Север и рынок. 2013, N 1.
Наступивший XXI век обозначил грандиознейшие задачи дальнейшего ускоренного развития железнодорожного транспорта в России и сохранения исторически и технологически сложившейся организации и осуществления перевозок. Это объясняется тем, что масштабное хозяйственное освоение огромных сырьевых ресурсов Российского Севера, Сибири, Дальнего Востока, а в последующем и российского сектора Арктики возможно только в случае сохранения единства технологических принципов перевозок по железным дорогам и воплощения в реальность почти столетней идеи великих русских (советских) ученых ННКолосовского, ННБаранского и др. Суть идеи проста: выстроить на огромных пространствах Сибири, Севера и Дальнего Востока базовый для последующего развития экономики этих территорий каркас важнейшей для России магистральной транспортной сети из восьми железных дорог (рис. 1). Рис.1. Схематическое представление железнодорожного транспортного каркаса Севера, Сибири и Дальнего Востока России: 1 - Индикомур; 2 - Западно-Уральская магистраль (ЗУМ); 3 - Трансполярная магистраль (ТПМ); 4 - Транстихоокеанская магистраль (ПМ); 5 - Баіікало-Амурская магистраль (БАМ); 6 - Ящтская магистраль; 7- Красноярская магистраль; 8 - Обская магистраль. Условные обозначения: --------- планируемые железные дороги; Q - ключевые транспортные узлы на побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов; 0 - ключевые транспортные узлы на РЖД В основе концепции транспортного освоения Арктики должна лежать идея формирования стратегического опорного транспортного каркаса, создание и развитие на его базе транспортной инфраструктуры предарктической и арктической зон России, работающих в логистическом единстве с общероссийской транспортной сетью всех магистральных видов транспорта. Ключевыми принципами формирования транспортной инфраструктуры Севера, включая арктическую зону России, являются: - создание и оптимизация транспортных сетей и ресурсов (мощностей); - оптимизация баз размещения различных видов транспорта; - оптимально эффективное, рациональное использование преимуществ различных видов транспорта, в том числе через реализацию двух вышеуказанных принципов; - максимально эффективное внедрение новых видов транспортной техники и организации перевозочных процессов; - создание стратегических транспортных узлов на Севере России и формирование в них единых логистических государственных центров; - обеспечение экологической чистоты на всех этапах процесса транспортного освоения Российского Севера. XXI век должен стать следующей эпохальной вехой в мировой истории развития железнодорожного транспорта. И России предстоит показать всему миру, как следует наиболее эффективно, используя транспортный фактор, развивать экономику крупнейшей в мире страны, повышая уровень ее геополитического влияния на происходящие на Земле процессы эволюции человеческой цивилизации, кардинально улучшая жизнь народов России. Представляем краткую характеристику стратегических, ключевых железнодорожных магистралей, необходимых для формирования транспортного каркаса на Севере России, строительство которых уже частично включено в перспективный план развития железнодорожного транспорта России на первую половину XXI века - уже в недалеком будущем могущих стать важнейшей частью железных дорог России, нацеленных на освоение природных ресурсов Крайнего Севера, Сибири и Арктики. В европейской части России ключевыми в связи с предстоящим масштабным наступлением на Арктику, на наш взгляд, для будущей транспортной инфраструктуры этой зоны помимо существующих являются три железнодорожные магистрали (представлены на карте рис.2 цифрами 1, 2, А). 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz