Сафоновец. 1943, август.
СА Ф О Н О В Е Ц августа 1 9 « Ega g g g g g g H g g g г. М 47 ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ЛЕТЧИКА В многочисленных воздуш ных боях летчики-гвардейцы покавалн высокое мастерство, нанесли противнику бельшой ущерб, уничтожив свыше трехсот его истребителей и бомбардировщиков. Но можно ли удовлетворить ся достигнутыми победами? Безусловно нет. Пока немцы продолжают оставаться на на шей земле в качестве ее зах ватчиков, удары летчиков должны расти и крепнуть. Не трудно догадаться, что успех предстоящих боев будет завысить от воспитания кадров. Я имею ввиду воспитание летчика командиром и само воспитание его для боев в па ре, в группе. Бойна б о г а т а я школа. Ни одна школа не может дать тех знаний и мастерства, ко торые получаешь в бою. Вот почему при обученна молодых летчиков нужно учитывать все положительные и отрицатель ные стороны своих учеников. Уверенность и страсть молодо го летчика в х о д е ввода его в боевую работу нужно подкрепить мастерством пило тажа. Возмем-те за прави ло, что первые полети моло дого л е т ч и к а , ввод его в бой — должны происходить под наблюдением опытного летчика или самого командира. Хочу поделиться тем неболь шим опытом, который имеется у меня. Когда к нам в под разделение прибыло молодое пополнение я взял себе ведо мым летчика Каневского. Он только-что окончил школу и особых навыков не имел. На первых норах мне пришлось рассказать ему о всех особен ностях материальной части, о поведении машины в воздухе. Затем., когда оп вылетел, я на чал постепенно приучать его ходить в паре. Жизнь подсказала, что посы- Чему учат воздушные бои Гвардиа капитан П. КОЛОМИЕЦ Герой Советского Сотза\ гвардии лейтенант П. КЛИМОВ лать молодого летчика в пер вый бой, в качестве ведомого замыкающей п а р ы — не следует. Его легко могут сбить. Первый раз Качевекий вылетел с нами на задание в составе четверки. II мы ему определили место в средине, т. е. ведомым у ведущей пары. Летим... Билсу Каневский держится в строю, как ласточ ка. Через несколько минут на ша четверка встретила груп пу «Мессеров». Качевекий как только увидел «Стодевятых» — заторопил в эфире... Я его предупредил:«Будь спокойнее». Конечно, в первый раз мы его не допускали в самую «гашу». Когда ведущий атаковывал нем ца, Качевекий хорошо его при крывал. А иногда и сам стре мился подловить в прицел «Ме-І09г». Я его несколько раз предупреждал: «Не спеши, еще успеешь...» Летим мы до мой, а рядом с нами и Ка невский, да такой веселый, энергичный, словно он уже обстрела и по-настоящему. Ш аэродроме я Каневскому сказал, что в бою надо вести себя (покойно. Горячиться не к чему. И напролом не всегда надо лезть. А сам вижу, что летчик из него будет не плохой. Драться любит. Молодой летчик мой совет понял. II вот через час мы вновь вылетели на пе рехват группы «Ме-109» и «ФВ-190». Уже с самого взле та Качевекий крепко держался | в паре. II когда' мы атаковали «Меееершмнттов», я внима тельно присматривался к Ка- АЛЕКСАНДР ЖА РОВ БОРИС САФОНОВ (Поэма. Глава чевскому, как он реагирует на првцесе боя. Немец с большой дистанции начал заходить в хвост самолета Каневского. Он это б ы с т р о обнаружил и начал разворачиваться, чтобы отбить атаку. Я тогда посту пил так, пристроился н К;;чев скому и говорю: « А т а к у й посмелее, я тебя прикрываю*.! Молодой ои, но вижу надежно присосался в хвост «Меесерш- мнтту» и так дал очередь, что «Мессер.» сразу задымил и рез ко пошел к земле. Приятно смотреть, когда видишь рост молодого летчика. Так он сде лал два виража и я его все время прикрывал, а затем мы вновь поменялись ролями. Неоднократно вместе с Ка невским мне приходилось ле тать на перехват вражеских разведчиков. Ну здесь дело проще. Труднее только обна ружить разведчика, а сбить его легче. II в этих случаях первую атаку по «Юнкерсу» всегда производил я сам, а после того, когда вижу, что стрелок-радист убит, даю коман ду Каневскому: иди стреляй. Он начинает бить, а я его прикрываю, наблюдаю за воз духом и корректирую огонь. Первый раз он бил с боль шой дистанции, а при второй встрече с разведчиком вел огонь уже с 150-метровой ди станции п,ямо по моторам. Этот бомбардировщик был за писан на его счет. Сейчас мы продолжаем уче бу. Стараемся отработать все элементы пилотажа и ведения воздушного боя. В предстоящи?, боях будем бить немецко-фа шистских захватчиков смер тельным боем. П Е Р Е Д Б О Е М На взлетной дорожке Друвей разговоры В тот памятней день Не смолкали с утра: —Граница нарушена! К Мурманску скоро Попробует Путь отыскать немчура. —На Западной Лице* У самого устья Прорвались Коричневых бестнй полки... —Умрем, но к заливу Врага не допустим! —Недаром на сушу Сошли моряки! —По берегу с воздуха Нагло наносят Удар за ударом Фашисты —подряд... —Вчера атакован был Наш миноносец... Рыбачьи дома Возле моря горят. —С потопленной Немцами шхуны ученых, Гидрографов Много погибло в воде... —Скажи хоть словечко, Товарищ Сафонов!.. —Словечком Д{ узья, Не поможешь беде. «Мой маленький сын Б этот чае неспокоен. Горюет жена II тревожится мать... Война разразилась. На то я и воин, Чтоб не горевать,— А с бедой воевать. «Что может неітл Чужеземец угрюмый Судьбе наших близких И нашей судьбе?.. Об этом теперь, Максимович подумай. Но только не думай В бою о себе! «Ты знаешь, Как нужно с машинмо слиться Дышать и блаженствовать С ней заодно... Запомни, Что вражеский летчик — убийца. Его не убить, Яковенко, четвертая) Грешно! «У Гитлера тут Самолетов до черта. И летный состав, Говорят,—будь здоров... Но, все-таки, Надо на подступах к порту Рубить им хвосты, Дорогой мой Петров. «За Киевский тополь. За хутор с березкой, Пронизанной брызгам* Огненных втруй. Под северным небом, Володя Покровский, Волнуйся, пожалуй... Страдай...но воюй! «А ты, ІІгнатюк, Мой найденыш бедовый, О вшебекой Мирной заре погорюй,— О нашей весне, О своей чернобровой. Пожалуй, вздыхай... Но на—совесть воюй! «Слыхал я в полку Чей то дрогнувший голос, Что здесь не один Подвизается асе... Мы вместе с Чухновскви Про северный полюс Тем асеам могли бы Напомнить сейчас. Они не дойдут До полярных причглов, Куда наш Паианин Со льдинш приплыл... Не русский ли асе, Не великий ли Чкалов В Америку путь В этом небе открыл? И кто, как не мы, В Заполярье докажет, Что нанять о Чкалове Вечно жива? Читайте, друзья,, I I I моем фюзеляже Сафоновской клятвы Простые слова: — «За родину!» Смерть экипажам тевтонов!— Сказал Симененко, Покровский сказал,.. — 3;і Сталина! — Громко добавил Сафонов. Перчаткой махнул. II взлетать іриказал... В ходе ожесточенных воздушных боев летчи- кам-истробнтелям нашего подразделения приходи лось иметь дела с немецкими истребителями «Ме- 109г» и «ФВ-190». Опыт показал, что наши са молеты пн в чем не уступают немецким, а на определенных высотах превосходят их. Можно прямо сказать, что в бою самым глав ным является—своевременно обнаружить против ника. Этому должна содействовать осмотритель ность. У каждого летчика самовоснатана осмотри тельность. Излишне вертеться в полете—вредно. В полете чувствуй себя хладнокровно, «покойно. Сферу старайся обозревать на предел видимости. Сектора осматривай но очереди, при этом повтор ный просмотр уже старайся делать не на полную видимость, а поближе, учитывая, что за эти секунды с той или иной стороны мог приблизить ся противник. В групповом бою право инициативы атаки да но не всем. Только командир или ведущий груп пы имеют право начать атаку. Заметив вражеские самолеты—старайся оценить обстановку. От пра вильной оценки обстановки на сто процентов зави сит успех боя. В оценку обстановки входит: вы сота противника, количество самолетов и боевой порядок. Только после этого занимай исходное положение для атаки с выгодным еыходом для последующей. Не учитывая эти особенности, нельзя успешно вести бой. Это было в мае месяце. Мы летели парой. Вы ше облачности я заметил пару «Ме-109 г». С сол нечной стороны мы пошла на сближение. «Мес сера» начали пробивать облачность. Мы устреми лись за ними. Выйдя из-за облаков, я заметил ниже себя 6 «ФВ-190». йтти напролом, в гущу неприятельских самолетов—могло бм и не при нести желательных реяультатов. И тогда я раз вернулся в солнечную сторону, набрал высоту, перевел машину в отлогое пикирование и на большой скорости сходу атаковал и сбил самолет «ФВ-190». А затем горкой опять ушел в облака. Б и т ь немецкий истребитель «ФВ-190» лучше всего сзада по кабине летчика. В бою большое дело имеет смелость и впе- запность. Я уже сказал, что атаки выгоднее при менять сзади, с превышением. Но так не всегіа удается. Бывает, что атаку приходиться вести sa встречных курсах, на равных высотах. Так било со мной. Мы шли четверкой. Пары наши были растянуты. На встречных курсах заметили шесть «Меесершииттов». Они шли двумя группами стро го в хвост одна за другой. Принять атаку в лоб было невыгодно, так как после первой атаки мы мог ли бы попасть под огонь второй группы. Тогда я всей четверкой полупереворотом начал заходить в хвост немецким истребителям. Немцы сразу же ушли вверх. Мы остались в проигрыше высоты. Только после я понял, что вместо этого ма невра, нам нужно было бы боевым разворотом уйти вверх. Однако, немцы в бой не вступили. Н тогда, набрав высоту, мы нагнали оторвавшуюся немецкую пару и сбили оба самолета. Если встречаемся с врагом на лобовой то не дрефь. Тут иди напролом. Атака должна быть напористой, дерзновенной. Чтобы помешать врагу вести прицельный огонь—ногой воздавай скольжение. Часто можно наблюдать, когда молодой летчик открывает огонь с дистанции 300 метров. Это непра вильно. Огонь нужно открывать с дистанции, 200 метров и ближе. Стрелять выгоднее под меньши ми ракурсами. Дисциплина полета но допускает самовольного выхода из боя. Иоанн уть поле боя можно только по сигналу командира. Неорганизованный выход из боя одиночных самолетов обычно приводит к гибела летчика. Предусмотрительный выход из боя делается по команде ведущего. На скоростных истребителях, обладающих хорошей сгсоропод'ем- ностью, вы практикуем выход из боя вертикаль ным маневром, с последующим отдалением от вра жеских самолетов. На меаее скороетіых кетреби- телях вмходвть из бея выгоднее пикированием под углом 90 градусов. В каждом бою нужно искать новые приемы. Застывать на шаблоне—крайне опасно для истре бителя. Немцы в бою действуют шаблонно, как по распясаин», если это нм позволяет об становка. Но они становятся беспомощными, когда энергичными контрнриеыами парализуется их^ ус тавное положение. Бот почему всегда нужно вра гу навязывать свою волю. Ответственный редактор Г. И. ГРАБЧЕНКО. Гй 14Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz