Рыбный Мурман. 2000 г. Март.
К 8 0 - л е т и ю с т а н о в л е н и я р ы б н о г о г о с п р о м ы с л а н а М у р м а н е ---------------- Выпуск № 7 ------------------ 2000-й год можно назвать юбилейным для судоверфи и порта, рыбозаводов и жилья для рыбаков Мурмаиа, так как после освобожде- рыбаков. ния Севера от интервентов в 1920 году был Наномшо нашим читателям, что этот истори- иодписаи декрет Совнаркома о создании Бело- ческии разворот «Люди. Корабли. Судьбы» го- морско-Мурмаиского областного управления товится по вашим, уважаемые ветераны, рыбными и звериными промыслами. Л уезд- письмам с использованием богатого фотоархив- иый съезд Советов принял уже конкретный иого фонда еженедельника «Рыбный Мурмаи». план действий, предусматривающий не только создание тралового флота, но и строительство Виктор ГЕОРГИ. Начальники Мурманского тралфлота А н а т о л и й Ф и л и п п о в В к о н ц е 5 0 -х го д о в я ходил на т р а у л е р е «Н о ви ко в Приб ой » , где капитаном бы л а В. Я. Орликова . И при м алейш ей задерж ке с б е ре го вым р ем о н том н аш л е ге н д ар ны й капитан д о кл ады в ал а начальству. И т о г д а -т о на б о р т у с н е ож и д а н ным и п р о в е р к ам и и п о я вл я л с я Анатолий Иванович Филиппов . Б е з у с л о в н о , он о че н ь уваж ал В. Я. О р л и к о в у и «ровно» о тн о си л ся ко всем дру гим капитанам , с тарш им механикам . В о вр ем я е го р у к о в о д с т в а на ф ло те в о сн о вн ом р аб о тал и пр а к тики. И это, как говорят, был « зо ло той фонд». А н а тол ий И ванович поним ал , что они трудяги, но для те х н и ч е с к о г о п р о гр е с с а , ры вка вп е р е д нужны были с п е ц и а л и с ты с вы сш им и средним о б р а з о в а н и ем. Он очень многим выпускникам вы сш е й и ср едн ей м ореход ок дал «зеленый свет». Тр уд н о в н а с т о ящ е е врем я представить, что под его р уковод ством бы ло с вы ш е 2 5 0 судов. К о нечно, б о л ьш и н с т в о с о с т а в л я л и суда бор тово го траления. Но они и тр е б о в а л и б о л е е п р и с т а л ь н о го к с е б е вним ани я . К т ом у врем ени пр ош л и м о д е р н и з а ц ию все Б М Р Т н ем е ц к о й п о с тр ой ки . Н а т р а у л е рах у с о в ерш ен с твовали слип, у с т ра ни л и м н о ги е н е у д об с тв а , во зни кающ и е при спуске и подъ е ме трала. Ры б у сливали и з мешка п р ям о в бункер, а р а н е е н адо бы л о м еш ок с ул овом за в ал и в а ть в ящики, что очень затрудняло р а б о т у п а л уб н о й ком анды . В э том бы л а нем ал ая з а с л у г а А. И. Ф и липпова. Д л я него не с ущ е с тв о в а л о с л о ва «нет». У А н а т о л и я И ван о ви ч а , как у х о р ош е г о ак тер а , в се было о тр е п е ти р о в ан о . Он м о г п о к а за ть ф и л и г р а н н ую т о ч н о с т ь к аж д о го ж е с та , к аж д о г о с л о в а . М н о г и е в о с х ищ а л и с ь е го м а тем а ти ч е с к и т о ч ны м ф о рм ул и р о в к ам . К а к -то во врем я с то ян ки о д н о го и з с у д о в в р ем о н те он дал п о р у ч е н и е (не п р и к а з а л ) п о д с ч и т а т ь в х о д я щ и х н а с у д н о рабочих , м а с т е р о в и д р у ги х лиц, к о то ры е им ею т о т н о ш е н и е к р е монту. В а х тен ны й ш турм ан и ещ е н е с ко л ь ко чл ен о в н аш е г о э к и п а жа бы л и пр и в л е ч е ны ( п р и г л а ш е ны ) д л я « п о д с ч е та » . А п о с л е н а ч а л а р а б о т п р ош л и п о в с ем то ч к ам , м е с т а м в е д е н и я р а б о т . Р а б о т а л а о д н а треть. О с т а л ь н ы е « р а с тв о р и л и с ь » кто где. Р е м о н т ники з н а ю т в се п у с т ую щ и е к аю ты , в с е п о м ещ е н и я , к уд а нет н е о б хо д им о с ти в э т о врем я з а х о д и т ь вах тенн ом у ш турм ану. Но на о б е д е они все, то е с т ь п р и ш е д ш ие утром , появлялись, в полном с о с т а в е такж е д р уж н о ухо д и л и с корабл я . Не знаю , какой «разгон» и кому нуть»... Н е тако в был А н а т о л и й Иванович . Он не говорил , а мно го р а з подчеркивал , что д о б ь е т ся , ч тобы ф ло т д авал с тр а н е ры бную пр од укцию сам ую д еш е в ую и вы со к о го качества. И добился! ...В те годы идеалы были и ны ми, чем сейчас. И поэтому, может быть, не и зж и ты й д о конца ф о р м али зм , губ и тел ьны й во всяком деле , а в р у к о в о д с т в е та ким о г ром ны м ф ло том - о собенно , с в я зы в а л т в о р ч е с к ую и н и ц и а ти в у мор яков , .не д а в а л в о зм ож н о с т и капитанам , с тарш им механикам и д р у гим в е д ущ им с п е ц и а л и с т ам п р о я ви т ь св о и о р г а н и з а т о р с к и е сп о с о бн о с ти . М н о го п р овод и ло сь всяких с о б р а н и й , с о в ещ а н и й , в том ч и сл е и ненужных, лиш них , з р я о тн им аю щ и х у лю д е й время. Бы вали совещ ани я и пр ос то вр е д ные, так как они со зд а в а л и ви д и м о с ть како го -то д е л а и пожирали огром ны е суммы государственных денег. Н о что было, то было! М н о г о е з а в и с и т о т начальника флота, о т его энергии, с п о с о б н о стей, д уш евны х человеческих к а честв , м но гое , но не все. При А н а т о л и и И в а н о ви ч е Ф и л и п п о в е р а б о т а л и неплохо , а з а р а б о т к и были низкие. Нельзя тр еб о в а ть от человека нево зможно го. Игорь КУРАМШИН. P. S. На похвалы А. И. Филиппов реагировал совсемумеренно, и ругань его не трогала. у с тр о и л А н а т о л и й И ванови ч , но после это го случая резко со кр а ти ло сь число ремонтников, с т у п аю щ их на палуб у судна. М но го в нем было авантюрного . П р о в е р я я р а б о т у рабочих , он не только выходил на руководителей, пр ор абов , м астеров , ч тобы вы я с нить причину «волынки» с р е м о н том . И т у т же м о г у д а р и т ь по рукам и д о го в о р и ть ся о цене д о с рочно го ремонта, м о г выложить и энн ую с умм у наличными. У Ф и л и п п о в а бы л о м н ож е с тв о знакомы х , д р у зей по всей н аш е й вел и кой с тр ане . О н не до к учал м ес тные власти - они все з а в и с е ли о т руководителей флотов, а ве д ущ им был тралфлот. И если ему нужна бы л а помощ ь, знал, как ее «Принять». Ф и л и п п о в не лю би л к р а с о в а т ь с я п е р е д объ е к ти вом . Он работал , р аб о тал умно. Н а о д н ом и з с о б р а н и й а к ти в а фло та А н а тол ий И ванович сказал пр им ерн о следующ ее : «Кто такие п е р е с т р а х о вщ и к и ? Э т о такие р а ботники , к о то ры е б е з з а з р е н и я с о в е с ти получаю т зар п л а т у з а то, что н и че го не д е л аю т , н и че го не реш аю т . П е р е с тр а х о вщ и к не прочь носи ть з в ан и е д о в ол ьн о о т ве тс твенно го чиновника, так как с э тим с в я з а н ы и з в е с т н ы е б л а га жизни. Н о о тве тс твеннос ти он б о ится, как урагана. И н те ре сы дела у него на втором плане, на первом - личное благополучие» . « Ф и л и п п о в о тлично знал р ы б а ц кое п р ои звод с тво , но в се гд а с ч и тался с мнением капитанов, своих пом ощ н и к о в . Конечно , и спорил , но т о л ь к о для то го , ч то бы в ы я с нить истину. М ож но и на очень практической долж ности «руководить» трескучи ми, но б е сс од е рж а тел ьным и п р и ка зам и , о бщ и м и н удным и ук а зани ям и и тр е б о в ан и ям и «м о билизовать» , «усилить», «р а звер - № 1 3 31 марта - 6 апреля 2000 года По стопам отцов Этого колоритного маримана узнают лишь ветераны. Алексей Антонович Георгиев снят здесь в бытность свою капитаном БМРТ «Нептун». В силу многоопытности в 1955 году он был назначен первым главным капитаном Мурманской оперативной группы ББГ/1. На ниж нем снимке 1964 года - сын капитана. Со временем он тоже стал командовать одним из промысловых судов «карелов», а с начала 70-х годов ВильАлексеевич ходил капитаном на транспортах Севрыбхолодфлота. И таких примеров немало. В. И. Ефимов впервые вышел на промысел в 1952 году, вырос и тоже связал судьбу с морской рыбалкой его сын Иван Викторович, а сегодня трудится на промысловом судне внук Алексей Ефимов. Семья Рыжковых работала в ББГ/1 в полном составе: глава Алек сандр Васильевич - судовой механик, Анастасия Васильевна - инспектор отдела кадров, сын Владимир стал электрорадиона вигатором. У ветерана труда Людмилы Александровны Ква- шенниковой трудятся на флоте в настоящее время два сына и невестка. По стопам механика А. С. Носницына сын Сергей стал инженером-механиком. У бухгалтера В. Н. Барковец в Карел- рыбфлоте сын и зять. Вслед за супругами Гулий на флот пришли два их сына. Семья Агафоновых тоже работала здесь вполном составе - глава семьи, жена и три сына. Долгие годы работали семьи Мерзенюк, Чмиль, Ляшенко, Федули- ных, Евтушенко... Добротная это семейственность: вроде каждый сам строит своюрабочую, ры бацкуюсудьбу, а ине совсем сам по себе, сплоховать не велят близкое присут ствие отца или брата, фамильная честь... Годыидут, иветераны уверены, что на смену импридут внуки иправнуки тех, кто полвека тому назад создавал Мурман ский отряд Карельского промыслового флота. Д О Б Р О Т Н А Я С Е М Е Й С Т В Е Н Н О С Т Ь У П Е Р В Ы Х - И Н О Ш А П О К Р У Ч Е Мурманским отрядом ББГЛ вразное время руководили очень неординарные люди. Дмитрий Алексеевич Пота- шев был назначен первым начальником молодого флота. 50-е годы - строгое время, еще тоталитарно-командный ре жим был ох и силен. Враз флот создать, отладить эффек тивный промысел ини на час с рапортом не запоздать - тут уждней и ночей не считали вслед за начальником первые флотские специалисты-помощники. Но смогли! 16 марта 1951 года издано постановление Совмина об организации ББГЛ, а уже вапреле 51-го от мурманских причалов вСЗА на дрифтерный промысел сельди ушли пять СРТ нового флота. АрхангелогородецАлександр Семенович Масленни ков всоставе экипажей транспортных судов начал трудо вую биографию в годы Великой Отечественной войны. Затем уже после мореходки 1956 года ходил от ББГЛ капитаном. Вырос до начал! а экспедиции, наконец в 1964 году возглавил весь ко гив Беломорской базы. Александр Степанович сницын пришел в ББГЛ механиком, но вскоре (и на целых 22 года) ему пристрои ли на плечи груз потяжельше - руководить Мурманским оперативным отрядом ББГЛ. Выдюжил. На период с 60-х годовидо 1987-го (до выхода ветерана на пенсию) как раз приходится основное возмужание и переоснащение флота, осваивание новых промрайонов и коллекционирование ре кордов. При Анатолии Гавриловиче Грунине ББГЛ стал АО «Карелрыбфлот». Генеральный директор в Беломорске справлялся с реформами как мог, а начальник Мурманского Н а с н и м к а х : с л е в а в в е р х у П о т а ш е в , с п р а в а П о е н ы ц ы п , с л е в а в н и з у - М а с л е н н и к о в , с п р а в а Г р у п и н . управления эксплуатации флота (Грунин то есть) здесь изо всех сил слеплял остатки базы, расползавшейся вэкономических кризисах, снаряжал-таки суда в рейс, плавмастерскую «Фреза» до последнего поддерживал заказами. Ачуть наметилась в стране стабилизация - новый удачный тандем на флот ском пульте управления обозначился. Инженер-механик Лебедев и инженер- капитан Климашевич (снимок слева) по-настоящему взялись за возрождение флота. Олег Васильевич - в качестве генерального директора, Николай Ивано вич - в качестве начальника эксплуатации флота. Пока получается: судов приба вилось, объемы вылова подросли. Дай-то Бог! Владимир БАБУРО, председатель совета ветеранов Карелрыбфлота. № 1 3 31 марта - 6 апреля 2000 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz