Север и рынок. 2013, N 1.

Рис. 2. Схематическое представление стратегических железнодорожных магистралей в европейской части России: 1 - Индикомур (Индига - Коми - Урал); 2 - Западно-Уральская магистраль (ЗУМ); А - Белкомѵр (Белое море - Коми - Урал). Условные обозначения: --------- предполагаемые магистрали; ф - ключевые морские порты , В (Воркута) - ключевой транспортный узел Наиболее значимым и потому первоочередным является строительство магистрали, связывающей Урал, Республику Коми, порт Индига (Индикомур , на карте - 1), позволяющей организовать кратчайший путь к выходу на морские трассы CJ10 грузов Урала, Сибири, Средней Азии, а если понадобится, то и наших восточных соседей: Казахстана, Китая, Кореи, Монголии, Японии и др. Данная магистраль пройдет через Тиманский кряж, обладающий одними из крупнейших в мире запасами бокситов и титановых руд, в частности Ярегское и Пижемское месторождения, уже сегодня значительной частью ориентированных на экспорт, а также большими запасами других полезных ископаемых. К числу отличительных позитивных характеристик магистрали Индикомур следует отнести благоприятные условия для создания в бухте Индига многопрофильного морского порта, позволяющего принимать суда дедвейтом в 5-10 раз более высоким, чем это может обеспечить ограниченный по многим природным и техническим параметрам Архангельский морской порт. К тому же протяженность морских трасс от Индига в страны западной Европы на 600 км короче, а в страны Восточной Азии - более чем на 1ОООкм (по сравнению с Белкомуром). Магистраль Индикомур имеет огромнейшее государственное значение для будущего развития Европейского Севера России и в освоении Арктики. Западно-Уральская магистраль (ЗУМ) также позволяет успешно решать две стратегические задачи будущей России: во-первых, организовать кратчайший путь грузам в страны Азии и Америки; во-вторых, приступить, наконец, к разработке тысяч уже открытых месторождений полезных ископаемых на Урале. Магистраль ЗУМ создает еще один кратчайший выход к портам Амдерма (см. рис.2), Хабарово на Северном морском пути (СМИ) и в районы первоочередного освоения Арктической зоны России, последовательно расширяемые в будущем. Создание магистрали ЗУМ особенно перспективно в случае ожидаемого масштабного развития внешнеэкономических связей России со странами ВосточнойАзии и Америкой. При всех недостатках упорно и далеко не всегда грамотно и объективно навязываемой сегодня магистрали Белкомур (на карте - А) нельзя исключать эту стройку из числа перспективных и имеющих значительную межрегиональную важность для развития экономики Европейской части страны и для всей России. Нам представляется, что недостаточно профессионально и эффективно рассматривается концептуальная идея строительства магистрали Белкомур и ее обоснование, поскольку наиболее эффектные, абсолютные аргументы в пользу строительства данной магистрали упущены ее разработчиками, вследствие чего она по всем ключевым инвестиционным и технико-экономическим параметрам уступает своему главному конкуренту - проекту строительства магистрали Индикомур. В азиатской части России - в Сибири и на Дальнем Востоке - предстоит еще более масштабное железнодорожное строительство. Ключевой является Трансполярная магистраль (ГПМ), государственная и геополитическая значимость создания которой в современных условиях для России будет не меньшей, чем строительство Транссиба в начале XX века (рис.З). В условиях усиления внимания руководства России к хозяйственному освоению лесных, углеводородных, топливно-энергетических и рудных ресурсов центральной и северной частей Сибири и предстоящим масштабным хозяйственным наступлением на Арктику, интерес к строительству Трансполярной магистрали (Полярсиб ( 1ПМ)) резко возрастает. Тем более, если учесть перспективы и сложности предстоящего хозяйственного освоения акватории Северного Ледовитого океана (СЛО) и возрастающие аппетиты многих стран создать собственные базы по добыче сырьевых ресурсов в СЛО. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz