Сафоновец. 1943, март.

С А Ф О Н О В Е Ц 21 марта 1943 г. № 16 Воздушный боец! Не давай отдыха врагу ни днем, ни ночью к •* Н О И Н О Й Б О Й Поздно ночью старший лей­ тенант IIj онченко получил при­ каз—обнаружить и уничтожить самолет противника, идущий курсом к пункту М. И ночном полумраке, на светлом фоне неба, произошла встреча с вражеским самолетом. И 400 —500 метрах был виден .силуэт самолета и II|.онченко, зайдя на темную часть неба, начал сближение. Выбрав удобный момент, ІІронченко начал атаку. Две прицельных пушечно-пулемет- них очереди решили судьбу фашистского.стервятника. Сна­ ряды, посланные советским снайпером, рвались в кабине и уязвимых местах вражеской машины, которая накренилась вправо и, охваченная пламенем, вошла в предсмертное пике. Это третья победастаршего лейтенанта Пронченко. Е. Фонберштейн. Первая штурмовка В этот, ня день, памятный для ме- я летел в паре с опытным летчиком Грязновым. Внезапно выйдя на вражеские коммуникации, мы заметили колонну войск противника, которая двигалась к фронту. Немцы нас не ждали. 1 когда на их головы полетели наши бомбы, они открыли ураган­ ный огонь из зенитных пуле­ метов. Трассы веерами тяну­ лись к нашим машинам. Но фашисты видимо перепугались, т. к. прицельность их огня бьгла ч|езмерно слабой. Сбросив бомбы, мы решили нроштурмовать цель и стали делать заходы для штурмовых ударов. В это время, с одной из высот, открыла огопь зе­ нитная артиллерия врага. Пер­ вые ее снаряды разорвались недалеко от наших машин. Нужно подавить огонь зенит­ ки,—подумал я, и, снизившись на батарею, стал из пулеметов расстреливать орудийную прис­ лугу. —Вот вам, получайте гады1 Зенитки умолкли, а товарищи продолжали- расстреливать ме­ чущегося врага. Уходя от цели я видел как полыхал вражеский склад. На дороге стояли развороченные, дымящиеся машины, а вокруг валялись трупы вражеских солдат и офицеров. Радостно было возвращаться домой и сознавать, что врагу нанесен урон. Это была моя первая штурмовка. А. Поповкин. * * * Боевая зрелость молодых летчиков В нашем подразделении вы­ росли молодые летчики-истре­ бители, которые в боях с вра­ гом показывают образцы бое­ вого мастерства, мужества, стойкости и дисциплины. Летчики Пашков и Лаптев имеют большое количество про­ веденных воздушных боев с немцами, штурмовок вражеских войск и аэродромов. Весь на­ копленный боевой опыт они передают молодым пилотам, прибывающим из школ. Своей боевой зрелостью, пример­ ностью в бою и жизни, дис- ци-илинированностыо—летчики Пашков и Лапте'в заслужили высокое доверие командования. Они назначены командирами звеньев. Хорошие боевые качества штурмовика выявил в боях летчик Ихаев. Он стал масте­ ром бомбового удара. Сброшен­ ные им бомбы летят на врага с надписями возмездия: «За чывал людей, каждому каза- ГВАРДЕЙЦЫ В БОЯХ В воздушных боях соколы-1 --Выполняя задание,—рас- гвардейцы показывают му - 1 сказывает Покровский,-— лет- жество и военное мастерство советских ассов. Особенно напряженно прош­ ли бои 14—15 марта, в кото­ рых гвардейцы - истребители еще раз показали благородные качества советских нат]потов. ...В воздух поднялось звено истребителей, ведомое гвардии капитаном т. Покровским. Провожая взглядами улетаю­ щих — техники, мотористы, оружейники—переживали лег­ кое волнение. —Будет жаркий бой,—ду­ мал каждый. И они не ошиб­ лись. Через несколько минут спокойный голос Покровского сообщил по радио: —Веду бой с 9 самолетами противника. Медленно тянулись минуты ожидания. Все смотрели туда, где мог происходить бой с 9 стервятниками. Слух обма- разрушенный Донбасс», «За кровь украинцев», «За пору ганиых девушек». Молодые летчики стали креп­ ким слетанным боевым кол­ лективом. способным крошить немцев днеми ночью. А. Шаіиов. чик Гредюшко заметил пару «Ме-109 ф» и, не раздумывая, смело пошел на них в атаку. В это время из облачности вы*алилась еще пара «мессе­ ров» и хотели атаковать ме­ ня. Я развернулся и оказался у них в хвосте, и сразу нее пошел в атаку. После трех пушечно-пулеметных очередей один стервятник рухнул на озеро. Он развернул карту и по­ казал озеро, над которым несколько минут назад проис­ ходила жестокая схватка. —Развернувшись в сторону, —продолжал он,—я увидел, что в хвост Гредюшко захо­ дят 2 «Ме-109 ф». Только их отогнал, как Аніг ин передіет: «Слева от меня еще 2 «Ме-109 ф». Завязали бой и с этой нарой. Видел, как Гре­ дюшко завалил «стодевя'юго» и погнался за вторым. Вообще жарковато было,—с улыбкой закончил он. лось, что он слышит напря­ женный переливающийся гул форсируемого мотора. ...Тесным кольцом ожидаю­ щие обступили Покровского. Все хотели точно ѵзнать ре­ зультат боя. Со всех концов | вятника расоталпг. с жизнью. сыпались наперебой вопросы. | И. Штукатуров Из уст в уста передавался результат боя и его подроб­ ности. В этот день два стер- Из боевого листка Мой ответ на приказ вождя Выполняя задание ночью, Iочередь, а потом еще две. Меня ослепила трасса и я потерял самолет противника. Сделав вертикальный маневр, и продолжая маневрировать на высоте, я так и не нашел его. С большой обидойна себя я я заметил вражеский самолет, идущий на наш об‘ект по верхней кромке облачности. Не теряя его из вида, я зашел ему в хвост и дал прицельную продолжал выполнять аадание. Позднее я узнал, что посты подтвердили падение сбитого мною «10-88». Таков мой ответ на приказ вождя. Бокиіі. Я хочу рассказать летчи­ кам и осо&енномолодым истре­ бителям об опыте моих пое­ динков с воздушным врагом и тех приемах нападения, какие были применены мною в вовдушных боях. В каждом отдельном случае, идя в атаку, летчик должен оценить обстановку, в которой находится он и противник, и в зависимости от этого ре­ шать, как атаковать, в какой момент, с какой стороны. Ча­ сто целью моих атак в воздухе были бомбардировщики про­ тивника. Вот я и постараюсь привести несколько примеров из опыта воздушных боевс фашистами. Я получил приказание вы­ лететь в район Н., где по сооб­ щению постов ВНОС поя­ вился вражеский бомбардиров­ щик «Хейнкель—111». Приле­ тев в заданный район, я заме­ тил «Хе-111», уходивший на север в сторону Финляндии. Имея преимущество в высоте и в скорости, я быстро нагнал противника, который шел на высоте 600 — 700 метров. Сблизившись па дистанцию 200 метров, я дал длинную очередь из пулемета и пушки Герой Советского Союза подполковник Я ■3. СЛЕПЕНКОВ Из опыта воздушных боев истребителя с бомбардировщиками по стрелку, с переносом огня по кабине летчика. Вследствии внезапности атаки, стрелок не успел открыть огонь и был, очевидно, убит первой же очередью. Не выходя из атаки, на дистанции 100 метров, я пере­ нес огонь всех точек на пра­ вый мотор, который сразу же был выведен из строя и за­ горелся. Бомбардировщик с правым креном и горящим мотором врезался в воду. Этот бой характерен тем, что бомбардировщик противни­ ка «Хе-111»был сбит с одно­ го захода двумя длинными очередями. Первая очередь по стрелку с переносом огня но кабине летчика, вторая оче­ редьпо мотору. Во всех случаях, идя в атаку, необходимо вывести из строя стрелка, а затем бить по моторам наверняка, с близ­ ких дистанций. В противном случае, огонь стрелка может оказаться губительным для атакующего истребителя. Атакуя с близкихдистанций, необходимо вести огонь со всех точек одновременно, сле­ дя за точностью прицелива­ ния. В другой раз мне в составе четверки «Як-1» была постав­ лена задача: прикрыть наши наступающие войска в районе П. Набрав высоту 4.500 мет­ ров, мы прибыли к месту бар- ража. Вскоре над пунктом П. я заметил разрывы снарядов j зенитной артиллерии на высо-| те 3.500 метров. Это наша1 артиллерия вела огонь по «Ю-88, который прикрывался шестью «Me-lU9». Вслед за этими самолетами шел второй «Ю-88. Развернув своюгруп­ пу, я повел ее на сближение. Два «Ме-109» откололись и стали заходить с тыльной сто­ роны, а четыре «Ме-109» иошлина нас в лобовую ата­ ку. Одновременно второй „Ю-88» пошел в пикирование. Имеяпреимущество в высоте, я дал газ и с большим сни­ жением стал догонять пикиру­ ющий «10-88». Нагнав его на пикировании, я открыл огонь и с первых же очередей, оче­ видно, стрелок был убит, так как ответного огня не было. «Юпкерс», выйдя из пике, круто развернулся и стал ухо­ дить на свою территорию. Сблизившись до 100 метров, я дал длинную очередь по пра­ вому мотору. «Юнкере» не­ произвольно резко развернул­ ся вправо. Расстояние между нами становилось все меньше и меньше. Чтобы избежать столкновения, я прошел под «Юнкерсом» в 3—4 метрах. «Юнкере» с горящим правым мотором перетянул линию фронта и упал. Описанный бой имел следу­ ющие характерные особеннос­ ти: внезапность атаки. Атака в момент пикирования без про­ тиводействия стрелка. Очевид­ но, последний не ожидал ата­ ки. Особенно удачной была одна очередь с близкой дистанции в момент выхода «Юнкерса» из пике, так как экипаж «Юнкере» был беспомощен. Кроме того, этот бой пока­ зал тактически правильную расстановку сил, а именно группа из трех «ЯК‘ов» свя­ зала боемистребителей про­ тивника, что дало возможность мне внезаино атаковать вра­ жеский бомбардировщик. Следует отметить, что при атаке с большой поступатель­ ной скоростью следует пора­ жать стрелка с последующим переносом огня до кабины летчика (с дистанции 200 мет­ ров бронеспинка пробивается снарядом пушки). При атаке с малой скоростью сближения, подавив огонь стрелка, следует открыть огонь со всех точек по моторам с болееблизкой дистанции. Однако, я вовсе не утверж­ даю и не настанваю, что при­ емы, используемые мною, яв­ ляются единственными для достижения победы. Многое зависит от сообразительности, от инициативы летчика, от способности быстро, в процессе боя, разгадывать замыслы про­ тивника и навязывать ему свою тактику, основанную на умении, выдержке, храбрости и стойкости летчика. Врио отв. редактора Е. Д. СИЛАЕВ. ГМ14Ш Заказ № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz