Север и рынок. 2013, N 1.

Рис. 5. Схематическое представление соединения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) с Транстихоокеанской магистралью (4) и действующей Транссибирского магистралью (Б) Формирование магистрального транспортного каркаса Сибири и Дальнего Востока предполагает, что вслед (и даже параллельно) за созданием уже указанных нами на картах важнейших магистралей будет происходить процесс соединения Транссибирской (действующей) и возводимой Трансполярной (Полярсиб, ТПМ) магистралями посредством прокладки стратегических меридиальныхжелезных дорог. Строительство стратегических радиальных железных дорог (Якутской. Красноярской, Обской) (см. рис. 1 - 6-8 соответственно) завершает создание опорной железнодорожной сети и организует доступ к хозяйственному освоению многих тысяч месторождений полезных ископаемых и созданию на их базе тысяч новых крупных производств и сотен новых поселений на огромной территории (свыше 10 млн км2). Резюме. Формирование каркаса транспортной инфраструктуры Российского Севера в составе ключевых стратегических широтных и меридиальных магистралей позволяет приступить к созданию современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей расширяющее вовлечение в хозяйственный оборот огромных, сырьевых и природных ресурсов Урала, значительной части Сибири, а в последующем и Арктики. Формирование стратегического транспортного каркаса Севера России, а в дальнейшем всего комплекса транспортной инфраструктуры открывает значительные перспективы для ускоренного развития экономики на огромных территориях Российского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Арктики и способствует росту авторитета и влияния нашей страны в мире. Освоение территориальных и природно-сырьевых ресурсов Севера России должно происходить в условиях исключительно важного для нашей страны кардинального улучшения жизни народов России и значительного выравнивания уровня жизни в регионах. ВОЗМОЖНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТУНДРЕ____________________________ Арчегова И.Б., доктор биологических наук. ведущий научный сотрудник Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар Панюков А.Н., кандидат биологических наук. научный сотрудник Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар Андрианов В.А., кандидат экономических наук, вице-президент Коми республиканской ассоциации независимых экспертов, г.Сыктывкар Аннотация. Рассмотрена географически адаптированная система земледелия и растениеводства. Показана возможность продуктивного сельскохозяйственного производства в зоне тундры. Основной формой сельскохозяйственного освоения тундровых автоморфных земель является создание многолетних сеяных лугов по методу «залужения». Показан экономический эффект применения метода «залужения». Ключевые слова : агроэкосистемы, «залужение», экономическая эффективность, географически адаптированная система земледелия и растениеводства. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz