Рыбный Мурман. 2000 г. Январь.
Р Е З Е Р В Ы Р Ы Б О П Е Р Е Р А Б О Т К И «Даже я согласился бы продатьконрьный пакет» (Окончание. Начало на стр. 2) Нашему предприятию уже 20 лет. В прошлом это завод медицинского жира Мурманского рыбокомбината. В процес се приватизации предприятий отрасли де ловые связи разрушились, стало поступать малое количество сырья рыбь его жира. На «Полярисе» произошли из менения. Мы искали высокоэффективные технологии и освоили выпуск лечебно- профилактических препаратов группы «Полнен». Чтобы сконцентрировать про изводство, на базе предприятия создали дочернюю структуру «Медкап» со 100- процентным капиталом <■Поляриса». Те иерь у нас несколько предприятий, занимающихся своими направлениями де ятелыюсти. Все сосредоточено в одном здании единственном ярко освещенном в полярную ночь в первом грузовом рай one порта. Производственная база, со зданная «Полярпсом», ему и принадлежит, а помещения, оборудование сдаем своим предприятиям в аренду. Все технологии на самом высоком междуиа родном уровне. Например, в марте нус тим мини завод но производству рыбной муки. Этот завод создается на совершен но iiiioii технологической базе, чем обыч ное старое производство. Плохие отходы нам не нужны, а только свежие. Будет производить две три тонны муки в сутки и тонну полторы жира, особенно на мой ве. Но рыбий жир будет принципиально отличаться от того, который вырабатыва ют на судах. Нам нужен высококаче ственнып жир, а мука дополнение к основному производству. Па новой про дукцни уже стоит штрих-код. У нас раз работано еще несколько проектов, часть из них находится на испытании в инеги туте кардиологии. Большую исследова тельскую работу проводим в Санкт Петербурге. Хотим заниматься не •только жирами, но об этом говорить рано. Дело в том, что идеи носятся в воздухе. Хорошую мысль конкуренты подхватыва ют с лета и выдают за свою. - Испытываете ли вы проблемы с рын ком сбыта продукции? Рынок по жирам неограничен. Толь ко в России потребность в ветеринарном жире составляет 10 тысяч тонн в год, в Беларуси .5 6 тысяч тонн, на Украине столько же. И того более 20 тысяч тонн. А поскольку мы единственное на означен ной территории предприятие, выпускаю щее ветеринарный жнр, то выходит, что весь рынок наш. - Сколько жира выпускаете? Немного, от 300 до 400 топи в год, iai< как по прежнему пет сырья. /1а еще 15 тонн лечеоно профилактических препа ратои в каисулированном виде. Между тем но сводкам нигде не проходит, а на бассейне за прошлый год выпущено почти 5 тысяч тонн жира. На кораблях произво дят жир полуфабрикат, но в судовых ус ловиях довести его до кондиции нет возможности. - Разве его вам не сдают на перера ботку? Не сдают. Тонна полуфабриката за рубежом стоит 300 350 долларов. Там часть и сдают. А другая часть, которую привозят домой, идет на черный рынок. С борта хорошо расходится за 100 долларов наличными. У пас один раз жир купят, сертификат скопируют, и какие пробле мы?! А я должен у норвежцев наш же полуфабрикат, прошедший через их боч ки, брать за 800 1000 долларов за тонну. Они зарабатывают, ничего не производя, только на том, что продают нам наше же сырье! Почему дорого выходит? 100 дол ларов за перевозку, -12% от стоимости ввозные пошлины. Когда производствен ники говорят о себестоимости, то боль шинство людей не понимают, что за уменьшением затрат стоит снижение цен. Все говорят: вот здорово, содрали 42 про цента с капиталистов, и это пошло госу дарству. А мы вынуждены вбивать в затраты эти 800 долларов и через пену снимать их с потребителя. - Получается, для российского госу дарства зарабатывают деньги за продук цию, «не произведенную в России», не товаропроизводители, а таможенники? И деньги немалые. А налоги с основного производства остаются у норвежского государства. Ну и славно, поделились по-соседски... А что цена на продукт ве лика, что перепродают его через пятые руки - так это же замечательно! НДС, налог с продаж вырастут! Воистину как в кривом зеркале. Хорошо бы нашему предприятию ку пить у рыбаков полуфабрикат подешевле. Не продают. А «черными» платить «По лярис» не будет. Нас много раз ироверя ли. В прошлом Году была такая проверка, какой я не видывал: вывезли всю бухгал герию на машине и не отдавали А месяца. 11 то ничего не нашли... - Велик ли у вас управленческий ап парат, который призван удовлетворять любознательных государственных слу жащих? Всего 10% от числа работников. Рань ше АУП был 30%. В экономической служ бе уволили сразу шестерых сотрудников во главе с главным экономистом, который своей основной задачей считал иредостав леипе статистической отчетности. А я ста вил задачу исследовать структуру себестоимости, найти пути ее снижения. С этой задачей иикто справиться не мог. Сейчас сотрудники меня полностью удов летворяют. Сами приносят новые идеи, сами их внедряют, уменьшая неироизво дительные потери и находя дополнитель иые источники дохода. У нас работают лучшие инженеры бывшего рыбокомбина та: главный инженер Олег Рыбаков и главный конструктор Олег Баканев пре красно знают производство п отличаются аналитическим складом мышления. Еще поискать таких исследователей, как Ев гения Ильинична Лобова. Из молодых назову Андрея Олонкпна, произвол ствениика от Бога. - А как насчет перспектив? На сегодняшний момент пока дер жимся, хоть сырья и мало, но получаем солидный доход за счет того, что освоили высокие технологии и производим доро гой продукт. Однако покупательская спо собность населения снижается, и мы думаем, а смогут ли люди купить нашу продукцию завтра? Значит, нужно пере ходить на большие объемы. Я знаю, как моментально повысить объем произвол ства в несколько раз и при этом снизить цену товара. Деньги, вложенные в эту операцию, были бы возвращены в течение года. - В чем секрет? - Ради этого даже я согласился бы про дать контрольный пакет «Поляриса» крупному отраслевому предприятию. Еще в 1993 году у пас был проект создания холдинга «Союз», со своим банком. Про ект подписал и Георгий Васильевич Тиш- ков. Однако встал вопрос о фигуре руководителя и тут все сломалось. - Почему бы не продолжать работать, так сказать, широким фронтом, эффек тивно сотрудничая? Потому что прикажет хозяйственный руководитель: «Все сырье сдавать на за вод» и будут исполнять. - А если прикажет инспектор из буду щего регионального департамента? * - Не получится, не те времена. Пред приятие найдет тысячу причин, чтобы не исполнить команды, если это не в его ин тересах. То, что необходимо сделать, что бы производство расширялось и процветало, властям должно диктовать крупное рыбопромышленное нредприя тис. Таким предприятием может стать, к примеру, траловый флот. Для этого он должен стать еще крупнее, чем сейчас. По это отдельная тема для разговора. - И все-таки? Только в общих чертах. Если на один пароход Союза рыбопромышленников Се вера в прошлом году приходилось 525 тонн улова, то в этом году 300 тонн. При недостатке ресурсов корабли мелких су довладельцев к середине года станут на прикол, а это прямые затраты. Кроме того, идет естественный процесс старения флота. Многие до следующего года не доживут и будут вынуждены продавать суда (С Р ТМ к сейчас стоит 500 тысяч долларов). А кому-то самое время их ску иать н задействовать квотный механизм, становясь еще богаче. Кто из мелких рыбопромышленников поумиее, будут сами искать покупателя. Но купить судно другому такому же ма лому предприятию и не иод силу, и бес смысленно. А солидный покупатель может погасить непогашенные кредиты, налоговые долги, даже рассчитаться ры бопродукцией. Было бы желание. Неваж но, кто будет этим купцом. Это может быть и Севрыба. Может н губернатор со здать при банке структуру с минималь ным капиталом и скупать акции. Главное понять суть вопроса. Положительный процесс в городе н области может пойти, когда есть один крупный производитель, у которого будет право на более чем 50% квоты. Остальные с ним могут конкури ропать те, кто успел заказать модерни зацшо судов. Хотя я понимаю, что будет сложно. Тут есть опасность для конкрет Р а б о ч е е совещание Л . А . М у пин - на нервом плане.. _ н о т рыбопромышленника. У нас в стра не наличие крупного и среднего бизнеса, к сожалению, сказывается губительно. Но это не для общества опасность, вот что основное. А поддержание разумного ба ланса между централизованным и сред ним капиталом должно обеспечиваться властями. На месте крупного рыбопромышленнн ка я бы сразу приобрел консервный за вод, производящий стратегический продукт. Наш завод автомат я бы ириоб рел в' первую очередь, потому что он тоже рентабелен, государство знает, что на луга скотину не выведешь, если ей нечем будет жевать траву без рыбьего жира зубы попортятся. Новый хозяин рыбак будет заинтересован, чтобы предприятие рабо тало, значит, он повезет сюда жиры. «По лярис» может принять на хранение 2 тысячи тонн полуфабриката. С ветеринар ными властями встретились и сказали бы им: любой жир принимать с сертифика том от «Поляриса». Я как частник тоже не хочу сдаваться. Вопрос заключается в том, что как пред нриниматель, как здравомыслящий чело век я мыслю: а сколько могу продержаться в одиночку?.. - В истории рыбной промышленности области уже есть опыт создания флотом своей переработки. А сейчас «Норд- Вест» - единственное перерабатывающее предприятие, имеющее суда и действую щее на рынке самостоятельно. Такие предприятия будут процветать. Повторение опыта при том условии, что появится большое количество рыбы и рас ширится ассортимент товаров, приведет к тому, что предприятия типа «Норд-Вест» не ii состоянии будут конкурировать с другими но себестоимости продукции. Рынок останется рынком, но он должен развиваться. - Нет, не все мы успели разрушить за годы советской власти и за последние десять лет. Все на нас какая-то напасть: то 17-й год, то 17 августа... И насчет 17 августа хочу сказать. Го ворят, экономика оживилась... Полная ерунда! Это кровопускание. Налоги в рублях, особенно долги, предприятию надо в три раза меньше платить, но поку пательская способность населения умень шилась тоже в три раза. А народ не соображает. Вот понравилось: «Замочим в туалете». Ну, замочим, а дальше что?! Где экономические перспективы? - Вот уж заговорили о восстановлении управляемости экономики. Конкретно для моряков - госконтроль на космичес ком уровне, отмена льгот на приобрете ние автомобилей за рубежом. Того и гляди введут 100-нроцеитную продажу предприятиями валюты. Хотя начинают вроде бы говорить о прекращении про цесса ложных банкротств, о реальном налогообложении, к примеру, о том, что разрешат направлять часть 11ДС с произ водства на собственное строительство. Вот именно, только говорят, но не де лают. А до того с нас государство еще не раз снимет стружку. Есть мысли, но не все так делается, как нам хотелось бы. Вот Явлинский давно говорит, а мы, на селение, к этому не готовы. Разрешили бы за счет прибыли развивать произвол ство, оказывать коллективу и нашим ста рикам социальную поддержку. Но пока одни разговоры. Так что ничего положи тельного нам ждать неоткуда, филосо фически замечает в конце нашей беседы Мунии. * * * Много еще интересного сказал Алек сей Алексеевич (у него на все - особое мнение), но не буду пересказывать, чтоб не навредить человеку, в высшей степе ни принципиальному и открытому, счита ющему себя обязанным высказать свою гражданскую позицию. Не того опасает ся Мунии, что его не захотят услышать или не так поймут, а того, что упрекнут: «Знал, а не сказал». Прошу прощения у читателей, хочет ся мне с некоторым пафосом завершить свои заметки, хотя это и считается нын че чуть ли не дурным вкусом. Мурманс кая переработка в состоянии справиться с тем объемом сырья, которое может вернуться из-за границы. Она будет воз рождаться не на пустом месте: здания, системы обеспечения производства ждут своего часа. А главное - не перевелись еще прозорливые, энергичные люди, го товые рисковать, положив свои головы на экономическую плаху Отечества. Людмила ЗА Ц А РН А Я . РЫБАКИ-КОНТРАКТНИКИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА НА ОТПУСКНЫЕ, МЕДПОМОЩЬ И ТРУДОВОЙ СТАЖ Интервью начальника отдела организации персонифицированного учета Валерия САВИНА (Окончание. Начало на стр. 1) - Пенсионный фонд вынуж ден работать в рамках законов, которые действуют в настоящий момент. Существовавшая соли- дарио расиределительная систе- ма не эффективна в поменявшейся экономической среде. Наши флота дробятся на «дочки» и оставляют долги по налогам на головном пред приятии, которые растут без всякой перспективы погашения. Некоторые предприятия регис трируются в оффшорных зо нах. Они тоже не платят налогов в бюджет и внебюджет ные фонды. Следовательно, работники, которые трудятся но контракту, лишены всех соци альных выплат: моряк, отрабо тав 8-9 месяцев в море, не имеет права на отпускные, оплачен ную Медицинскую помощь, не идет ему и стаж. До последнего времени мы оперировали таким понятием, как общий трудовой стаж. Он в себя включал служ бу в армии, время учебы, уход за ребенком и иные обществен но полезные периоды деятель пости человека. После реформирования пенсионной системы будет учитываться только то время, за которое выплачивались страховые взно сы. Морякам можно только по сочувствовать, они оказались в тупике, из которого без помощи правительства и Госдумы им не выбраться. Парадокс в том, что сами работники за работодателя заплатить в Пенсионный фонд не могут, даже если бы хотели. Такие формы взносов законом не предусмотрены. - Валерий Иванович, как же решается сегодня проблема пенсий для людей, работающих но контракту? - Никак. Надо законодатель но обязать работодателя платить страховые взносы, отладить ме ханизм контроля и определить меру ответственности. - Почему этого до сих пор не сделано? - Для этого необходимо было внести изменения в законода тельную базу. Видимо, кому-то очень нужны оффшорные зоны н неразбериха в правовых фор мах предприятий. Когда все ра ботодатели будут платить, мы сможем не только своевременно выплачивать пенсии, но и суще ственно их повысить. - Какова сегодня статистика задолженности фонду предпри ятиями? - Есть анализ просроченной задолженности по уплате стра ховых взносов, которая растет из года в год. В частности, если в 1997 году в Мурманской обла сти она составляла 1,2 миллиар да в новых рублях, то на начало 1999 года 1,5 миллиарда, в конце года - уже 1,8 миллиарда рублей. Учитывая, что макси мальная пенсия с компенсацией 665 рублей, примерно год мы смогли бы платить пенсии в том же объеме, не собирая взносов. Более того, если удастся создать такую ситуацию, когда все ра ботодатели и предприниматели будут своевременно и полнос тью платить страховые взносы, то можно будет снять ограниче ния с максимального размера пенсий и люди смогут получать ее в размере до 75% от своего заработка, а это общепринятая мировая практика. Для России достижение этого рубежа акту ально - ведь наши мизерные зарплаты несопоставимы с га рантированной минимальной заработной платой в экономи чески развитых странах. - Какие цели преследуются нрн введении персонифициро ванного учета? Персонифицированный учет (П У ) поможет развить заинте ресованность работодателей н застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсион ный фонд, создать условия кон троля за их уплатой, собрать информационную базу и, нако нец, обеспечить достоверность сведений о стаже и заработке при назначении пенсий. В Рос сии ежегодно 2,5 миллиона че ловек уходит на пенсию, и, естественно, наши сотрудники просто физически не в состоя нии проверить все трудовые книжки и справки о заработке для их получения. Проверки Пенсионного фонда показыва ют, что 10-12%, а в некоторых областях п до 30% справок Почем нынче траулер? В З А И М О З А Ч Е Т Сегодня для всех мурманских промыслови ков главной проблемой остается обновление ры бодобывающего флота, который требует замены 80% судов. Острота вопроса заключается в от сутствии финансовых средств у судовладельцев и поддержки программы судостроения российс кими банками, которые должны бы предостав лять долгосрочные кредиты под щадящие про центы, как это делается во всем мире. Один из возможных альтернативных вариан тов пополнения флота возможен по взаимозаче ту долгов Украины Газпрому и РАО ЭС. Мурман ская область принимает участие в двухсторон нем соглашении о сотрудничестве в рамках ра боты Смешанной украинско-российской комис сии. Еще осенью прошлого года рабочая группа мурманской делегации вышла с предложением о реализации программы судостроения на Пред седателя Правительства РФ Владимира Путина и получила его поддержку. 25 января в Мурманске состоится встреча на ших судовладельцев, московских участников про екта и представительной делегации Украины, в составе которой ожидают президента АО «Ленин ская кузница» В. П. Вансовича, руководителей отдельных министерств Украины и Верховной Рады. Российская сторона будет представлена министерствами содружества, финансов, эконо мики, Газпромом и РАО ЭС. Сюда же приглаше ны первые руководители мурманских региональ ных банков и Военно-страховой компании. В об щем, съезд ожидается достаточно представи тельный, поскольку координация финансовых действий между двумя республиками дело непро стое. В результате разработанный механизм вза имозачетов должен удовлетворить мурманских судовладельцев как заказчиков. Уже сегодня на руках у них 7 проектов рыболовных траулеров, разработанных ЦКБ «Шхуна». Определены рас ценки стоимости судов: проект 13308 - $0,7- 0,8 млн., проект 13309 - $1,1 -1,2 млн., проект 12961 - $2 млн., проект 05010 - $5 млн., про ект 0512 - $4 млн. Сроки постройки - от 6 до 9 месяцев, при серийном выпуске каждое после дующее судно будет спущено с интервалом в 15-20 дней. Прорабатывается и возможность по стройки флота для прибрежного промысла. Комментируя подготовительную работу по организации встречи, В. Я. Белан, помощник губернатора Мурманской области по социаль но-экономическому сотрудничеству со страна ми СНГ, сетовал на скептицизм и инертность мурманских судовладельцев. Однако такое от ношение мурманчан базируется на печальном опыте других подобных проектов. Как считают некоторые руководители предприятий, слиш ком широк круг заинтересованных лиц, и каж дый преследует свою локальную цель. Баланс интересов в таких условиях соблюсти почти не возможно. Вместе с тем по проторенной Мурманской областью дорожке с подобной инициативой значительно позже, но более успешно вышли Камчатка, Сахалин, Ненецкий автономный ок руг, а Корякский уже успел получить 3 судна. Новое решение Госкомрыболовства РФ об отказе предоставлять квоты на общих основа ниях на приобретенные с 2000 года бербоут- чартерные суда еще более ограничивает воз можности судовладельцев как-то обновлять флот. Однако уже сегодня можно сказать, что только волевой запрет без новых законодатель ных инициатив правительства, направленных на стимулирование российского судостроения, вряд ли станет панацеей для рыбаков, перед которыми маячит безрадостная перспектива остаться без флота. представлены с нарушениями, чаще завышенные, а некоторые «липовые». В итоге не совпада ет информация о якобы упла ченных взносах и реально поступивших в бюджет фонда денежных средств. Персонифи цированнын учет поможет ре шить эти проблемы. Для нашей области первый этан внедрения системы ПУ за кончен I января 2000 года. В целом мы справились с этой ра ботой. За 2 месяца, после полу чения необходимого нам сервера АС 400, зарегистриро вано более 300 тыс. человек, на них открыты лицевые счета и в первом квартале 2000 года всем будут выданы страховые свиде тельства. Для сравнения в странах Запада ПУ вводили в течение 10-15 лет. Второй этап сбор банка данных о заработках начиная с 1999 года о стаже работы. Третий начнется через год-полтора, когда будем опре делять пенсии на основании со бранных данных без справок и трудовых книжек. В тех регио нах, где система ПУ уже дей ствует, на работу не принимают без страхового свидетельства. Сегодня оттуда к нам все чаще приходят запросы, выдавали ли мы тому или иному человеку свидетельство. - Как отразится введение системы П У на бухгалтерии предприятия? Опыт регионов, где эту си стему начали внедрять в 1996 году, показывает, что сбор стра ховых взносов значительно вы рос. Многие предприятия прежде, как правило, искажали хозяйственно-финансовую дея тельность в своей отчетности. Руководители н главные бухгал тера уклонялись от налогов. Те деньги, которые они прятали, не попадали на счет оплаты тру да, с которого идет выборка страховых взносов. Теперь в Пенсионный фонд необходимо будет сдавать расчетную ведо мость вместе с индивидуальны мн сведениями, где отражен общий фонд оплаты труда п пн формация по конкретному ра оотнику. По закону работодатель должен предоста вить копию каждому человеку. Таким образом получается как бы двойной контроль. - Из всех приведенных вами пенсионных новаций пе видно, как они отразятся на моряках, работающих но контракту. По вышеприведенным при чипам они мало повлияют на пенсионное обеспечение моря ков. Пока нет нормативной базы, которая перекрывает пути ухода от налогов и обязывает платить страховые взносы, в лучшую сторону ничего пе из менится. Люди, не имея альтер нативы, вынуждены работать по контракту. Этим умело пользу ются руководители предприя тий. Это правовой вакуум, и мне не понятно, почему он так затянулся. Почему молчит профсоюз моряков? Именно он во всем мире отстаивает их ин тересы на всех уровнях. - Валерий Иванович, а как быть с правом на досрочную пенсию но выслуге лет? У моряков это право есть, они могут выйти на пенсию в 50 лет, если рыбак имеет 12,5 лет плавательного стажа. Но при работе но контракту он не зара ботает не только выслуги, но и стажа, потому что за все годы предприятие за него не платило взносы. - Партия пенсионеров утвер ждает, что половина собран ных денег исчезает из Пенсионного фонда, а точнее, просто разворовывается. - В этой партии нет ни одно го представителя от Пенсионно го фонда, у них никто не владеет достаточной информа цией, а такие высказывания дань предвыборному популиз му. У нас централизованная система, часть денег мы отирав ляем в центр для перераспреде ления в дотационные регионы. Пенсионный фонд не имеет нра ва вкладывать свободные день ги в инвестиции и давать кредиты. /1а и нет их, липших. Другое дело, негосударственные пенсионные фонды, которым счет идет уже на сотни. Именно они должны составить основу для дополнительного пенсион кого страхования. Необходимо знать, что государство в этом случае не гарантирует сохран ностп взносов вкладчиков, кото рыми могут выступать как предприятия, так отдельные граждане. - Как вы знакомите заинте ресованных людей с новыми веяниями в работе фонда? По переходе на IIУ в про шлом году совместно с НИТИ мы провели ряд семинаров, на которых в общей сложности было представлено около 3000 организаций. По как показала практика, многие руководите ли не слышали о них или про игнорировали. Поэтому хочу воспользоваться вашей любез ностыо н через газету сооб щить, что семинары по теме «Заполнение индивидуальных сведений» пройдут в феврале. Когда н где, следите за объяв лениямп. Ольга М А К А РО В А . К СЛОВУ... Норвежское правительство вы ступило с предложе нием об увеличении на 2 0 % пенсий морякам , прора ботавшим на флоте вплоть до 60-летнего во зр ас та . И зменения планируется внедрить с 2001 года. М и нистр социальной защ и ты Магнхильд М елтвей т Клер- ра очень удовлетворена тем , что для такого зн а ч и тельного увеличения в бюджете страны удалось найти место ; Теперь р ядовы е моряки , получавш ие ранее пенсию в р а зм ере 115 ты с я ч норвежских крон в год, вскоре будут получать. 138 ты с я ч , а лица ком со става вм есто обычных 154 ты с я ч норвежских крон - 185 ты с я ч норвежских крон. «Fiskcribladct», г. Харе гад. № 3 21 27 января года J Л ш ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz