Север и рынок. 2013, N 1.
РАЗВИТИЕ РЖД - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ В АРКТИКЕ Андрианов В.А., кандидат экономических наук, вице-президент Коми республиканская ассоциация независимых экспертов, г.Сыктывкар Аннотация. Статья посвящена государственной необходимости ускоренного формирования базового транспортного каркаса из восьми ключевых железных дорог, что обеспечит максимально эффективное использование уникального геополитического положения России. Одновременно это позволит последовательно формировать транспортную инфраструктуру мегарегиона (Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики) и приступить к хозяйственному освоению тысяч крупных месторождений полезных ископаемых на огромной территории. Ключевые слова: геополитическое положение, базовый транспортный каркас, стратегические железные дороги, безопасность Дальнего Востока. DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN RAILWAYS AS A KEY FACTOR FOR THE FORMATION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN ARCTIC Andrianov V.A., PhD (Econ.), Vice President of the Komi Republican Association of Independent Experts, Syktyvkar Abstract. The article centers around the state’s necessity for forming rapidly the basic transport framework consisting o f eight key railways that would ensure to benefit from Russia's unique world geopolitical location with maximum impact. Meanwhile, it would consistently allow to form the transport infrastructure o f the Mega Region (the North, Siberia, the Far East, and the Arctic) and to initiate economic development o f thousands o f large mineral deposits within the huge territory. Keywords: geopolitical location, basic transport framework, strategic railways, security o f the Far East. Многолетняя практика освоения огромных в мировых масштабах северных территорий России свидетельствует о главенствующей роли железнодорожного транспорта в создании условий для последующего освоения природно-сырьевых ресурсов трансполярных территорий с большим объемом производимой продукции и значительным грузооборотом. На таких огромных территориях и при значительной разбросанности производств, а также суровости климата только железные дороги позволяют обеспечивать надежные экономически выгодные транспортные сообщения (межхозяйственные связи) - перевозки грузов и пассажиров на огромные расстояния. Российские железные дороги (РЖД) являются самым универсальным из всех видов магистрального транспорта и потому остаются главным гарантом обеспечения государственной безопасности и международных (прямых и транзитных) перевозок. В текущем 2012 году исполнилось 175 лет с момента появления первой железной дороги в России, протяженность которой была всего-то 27 км пути, связавшего столицу России (Санкт-Петербург) с загородной летней резиденцией русских царей. Это была первая железная дорога общего пользования в России и огромный шаг российского государства в будущее Та, первая, Павловская железная дорога была началом огромного пути, пройденного Россией за прошедшие 175 лет. За эти годы было проложено свыше 100 тыс. км железных дорог, в том числе около 85 тыс. км магистральных дорог, сохранившихся до настоящего времени и продолжающих работать на развитие страны (даже в условиях непродуманных и зачастую поспешных рыночных преобразований), позволяющих поддерживать надежные транспортно-экономические связи внутри страны и со многими странами мира. Российские железные дороги остаются самыми эффективными и производительными в мире, даже несмотря на меры разделения единого транспортного процесса на отдельные искусственно выделенные этапы с целью повышения прибыльности новых хозяев. Основы эффективности российских железных дорог за прошедшие 175 лет создавали тысячи выдающихся русских и советских ученых, сотни тысяч инженеров, техников и рабочих, имена многих поныне служат вехами двухсотлетней мировой истории развития железнодорожного транспорта. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz