Рыбный Мурман. 2000 г. Январь.
Настойчивость, с которой пять предприятий бывшего рыбокомбината и комитет по рыбохо зяйственному комплексу областной админист рации во главе с Анатолием Евенко проводят политику по выделению сблокированных квот на 2000 год, достойна уважения. В то время как из Госкомрыболовства косяком идут цен ные указания по корректировке контрольных цифр, принятых на рыбохозяйственном совете, а во временном положении о распределении квот о «сблокированной» ничего не говорится, группа нредприятий-псреработчнков дружно держится за предполагаемый объем в 1,5 тыся чи тонн рыбы донных видов. НАКОНЕЦ ДОБЫТЧИКУ ПОТРЕБОВАЛАСЬ ПЕРЕРАБОТКА Региональная инспекция морских биоресурсов АРУ ФПС РФ, которая осуществляет рыбоохранную деятельность, фактичес ки существует около полутора лет. Она была создана для усиления контроля и пресечения противоправных действии по вылову рыбных ресурсов в российской экономической зоне. Почти в 4 раза в 1999 году, по сравнению с годом предыду щим, увеличилась сумма налоговых отчислений от рыбохо зяйственной деятельности в бюджеты всех уровней. В этом отрадном факте немалая работа и морской инспекции. Если удастся изъять у Севрыбы еще почти 2 тыс. т квоты за счет выравнива имя установленных для судов коэффици ентов, наиболее традиционная часть перерабатывающих производств Мурман ска сможет работать в этом году успеш по. Однако борьба предстоит тяжкая и неравная. Севрыба намертво вцепится в необходимые для своих нужд биоресур сы . Переработчики не намерены вовсе сдавать свои позиции и предложили: уж коли это количество квоты будет остав лено Севрыбе, то она должна хотя бы ис пользоваться с выгодой для береговой переработки. Причем Севрыба, по мие пню руководителя «Поляриса» Алексея Муннна, должна жестко подтвердить па раметры своего сотрудничества по сбло кироваиной квоте с участниками этого процесса. В прошлом году 7 предприятии наде лялись сблокированной квотой, нынче 5 претендентов, так как два коптильных завода обанкротились, при этом сблоки рованную квоту «профукали». Зато ос тальным пяти I рыбомукомольному заводу, «Полярису», «Северной Нальми ре», «Протеину» и нынешнему «Мурман скому рыбокомбинату») квотная протекция помогла значительно улуч шить экономические показатели. Все ге перальные директора сполна отчитались за дополнительную ресурсную поддерж ку: кто наращиванием товарной продук н‘пи, кто увеличением числа рабочих мест, кто внедрением технологических новинок, а кто просто погашением бюд жетиых долгов. Па этот раз производственников на сторожило стремление куратора рыбной отрасли заместителя губернатора Юрия Мясникова назначить (читай — навя зать), по всей видимости, через рыбхоз совет, переработчикам рыбы партнеров добытчиков. В то же время у каждого руководителя завода иаработа ны свои деловые связи. Даже и сейчас, при нехватке ресурсов, на их столах ле жит по нескольку предложений о сотруд ничестве, с предоплатой и готовностью непременно освоить лимит. При такой конкуренции есть шансы избрать наибо лее сговорчивого судовладельца, а зна чит уменьшить себестоимость конечной продукции. В противном случае произой дет профанация самой идеи, что рыбоза воды уже проходили. Назначенные партнеры «кидали» своих береговых со братьев всяческими путями: давали не кондиционное сырье, завышали его стоимость, вообще отказывались от рас четов за квоту или даже ее не осваивали. В этом уличались Севрыба, Мурманрыб иром, колхоз «Беломоркий рыбак», Сев рыбиромразведка. Не помогли и арбитражные суды, даже не принимаю щие во внимание подписанные в феде ральном центре постановления. Поэтому, чтобы защитить свои интере сы, руководители рыбообрабатывающих фирм' намерены встретиться с руководи гелями области и спросить: неужто за здоровый протекционизм товаропроизво дители должны платить молчаливым со гласием на голое администрирование? Или областные власти будут следовать по пути Владимира Путина, который, не вникая в суть проблемы, создал теплич ные условия для «рыбокомбината» раз валенного предприятия? Были попытки директоров исключить из списка получа телей сблокированной квоты пробивного Михаила Зуба, но отзвук всеобщего не гативного отношения к правительствен ному постановлению погасил все тот же Алексей Мунин, справедливо заметив ший, что само постановление не являет ся непреложной гарантией его исполнения. Как бы ни были едины руководители рыбозаводов в главном, у них все же есть разногласия. Женская часть директорс кого корпуса Валентина Барсукова из «Северной Пальмиры» и Ирина Бобров ник из «Протеина» посчитали себя об деленными по сравнению с коллегами мужчинами, о чем и написали в письме на имя руководителей области. Решение вопроса они милостиво готовы отдать на откуп властям, лишь просят при распределении учитывать не только численность работающих и объем товар ной продукции, но и трудоемкость затрат и сложность производства. Людмила ЗАЦАР11АЯ. КАПИТАНЫ ЛОВЯТ РЫБУ, А РЫБООХРАНА - КАПИТАНОВ За прошлый год инспекторами про ведено 1880 проверок судов, из них: 400 - в море, 256 - в различных порто- пунктах, остальные - в порту Мурманск. Выявлено 73 нарушения, среди кото рых 12 - незаконный вылов и неучтен ная рыбопродукция, 6 - промысел зап рещенными орудиями лова, 3 - веде ние промысла без разрешения и др. Наложено штрафов на 456983 руб., изъято рыбопродукции на 6 млн. 489 руб., а общая сумма денег, получен ных от конфискованной продукции, со ставила 7 млн. 65 руб. Непросто осуществлять контролиру ющие функции без собственного фло та, поэтому помогают Арктическое ре гиональное управление, Мурманский пограничный отряд и соединение погра ничных сторожевых кораблей в поселке Кувшинская Салма. Почти по 150 суток в море отработал в среднем каждый инспектор. Сегодня их в рыбоохранной инспекции 31 чело век. Помогают им в работе около 30 мичманов и прапорщиков из числа по граничников, которые прошли учебу как внештатные инспектора. Конечно, та кими небольшими силами выполнять по ставленные задачи сложно, поэтому в ближайшее время штат морских инспек торов будет увеличен, возрастет и за работная плата работников. Премиаль ные инспекция зарабатывает сама: 50% штрафов и вырученных денег от кон фискованной продукции возвращается DE FACTO DE FACTO DE FACTO О Д ИН И З П Е Р В Ы Х О П Ы Т О В пост ройки рыболовных траулеров на севе- ки» уже имеет готовый корпус и может быть спущено на воду в июне, но все ПО ПКИ и и и ш и и л w u iiw .... ’ родвпнекой «Звездочке» вряд ли можно работы прекращены. Как гласит офнци- 1 . . .................................... I I _________Л „V о n i .u a a n n rw M iu Н 1 - Я Я П П Р С Н П К П П П И П Г .Т П назвать успешным. Новострой «Ягры» красив, доосиащеп аппаратурой и пром- вооружснисм на верфях Норвегии, но... плохо приспособлен для работы в от крытом море. Из-за маломощности ос новного двигателя при силе ветра в 3-4 балла судно не может развернуться с тралом. На нем нет приспособления для поднятия траловых досок, они так и висят в походном положении наполови ну в воде. Соответственно н производи тельность его намного ниже судов такого типа - за рейс на «Яграх» выра ботано 100 тонн филе трески, а на «Вет- луге» - 180 тонн. К а к говорится, комментарии излишни. альная версия, из-за обеспокоенности датчан частой сменой правительства в России и экономической нестабильнос тью. Однако есть еще один «подводный камень» финансовой стороны проекта. Это старые, иевозвращенные долги ны нешних заказчиков датским кредито рам. К а к считают па Западе, только значительная квота на донные виды рыб или государственная поддержка может гарантировать возврат кредита А Б Т Ф датским финансистам. Вниманию представителей рыбного бизнеса! П Р П О Г Т Ш О В Л Е Н А П О С Т Р О Й К А Готовится к выпуску очередной и первый в 2000 году номер журнала «Рыб- соппемеиного судна для Архангельской ный оптовик». Вы найдете в нем свежую информацию рекламодателей о пред- базы тралового флота ( А Б Т Ф ) но дат- ставленных на рынке товарах, возможно, и партнера по бизнесу. А также цвег- ской кредитной линии. В настоящее ной календарь, рецепты рыбной кухни, анекдоты, полезные телеФ0Н^ЛРпм' время идет переписка между правитель- обрести его можно в редакции газеты «Рыбный Мурман» и в киосках МАРИИ. ствами России и Дании при участии Гппапки ПО тел. 45-32-19. ЗАО «Севрыба». Новое судно «Солов- Ы ф Э В к И ПО т е л - _________ из Федерального казначейства в инс пекцию, из этих денег в фонд преми рования инспекторов поступает 80% . Как считает начальник региональной инспекции П. П. Левунин, вся сегод няшняя работа - это только часть необ ходимого. Само ужесточение контроля не самоцель, а возможность навести порядок в рыбном деле, заставить вла дельцев предприятий аккуратно платить налоги, соблюдать требования лицен зиатов, обеспечивать вылов только оп ределенного объема рыбы в пределах выделенной квоты. В прошлом году в поле зрения инс пекции попали предприятия «Артиксер- вис», «Норд-Сервис», «Норд-Вест», «Буссоль», колхоз «Всходы коммуниз ма», Карелрыбфлот, Севрыбхолодфлот и др. За второе полугодие минувшего года зафиксировано 11 правонарушений по сдаче рыбопродукции в порту Тери- берка. В работе инспекции пока нет случаев приостановки деятельности предприятия при грубом повторном на рушении правил рыболовства. За все «случайные» огрехи в качестве наказу емого чаще всего выступает капитан, которого судовладелец сразу меняет. По закону, лишить квоты и приостано вить деятельность предприятия может только Мурманрыбвод и Комитет по ры боловству при администрации, но и эти меры не гарантируют наказания конк ретных виновников. Одно из нововведений этого года - постоянные контрольные точки перехо дов из российской в норвежскую эко номические зоны «Север-1», «Север- 2», где и будут находиться суда с инс пекторами. Возможно, это позволит перекрыть возможность нелегального вывоза неучтенной рыбопродукции в ин- порты, где за «левую» треску даже по заниженным ценам готовы заплатить больше, чем в России. Ольга МАКАРОВА. января 2 0 0 0 годг Р ы б н ы й р ы н о к Р о с с и и Повернется ли таможня лицом к налогоплательщику 23 ноября 1999 года Госдума приняла и первом чтении закон «О внесении изменений п дополнений в Таможенный кодекс Р Ф » . Поправки в Т К Р Ф разрабатывает совместная рабочая группа из представителей Государственного Таможенного Комитета, заинтересованных организаций и Министерства транспорта. В ее состав на правах экспертов введены руко водители внешнеэкономических служб крупных пароходств - Новороссийского, Дальневосточного, Северного и Мурман ского. Предлагаем читателям информацию «из первых рук», ог одного из участников законотворчества - начальника служ бы экспортно-импортных операций Мурманского морского пароходства Владимира Ц ЕН Д РО ВС КО ГО . С М О М Е Н Т А принятия Верховным Советом Р Ф Таможенного кодекса России прошло 6 лет. Изменилась жизнь и стране, условия осуще ствления внешнеэкономической деятельности, введены новые таможенные режимы, приняты новые законы, появились но вые Гражданский и Налоговый кодексы и т. д. В результате по ряду позиций Таможенный ко декс пошел и противоречие с новыми законодательными ак тами и где-то стал даже тормо зом и развитии экономики страны. Более того, с ныне действующим Т К Р Ф наша страна отходит от общеприня того международного принципа упрощения н гармонизации та моженных процедур, чему нет разумного объяснения. Это и то время, когда мировое сооб щество решает вопрос устране ния различий между таможенными правилами в международной торговле и других видах международного обмена! И поэтому было бы не правильно, если бы старую ре дакцию Т К Р Ф только «причесали», не придав ей бо лее динамичной формы, соот- ветству ющей жизненным реалиям. В готовящейся редакции Т К Р Ф появились новые разделы, основанные на Законе «О а- моженном тарифе», ряд старых положений переписан заново с уточнением понятий и форму лировок. В Х О Д Е прошедших засе даний рабочей группы уж е начал прорисовываться контур целого раздела поло жений Т К Р Ф . Назовем его условно транспортным, пока он определяет только принци пы таможенного оформления и таможенного контроля, переме щаемых через границу транс портных средств (российских и иностранных), взимания тамо женных платежей и ответствен ность перевозчиков. Основной упор сделан на приведение воп росов, касающихся перевоза транспортных средств, в соот ветствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (известной как Киот ская конвенция), дополненной Брюссельским протоколом 1999 г. Россия не является уча стницей конвенции, но в буду щем, возможно, присоединится к отдельным ее разделам. Од новременно Г Т К Р Ф решил нс- пол ьзовать отдель 1ые положения Стамбульской кон венции 1999 года, касающиеся временного ввоза (вы во за ) транспортных средств. Тем са мым заложен фундамент под «болевые» вопросы для всех перевозчиков, под которыми, как это мы прописали в ноной редакции Т К Р Ф , понимаются «лица, осуществляющие факти ческую транспортировку това ров либо являющиеся ответственными за использова ние транспортных средств». Это относится и к владельцам рыболовных судов, на кото рых распространяются все без исключения положения данно го раздела кодекса. В П О Н Я Т И Е «транспорт ное средство» включено очень важное дополнение о за пасных частях, принадлежнос тях, оборудовании, смазочных материалах и топливе. Указан ные товары отныне будут счи таться неотъемлемой частью транспортного средства, что снимает декларирование от дельно от транспортного сред ства остатков товаров, закупленных за границей для нормальной эксплуатации суд на и находящихся на нем на момент прибытия на таможен ную территорию России. Ис ключается и уплата за них импортных пошлин и налогов. Именно отсутствие данного до полнения к понятию «транс портное средство» в старой редакции Т К Р Ф (п. 4 ст. 18) и отсутствие соответствующего постановления правительства привело к порочной практике дополнительных поборов с су довладельцев отдельными та можнями. Предлагается осуществлять перемещение транспортных средств с их упрощенным тамо женным оформлением в режи ме временного ввоза (вывоза). При этом при ввозе предусмат ривается полное освобождение от таможенных пошлин и нало гов в четырех случаях, а имен но: - транспортное средство за регистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом, - перевозчиком транспортно го средства является иностран ное лицо, - ввозимое транспортное сред ство не используется на тамо женной территории Р Ф для внутре! 111 их 1еревозок, - транспортное средство не является предметом договора аренды, передачи права пользо вания, владения или распоря жения этим транспортным средством российскому лицу с иной целыо, чем его немедлен ный обратный вывоз. При оформлении транспорт ного средства в режиме времен ного ввоза оно освобождается от таможенных пошлин и нало гов при условии, если находит ся в свободном обращении на таможенной территории Р Ф , зарегистрировано за российс ким лицом и ему принадлежит. Д О Л Ж Е Н появиться и новый таможенный ре жим, условно названный «ре жимом припасов» для товаров, которые предназначены для по требления на всех транспорт ных судах (за исключением автотранспорта), включая това ры для реализации членам эки пажа и пассажирам. Их ввоз планируется осуществлять без взимания пошлин, налогов и без применения мер экономи ческой политики. Такое тамо женное оформление будет проводиться по декларациям о судовых припасах в упрощен ном виде, предусмотренном Конвенцией 1965 года. При ус ловии, если они будут оста ваться на борту транспортного средства. Они же, загружен ные на транспортное средство на российской территории, так же будут освобождены от по шлин и налогов. Г Т К Р Ф предусматривает введение оп ределенных ограничений в от ношении припасов по количеству, исходя из продол жительности рейса или стоянки в порту на С Р З п т. д. Однако полный запрет на их ввоз и ис пользование со стороны тамо женных органов не планируется. Позитивно должен решиться вопрос н об ответственности пе ревозчика за предоставление таможенным органам докумен тов н сведений о ввозимых то варах. Если раньше но ст. 144 Т К Р Ф перевозчик во всех слу чаях был виновен за сведения о грузе, заявленные при прибы тии на таможенную террито рию Р Ф , то в новой редакции кодекса будет ряд послабле ний, увязываемых с Конвенци ей 1965 года. Перевозчик освобождается от ответст венно сти, если докажет, что ошибки в документах являются не умышленными н не являются следетвием иред1амерен ного умысла. Необходимо отметить, что трудно идут подвижки в дру гих вопросах, волнующих транспортников и рыбаков: тайм-чартеры, бербоут-чарге- ры, судоремонт и техническое обслуживание за границей... Г Т К Р Ф не усматривает здесь 11роизводствен ной стороиы дела, в формальном таможен ном понимании это - аренда и ремонт, соответственно подпа дающие иод режимы временно го ввоза (вы во за ) п переработки. Надеюсь, что раз ногласия решатся в самое бли жайшее время. Только каким именно образом? Сейчас трудно говорить, войдет ли все это в желаемой форме в новую редакцию Т К Р Ф . Далеко идущих иллюзий мы не питаем. Остается наде яться, что Г Т К Р Ф наконец-то сделает то, что он должен был сделать давно: спасти флот, дать «глоток свежего воздуха» рыбной и другим отраслям экономики страны. С В О Е У Ч А С Т И Е в рабо те совместной группы я расцениваю как представитель ство интересов Мурманского пароходства и судовладельцев промыслового флота Мурмана. Нам вместе жить и работать по новому Таможенному кодек су России в зоне деятельности Мурманской таможни, а это накладывает особый отпечаток на мою работу в Москве. С чи таю, что язык кодекса должен быть ясен и понятен для всех во избежание повторения се годняшней ситуации с тамо женным оформлением судов и припасов при заходе в М у р манск. Зная всю обстановку но та можне «изнутри», я постарался использовать рабочие заседа ния в Г Т К Р Ф как трибуну для доведения до руководства про блем, поставленных перед все ми нами Мурманской таможней. Думаю, что резуль таты будут. Хочется верить, что рано или поздно Мурманская та можня, как федеральный орган, к нам, налогоплательщи кам, за счет которых она ж и вет, повернется лицом. Придет время, н мы будем вместе пло дотворно трудиться на благо государства по новому Тамо женному кодексу. АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРЬЯ ЗАИНТЕРЕСОВАН В БАНКРОТСТВЕ «ВОСТОКТРАНСФЛОТА» Генеральная прокуратура Российской Федерации и Выс ший арбитражный суд России должны рассмотреть вопрос о возможном прекращении проце дуры банкротства судоходной компании «Востоктрансфлот». К такому выводу пришла межве домственная комиссия, направ ленная во Владивосток премьером Владимиром Пути ным по просьбе губернатора края Евгения Наздратенко для изучения ситуации. В составе комиссии работа ли специалисты МВД России, Мингосимущества, ФСБ , Гос комрыболовства. Во Владивос токе состоялись их встречи с представителями АО СК «Вос токтрансфлот», руководством Приморского края, прокурату ры, управления ФСБ и арбит ражного суда Приморского края. Комиссия обнаружила неоспо римые факты, которые позволя ют предположить умышленное подведение «Востоктрансфлота» под банкротство. В действиях ар битражного суда Приморского края, возглавляемого Татьяной Локтионовой, специалисты ус матривают заинтересованность в банкротстве «Востоктрансфлота» и принятии решений в пользу бывшего руководства компании - Милашевича и Дмитриенко. Окончательную оценку дей ствиям арбитражного суда дол жна дать Генпрокуратура РФ . ПРИМОРСКИЕ РЫБАКИ НЕ ЗНАЮТ, КУДАДЕВАТЬ РЫБУ Неожиданно удачной выда лась для приморских рыбаков лососевая путина. Однако на берегу добытчики столкнулись с необычной проблемой - рыбу некуда девать. Критическая об становка сложилась на желез ной дороге: отгрузка рыбопродукции для перевозки в западные регионы страны затруднена - рефсекций на Владивостокском отделении ДВЖД крайне недостаточно. Как сообщил зампредседателя комитета рыбного хозяйства администрации края Виктор Рисованный, порты забиты ры бой: на хранении во Владмор- рыбпорте и Далькомхолоде в первые дни нового года скопи лось более 19 тысяч тонн ры бопродукции, под выгрузкой на судах еще 25 тысяч тонн. Для перегрузки рыбы ежесуточно требуется до 36 вагонов, а под ходит всего 12 - 16. Дело в том, что основная часть реф секций оказалась сконцентри рована на западе и железнодорожники не хотят гнать их порожняком. «ЗЕЛЕНЫХ» ЖАБАДУШИТ ИЗ-ЗА ОБЪЕМОВ ВЫЛОВА МИНТАЯ На заседании Северо-Тихоо- кеанского совета (NPC) решено увеличить квоту вылова минтая на 15% - до 1140 тысяч тонн. Данное решение было принято, несмотря на протест Гринписа, которое предлагало, наоборот, снизить квоту до 600 тысяч тонн. По их мнению, массовый вылов минтая привел к сокра щению популяции морских львов. Полученопоканалам электроннойпочты. 14 - 20 января п ш года ~7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz