Рыбный Мурман. 2000 г. Январь.

Настойчивость, с которой пять предприятий бывшего рыбокомбината и комитет по рыбохо­ зяйственному комплексу областной админист­ рации во главе с Анатолием Евенко проводят политику по выделению сблокированных квот на 2000 год, достойна уважения. В то время как из Госкомрыболовства косяком идут цен­ ные указания по корректировке контрольных цифр, принятых на рыбохозяйственном совете, а во временном положении о распределении квот о «сблокированной» ничего не говорится, группа нредприятий-псреработчнков дружно держится за предполагаемый объем в 1,5 тыся­ чи тонн рыбы донных видов. НАКОНЕЦ ДОБЫТЧИКУ ПОТРЕБОВАЛАСЬ ПЕРЕРАБОТКА Региональная инспекция морских биоресурсов АРУ ФПС РФ, которая осуществляет рыбоохранную деятельность, фактичес­ ки существует около полутора лет. Она была создана для усиления контроля и пресечения противоправных действии по вылову рыбных ресурсов в российской экономической зоне. Почти в 4 раза в 1999 году, по сравнению с годом предыду­ щим, увеличилась сумма налоговых отчислений от рыбохо­ зяйственной деятельности в бюджеты всех уровней. В этом отрадном факте немалая работа и морской инспекции. Если удастся изъять у Севрыбы еще почти 2 тыс. т квоты за счет выравнива имя установленных для судов коэффици ентов, наиболее традиционная часть перерабатывающих производств Мурман ска сможет работать в этом году успеш по. Однако борьба предстоит тяжкая и неравная. Севрыба намертво вцепится в необходимые для своих нужд биоресур сы . Переработчики не намерены вовсе сдавать свои позиции и предложили: уж коли это количество квоты будет остав лено Севрыбе, то она должна хотя бы ис­ пользоваться с выгодой для береговой переработки. Причем Севрыба, по мие пню руководителя «Поляриса» Алексея Муннна, должна жестко подтвердить па раметры своего сотрудничества по сбло кироваиной квоте с участниками этого процесса. В прошлом году 7 предприятии наде­ лялись сблокированной квотой, нынче 5 претендентов, так как два коптильных завода обанкротились, при этом сблоки рованную квоту «профукали». Зато ос тальным пяти I рыбомукомольному заводу, «Полярису», «Северной Нальми ре», «Протеину» и нынешнему «Мурман скому рыбокомбинату») квотная протекция помогла значительно улуч шить экономические показатели. Все ге перальные директора сполна отчитались за дополнительную ресурсную поддерж ку: кто наращиванием товарной продук н‘пи, кто увеличением числа рабочих мест, кто внедрением технологических новинок, а кто просто погашением бюд жетиых долгов. Па этот раз производственников на сторожило стремление куратора рыбной отрасли заместителя губернатора Юрия Мясникова назначить (читай — навя зать), по всей видимости, через рыбхоз совет, переработчикам рыбы партнеров добытчиков. В то же время у каждого руководителя завода иаработа ны свои деловые связи. Даже и сейчас, при нехватке ресурсов, на их столах ле жит по нескольку предложений о сотруд ничестве, с предоплатой и готовностью непременно освоить лимит. При такой конкуренции есть шансы избрать наибо лее сговорчивого судовладельца, а зна чит уменьшить себестоимость конечной продукции. В противном случае произой­ дет профанация самой идеи, что рыбоза воды уже проходили. Назначенные партнеры «кидали» своих береговых со братьев всяческими путями: давали не­ кондиционное сырье, завышали его стоимость, вообще отказывались от рас­ четов за квоту или даже ее не осваивали. В этом уличались Севрыба, Мурманрыб иром, колхоз «Беломоркий рыбак», Сев рыбиромразведка. Не помогли и арбитражные суды, даже не принимаю­ щие во внимание подписанные в феде­ ральном центре постановления. Поэтому, чтобы защитить свои интере­ сы, руководители рыбообрабатывающих фирм' намерены встретиться с руководи гелями области и спросить: неужто за здоровый протекционизм товаропроизво­ дители должны платить молчаливым со­ гласием на голое администрирование? Или областные власти будут следовать по пути Владимира Путина, который, не вникая в суть проблемы, создал теплич­ ные условия для «рыбокомбината» раз­ валенного предприятия? Были попытки директоров исключить из списка получа­ телей сблокированной квоты пробивного Михаила Зуба, но отзвук всеобщего не­ гативного отношения к правительствен­ ному постановлению погасил все тот же Алексей Мунин, справедливо заметив­ ший, что само постановление не являет ся непреложной гарантией его исполнения. Как бы ни были едины руководители рыбозаводов в главном, у них все же есть разногласия. Женская часть директорс­ кого корпуса Валентина Барсукова из «Северной Пальмиры» и Ирина Бобров ник из «Протеина» посчитали себя об­ деленными по сравнению с коллегами мужчинами, о чем и написали в письме на имя руководителей области. Решение вопроса они милостиво готовы отдать на откуп властям, лишь просят при распределении учитывать не только численность работающих и объем товар ной продукции, но и трудоемкость затрат и сложность производства. Людмила ЗАЦАР11АЯ. КАПИТАНЫ ЛОВЯТ РЫБУ, А РЫБООХРАНА - КАПИТАНОВ За прошлый год инспекторами про­ ведено 1880 проверок судов, из них: 400 - в море, 256 - в различных порто- пунктах, остальные - в порту Мурманск. Выявлено 73 нарушения, среди кото­ рых 12 - незаконный вылов и неучтен­ ная рыбопродукция, 6 - промысел зап­ рещенными орудиями лова, 3 - веде­ ние промысла без разрешения и др. Наложено штрафов на 456983 руб., изъято рыбопродукции на 6 млн. 489 руб., а общая сумма денег, получен­ ных от конфискованной продукции, со­ ставила 7 млн. 65 руб. Непросто осуществлять контролиру­ ющие функции без собственного фло­ та, поэтому помогают Арктическое ре­ гиональное управление, Мурманский пограничный отряд и соединение погра­ ничных сторожевых кораблей в поселке Кувшинская Салма. Почти по 150 суток в море отработал в среднем каждый инспектор. Сегодня их в рыбоохранной инспекции 31 чело­ век. Помогают им в работе около 30 мичманов и прапорщиков из числа по­ граничников, которые прошли учебу как внештатные инспектора. Конечно, та­ кими небольшими силами выполнять по­ ставленные задачи сложно, поэтому в ближайшее время штат морских инспек­ торов будет увеличен, возрастет и за­ работная плата работников. Премиаль­ ные инспекция зарабатывает сама: 50% штрафов и вырученных денег от кон­ фискованной продукции возвращается DE FACTO DE FACTO DE FACTO О Д ИН И З П Е Р В Ы Х О П Ы Т О В пост­ ройки рыболовных траулеров на севе- ки» уже имеет готовый корпус и может быть спущено на воду в июне, но все ПО ПКИ и и и ш и и л w u iiw .... ’ родвпнекой «Звездочке» вряд ли можно работы прекращены. Как гласит офнци- 1 . . .................................... I I _________Л „V о n i .u a a n n rw M iu Н 1 - Я Я П П Р С Н П К П П П И П Г .Т П назвать успешным. Новострой «Ягры» красив, доосиащеп аппаратурой и пром- вооружснисм на верфях Норвегии, но... плохо приспособлен для работы в от­ крытом море. Из-за маломощности ос­ новного двигателя при силе ветра в 3-4 балла судно не может развернуться с тралом. На нем нет приспособления для поднятия траловых досок, они так и висят в походном положении наполови­ ну в воде. Соответственно н производи­ тельность его намного ниже судов такого типа - за рейс на «Яграх» выра­ ботано 100 тонн филе трески, а на «Вет- луге» - 180 тонн. К а к говорится, комментарии излишни. альная версия, из-за обеспокоенности датчан частой сменой правительства в России и экономической нестабильнос­ тью. Однако есть еще один «подводный камень» финансовой стороны проекта. Это старые, иевозвращенные долги ны­ нешних заказчиков датским кредито­ рам. К а к считают па Западе, только значительная квота на донные виды рыб или государственная поддержка может гарантировать возврат кредита А Б Т Ф датским финансистам. Вниманию представителей рыбного бизнеса! П Р П О Г Т Ш О В Л Е Н А П О С Т Р О Й К А Готовится к выпуску очередной и первый в 2000 году номер журнала «Рыб- соппемеиного судна для Архангельской ный оптовик». Вы найдете в нем свежую информацию рекламодателей о пред- базы тралового флота ( А Б Т Ф ) но дат- ставленных на рынке товарах, возможно, и партнера по бизнесу. А также цвег- ской кредитной линии. В настоящее ной календарь, рецепты рыбной кухни, анекдоты, полезные телеФ0Н^ЛРпм' время идет переписка между правитель- обрести его можно в редакции газеты «Рыбный Мурман» и в киосках МАРИИ. ствами России и Дании при участии Гппапки ПО тел. 45-32-19. ЗАО «Севрыба». Новое судно «Солов- Ы ф Э В к И ПО т е л - _________ из Федерального казначейства в инс­ пекцию, из этих денег в фонд преми­ рования инспекторов поступает 80% . Как считает начальник региональной инспекции П. П. Левунин, вся сегод­ няшняя работа - это только часть необ­ ходимого. Само ужесточение контроля не самоцель, а возможность навести порядок в рыбном деле, заставить вла­ дельцев предприятий аккуратно платить налоги, соблюдать требования лицен­ зиатов, обеспечивать вылов только оп­ ределенного объема рыбы в пределах выделенной квоты. В прошлом году в поле зрения инс­ пекции попали предприятия «Артиксер- вис», «Норд-Сервис», «Норд-Вест», «Буссоль», колхоз «Всходы коммуниз­ ма», Карелрыбфлот, Севрыбхолодфлот и др. За второе полугодие минувшего года зафиксировано 11 правонарушений по сдаче рыбопродукции в порту Тери- берка. В работе инспекции пока нет случаев приостановки деятельности предприятия при грубом повторном на­ рушении правил рыболовства. За все «случайные» огрехи в качестве наказу­ емого чаще всего выступает капитан, которого судовладелец сразу меняет. По закону, лишить квоты и приостано­ вить деятельность предприятия может только Мурманрыбвод и Комитет по ры­ боловству при администрации, но и эти меры не гарантируют наказания конк­ ретных виновников. Одно из нововведений этого года - постоянные контрольные точки перехо­ дов из российской в норвежскую эко­ номические зоны «Север-1», «Север- 2», где и будут находиться суда с инс­ пекторами. Возможно, это позволит перекрыть возможность нелегального вывоза неучтенной рыбопродукции в ин- порты, где за «левую» треску даже по заниженным ценам готовы заплатить больше, чем в России. Ольга МАКАРОВА. января 2 0 0 0 годг Р ы б н ы й р ы н о к Р о с с и и Повернется ли таможня лицом к налогоплательщику 23 ноября 1999 года Госдума приняла и первом чтении закон «О внесении изменений п дополнений в Таможенный кодекс Р Ф » . Поправки в Т К Р Ф разрабатывает совместная рабочая группа из представителей Государственного Таможенного Комитета, заинтересованных организаций и Министерства транспорта. В ее состав на правах экспертов введены руко­ водители внешнеэкономических служб крупных пароходств - Новороссийского, Дальневосточного, Северного и Мурман­ ского. Предлагаем читателям информацию «из первых рук», ог одного из участников законотворчества - начальника служ­ бы экспортно-импортных операций Мурманского морского пароходства Владимира Ц ЕН Д РО ВС КО ГО . С М О М Е Н Т А принятия Верховным Советом Р Ф Таможенного кодекса России прошло 6 лет. Изменилась жизнь и стране, условия осуще­ ствления внешнеэкономической деятельности, введены новые таможенные режимы, приняты новые законы, появились но­ вые Гражданский и Налоговый кодексы и т. д. В результате по ряду позиций Таможенный ко­ декс пошел и противоречие с новыми законодательными ак­ тами и где-то стал даже тормо­ зом и развитии экономики страны. Более того, с ныне действующим Т К Р Ф наша страна отходит от общеприня­ того международного принципа упрощения н гармонизации та­ моженных процедур, чему нет разумного объяснения. Это и то время, когда мировое сооб­ щество решает вопрос устране­ ния различий между таможенными правилами в международной торговле и других видах международного обмена! И поэтому было бы не­ правильно, если бы старую ре­ дакцию Т К Р Ф только «причесали», не придав ей бо­ лее динамичной формы, соот- ветству ющей жизненным реалиям. В готовящейся редакции Т К Р Ф появились новые разделы, основанные на Законе «О а- моженном тарифе», ряд старых положений переписан заново с уточнением понятий и форму­ лировок. В Х О Д Е прошедших засе­ даний рабочей группы уж е начал прорисовываться контур целого раздела поло­ жений Т К Р Ф . Назовем его условно транспортным, пока он определяет только принци­ пы таможенного оформления и таможенного контроля, переме­ щаемых через границу транс­ портных средств (российских и иностранных), взимания тамо­ женных платежей и ответствен­ ность перевозчиков. Основной упор сделан на приведение воп­ росов, касающихся перевоза транспортных средств, в соот­ ветствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (известной как Киот­ ская конвенция), дополненной Брюссельским протоколом 1999 г. Россия не является уча­ стницей конвенции, но в буду­ щем, возможно, присоединится к отдельным ее разделам. Од ­ новременно Г Т К Р Ф решил нс- пол ьзовать отдель 1ые положения Стамбульской кон­ венции 1999 года, касающиеся временного ввоза (вы во за ) транспортных средств. Тем са­ мым заложен фундамент под «болевые» вопросы для всех перевозчиков, под которыми, как это мы прописали в ноной редакции Т К Р Ф , понимаются «лица, осуществляющие факти­ ческую транспортировку това­ ров либо являющиеся ответственными за использова­ ние транспортных средств». Это относится и к владельцам рыболовных судов, на кото­ рых распространяются все без исключения положения данно­ го раздела кодекса. В П О Н Я Т И Е «транспорт­ ное средство» включено очень важное дополнение о за­ пасных частях, принадлежнос­ тях, оборудовании, смазочных материалах и топливе. Указан­ ные товары отныне будут счи­ таться неотъемлемой частью транспортного средства, что снимает декларирование от­ дельно от транспортного сред­ ства остатков товаров, закупленных за границей для нормальной эксплуатации суд­ на и находящихся на нем на момент прибытия на таможен­ ную территорию России. Ис­ ключается и уплата за них импортных пошлин и налогов. Именно отсутствие данного до­ полнения к понятию «транс­ портное средство» в старой редакции Т К Р Ф (п. 4 ст. 18) и отсутствие соответствующего постановления правительства привело к порочной практике дополнительных поборов с су­ довладельцев отдельными та­ можнями. Предлагается осуществлять перемещение транспортных средств с их упрощенным тамо­ женным оформлением в режи­ ме временного ввоза (вывоза). При этом при ввозе предусмат­ ривается полное освобождение от таможенных пошлин и нало­ гов в четырех случаях, а имен­ но: - транспортное средство за­ регистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом, - перевозчиком транспортно­ го средства является иностран­ ное лицо, - ввозимое транспортное сред­ ство не используется на тамо­ женной территории Р Ф для внутре! 111 их 1еревозок, - транспортное средство не является предметом договора аренды, передачи права пользо­ вания, владения или распоря­ жения этим транспортным средством российскому лицу с иной целыо, чем его немедлен­ ный обратный вывоз. При оформлении транспорт­ ного средства в режиме времен­ ного ввоза оно освобождается от таможенных пошлин и нало­ гов при условии, если находит­ ся в свободном обращении на таможенной территории Р Ф , зарегистрировано за российс­ ким лицом и ему принадлежит. Д О Л Ж Е Н появиться и новый таможенный ре­ жим, условно названный «ре­ жимом припасов» для товаров, которые предназначены для по­ требления на всех транспорт­ ных судах (за исключением автотранспорта), включая това­ ры для реализации членам эки­ пажа и пассажирам. Их ввоз планируется осуществлять без взимания пошлин, налогов и без применения мер экономи­ ческой политики. Такое тамо­ женное оформление будет проводиться по декларациям о судовых припасах в упрощен­ ном виде, предусмотренном Конвенцией 1965 года. При ус­ ловии, если они будут оста­ ваться на борту транспортного средства. Они же, загружен ­ ные на транспортное средство на российской территории, так­ же будут освобождены от по­ шлин и налогов. Г Т К Р Ф предусматривает введение оп­ ределенных ограничений в от­ ношении припасов по количеству, исходя из продол­ жительности рейса или стоянки в порту на С Р З п т. д. Однако полный запрет на их ввоз и ис­ пользование со стороны тамо­ женных органов не планируется. Позитивно должен решиться вопрос н об ответственности пе­ ревозчика за предоставление таможенным органам докумен­ тов н сведений о ввозимых то­ варах. Если раньше но ст. 144 Т К Р Ф перевозчик во всех слу­ чаях был виновен за сведения о грузе, заявленные при прибы­ тии на таможенную террито­ рию Р Ф , то в новой редакции кодекса будет ряд послабле­ ний, увязываемых с Конвенци­ ей 1965 года. Перевозчик освобождается от ответст венно­ сти, если докажет, что ошибки в документах являются не­ умышленными н не являются следетвием иред1амерен ного умысла. Необходимо отметить, что трудно идут подвижки в дру­ гих вопросах, волнующих транспортников и рыбаков: тайм-чартеры, бербоут-чарге- ры, судоремонт и техническое обслуживание за границей... Г Т К Р Ф не усматривает здесь 11роизводствен ной стороиы дела, в формальном таможен­ ном понимании это - аренда и ремонт, соответственно подпа­ дающие иод режимы временно­ го ввоза (вы во за ) п переработки. Надеюсь, что раз­ ногласия решатся в самое бли­ жайшее время. Только каким именно образом? Сейчас трудно говорить, войдет ли все это в желаемой форме в новую редакцию Т К Р Ф . Далеко идущих иллюзий мы не питаем. Остается наде­ яться, что Г Т К Р Ф наконец-то сделает то, что он должен был сделать давно: спасти флот, дать «глоток свежего воздуха» рыбной и другим отраслям экономики страны. С В О Е У Ч А С Т И Е в рабо­ те совместной группы я расцениваю как представитель­ ство интересов Мурманского пароходства и судовладельцев промыслового флота Мурмана. Нам вместе жить и работать по новому Таможенному кодек­ су России в зоне деятельности Мурманской таможни, а это накладывает особый отпечаток на мою работу в Москве. С чи ­ таю, что язык кодекса должен быть ясен и понятен для всех во избежание повторения се­ годняшней ситуации с тамо­ женным оформлением судов и припасов при заходе в М у р ­ манск. Зная всю обстановку но та­ можне «изнутри», я постарался использовать рабочие заседа­ ния в Г Т К Р Ф как трибуну для доведения до руководства про­ блем, поставленных перед все­ ми нами Мурманской таможней. Думаю, что резуль­ таты будут. Хочется верить, что рано или поздно Мурманская та­ можня, как федеральный орган, к нам, налогоплательщи­ кам, за счет которых она ж и ­ вет, повернется лицом. Придет время, н мы будем вместе пло­ дотворно трудиться на благо государства по новому Тамо­ женному кодексу. АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРЬЯ ЗАИНТЕРЕСОВАН В БАНКРОТСТВЕ «ВОСТОКТРАНСФЛОТА» Генеральная прокуратура Российской Федерации и Выс­ ший арбитражный суд России должны рассмотреть вопрос о возможном прекращении проце­ дуры банкротства судоходной компании «Востоктрансфлот». К такому выводу пришла межве­ домственная комиссия, направ­ ленная во Владивосток премьером Владимиром Пути­ ным по просьбе губернатора края Евгения Наздратенко для изучения ситуации. В составе комиссии работа­ ли специалисты МВД России, Мингосимущества, ФСБ , Гос­ комрыболовства. Во Владивос­ токе состоялись их встречи с представителями АО СК «Вос­ токтрансфлот», руководством Приморского края, прокурату­ ры, управления ФСБ и арбит­ ражного суда Приморского края. Комиссия обнаружила неоспо­ римые факты, которые позволя­ ют предположить умышленное подведение «Востоктрансфлота» под банкротство. В действиях ар­ битражного суда Приморского края, возглавляемого Татьяной Локтионовой, специалисты ус­ матривают заинтересованность в банкротстве «Востоктрансфлота» и принятии решений в пользу бывшего руководства компании - Милашевича и Дмитриенко. Окончательную оценку дей ­ ствиям арбитражного суда дол­ жна дать Генпрокуратура РФ . ПРИМОРСКИЕ РЫБАКИ НЕ ЗНАЮТ, КУДАДЕВАТЬ РЫБУ Неожиданно удачной выда­ лась для приморских рыбаков лососевая путина. Однако на берегу добытчики столкнулись с необычной проблемой - рыбу некуда девать. Критическая об­ становка сложилась на желез­ ной дороге: отгрузка рыбопродукции для перевозки в западные регионы страны затруднена - рефсекций на Владивостокском отделении ДВЖД крайне недостаточно. Как сообщил зампредседателя комитета рыбного хозяйства администрации края Виктор Рисованный, порты забиты ры­ бой: на хранении во Владмор- рыбпорте и Далькомхолоде в первые дни нового года скопи­ лось более 19 тысяч тонн ры­ бопродукции, под выгрузкой на судах еще 25 тысяч тонн. Для перегрузки рыбы ежесуточно требуется до 36 вагонов, а под­ ходит всего 12 - 16. Дело в том, что основная часть реф­ секций оказалась сконцентри­ рована на западе и железнодорожники не хотят гнать их порожняком. «ЗЕЛЕНЫХ» ЖАБАДУШИТ ИЗ-ЗА ОБЪЕМОВ ВЫЛОВА МИНТАЯ На заседании Северо-Тихоо- кеанского совета (NPC) решено увеличить квоту вылова минтая на 15% - до 1140 тысяч тонн. Данное решение было принято, несмотря на протест Гринписа, которое предлагало, наоборот, снизить квоту до 600 тысяч тонн. По их мнению, массовый вылов минтая привел к сокра­ щению популяции морских львов. Полученопоканалам электроннойпочты. 14 - 20 января п ш года ~7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz