Сафоновец. 1942, декабрь.

С А Ф О Н О В Е Ц 19 декабря 1942 р. № 3 Любовь к оружию Усиливать огневую мощь само­ лет;!, обеспечивать безотказность вооружения в бою— повседневно требовал Сафонов. С о свойствен­ ной ему простотой и настойчи­ востью он добивался от всех лет­ чиков непосредственной подготов­ ки и проверки вооружения. Сафонов не передоверял и ни разу не пропустил пристрелку во­ оружения на своем самолете. Он сам регулировал положение пуле­ мета, ходил к щиту смотреть про­ боины. проверял качество патрон в лентах. Его внимательность и требовательность значительно по­ высили темпы и качество подго­ товки самолета и вооружения к боевому вылету. Однажды, вылетев на нопой ма­ шине, Сафонов увидел необходи­ мость усиления огневой мощи самолета. С атой минуты его пытливый ум был занят твор­ ческой мыслью, как усилить огонь на машине. Через несколько дней я увидел его на командном пунк­ те. С ликующим лицом, какое у него всегда бывало после победы, гвардии подполковник сказал: — Ну, наконец, достал пулеме­ ты. Я стоял и удивленно смотрел на него. Он рассказал о своих на­ мерениях и после спросил: — Через сколько времени можно сделать эту работу? Стараясь взвесить все обстоя­ тельства, я задержался с ответом. Тогда Сафонов подумал и быстро ответил: — Через 12 дней самолет дол­ жен быть готов. Так началось дополнительного вооружения на самолете нашего командира. Ежедневно Борис Сафонов справлялся о том, как идет пере­ вооружение. Его незаурядные зна­ ния, внимательность и дальневид- ность помогли во многом. Стоило, кому-либо из нас, сказать о труд­ ностях в доставке материала, как он повторял свою неизменную фразу: „Действуйте самостоятель­ но*. Этим он воспитывал инициа­ тиву и сообразительность у под­ чиненного. Одновременно он де лал от себя все возможное, чтобы добыть необходимые материалы. Нельзя забыть радость после первого полета, в котором Борис Сафонов опробывал установленное вооружение. Вылезая из кабины самолета и улыбаясь своей при­ ветливой улыбкой, он сказал: — Теперь остается опробовигь ил гансах. Позже выяснилось, что при ус­ тановке пулеметов, у Сафонова родилась мысль о монтаже пушек. Он нам сказал, чтобы после от­ дыха принимались за их уста­ новку. Эта работа была сложнее и более трудная. Сафонов часами просиживал в мастерской, помо­ гая в работе. Все мы были увере­ ны в успехе задуманной опера­ ции. Глубокое уважение, безгра -1 ничнан привязанность к великому I летчику и сознание необходимости, рождали у нас неутолимое жела­ ние быстрее и лучше выполнить порученное задание. Операция помешала этому вели­ кому летчику испытать свою ма­ шину. Но он настоял на своем. Летчиком Кухаренко вооружение было опробовано. Обладая блестящими способно­ стями легчика-нстребитсля, он го рел неутолимой жаждой міцення за поруганную землю русскую. Он говорил: .Фрицев бить нужно их же оружием*. И вот случай ско­ ро представило». Недалеко от ли­ нии фронта сел на вынужденную ,Ме-110\ Он был сбит нашими летчиками. В ту же апреіьскую ночь, на небольшом у ч е б н о м самоле­ те, я с летчиком Кухаренко впер­ вые поднялся над сопками З апо ­ лярья. Минут через 40 мы были над замерзшим озером. Летчик Кухаренко делает посадку. Здесь лежал ,Ме-110*. Темная его ок­ раска с черными крестами и сва­ стикой резала по глазам, вызы­ вая жгучую ненависть к фашист­ ским разбойникам. Начали снимать оружие, прибо­ ры и другое оборудование. В те- восстановление чение трех суток все необходи- ' мое было снято и доставлено на наш аэродром. Когда мы возвратились, Борис Сафонов собрал всех летчиков и приказал оружейникам укрепить на столе пулеметы. Началась стрельба но бронеспинке, снятой с „Ме-110“. Здесь же на месте, тов. Сафонов указывал на пробив­ ную способность наших пуль и делал выводы и давал указания летчикам о наиболее выгодных дистанциях и положениях в воз­ душном бою. Это несколько штрихов, харак­ теризующих любовь Сафонова к оружию. Это не только любозна­ тельность. Такая серьезная и про­ думанная учеба, жизненно необхо­ димое отношение к вооружению,— составляло основную черту леген­ дарного летчнка-нстребителя. Так любить и так заботиться о своем оружии должен каждый. Гвардии инженер-капитан Б. Соболевский. I Первая бл а год арнос ть Краснофлотец Ваганов—мо яодойбоец. Он недавно приз вап в армию. С первых дней он настойчиво взялся за уче­ бу и скоро стал примерным бойцом.Тов. Ваганов одним из первых был назначен в караул. С радостью он шел на вахту, гордился, что ему, мо­ лодому бойцу, Родина довери­ ла охранять важный пест с оружием в руках, Он четко выполнял уставные требова­ ния и зорько охранял свой объект. Его высокую бдитель­ ность отметило командование и объявило благодарность. Уто вызвало у молодого краснофлотца новую волну энергии и энтузиазма. Сейчас он с еще большим старанием продолжает нести караульную службу. — Враг не проіідет к мое- ему объекту, — говорит т. Ва­ ганов. Это действительно так, ибо от его внимания не усколь­ зает ни тень, ни малейший шорох. Мл. сержант И. Твѳрѳтнвв. ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ Победа коллектива Магнитострой Выигрыш по лотереи В нашем подразделени про­ верены выйгрыши по билетам второй денежно-вещевой лоте­ реи. Выйгрыш пал на билеты многих наших товарищей. Так, гвардии старший техник-лей­ тенант Абрамов выйграл ковер, стоимостью в 2.500 рублей. Гвардии старший сержапт Яро­ славцев и гвардии старший техник-лейтенант Богданов выйграли по 110 рублей каж­ дый. Л. Хруоталь. В День Сталинской Кон­ ституции коллективы строи­ тельства Магнитострой и Магнитогорского металлур­ гического комбината доло­ жили Председателю Госу­ дарственного Комитета Обо­ роны товарищу Сталину о пуске пятой доменной печи в установленный срок. Это является огромным вкладом в дело разгрома врага. Пятая домна—крупнейшая в СССР и Европе. Она рас- читана на производство 1.400 тонн чугуна в сутки. В мир­ ное время на такое строи­ тельство обычно отводилось не меньше года. В военной обстановке домна строилась сверхскоростными темпами — две трети об‘ема работ выполнены за последние 3 месяца. Строители и металлурги поклялисьтоварищу Сталину и впредь по-большевистски наращивать новые мощно­ сти черной металлургии. Благородный почин поддержан Почин тамбовских колхозников, собравших 40 миллионов рублей на строительство танковой колонны, встретил горячую поддержку по всей стране. Колхозники и колхозницы Саратовской области, во­ одушевленные историческим докладом и приказом вели­ кого Сталина, собрали из своих сбережений ЗЭ.500.000 рублей средств на строительство боевых самолетов. Сбор средств успешно проходит и в других об л а с ­ тях. Строя на свои средства колонны танков и эскад­ рильи боевых самолетов, колхозное крестьянство демон­ стрирует непреклонную волю к победе над врагом и готовность всеми силами увеличивать помощь родной Красной Армии. Будут новые эскадрильи боевых самолетов Колхозники сельхозартели «Согласие», Чкаловского рай­ она Горьковской области, об­ ратились ко всем колхозникам области с призывом построить эскадрилью боевых самолетов «Валерий Чкалов». Этот благородпый почин го­ рячо поддержан в колхозах об­ ласти. В колхозе имени Кали­ нина собрано 24*2.500 рублей, в колхозе «Стремление» — 180.000 рублей. Успешно идет сбор средств на постройку эскадрильи бом­ бардировщиков и в Приморском крае. На текущий счет от­ делений Госбанка уже посту­ пило свыше 4,5 мил. рублей. Колхозники передового в крае Швотовского района, досрочно рассчитавшиеся с государством по всем видам обязательных поставок, узнав о почине там­ бовцев, собрали на строитель­ ство эскадрильи бомбардиров­ щиков «Советское Приморье» 300 тысяч рублей. Около 150 тысяч рублей поступило от колхозников Хорольского рай­ она. ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭШОАЩИИ МОТОРОВ Зима с присущими ей холо­ дами, как известно, вносит су­ щественные поправки в летные правила технической экс.іша- тации самолетов Летно-техни- ческий состав, работая ва лю­ бом типе самолета, обязан точно знать эти особенности зимней эксплоатации, чтобы обеспечить безотказную рабо­ ту боевых самолетов в любых температурных условиях. Эк­ сплантация материальной части зимой требует большой внима­ тельности и навыков со сторо ны технического состава. Техническому составу необ­ ходимопомнить, что успех за­ пуска мотораи нормальная эк- сплоатация его зимойзависят от следующих основных правил: 1. Хорошего отепления вин­ томоторной группы, плотного и аккуратного подгона теплых чехловна мотор. 2. Не допуска охлаждения разогретого мотора. 3. Быстрого выполнения всех работ на моторе при снятом чехле. 4. Точного подогрева мотора в соответствии с инструкцией. (При недоста очном подогрев мотор эапускается плохо или вообще не запускается, а при перегреве будут повреждены отдельные детали его). 5. При опорожнении системы охлаждения и смазки необхо­ димо помнить, что оставшаяся вода и масло могут замерзнуть и привести к крупным повре­ ждениям мотора. 6. При заполнении системы охлаждения водой тщательно следить за ее температурой, а также проверять наощупь теплоту радиатора. Нужно пом­ нить, что даже при плюсовых показаниях термометра, нахо­ дящегося у мотора, вода в ра­ диаторе может замерзнуть. Подготовка к зимней экспло­ атации должна вестись забла­ говременно, по планам инже­ неров подразделений. Планы составляются на каждый само­ лет. В нем должны отражаться об‘ем и сроки проведения ра­ бот, кто будет эти работы вы­ полнять, сколько отводится времени на каждую операцию, кто обязан и когда контроли­ ровать качество этих работ. ПОДГОТОВКА ВИНТОМОТОРНОЙ ГРУППЫ При Етодготовке к зиме на моторах проводятся все регла­ ментные работы согласно ин­ струкции, устраняются все де­ фекты, обнаруженные при ос­ мотреи пробе моторов. Металлические масло и водо­ проводы необходимо отеплить в соответствии с указаниями для самолета каждого типа. Отеплять надо тремя слоями термоизоляционногоматериала. Первыйслой—шинельное сук­ но. второй—асбест и третий— киперная лента. При отсутствии отеплительного материала (ши­ нельное сукно, асбест) отеп­ лить можно двумя слоями термо­ изоляционного материала. Пер­ вый — четыре слоя бума­ ги, второй — киперная лента. Изоляционный материал необ­ ходимосверху покрыть жид­ ким стеклом. Подготовка зимних чехлов к эксплоатации производится так, чтобы,не снимая их с мотора, можно было производить за­ правку его маслом, охла­ ждающей жидкостью и подог­ ревать мотор горячим воздухом из ламп АПЛ—1, печей Куз­ нецова и т. д. Чехлы должны прилегать плотно и устранять проникновение наружного хо­ лодного воздуха к мотору и агрегатам. Для лучшего прилегания теплых чехлов к капотам мото­ ра, рядом с застежками теп­ лого чехла,необходимо приме нить резиновые амортизаторы Отверстия в чехлах, предназ­ наченные для труб подогрева, должны обеспечивать до­ статочные зазоры между труб­ ками и чехлами и должны быть окантованы листовым ас­ бестом и алюминием. В местах непосредственного подвода горячего воздуха уста­ новить отражательные щитки и изоляцию для предохра­ нения от пережога и усыха­ ния дюритовых шлангов, ре­ зиновой изоляции проводов за­ жигания, прокладок, гибких шлангов—петрофлексов и т. д. (для изоляции применить шну- ровый или ленточный асбест). При подогреве винтомоторной группы необходимо тщательно следить, чтобы дюритовые шланги и соединения не усы­ хали. Высохшие и потрес­ кавшиеся дюриты требуется немедленно заменить. При по­ догреве моторов лампами или другими средствами нужно обя­ зательно подогревать водо-мас- лорадиаторы. При стоянке самолетов в специальных местах и прогре­ ве моторов, тоннели водо—и маслорадиаторов должны за­ крываться специально изготов­ ленными крышками—подуш­ ками, обитыми войлоком или (‘сукном для того, чтобы при стоянках самолетов и при про­ грев® моторов сохранить тепло и ускорить процесс прогрева. К крышкам-подушкам необхо­ димо прикрепить длинные цзетные вымпела для предуп­ реждения возможности выпу­ ска самолета в полет с остав­ ленными в тоннеле крышками- подушками. Для обеспечения удобства и быстроты слива масла и охла­ ждающей жидкости из системы, вместо сливных пробок необ­ ходимо установить сливные краники. При эксплоатации петро­ флексов не допускать прови­ сания, так как при этом обра­ зуются карманы, в которых скопляется масло после слива его из системы. Н. Савельев . (Окончание следует). Ответственный редактор Г. И. Г Р АБЧ ЕН К 0 . К2403 Зака» № 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz