Север и рынок. 2013, N 1.

COMPARISON OF DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE ARCTIC COUNTRIES Bashmakova E.P., PhD (Econ.), Associate Professor, Scientific Secretary Institute of Economic Problems of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity Abstract. The strategic documents of the Arctic countries are analyzed, coincidences and differences in the strategies, goals, priorities and directions of these countries' development in the Arctic as well as the potentialities of using partnership and cooperation in development ofthe World Arctic and those institutions which are the most important in the transnational regulation in the Arctic, are revealed. Keywords: the Arctic, the Arctic Council, hydrocarbon resources, transport potential, transnational partnership, the North Sea Route, strategy, national interests, security, legislation. XXI век характеризуется значительным ростом интересов всего мирового сообщества к Арктике. Это обусловлено прежде всего наличием значительных запасов углеводородных ресурсов в Арктике, которые могут обеспечить устойчивый рост энергопотребления в мире в условиях относительного исчерпания эффективных месторождений Северного и Норвежского морей и нестабильной политической ситуации в арабских странах. На рост интереса к природным ресурсам Арктики влияют также прогнозы потепления климата, особенно в северных широтах, что позволяет рассматривать северные и арктические акватории как реальные транспортные магистрали для ускорения и сокращения сроков доставки грузов на мировом рынке. Все вместе взятое означает, что ресурсы Арктики, прежде труднодоступные для освоения по соображениям рентабельности, могут все активнее вовлекаться в глобальный экономический оборот и играть все большую роль на мировых рынках. Кроме того, многие исследователи оценивают значение Арктики и как стратегического территориального и экологического резерва всего человечества, и как реактора всемирной погоды, и как регион, имеющий огромное этническое, культурное и даже цивилизационное значение. Интерес к Арктике привел к тому, что все приарктические государства, в число которых входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция, разработали и приняли на государственном уровне программные документы, выражающие их намерения в освоении Арктического региона. Остановимся на рассмотрении и сравнении арктических стратегий пяти наиболее влиятельных арктических государств - Дании, Канады, Норвегии, России и США. В 2008 году в России разработаны «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». В 2008 году Норвегия утвердила «Стратегию правительства Норвегии в северных регионах», дополненную в 2011 году программой «Северные регионы: перспективы и решения». В 2009 году разработаны «Директива по арктической политике США», «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», «Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.» и др. [1-6]. В программном документе Норвегии «Северные регионы: перспективы и решения» [2]. Норвежское государство сформулировало основные цели и стратегические приоритеты развития до 2030 года, основные из которых «знания, активность и присутствие», кроме того, разработано 15 стратегических инициатив по всем направлениям развития северных регионов. Знания: Норвегия ставит перед собой цель играть ведущую роль в развитии знаний о Севере, для Севера и на Севере. Стратегия развития северных регионов определяет знания как ядро приоритетного развития северных регионов. Среди 15 инициатив норвежской политики наиболее актуальны, на наш взгляд, следующие составляющие: - углубление и обновление сотрудничества с Россией, поскольку отношения с восточным соседом - основной фактор норвежской политики на Севере; - освоение ресурсов, повышение судоходной активности, использование дополнительных транспортных путей и возможностей, открывающихся в связи с изменением климата; - формирование контуров нового нефтегазового района с учетом прогнозов наличия больших запасов углеводородов в Баренцевом море и перспектив, которые открывает Договор (2011 году) о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане; - признание принципов международного морского права, что позволило урегулировать почти все спорные вопросы, касавшиеся разграничения с другими странами; - создание системы сотрудничества с арктическими и североевропейскими странами как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних структур - Совета Баренцева/Евро-арктическош региона (СБЕР), Арктического совета (АС), Совета министров северных стран, «Северного измерения»; - основа политики безопасности - членство в НАТО, что является важным вкладом в стабильность и предсказуемость отношений с ближайшими соседями. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz