Сафоновец. 1943, февраль.
2 С А Ф О Н О В Е Ц 13 февраля 1943 f . № 7 СІІАВНЫЕ ЛЕТНИКИ, БЕССТРАШНЫЕ ЗЕНИТЧИКИ! ПРИЦЕЛЬНЫМ ОГНЕМ РАЗИТЕ ВОЗДУШНЫХ ★ ★ ★ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ПОСЛЕ БОЯ Особенности вождения одно местного самолета не позволяют летчику полностью использовать все те способы ориентировки и приемы навигационной работы, которые приемлемы на много местных самолетах. Поэтому по теря ориентировки на истреби теле может повлечь за собой тяже лое последствие. Чтобы не потерять ориенти ровку, летчик-истребитель дол жен в полете применять наиболее простые, но надежные способы ориентировки. Отличное знание района действий, т. е. района в радиусе полета истребителя, по может летчику быстро восстано вить потерянную ориентировку даст возможность легко ориенти роваться в полете, без особых затруднений опознать цель, ориен тир. При сопровождении бомбарди ровщиков и штурмовиков, истре бителю почти всегда приходится вести воздушный бой. Н о так как в бою ориентировку вести зат руднительно, то летчик должен знать способы ее восстановления после боя. Каковы эти способы? При потере ориентировки на территории противника, летчик обязан взять курс на свою тер риторию и только после этого начать восстанавливать деталь ную ориентировку. После воз душного боя над морем, тоже следует взять курс на береговую черту и по ней восстановить ориентировку. Перед началом воздушного боя истребитель должен заметить наиболее известный или харак терный Ориентир. После боя сле дует найти этот ориентир. Но бывает так, что перед боем ориентир ие приметен, или он не обнаружен. В этом случае истребитель обязан место своего нахождения принять за круг, центр которого— последний опоз нанный ориентир, а радиус-путь, который мог быть пройден по пря мой за время воздушного боя и за время, протекшее с момента прохождения ориентира до нача ла боя. Затем следует взять курс на линейный ориентир, находя щийся в направлении своего аэ родрома. К более простым способам вос становления ориентировки отно сится способ выхода на свою базу по солнцу. Имеется и еще ряд других способов восстановле ния ориентировки. На самолетах с рацией летчик может запросить курс на свой аэродром. Наземная станция всегда даст очень точ ный курс. Старший сержант А. Пилипенко. ПАРТОРГАНИЗАЦИЯВБОРЬБЕЗАПЕРВЫЙЗАЛП Меткость первого залпа—ре - 1 лись к тому, что коммунисты тающее в действии зенитчи ков. Чтобы обеспечить точный нервый залп, требуется отлич ная натренированность боевых расчетов орудий и приборов, их четкая организованность в работе. Парторганизация батареи, где комаЕідиром старший лей тенант тов. Сырцо», поставила перед собой задачу -- всеми формами партийно,-массовой работыпомочь командованию батареи добиться меткого пер вого залпа. Для этогона одном из пар тийных собраний обсуждался вопрос о задачах парторгани зации в обеспечении первого залпа. Доклад по этому воп росу сделал лейтенант тов.Па нин. Он с предельной ясно стьюпоставил перед комму нистами задачи, как можно достичь поставленной цели. В прениях коммунисты вск рыли ряд недочетовв работе внесли практические предло жения. Намеченные парторга низацией мероприятия своди- I боевых расчетов должны слу- |жить примером в четкости ра ботыи знании беевой техники. Коммунистам Березовскому, Гучісову, Каневу и другим поручили оказать практиче скую помощь отстающим. Претворяя в жизнь решения, Панин и Гучков провели ряд технических конференций сбое выми расчетами по материаль ной части пушЕси и приборов. Совещания по обмену опытом в работе приняли здесь регу лярной характер. После каждой боевойстрель бы командир батареи н его по мощник подводили итоги и от мечали недочеты в работе бое вых расчетов. Широкое рас пространение получила инди видуальная форма помощи от стающим. Так, младший сержант тов. Кутузов в совершенстве нау чил краснофлотцев Пронина и Льдинина устанавливать труб ки. Эти товарищи впоследст вии стали перекрывать норма тивы по установке трубок. Итоги проделанной комму нистами работы не замедлили сказаться на всей боевой дея тельности батареи. Батарея отразила около 100 атак вра жеских самолетов. Уничтожи ла восемь фашистских стервят ников, которые больше никог да не полетят бомбить совет ские городаи села. Вот наиболее характерный эпизод. В ноября месяце прош лого года 7 «Ю-8» пытались незаметно подойтии бомбить охраняемый объект, нокак толь ко они вошли в зону огня ба тареи, первые дружные залпы огня заставили их свернуть с намеченного курса, беспоря дочно сбросить бомбы в скалы и уйти во-свояси. Таких при меров можно было привести много. Парторганизация и ее ком мунисты форму индивиду альной и групповой помощи перенесли на беспартийных краснофлотцев и особенно на молодое пополнение зенитчи ков. Капитан И. Большаков. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ И ЗА Немецко-фашистские летчи ки стараются нанести удары но нашим базам, аэродромам и портам. Поэтому защита объектов должна быть органи зована всеми силами и сред ствами ПВО. Чтобы защита имела положительный эффект, необходима самая стройная си стема взаимодействий всех средств и, в первую очередь, зенитной артиллерии с истре бительнойавиацией. Формыи методы взаимодей ствия могут быть разнообраз ными. Они зависят отобороняе мого объекта, близости линии фронта, тактики действия авиа ции противника, атмосферных условий, средств связи и ряда других, вытекаюіцих из усло вий данного театра, факторов. На основе боевого опыта установлен один бесспорный вывод, что в основу взаимо- СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ Катер-истребитель в ночном походе. действия доллены быть поло жены инициатива действия и свобода маневра истребитель ной авиации, а также понима ние ее приемов командирами зенитной артиллерии. Летомпрошлого года авиа цией противника был произве ден налет на объект В. Груп па бомбардировщиков, под при крытием истребителей, шед шая к объекту, своевременно была завіечена. Зенитная ар тиллерия открыла поней огонь. В зоне огня наши истребители атаковали вражеские самолеты. З е н и т ч и к и заметили, как отделившегося от группы «Юн- керса», начал преследовать наш истребитель. На помощь лЕобимому истребителЕО пришла батарея. Заградительным огнем она преградила путь «Юнкер- су». Немец стремился скрыть ся в облачность, но ничего из этого не вышло. Он был сбит соколом-летчиком. Этот случай наглядно пока- зывает, как ценно взаимодей ствие наших родов оружия. Наши истребители обязаны в зоне огня ЗАатаковывать про тивника. В данном случае командиру ЗА нужно быстро определять намерения истре бителя, и понимая его маневр, Е ЕО м о га ть уничтожаті, врага. Столь же необходимым яв ляется вопрос наведения ИА на самолеты противника. Для па трулирующих или вылетевших по тревоге истребителей ука занием служат разрывы снаря дов ЗА. Но зачастую летчик устремляется непосредственно на разрывы, не учитывая перемещения цели. В данном случае по двум-трем послед ним разрывам надо определять курс движения цели и, сделав упреждение, рассчитать точку встречи. Старший лейтенант В. Землянушкин . ★ ★ ★ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ... Мы привыкли к громадным астрономическим цифрам трофей захватываемых н а ш и м и вой сками в их безудержном насту пательном движении вперед. Но не всегда мы можем себе реально представить, что в действитель ности кроется за этими цифрами. Вся грандиозность победы под Сталинградом, все ее всемирно- историческое значение станет еще более ясным, если мы по пробуем представить себе неко торые цифры в их наглядном сопоставлении. Великая армия Наполеона в 1812 году под Бородиным сража лась в количестве 130 тысяч че ловек. Немецко - фашистская группировка под Сталинградом, ныне полностью ликвидирован ная, составляла 330 тысяч че ловек. Она почти втрое превы шала наполеоновскую армию. Под Сталинградом уничтожена немецкая армия, равная трем ве ликим армиям Наполеона. Вся немецкая армия, потер певшая в 1914 году поражение на Марне, предрешившее исход первой империалистической вой ны не в пользу немцев, состоя ла из 470 тысяч человек; при этом ие следует забывать, что на Марне немцы были лишь оста новлены, лишь отброшены, но не разгромлены и уничтожены. Под Сталинградом разбиты и полностью уничтожены 330 ты сяч человек, т. е. две трети все го количества немецких сил, участвовавших в битве на Марне. Всю силу Вердена составляли 130 батарей наружного пояса ук реплений, т. е. в десять раз мень шее количество орудий, чем взя тые нами под Сталинградом. Под Сталинградом взято 61.102 автомашин. Длина каждой из них в среднем не менее 6 мет ров. Если все эти автомашины выставить в ряд по ниточке, од ну за другой, они займут около 400 километров — полдороги от Москвы до Киева. Когда в 1914 году во время битвы на Марне генерал Галлиени сумел подбросить на париж ских автобусах и такси армей скую группу во фланг наступаю щей немецкой армии фон Клукха, немцы потерпели поражение, Франция была спасена. „Чудо на Марне“ было достигнуто мото переброской армейской группы, для чего потребовалось 10— 15 тысяч автомашин. Нами под Ста линградом захвачено автомашин в 4—5 раз больше. Мы уже привыкли к астроно мическим цифрам немецких по терь. Придется и немцам к ним привыкать, Н о независимо от того — будет ли усвоена эта привычка или нет, — цифры немецких потерь будут расти с каждым днем, с каждым новым ударом Красной Армии по не мецко-фашистским захватчикам. 14. Э т тин г ер . О Г Н Е В А Я П О М О Щ Ь «Мессершмитты» в составе двух групп: первая из 5 са молетов, а вторая из 6 и еще отдельных пар (их было до трех), последовательно появля лись над нашим объектом. Для борьбы с п р оти вни Еіом в воздух поднялись наши истребители. На высоте 3.000 метров со ветские истребители вступили в бой с четверкой «Мессер шмиттов». Спустя несколько минут, зенитчики обнаружили, что со стороны пункта М. со значительным превышением к месту боя подходит н<М&пя терка «Ме-109 ф». Батарея да ла по «Мессерам» два залЕіа. Это помогло нашим истребите лям своевременно обнаружить противника и вступить с ними в бой. Во время боя истреби телей, батарея вела огонь толь ко по выходящим из боя «Мес- сершмиттам». Как только «Мессершмитты» первой группы стали выходить из боя, к месту «карусели» ста ла приближаться вторая группа «Мессершмиттов». Стервятни ки намеревались сверху вне запно атаковать наших истре бителей. С целью предотвра щения внезапности и отсечки этой группы, наша батарея открыла огонь. Огневой налет заставил «Мессершмиттов» раз вернуться вправо, в сторону от боя. Тем временем наши истре бители перестроились и всту пили в бой с этими самвлета- ми. Аналогичные бои мы вели часто. Успех такого боя зави сит от умелого наблюдения, от своевременного опознавания са молетов противника. Ю. Леоненко . Ответственный редактор Г. И. ГРАБЧЕНКО. ГМГ4403 Заказ № 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz