Сафоновец. 1943, март.
С А Ф О Н О В Е Ц 21 марта 1943 г. № 16 Воздушный боец! Не давай отдыха врагу ни днем, ни ночью к •* Н О И Н О Й Б О Й Поздно ночью старший лей тенант IIj онченко получил при каз—обнаружить и уничтожить самолет противника, идущий курсом к пункту М. И ночном полумраке, на светлом фоне неба, произошла встреча с вражеским самолетом. И 400 —500 метрах был виден .силуэт самолета и II|.онченко, зайдя на темную часть неба, начал сближение. Выбрав удобный момент, ІІронченко начал атаку. Две прицельных пушечно-пулемет- них очереди решили судьбу фашистского.стервятника. Сна ряды, посланные советским снайпером, рвались в кабине и уязвимых местах вражеской машины, которая накренилась вправо и, охваченная пламенем, вошла в предсмертное пике. Это третья победастаршего лейтенанта Пронченко. Е. Фонберштейн. Первая штурмовка В этот, ня день, памятный для ме- я летел в паре с опытным летчиком Грязновым. Внезапно выйдя на вражеские коммуникации, мы заметили колонну войск противника, которая двигалась к фронту. Немцы нас не ждали. 1 когда на их головы полетели наши бомбы, они открыли ураган ный огонь из зенитных пуле метов. Трассы веерами тяну лись к нашим машинам. Но фашисты видимо перепугались, т. к. прицельность их огня бьгла ч|езмерно слабой. Сбросив бомбы, мы решили нроштурмовать цель и стали делать заходы для штурмовых ударов. В это время, с одной из высот, открыла огопь зе нитная артиллерия врага. Пер вые ее снаряды разорвались недалеко от наших машин. Нужно подавить огонь зенит ки,—подумал я, и, снизившись на батарею, стал из пулеметов расстреливать орудийную прис лугу. —Вот вам, получайте гады1 Зенитки умолкли, а товарищи продолжали- расстреливать ме чущегося врага. Уходя от цели я видел как полыхал вражеский склад. На дороге стояли развороченные, дымящиеся машины, а вокруг валялись трупы вражеских солдат и офицеров. Радостно было возвращаться домой и сознавать, что врагу нанесен урон. Это была моя первая штурмовка. А. Поповкин. * * * Боевая зрелость молодых летчиков В нашем подразделении вы росли молодые летчики-истре бители, которые в боях с вра гом показывают образцы бое вого мастерства, мужества, стойкости и дисциплины. Летчики Пашков и Лаптев имеют большое количество про веденных воздушных боев с немцами, штурмовок вражеских войск и аэродромов. Весь на копленный боевой опыт они передают молодым пилотам, прибывающим из школ. Своей боевой зрелостью, пример ностью в бою и жизни, дис- ци-илинированностыо—летчики Пашков и Лапте'в заслужили высокое доверие командования. Они назначены командирами звеньев. Хорошие боевые качества штурмовика выявил в боях летчик Ихаев. Он стал масте ром бомбового удара. Сброшен ные им бомбы летят на врага с надписями возмездия: «За чывал людей, каждому каза- ГВАРДЕЙЦЫ В БОЯХ В воздушных боях соколы-1 --Выполняя задание,—рас- гвардейцы показывают му - 1 сказывает Покровский,-— лет- жество и военное мастерство советских ассов. Особенно напряженно прош ли бои 14—15 марта, в кото рых гвардейцы - истребители еще раз показали благородные качества советских нат]потов. ...В воздух поднялось звено истребителей, ведомое гвардии капитаном т. Покровским. Провожая взглядами улетаю щих — техники, мотористы, оружейники—переживали лег кое волнение. —Будет жаркий бой,—ду мал каждый. И они не ошиб лись. Через несколько минут спокойный голос Покровского сообщил по радио: —Веду бой с 9 самолетами противника. Медленно тянулись минуты ожидания. Все смотрели туда, где мог происходить бой с 9 стервятниками. Слух обма- разрушенный Донбасс», «За кровь украинцев», «За пору ганиых девушек». Молодые летчики стали креп ким слетанным боевым кол лективом. способным крошить немцев днеми ночью. А. Шаіиов. чик Гредюшко заметил пару «Ме-109 ф» и, не раздумывая, смело пошел на них в атаку. В это время из облачности вы*алилась еще пара «мессе ров» и хотели атаковать ме ня. Я развернулся и оказался у них в хвосте, и сразу нее пошел в атаку. После трех пушечно-пулеметных очередей один стервятник рухнул на озеро. Он развернул карту и по казал озеро, над которым несколько минут назад проис ходила жестокая схватка. —Развернувшись в сторону, —продолжал он,—я увидел, что в хвост Гредюшко захо дят 2 «Ме-109 ф». Только их отогнал, как Аніг ин передіет: «Слева от меня еще 2 «Ме-109 ф». Завязали бой и с этой нарой. Видел, как Гре дюшко завалил «стодевя'юго» и погнался за вторым. Вообще жарковато было,—с улыбкой закончил он. лось, что он слышит напря женный переливающийся гул форсируемого мотора. ...Тесным кольцом ожидаю щие обступили Покровского. Все хотели точно ѵзнать ре зультат боя. Со всех концов | вятника расоталпг. с жизнью. сыпались наперебой вопросы. | И. Штукатуров Из уст в уста передавался результат боя и его подроб ности. В этот день два стер- Из боевого листка Мой ответ на приказ вождя Выполняя задание ночью, Iочередь, а потом еще две. Меня ослепила трасса и я потерял самолет противника. Сделав вертикальный маневр, и продолжая маневрировать на высоте, я так и не нашел его. С большой обидойна себя я я заметил вражеский самолет, идущий на наш об‘ект по верхней кромке облачности. Не теряя его из вида, я зашел ему в хвост и дал прицельную продолжал выполнять аадание. Позднее я узнал, что посты подтвердили падение сбитого мною «10-88». Таков мой ответ на приказ вождя. Бокиіі. Я хочу рассказать летчи кам и осо&енномолодым истре бителям об опыте моих пое динков с воздушным врагом и тех приемах нападения, какие были применены мною в вовдушных боях. В каждом отдельном случае, идя в атаку, летчик должен оценить обстановку, в которой находится он и противник, и в зависимости от этого ре шать, как атаковать, в какой момент, с какой стороны. Ча сто целью моих атак в воздухе были бомбардировщики про тивника. Вот я и постараюсь привести несколько примеров из опыта воздушных боевс фашистами. Я получил приказание вы лететь в район Н., где по сооб щению постов ВНОС поя вился вражеский бомбардиров щик «Хейнкель—111». Приле тев в заданный район, я заме тил «Хе-111», уходивший на север в сторону Финляндии. Имея преимущество в высоте и в скорости, я быстро нагнал противника, который шел на высоте 600 — 700 метров. Сблизившись па дистанцию 200 метров, я дал длинную очередь из пулемета и пушки Герой Советского Союза подполковник Я ■3. СЛЕПЕНКОВ Из опыта воздушных боев истребителя с бомбардировщиками по стрелку, с переносом огня по кабине летчика. Вследствии внезапности атаки, стрелок не успел открыть огонь и был, очевидно, убит первой же очередью. Не выходя из атаки, на дистанции 100 метров, я пере нес огонь всех точек на пра вый мотор, который сразу же был выведен из строя и за горелся. Бомбардировщик с правым креном и горящим мотором врезался в воду. Этот бой характерен тем, что бомбардировщик противни ка «Хе-111»был сбит с одно го захода двумя длинными очередями. Первая очередь по стрелку с переносом огня но кабине летчика, вторая оче редьпо мотору. Во всех случаях, идя в атаку, необходимо вывести из строя стрелка, а затем бить по моторам наверняка, с близ ких дистанций. В противном случае, огонь стрелка может оказаться губительным для атакующего истребителя. Атакуя с близкихдистанций, необходимо вести огонь со всех точек одновременно, сле дя за точностью прицелива ния. В другой раз мне в составе четверки «Як-1» была постав лена задача: прикрыть наши наступающие войска в районе П. Набрав высоту 4.500 мет ров, мы прибыли к месту бар- ража. Вскоре над пунктом П. я заметил разрывы снарядов j зенитной артиллерии на высо-| те 3.500 метров. Это наша1 артиллерия вела огонь по «Ю-88, который прикрывался шестью «Me-lU9». Вслед за этими самолетами шел второй «Ю-88. Развернув своюгруп пу, я повел ее на сближение. Два «Ме-109» откололись и стали заходить с тыльной сто роны, а четыре «Ме-109» иошлина нас в лобовую ата ку. Одновременно второй „Ю-88» пошел в пикирование. Имеяпреимущество в высоте, я дал газ и с большим сни жением стал догонять пикиру ющий «10-88». Нагнав его на пикировании, я открыл огонь и с первых же очередей, оче видно, стрелок был убит, так как ответного огня не было. «Юпкерс», выйдя из пике, круто развернулся и стал ухо дить на свою территорию. Сблизившись до 100 метров, я дал длинную очередь по пра вому мотору. «Юнкере» не произвольно резко развернул ся вправо. Расстояние между нами становилось все меньше и меньше. Чтобы избежать столкновения, я прошел под «Юнкерсом» в 3—4 метрах. «Юнкере» с горящим правым мотором перетянул линию фронта и упал. Описанный бой имел следу ющие характерные особеннос ти: внезапность атаки. Атака в момент пикирования без про тиводействия стрелка. Очевид но, последний не ожидал ата ки. Особенно удачной была одна очередь с близкой дистанции в момент выхода «Юнкерса» из пике, так как экипаж «Юнкере» был беспомощен. Кроме того, этот бой пока зал тактически правильную расстановку сил, а именно группа из трех «ЯК‘ов» свя зала боемистребителей про тивника, что дало возможность мне внезаино атаковать вра жеский бомбардировщик. Следует отметить, что при атаке с большой поступатель ной скоростью следует пора жать стрелка с последующим переносом огня до кабины летчика (с дистанции 200 мет ров бронеспинка пробивается снарядом пушки). При атаке с малой скоростью сближения, подавив огонь стрелка, следует открыть огонь со всех точек по моторам с болееблизкой дистанции. Однако, я вовсе не утверж даю и не настанваю, что при емы, используемые мною, яв ляются единственными для достижения победы. Многое зависит от сообразительности, от инициативы летчика, от способности быстро, в процессе боя, разгадывать замыслы про тивника и навязывать ему свою тактику, основанную на умении, выдержке, храбрости и стойкости летчика. Врио отв. редактора Е. Д. СИЛАЕВ. ГМ14Ш Заказ № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz