Рыбный Мурман. 2000 г. Январь.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА ПРОГРАММА «ДЕШЕВАЯ РЫБА » Как восполнить тресковые потери В период дефицита донных видов рыбы креветку приходится рассматривать как один из главных объек тов, на промысле которой можно и нужно компенси ровать финансовые затраты российских судовладель цев. Прогнозисты от науки утверждают, что за год в Северном бассейне будет выловлено 350 тыс. тонн креветки, одну пятую часть запаса возьмут норвеж ские рыбаки. Иностранными судами она добывается круглогодично в районе Шпицбергена. Российские промысловики могут рассчитывать на 12-14 тыс.тонн, но проблема реализации улова для них остается главной. Как показывает практика, к промыслу креветки надо серьезно готовиться. На специализированном судне «Океанатор» (ЗАО «Ка рат») с помощью креветочных тралов рыбаки добы вают в сутки до 8 тонн, что в 2,5-3 раза больше, чем на обычных судах. А наличие сортировочных ма шин позволяет вести глубокую обработку сырья, что увеличивает рыночную стоимость деликатеса. В 1999 году в РЭЗ промысла креветки не было. DEFACTO Как будут развиваться события в этом году, покажут исследования ПИНРО. В целом в 2000 году в Барен цевом море можно будет выловить 2000 тонн кре ветки. Нужна красивая шкура Традиционно в марте и частично в апреле норвежцы ведут промысел белька. Добыча же взрослого тюленя становится неперспективна из-за ухудшения меха - начи нается период линьки. Поэтому, чтобы появился новый красивый мех у морского обитателя, нужно немного по дождать. А остаток квоты можно будет реализовать до 1 июня. Беломорская популяция тюленей в период нагула вы ходит в акваторию Баренцева моря. Это явилось поводом для оспаривания ее названия как баренцевоморской, что впоследствии даст возможность норвежцам, не увязывая с решением российско-норвежской комиссии при разде лении деятельности по смешанному участку Баренцева моря, самостоятельно вести промысел морского тюленя. Вновь после приостановки строительства современ- Как дела, старина флот? В эти дни с особым напряжением работает экономичес кая служба консорциума «Мурманский траловый флот». Стол начальника службы Игоря Портянникова завален таб лицами. Руководство требует ясной картины деятельности в наступившем году. А поскольку квоты утвердят в Госко митете, дай Бог, в середине февраля, планирование пред ставляется весьма условным понятием. Да и как планировать, если практически все СТМы зас тряли в отстое. Причина известна - недостаток биоресур сов, не только рыбы донных видов, но и пелагических. А ведь к настоящему времени удалось восстановить практи чески все корабли, лишь единицам предстоит ремонт «под класс». Флот состоит из 59 судов: 39 из них в головном предприятии, шесть в МТФ-1, семь в МТФ-2, четыре в МТФ-3 и три в губернском флоте. Суда планово модерни зируются, флот пополняется и судами, взятыми на услови ях долгосрочной аренды с правом выкупа. В середине прошлого года президент консорциума Юрий Прутков надеялся получить хоть четверть квот, а нынче вы ходит, что на донные виды получит треть. Но при общем уменьшении объемов добычи эта «треть» все же меньше прошлогоднего лимита. Вот логика цифр: если в 1999 году на экспорт направляли более 20 процентов улова, то в ны нешнем - 17 процентов от предполагаемого объема. А это, в свою очередь, лишь 85 процентов от уровня прошлого года. Соответственно увеличится доля продукции, поступа ющей на внутренний рынок. Кстати, год от года эта часть реализации возрастает. Однако при этом перед флотом встает проблема доходности продукции, поставляемой в Россию. Будет ли больше судов, чем прежде, сдаваться в арен ду другим флотам? Игорь Портянников ответил, что перед его отделом пока не ставилась задача просчитать экономи ческую эффективность этого мероприятия. Относительно новых районов промысла также неясно. По мнению эконо миста, у предприятия не будет средств рисковать, к тому же повсеместно все объекты лова квотируются, а лишних денег на покупку квот нет. Тем не менее в тралфлоте пони мают, что промысловые усилия в Баренцевом море надо сокращать, и готовятся к этому. На предприятиях консорциума работают 6400 человек, из них плавсостава - 5800 человек. Две тысячи тралфло- товцев - в экипажах судов, сданных в аренду. Будут ли со кращения и не увеличится ли численность временно перемещенных работников? На этот вопрос мы получили уклончивый ответ: - На каждом судне в отстое следует сократить числен ность экипажа в четыре раза. По некоторым данным, сокращения все же произойдут, особенно среди сотрудников управленческого аппарата. Однако эту меру в тралфлоте предпочитают называть не сокращением, а оптимизацией производства. Стоит зада ча уменьшения непроизводительных расходов, к которым, в первую очередь, относят увеличивающийся поток запро сов во властные структуры. Тралфлот продолжает и поиски оптимизации производ ственной структуры, главным образом - согласно райо нам, видам промысла и типам судов. О дальних планах наращивания объемов, связанных с возможным укрупне нием флота за счет не выдерживающих конкуренцию су довладельцев и включения в состав объединения предприятий рыбопереработки, пока говорят мало. Время все меняет. На этом этапе наиболее эффективной оказалась такая форма «дедушки» рыбного промысла на Мурмане, как некоммерческий консорциум. В будущем, возможно, марка нашего крупнейшего флота будет под креплена новым типом организации - холдингом или фи нансово-промышленной группой. В свой состав тралфлот не против включить предприятия, разделяющие политику защиты отечественного товаропроизводителя и принося щие доходы в общую казну. Тогда, к примеру, можно будет говорить о возрастании влияния российской рыбодобычи на рынок сбыта, и в частности, на цены как в России, так и за рубежом. А еще - известная экономическая формула, выраженная в метком изречении «деньги к деньгам», позво лит легче справляться с задачами обновления производ ства, проблемами безопасности мореплавания, с вопросами взаимоотношений с государством. Впрочем, это только журналистские обобщения некото рой информации из разных источников. Никто вместо ры баков решать их судьбу не должен. У президента консорциума Юрия Пруткова есть надежда, что он сумеет отстаивать интересы рыбаков и переработ чиков в областной Думе. Некоторые его коллеги довольно скептически относятся к этому, считая, что возможности областной Думы в этом плане невелики. По крайней мере, в составе оолдумы уже были двое представителей пред приятий отрасли, но не находили общего языка. Поэтому резкого взлета законодательной мысли во благо регио нального рыбопромышленного комплекса не произошло. В декабре депутат Георгий Тишков и в то время еще канди дат в депутаты Юрий Прутков в ходе бесед с журналиста ми уже раздали «комплименты» в адрес предприятий друг друга. Погорячились, к сожалению. Ведь оба руководите ля вносят ценный вклад в общее дело. Хотелось бы, чтобы их планы и действия были согласованными. Этого от них ждут все рыбаки и работники береговых предприятий. У Людмила ЗАЦАРНАЯ. Мурманск мойвой завалить намерены рыбопромышленники Мойвснная путина обещает быть богатой, промысловики готовы весь улов везти домой. Похоже, нас ожидает возвращение к былым вре менам, когда ранней весной эта серебристая рыбка продавалась в Мурманске на каждом углу, и город от этого окутывал особенный «огуречный» аромат. Стоила она, конечно, копейки. Теперь ее цена определяется в рублях, и все же мойва будет относительно недоро гой, а но городской программе «Дешевая рыба» и того дешевле. Прошедший год был непрос тым для людей, нуждающихся в поддержке. Но благодаря работе моряков городские власти беспе ребойно обеспечивали мурман чан дешевой рыбопродукцией. Мэр Мурманска Олег Найденов на первом в этом году промчасе в Союзе рыбопромышленников Севера отчитался о ходе выпол нения программы «Дешевая рыба». И 1999 году но програм ме поставлено на реализацию 2214 т рыбопродукции (на 40% больше, чем в 1998 г.), в том числе сельди 685,7 т, мойвы 606,6 т, путассу 440,7 т, трески 10,8 т. Компании консорциума «Мурманский траловый флот» поставили 943,2 т рыбопродук ции, предприятия Союза рыбо промышленников Севера 517,3 т, акционерные общества «Ии тербаренц» 419,2 т, «Севрыба» 101,4 т, «Мурманрыбиром» 100 т, «Мурманский рыбокомби нат» 96,6 т. Если в 1998 году в программе участвовало 14 предприятий и объединений, то в прошлом году 19. С PI1C превысил предпола гаемый объем поставки рыбопро дукции в полтора раза. Отличи лись предприятия «Робинзон», «Севрыбкомфлот», « Биосшельф», «Биосарктик», «Морское содру жество», «Фрост», «Вега», «Норд Каи», «Асасифиш», «Рось 1», «Андромеда», «РиГ», «Смена», «Тимур», «Карат», «Антарес»,«Баренцфиш», «ЛКТ», «Арктикхолдииг». Олег Найденов поблагодарил рыбаков за активное, бескорыс тное содействие в реализации программы «Дешевая рыба». Ои выразил надежду, что это со трудничество будет расширено, и сказал о том, что больше вин мания будет уделять промысло викам, возвращающимся в родной порт. Генеральный директор СРП С Николай Тропии заявил, что в этом году предприятия С РИС безусловно примут участие в программе «Дешевая рыба», причем цепы будут предельно низкие, ииже себестоимости. Вопрос стоит так: сколько город может взять дешевой рыбы? Олег Найденов пообещал, что муниципальные магазины будут продавать рыбу невзирая на свои расписания, об этом можно попросить и частные торговые предприятия. Николай Троиин обратил вин манне мэра на проблемы, кото рые возникнут в связи с реализацией рыбопродукции в период мойвенной путины, а вслед за тем и сельдяной. Это вопросы обработки судов в пор ту, храпения, доставки рыбы по требителю. Администрация города уже имела негативный опыт реализа ции рыбы через рыбокомбинат, когда узнала о наличии свежей партии только через сутки после отгрузки с борта судна. Мэр вы разил благодарность компании «Мурман СиФуд», которая для нуждающихся мурманчан выде лила рыбу из своих резервов по низкой цене. Чтобы не допустить несогласо ванности в действиях смежников, мэр Мурманска уже провел пер вое совещание с участием пред ставителей рыбопромышленного комплекса, торговли и коитроли рующих структур. Олег К РЮ К О В . № 4 28 января - 3 февраля 2000 года По оперативным данным комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области выгодыради, а по юридической езграмошносши работодатели нарушают КЗоТ Когда инспектор запросил документы по этому делу в ООО «Виттэ», вручать их явилась целая делегация во главе с дирек тором, который в свою очередь объяснил, что по сути никакой травмы и не было. В доказательство он сообщил, что якобы после ее получения заявитель участвовал в выгрузке рыбопродукции в инпорту и что по возвращении в Мурманск в поликлини ку этот парень не обращался. Проведен ная проверка все подтвердила. Тут бы понять и отпустить с миром по терпевшего хозяина, ясно как день, что подвели его. Но если моральная сторона этого дела инспектору стала ясна, тем не менее он просто не имел права пройти мимо грубейших нарушений закона. А имен но: во-первых, если травмы не было либо она не оказалась достаточно серьезным основанием и видно, что тебя пытаются надуть, то зачем полюбовно подписывать расторжение контракта по соглашению сто рон? Во-вторых, если оно уже подписа но, то на каком основании работодатель теперь удерживает с человека его кров ные? Как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. И хотя этот случай довольно нетипич ный, все же, думается, он заставит неко торых судовладельцев немного иначе по смотреть на собственную юридическую гра мотность. Теперь о типичном. Одно из самых рас пространенных нарушений, допускаемых работодателем, происходит при начисле нии и выплате зарплат экипажам судов заг- ранплавания. Вот ситуация, возникшая в фирме «Сойма» тоже недавно. От бывшего работника этого предприятия поступило заявление, что в нарушение контракта ему не выплатили полностью заработную пла ту. В контракте же сказано, что ему долж ны платить оклад в размере 121 рубль плюс полярки и коэффициент. Кроме того, в со ответствии с положением о оплате начис ляются «...суточные в размере 13% от сто имости реализованной рыбопродукции в соответствии с паем мает 'а добычи...» Здесь надо пояснить: ва ота взамен су точных - это такая штуковина, которую ра ботодатель обязан выплачивать работнику вне зависимости от заработка, с нее даже налоги не платятся, если она не превы шает установленные федеральным положе нием пределы. Цитирую: «Правительство РФ распоряжением от 3 ноября 1994 года № 1741-р распространило предельные раз меры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных на членов экипажей су дов заграничного плавания флота рыбной промышленности, установленные Прави тельством РФ от 1 июня 1994 г. № 819-р для членов экипажей судов заграничного О ко н ч а н и е . Начало на с т р . 1 плавания морского флота российских су доходных компаний, в следующих разме рах: - старший командный состав - от 12 до 17 долларов США; - остальной командный состав - от 11 до 14 долларов США; - рядовой состав - от 8 до 10 долларов США». Четко и ясно, так зачем же огороды го родить? Арифметика проста: заявитель от носился к остальному комсоставу, в рей се он находился 98 суток, значит, 1078 долларов - минимум. Отдай - не греши. А начислили ему 426 и из них еще удержали 1313 рублей за недостачу рыбопродукции, что совсем уж абсурдно. Мало того, что из валюты взамен суточных работодатель не имеет права производить удержание, он не в праве удерживать с работника больше его среднемесячного заработка. Конечно, если по вине работника причи нен значительный ущерб, то суд может обязать его полностью возместить убыток, но только суд и только при наличии дока зательств личной вины. В нашем случае не достача, простите, под эту категорию не подпадает. Но судовладелец решил по- своему: поделить на всю команду и вы честь. Заметим, что в «Сойме» обычно платят неплохо. Просто этот рейс оказался не удачным. За первым заявлением с того же судна последовали и другие. Конечно, директор с главным бухгалтером пытались спорить, ссылались на отсутствие денег. Однако dura lex, sed lex, то есть ничего не попишешь... Как мы уже сказали, данный случай ти пичен, и прежде всего для «мелких» ры бопромышленников. Подобная система на числения оплаты труда моряков - широко принятая практика. И подобные неправо мерные удержания немалых, в масштабах зарплаты моряка, сумм - в порядке вещей. Жаль, что всплывают нарушения только тогда, когда заявителю платят меньше по ловины заработанного. Ведь еще вопрос: а обратился бы он куда-либо, если бы ему заплатили долларов 850-900? Этим и пользуются нынешние хозяева, решая фи нансовые проблемы за счет кармана под чиненных, а ведь это недопустимо. - Конечно, сейчас всем трудно - и ра ботникам, и работодателям, - говорит Михаил Агаджанович Алиев. - Снабдить судно всем необходимым, направить его в рейс, обеспечить жизнедеятельность эки пажа, безопасность очень и очень не про сто. Все это стоит денег и требует сил. Но уж взялся за гуж - не говори, что не дюж. Не перекладывай свою ответственность и свои проблемы на чужие плечи. Дмитрий ЗУЕВ . Сводка промы словой деятельности с 14 по 20 января На промысле дислоцировалось 176 судов: Мурманская область - 107 судов (на лову 82), Архангельская область - 28 судов, Республика Карелия 11 судов, прочие 30. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 7,5 тонны, по бассей ну - 6,1 тонны. Промобстаповка на промысле донных была слабой. Л у ч ш и е вы ло вы в теч ение н едели СРТМ-0195 «Севрыба-2» (капитан Сергей Иванович Щ у к - ЗА О «Севрыба-2»). В районе западного склона Медвежинской банки вылов 14 января составил 36,5 тон ны (треска - 91%), 17 января - 33,3 тонны (треска - 84%). СРТМ-0098 «Мурман» (капитан Владимир Леонтьевич Думанчук - О О О «Мурман С иФ уд » ). В районе Фулей-бапки вылов 16 января составил 28,7 тонны (треска 72%), 17 января - 24,0 тонны (треска - 70%). СТМ-0617 « liepceii-1 V » (капитан Виктор Васильевич Забрусков З А О I11I1I «Вега»). В районе южного склона Медвежинской банки вылов 16 января составил 25,1 тонны (треска - 91%), 17 января - 23,8 тонны (треска - 90%). С Т Р 0468 «Борис Зайцев» (капитан Николай Николаевич Кислый - Мурманский тралфлот). В районе Маланг-банки 15 января вылов составил 21,1 тонны (треска - 75%). СРТМ-к-0301 «Сапфир-И» (капитан Геннадий Вадимович Шершов - Мурманский тралфлот). В районе западного склона Медвежинской банки 16 января вылов со ставил 20,6 тонны (треска - 92%), 20 января - 18,3 тонны (треска - 81%). Вылов трески н пикши с начала года по 20 января составляет: треска - 4862,2 тонны, пикша - 900,1 тонны. Информация о ввозе рыбопродукции в порт Мурманск за период с 1 по 21 января 2000 года Наименование предприятия и продукция Кол-во (т) Ассортимент за неделю |с нач. года мороженая М Т Ф консервы рыб. мука 3670 5701 85 85 мойва, путассу С р п с мороженая консервы рыб. мука 732 2327 28,8 53,1 27 115 мойва, сельдь, треска, палтус мороженая МРКС консервы рыб. мука . г^ргпр мороженая консервы рыб. мука - С Р Х Ф мороженая консервы рыб. мука - . . мороженая М Р И консервы рыб. мука 950 950 61.5 61,5 мойва, сельдь Губерн. мороженая флот консервы рыб. мука ИТОГО мороженая консервы рыб. мука 5352 8978 28,8 53,1 173,5 261,5 сельдь,мойва,путассу,донные тыс.б Наличие рыбы на холодильниках на 21 .01 .2000 г. С Е В Р Ы Б С Б Ы Т 700 т - С Е В РЫ Б С Е Р В И С 6777 т - ВНЕШТЕРМИНАЛ 150 т - РОСВНЕШТЕРМИНАЛ 1000 т - ВНЕШТРАНС 7017 т - СКЛАД РЫ БМ У КИ 276 т ИТОГО: 15920 т - сельдь, донные, мойва, сайка, рыб. мука с а й к а сел ьд ь , м о й ва , К П З д он ны е в а с с о р т и м е н т е се л ьд ь , с а й к а се л ьд ь , д онны е , м о й ва DEFACTO Наука в новом режиме Многие разногласия между учеными по определению запа сов Баренцева моря связаны с закрытостью его российской части для норвежских ученых. На ужесточение условий конт роля (осмотры судов и обязательное присутствие на борту по граничников) норвежская сторона выдвинула свои требования. С этого года для проведения научно-исследовательских работ в НЭЗ необходимо за 6 недель подать заявку в МИД Норвегии. Несомненно, этот демарш повлечет за собой определенные трудности в работе российских научно-исследовательских су дов: уже сегодня два из них - в ожидании разрешения: Такие прирстановки в научной работе чреваты дополнительными трудностями в получении полной информации о состоянии промысловых объектов. Жаль, что инициатором подобных сложностей выступила российская сторона. Бюрократическим решением сверху под сомнение поставлено многолетнее до верительное сотрудничество. Между тем в рамках решения Смешанной российско-нор- вежской комиссии в течение февраля должны проводиться совместные исследования запасов трески. Возможно, именно их результат добавит 30 тыс. тонн к ОДУ трески на 2000 год. «Д а тский п р о е к т » Вновь после приостановки строительства современных трау леров-фабрик в Дании на верфи «Орсков» продолжились ра боты по достройке третьего судна «Соловки» для Архангельского тралового флота. В Москве 11 января состоя лось правительственное совещание с участием посла Дании. Оно и решило вопрос о дальнейшей судьбе проекта. Как изве стно, кроме объективных причин, на которые ссылаются офи циальные круги, с этого года возникла проблема возврата денежного кредита. Он осуществлялся за счет реализации трески. Решением Мурманского научно-промыслового сове та квота трески была урезана в 2 раза для судов «Севрыба-1», «Севрыба-2», что и вызвало беспокойство иностранных инве сторов. Постановление правительства в какой-то мере под твердило кредитоспособность ЗАО «Севрыба» и обязало выделить на 2000 год на судно «Севрыба-2» квоту в объеме 3500 тонн трески и 800 тонн пикши. Но бумага, даже с гербо вой печатью, все стерпит... Выставка - 2000 Первая в Мурманске международная выставка рыбной про мышленности «МОРЕ И МОРЕПРОДУКТЫ-2000» состоится 15 - 17 марта 2000 года в гостиничном комплексе «Меридиан». К участию в выставке приглашаются добывающие флота и компании по рыбопереработке, судоремонтные фирмы и пред приятия по техническому оснащению судов, специализирован ные торговые компании и представительства. Приглашаются и зарубежные фирмы из Норвегии, Дании, Королевства Нидер ланды, Великобритании, Шотландии, Исландии, Испании, Пор тугалии, Германии, Франции, Канады, Италии, Марокко, стран Балтии и СНГ. В эти же дни будет проходить международная конференция «Состояние и перспективы развития рынка рыбных товаров Северного и Северо-Западного бассейнов России», на которой разговор пойдет о сырьевой базе в районах работы рыбопро мысловых флотов Северного и Северо-Западного регионов России, о проблеме развития малого предпринимательства в рыбной промышленности, о развитии правового регулирова ния внешнеэкономической деятельности и по ряду других ак туальных тем. Альянс нарушен ПИНРО уведомил о своем выходе из состава участников ЦК ФПГ ОАО «Интербаренц» и в целом из этой финансово-про- мышленной группы. Заместитель директора института Валерий Шлейкин утверждает, что никакой скандальной подоплеки здесь нет. А немногим раньше ряды акционеров «Интербарен- ца» покинула «Севрыба»... № 4 28 января - 3 февраля 2000 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz