Рыбный Мурман. 2000 г. Январь.
Международные цвети Креветочный бум в США Объем продаж креветки на мировом рынке в период рож дественских и новогодних праздников достиг рекордно го уровня и оставался очень высоким до встречи Нового года по китайскому календа рю. Прошедший год был удач ным для американского рын ка креветки, несмотря на эпи зодическое снижение поста вок. В то же время общий объем продаж креветочной продукции на мировом рынке уменьшился из-за экономи ческого кризиса в азиатском регионе и поражения этого моллюска вирусом в различ ных регионах Мирового океа на. Это не относится к север ной креветке. Ее вылов и пе реработка на западном побе режье Канады переживают бум, перспективы реализации тоже оцениваются очень высо ко. По мнению специалистов, недостаточные объемы поста вок омаров и крабов поддер жат спрос на креветку на вы соком уровне в течение всего 2000 года. Способствуют это му и стабильно развивающая ся в последние годы экономи ка США, основной, как и Япо ния, потребитель, низкий уро вень безработицы и высокая покупательная способность населения. Вирус ISA поражает лосося Резко возросли цены на ло сося, выращенного в Норвегии и на Фарерских островах. Но эксперты связывают это ис ключительно с рождественс кими и новогодними празд никами. По-прежнему острой для производителей лососе вых остается проблема борь бы с вирусами. Одним из них, вирусом ISA, поражена рыба четырех лососевых хозяйств, расположенных вдоль побере жья канадского залива Фанди. До конца января их фер меры должны уничтожить весь свой урожай и весной начать «с чистого листа». Как заявляют официальные ка надские лица, ссылаясь на опыт других стран, пробле му вируса ISA полностью ре шить нельзя. Поэтому крите рием эффективности борьбы с ним должна стать тенден ция снижения количества ло сосевых ферм, стадо кото рых поражено вирусом. Протест исландских рыбаков Около 30 исландских судов, не имеющих либо имеющих очень маленькие квоты на вы лов, вышли в море. Тем самым судовладельцы выразили про тест существующему законо дательству, регулирующему распределение квот. Пока суда находятся в море власти не могут применить к ним какие-либо санкции. Но по возвращении, если их вылов превысит квоту, владельцы су дов будут лишены лицензии. В то же время премьер-ми нистр Исландии Дэвид Оддс- сон по национальному телеви дению заявил: если будут приняты поправки к закону о квотах, в стране может начать ся экономический кризис ФЕДЕРАЦИЯ ТРАНСПОРТА 0 СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РУССКИМИ: РАБСКИЕ КОНТРАКТЫ МОГУТ ПОВРЕДИТЬ НОРВЕГИИ Биргер Педерсен, координа тор IT F (Международной феде рации работников транспорта), в своем письме к государственному секретарю Департамента иност рапных дел Ярле Шерестаду указывает: «Мы должны следить за социальными условиями рус ских моряков, работающих под двухфлажными судами, где хо зяевами являются норвежские судовладельцы. Иначе имидж национальной рыбной промыш лениости и Норвегии в целом в глазах мирового общественного' мнения может быть подорван. В последнее время норвежс кие, российские и международ ные профсоюзные организации были свидетелями, как норвежс кая рыбная индустрия поставила себя в полную зависимость от поставок рыбы-сырца с так назы ваемых двухфлажных судов (российский флаг + «удобный» флаг Кипра, Белиза, Сайт Ви секта, Мальты) с российскими экипажами на борту. Владельца ми большого количества таких судов являются западноевропей ские компании из Норвегии, Ис лаидии, Фарерских островов и Дании. Для доступа к российс кой квоте суда регистрируются и иод российским флагом, тем са мым избегая платить $850 за тонну квоты российским влас тям. Одновременно западные судовладельцы получают доступ к российской рабочей силе со средней зарплатой $8 в день плюс символический процент с вылова». Педерсен также отмечает, что в конце прошлого года в Кнрке- иесе находилось около 40 рос сийских судов с их 1000 человек экипажей, из них два судна на ходились под арестом за неопла ту бункеровки. По тем же прими нам одно судно находилось под арестом в Хортене, а другое в Кристиаисунде. К нам поступили жалобы российских моряков о неуплате им причитающейся зарплаты за 6 12 месяцев. Также мы имеем рапорты, указывающие на то, что российские моряки несут персональную ответственность за отказ устаревшего оборудования и машин в виде вычета из их зар платы, - продолжает Педерсен. В своем письме Педерсен ука зывает также, что российские моряки в норвежских портах подвергаются необоснованным ограничениям в передвижениях со стороны норвежской полиции. «Я сам был моряком в течение 30 лет и должен вам сказать, что нигде не наблюдал таких строгих ТОЧКА ЗРЕНИЯ МЭТРА норвежской ихтиологии Йоханнеса Хаире, награжденного в прошлом году за выдающиеся заслуги королевской золотой медалью, высказана 7 января на конференции в Бергене Хамре, несколько месяцев не делая публичных высказываний, заявил: «Если мы хотим вернуть ся к такой промысловой обста новке, какая была в 50 60-х годах, то нам нельзя сейчас вес ти промысел мойвы. Рыболов ство, гармонирующее с естествениым воеироизводством в море, позволит получить мак симальные результаты от данной экологической системы». Совет Хамре довольно прост: мы должны адаптироваться к периодическим колеоаниям эко системы. Эти колебания характе ризуются, например, тем, что периодами сельдь доминирует в экосистеме, доходя далеко на север Баренцева моря, а перио дами треска и мойва практически существуют там без сельди. И все участники этой системы при сиособились к таким периодичес ким колебаниям. Если же мы будем вести промысел не счита ясь с этими изменениями, то мы тем самым уничтожаем саму си стему, то есть будем делать то, что уже сделали в середине 80 х. Тогда миграция сельди уничто жила мойву, а отнюдь не само рыболовство. Промысел лишь усугубил ситуацию, выбрав ос татки мойвы. В данное время сельди нет в Баренцевом море, и все говорит за то, что пройдет немало лет, прежде чем она вернется туда. Это подтверждается н первую очередь температурными прогно зами: в Норвежском море темпе ратура воды даже в большей степени, чем в Баренцевом, будет и впредь понижаться. Низкая температура крайне неблагопри ятна для сельди, однако для трески и мойвы она вполне толе- рантна. Хамре в этой связи под черкивает: «Если мы используем эту ситуацию разумно, то это будет блестящей возможностью воспроизвести солидные запасы мойвы, а вслед за этим -такие же солидные запасы трески. Без сельди в экосистеме мойва имеет куда больше времени для нос- производства, чем с пей то, что мы наблюдали в начале 90-х го дов». Другими словами: грядущее десятилетие будет десятилетием трески и мойвы, практически не зависимо от того, хотим мы это го или нет. Хотим мы использовать это с максимальной выгодой для себя, то тогда, со гласно Хамре, мы должны ввес ти тотальный запрет на облов мойвы: «Этот шаг не приведет к тому, что нам удастся избежать периодических колебаний в ко личестве трескового стада. Такие колебания наблюдались и в 50 х, и в 60-х годах, фактически изме няясь от 200 300 тысяч до 1,3 миллиона тонн. Но у меня нет никаких сомнений: если мы бу дем вести промысел в так г с есте ственным циклом экосистемы, то отдача последней будет значи тельно выше». НОВЫЙ ПРЕЙСКУРАНТ «RAFISKLAG» с минимально допустимыми ценами на рыбу-сырец введен с 10 января 2000 года после переговоров между директором «Rdfisklag»a Тругве Мурвангом и директором FNL Терье Мартинуссеном Историческая минимальная цена в 19 крон на крупную треску (навески 2,5+) всего на 1 крону уступает средней цене прошлого года и на целых ’2,15 кроны больше прошлогоднего зимнего прей скуранта, а относительно прошлогоднего осеннего увеличена на 1 крону. На среднюю треску (1 +) цена тоже увеличилась, составив 15,6 кроны (в январе 1999 года цена была 14,25 кроны). Мелкая треска ( Г ) также пойдет дороже минимальной цены но 10,4 кроны. Цены на пикшу возросли, но... Выловленная ярусом рыба свыше 0,8 кг имеет минимальную цену 13,Ь) кроны, тог же размерный ряд пикши, но выловленной другими орудиями лова, будет оце ниваться не ниже 12,6 кроны. Минимальные цены на сайду, наоборот, еще снизились, составив 6,4 кроны за навески 2,3+; 5,35 кроны за 1,2+ и 4,2 кроны за 1,2-. Средняя цена на тресту за 1999 год возросла но сравнению с 1998 годом на 20,5% и составила 17,28 NOK . Наибольший рост цен, по статданным нор вежского Rafisklag, отмечен на нерестовую треску (skrei), составив 51,5% относительно 1998 года и 118'% относительно 1997-го. Прошлогодние цены на треску нобили все прежние рекорды. Так что рыбаки, несмотря на уменьшение вылова трески, могут записать прошлогодний год в свой актив. Средняя цена на пикшу за 1999 год составила 13,32 NOK, что почти на 26% больше аналогичных показателей 1998 года. Средняя цена на креветку чуть снизилась и со ставила 12,08 NOK . Понизилась на 0,08 NO K и средняя цена на сайду. ограничений, которым подверга ются российские моряки здесь, в Норвегии. Повстречает полиция российского моряка за предела ми установленного властями нор тов'ого района - и тут же арестовывает его с последующим наказанием в виде штрафа». В письме Педерсен настаивает на скорейшей встрече с предста вителями Департамента иност ранных дел с целью прояснить ситуацию, связанную с российс кими рыбаками. Он призывает также все здоровые и трезвые силы в норвежской рыболовной и сопутствующей ей отраслях поставить ситуацию под долж ный контроль до того, как меж дународные средства массовой информации разнесут по свету такие позорящие Норвегию фак ты. Мортен В И К Е Б М . ( С п е ц и а л ь н о д л я «Р ы б н о г о М у р м а н а » ) Д А Й Д Ж Е С Т Стартовали первыми 18 ЯНВАРЯ В НОРВЕГИИ на чалась мойвенная путина, с ко торой связывают большие на дежды, так как ОДУ по этому виду рыбы в 2000 году как ни когда высокий -256 тысяч тонн. Это позволяет рассчитывать на значительные доходы от экс порта и, прежде всего, в Япо нию - основной рынок сбыта норвежской мойвы. В прошлом году Норвегия эк спортировала в Японию 16953 тонны мойвы по цене 11,28 нор вежских крон за килограмм, в Китай - 1978 тонн по цене 12,68 кроны и в Исландию - 1650 тонн по 6,13 кроны. Первые уловы прошлогодней путины на япон ском рынке достигали в цене до 20 норвежских крон. Однако впоследствии цены падали из- за больших объемов поставок. В текущем году ситуация на мойвенном рынке ожидается еще более нестабильной в свя зи с высоким уровнем ОДУ. Эк сперты предполагают, что пер воначальная цена на эту рыбу будет на уровне 10 норвежских крон за килограмм. Не хватает стратегии В ИНФОРМАЦИОННОМ бюллете не, выпущенном Бергенским ин ститутом морских исследований сообщается, что фермеры лососе вых хозяйств могут использовать ту же технологию для разведения трески, которую они применяют при выращивании атлантического лосося. При этом выращивание трески в садках требует меньших трудовых затрат. В связи с этим уже сегодня в Норвегии все гото во для того, чтобы в полном объе ме начать производство трески на рыбофермах. Цены на треску в последнее время существенно возросли из-за сокращения тресковой популяции в Баренцевом и Норвежском мо рях. что делает разведение этой рыоы в фермерских хозяйствах прибыльным. Однако до сих пор в сто , обе вающая ее процветание И здесь диоксиды Крупнейшая норвежская компа ния по выращиванию голубой ми дии «Norshell AS» провела встречу в Осло с потенциальными инвесто рами. Другая компания -«Fjordaker AS» - с такой же специализацией уже получила инвестиции в разме ре 6 млн. норвежских крон. По сло вам управляющего директора «Fjordaker AS» Кристиана Еллингсе- на, норвежские инвесторы верят в блестящее будущее нарождающей ся индустрии производства голу бой мидии, несмотря на существу ющую диоксиновую проблему. В настоящее время в Европе, за ис ключением голландской компании «Roem van Yerneke» с годовым обо ротом в 100 млн. нидерландских гульденов, нет производителей ми дии, обладающих достаточным промышленным потенциалом. По этому норвежским фермам не трудно будет найти рынки сбыта своей продукции. Производство мидии в Норвегии Норвегии не создана ратегия развития этой отрасли о спечи- приостановлено в июне прошлого года из-за ее заражения диокси дами. Перед возобновлением про мышленного производства этого ценного морепродукта норвежские фермы должны пройти тесты, под тверждающие, что содержание ди оксидов в морских водорослях не превышает установленного безо пасного порога. В течение после дних шести месяцев ни одна фер ма не могла с полной увереннос тью заявить об экологической чи стоте своей продукции. Дайджест по материалам электронной почты и газеты «Fiskeribladet» (г. Харстад ) Перевод Михаила ШИКЕРЫ W i M J л № 4 28 января - 3 февраля 2 года Железнодорожники - не пожарная команда Производственный ажиотаж в рыбном порту в конце прошлого года показал, что от сутствие предварительных заявок на вагоны может стать причиной затоваривания хо лодильников и потерь рабочего времени промысловиков и посредников. Тогда периоды ожидания отправки рыбопродукции достигали 10 дней... Н А Р Ы Н К Е П Е Р Е В О З О К В ООО «Мурмансквнешт- ранс», которое является агентн- рующим представителем рыбного порта, ежедневно в октябре-но ябре поступало до 17 заявок на отгрузку рыбопродукции. По требность достигала 70 мехсек- ций (280 вагонов) в неделю, а железная дорога могла удовлет ворить только половину заявок. Причиной явилась гуманитар ная помощь, пришедшая в север ную столицу. И несмотря на сложившееся взаимопонимание между Мурманским рыбным портом н Октябрьской железной дорогой, последняя преимуще ственно занималась перевозкой зарубежных продуктов питания. Надо еще учитывать, что под вижной состав приходит из Санкт Петербурга, на его оформ ленпе, формирование и доставку уходит как минимум 5 дней. Собственная инициатива агенти рующего предприятия в предва рительном заказе могла обернуться штрафными санкция ми за простой вагонов. С самого начала 2000 года спе циалисты также предполагали значительное оживление перево зок рыбопродукции. Поэтому с 1 января сроком на 4 месяца же лезнодорожники снизили тариф на перевозку рыбы на 50 процен тов. Но в начале января предпо лагаемого бума не случилось. Драматические события в порту еще впереди... В ожидании поступления на внутренний рынок значительного количества мойвы и сельди руко водство рыбного порта разосла ло рыбодобывающим предприя тиям письма с просьбой заявить предполагаемое количество мех секций. Откликнулся только Мурманский траловый флот, ос гальные промолчали. 1о ли до сих нор не знают своего покупа теля, то ли рассчитывают на ав товывоз. Л скорее всего - на русское «авось». Генеральный директор «Мур- манеквиештранса» Альберт Жда нов так прокомментировал обстановку: - На сегодняшний день не предсказуемая ситуация! Рыба пойдет, а вывезти ее будет невоз можно. Холодильных емкостей в порту недостаточно, единовре менно можно распределить на хранение не более 30 тыс. тонн рыбы. В первую декаду массо вых поставок холодильники бу дут забиты. Значит, флот встанет на рейде. На подходе суда с путассу, скумбрией, российской сельдью. Вот сегодня с мойвой в порт при шли суда тралового флота «Бус соль» и «Навигатор». У М Т Ф отработанные связи с регионами. Это основной партнер рыбного порта, и понятно, что в нроиз водственной горячке тралфлотов скис заявки на вагоны будут пытаться удовлетворить в пер вую очередь. Поэтому другим предприятиям надо поторопиться и уделить основное внимание пе ревозкам рыбы железнодорож иым транспортом. В конце прошлого года только «Мурмаисквнештраисом» было отгружено порядка 1200 вагонов рыбопродукции, на железную дорогу пришли «живые» деньги, которые значительно пополнили казну Мурманского отделения. Есть свои преимущества в та ких перевозках: надежность, бе зопасность, сохранность груза. Железная дорога гарантирует своевременность отгрузок. Но это зависит и от заказчиков. Они должны помнить, что железная дорога - не пожарная команда, способная в одночасье справить ся с большим объемом работы. Здесь необходима хотя бы крат косрочная плановость. Ольга М А К А РО В А . Артур - «мотор» проекта С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В О Наш корреспондент вернулся из командировки в норвеж ский город Ботсфьорд. Название этого городка в провинции Фиинмарк у читателей «Рыбного Мурмана» наверняка ассо циируется с российско-норвежским проектом «Териберка- Ботсф ьорд», о котором мы неоднократно писали. Причина столь пристального внимания к нему одна: из существующих в настоящее время 18 совместных российско-норвежских про ектов, связанных с рыбной отраслью, активно реализуется только он один. Почему это так, становится ясно из беседы с руководителем проекта с норвежской стороны, председате лем правления российско-норвежской компании «Марко трей динг» Артуром Йоргенсеном. - Идея проекта понятна: вос создание технологической це почки добыча - переработка - реализация рыбопродукции, а на ее основе - возрождение и дальнейшее развитие традици онных прибрежных промыслов Кольского Севера. Для вопло щения идеи в жизнь важны стратегия и тактика действий. Как вы их охарактеризуете? - Если говорить о стратегии, то мы придерживаемся комп лексного подхода. Наш проект состоит из нескольких частей. Это, прежде всего, производ ственная часть, которая предус матривает создание в Териберке совместного российско-норвеж ского рыбоперерабатывающего предприятия и строительство маломерных судов прибрежного лова для его обеспечения сырь ем. Однако мы прекрасно понима ем, что для организации эффек тинного производства необходимы и благоприятные условия. Поэто му большое внимание уделяется поддерживающим проект програм- мам. Решение этих вопросов тре бует времени, скрупулезной работы по поиску партнеров и привлечению инвестиций. Отсюда вытекает наша тактика. Когда нам говорят, что мы действуем медлен но, я всегда отвечаю: не медленно, а обдуманно. - бас называют «мотором» проекта. В чем заключается роль вашей компании в его ре ализации? Основной деятельностью «Марко трейдинга» является оказание консалтинговых услуг. Мы не занимаемся неиосред ственно бизнесом, но ищем партнеров как с норвежской, так и с российской стороны, ко торые могли бы принять учас тие в проекте. Делаем его привлекательным для потенци альных инвесторов. Моя задача - сделать все для того, чтобы какая-то программа начала работать. Если это про исходит, мы перераспределяем свои усилия на выполнение другой программы. Сегодня наиболее показа тельным результатом нашей ра боты является начало подготовки рыбообработчиков из Териберкп на норвежской фабрике «Хавнродуктер». К мо менту их возвращения осенью 2000 года в родной поселок пос ле окончания обучения и рабо ты в Норвегии мы должны начать там выпуск рыбоиродук ции, то есть реализовать произ водственную часть проекта. Сейчас мы заняты поиском поставщиков сырья и рынков сбыта. К проекту привлечена компания «Стелла Полярис» из концерна «Нордик Си Хол динг». Она специализируется на продвижении норвежской рыбопродукции на мировой рынок, и, конечно, российскому рынку в ее деятельности отво дится особое место. Мы также надеемся на участие в оргаииза ции совместного перерабатыва ющего предприятия в Териберке и нашей компании «Нордик интериэшнл», которая заключает контракты на постав сырья фабрикам «Нордик Холдинг». Это то, что касается «рыбной» части проекта. Но я хотел бы особо подчеркнуть значимость развития социальной ннфра структуры Териберки. Объясне ние простое: успешный бизнес возможен только на фоне поло жительно устойчивой социаль ной атмосферы. Наша задача дать возможность людям зара батывать деньги и платить на логи, сделать так, чтобы они как можно быстрее почувство вали перемены к лучшему. Для этого на первом этане нужны инвестиции в социальную сферу п в первую очередь со стороны государственных органов. Это является общепринятой практи кой п Норвегии при создании нового производства. Поэтому мы Активно работаем с норвеж: скими министерствами иност ранных дел, регионального коммунального хозяйства, нор вежским госфондом СНД , то есть с теми институтами, кото рые могут быть заинтересованы в развитии приграничных рос сийских поселков и могут фи иансировать соответствующие программы. Опять-таки моя за дача - показать потенциальным инвесторам перспективность на шего проекта. И могу сказать, что он находит у них поддерж- Однако этого недостаточно. Необходима такая же финансо вая поддержка и со стороны рос сийских региональных властей. Ведь это и есть конкретное выра женне социальной политики го сударства, которая непременно окупается налоговыми поступле ниями в его казну. Мы стараем ся развивать сотрудничество между коммунами Ботсфьорда, Гамвика и Териберки. Их мэры уже встречались несколько раз и делают много полезного для реа лизации проекта. Важной частью нашей дея тельиости является согласова нис позиций российской и норвежской сторон отноентель но того, что должно быть ими сделано, чтобы создать условия для эффективного бизнеса в Те риберке, привлечь туда инвёс тицин. Если подытожить все перечис ленное, то можно сказать, что компания «Марко трейдинг» в рамках проекта выполняет всю предварительную работу для ре ализацни его производственной части, поддерживающих произ водство программ и создает бла гоириятные условия для его эффективного функционцрова иия в будущем. - С какими трудностями вам приходится сталкиваться? У нас нет никаких проблем в работе с русскими на местном уровне, прекрасно понимаем друг друга. Все трудности в реа лизации проекта имеют феде ральный характер. Например, существующие в норвежском законодательстве ог раниченйя по приему на работу на рыбообрабатывающие фабри кн иностранцев. Получение в на шем МИДе разрешения на обучение и работу на фабрике «Хавнродуктер» 23 человек из Териберки заняло 9 месяцев. Это, конечно, значительно ос ложняет сотрудничество. Или возьмем несовершенство вашего законодательства, значительную разницу налоговых кодексов двух стран... Немало проблем у нас возникает н из-за наличия иограниоста в поселке, которого раньше не было, а с началом ре ализации проекта почему то по явился. - Тем не менее вы с оптимиз мом смотрите на будущее, не смотря на риск вложения инвестиций в Россию с ее по литической и экономической нестабильностью. Конечно, норвежские компа нии и, прежде всего, концерн «Нордик Си Холдинг» идут на определенный риск. Но мы ве рпм в высокий профессионализм и порядочность наших партнеров и полностью доверяем руководи телям компаний «Тернберские судоремонтные мастерские» и « Герфишииг». Что касается моего энтузиазма относительно реализации ироек та, то объясняется он просто это взаимовыгодный проект. Нам, норвежцам, есть чему по учиться у русских. У вас много умных, прекрасно подготовлен пых людей. А в том, что они уме ют и хотят работать, мы еще раз убедились на примере группы из Териберки. Я вам больше скажу. Мы, северные норвежцы, по сво ему менталитету больше похожи на русских северных соседей, чем на соотечественников южан. У нас очень много общего, и но этому нам легко работать с вами. I I было бы непростительной глу иостыо не использовать это. Евгений В О В Ч Е Н К О . P . S . Не сомневаюсь, что со временем будут названы причи ны, тормозящие развитие сотруд ннчества в рыбном секторе. По одна из них для меня понятна и сегодня. Ведь проекты сами по себе не появляются. Их разраба тывают умные люди, готовя т тех н и к о э к о н о м п ч е с к о е обоснование. Лишь после этого начинается главное конкретная работа но воплощению задуман н о т во ч т о - т о материальное. И вот тут-то вряд ли можно обой тись без энтузиазма исполните лей, их убежденности в том, что это можно п нужно делать. На верное, другим проектам повезло меньше. Н е ту них такого .«мото ра» как Артур Йоргенсен. Экономическая ХРОНИКА Рыбный порт подорожал Государственная админист рация Мурманского морского рыбного порта с 15 января по высила тарифы на ряд услуг. Пересмотр перечня и размеров тарифных ставок проведен с учетом прошедшего повышения с июня 1997 года на пар, воду, топливо, электроэнергию и удорожания тарифов организа ций, оказывающих услуги го- садминистрации рыбного пор та. Проверка компании на пра во получения свидетельства на соответствие теперь стоит от 2100 до 5900 руб., проверка на право получения свидетельства на безопасность - от 700 до 9200 руб. На работу к соседям Севрыба прорабатывает про грамму трудоустройства части специалистов береговых орга низаций Северного бассейна на предприятиях Норвегии. В рам ках программы будет решаться вопрос переподготовки кадров на базе зарубежной техники и технологии переработки рыбы и морепродуктов. Генеральный директор Севрыбы предложил руководителям добывающих предприятий при заключении договоров поставки продукции предусматривать в них одним из пунктов прием на работу российских специалистов сро ком на полгода. Оформление необходимых документов ЗАО «Севрыба» берет на себя. За акваторией цена другая В связи с началом деятель ности портофлота в составе морского рыбного порта опре делены тарифы его услуг. Сто имость работы буксира - 700- 880 руб. за час (без учета НДС), пассажирского и разъездного катеров - 330 руб., лоцманско го катера - 315 руб., танкера - 1140 руб., сборщика льяльных вод - 280 руб., нефтемусорос- борщика - 180 руб. Оказание услуг за акваторией порта оп лачивается по договорному та рифу. Проекты станут явью? Комитет по экономике и хо зяйственной деятельности об ластной Думы рассмотрел про грамму законопроектной дея тельности на 2000 год. Среди 25 законопроектов - норматив ные акты о стимулировании со здания новых рабочих мест; о порядке образования и исполь зовании дорожного фонда; о закупках и поставках сельско хозяйственной продукции, сы рья, продовольствия для госу дарственных нужд; о системе обращения с отходами произ водства и другие. Особый блок законопроектов связан с установлением конк ретных условий в зонах эконо мического развития и роста на территориях Мурманской судо верфи, Териберки, Ловозерско-' го и Терского районов. От имени деловых кругов области Северная торгово-про мышленная палата предложила к разработке проекты законов о некоммерческих организаци ях, объединяющих предприятия и предпринимателей; о поддер жке и стумулировании малых инновационных предприятий. Эти законопроекты могут быть включены в план работы коми тета, если будут разработаны самими промышленниками. № 4 28 января - 3 февраля года J л Ш - Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz