по использованию Северного морского пути начинает разрабатывать Китай. Таяние арктических льдов открывает Китаю новые торговые пути. Путь из Шанхая в Гамбург вдоль российского побережья становится на 6400 км короче традиционного маршрута. В выступлениях китайских чиновников и ученых звучит призыв к полярным странам отказаться от «интересов прибрежных стран» в пользу «интересов всего человечества». 2 Как и мноте другие государства, США стремились к тому, чтобы статус Севмориути стал международным, но 28 июля 2012 г. был принят закон № 132 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Россия закрыла этот вопрос, определив статус СМП как национальный. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz