Рыбный Мурман. 2000 г. Март.

К 8 0 - л е т и ю с т а н о в л е н и я р ы б н о г о г о с п р о м ы с л а н а М у р м а н е ---------------- Выпуск № 7 ------------------ 2000-й год можно назвать юбилейным для судоверфи и порта, рыбозаводов и жилья для рыбаков Мурмаиа, так как после освобожде- рыбаков. ния Севера от интервентов в 1920 году был Наномшо нашим читателям, что этот истори- иодписаи декрет Совнаркома о создании Бело- ческии разворот «Люди. Корабли. Судьбы» го- морско-Мурмаиского областного управления товится по вашим, уважаемые ветераны, рыбными и звериными промыслами. Л уезд- письмам с использованием богатого фотоархив- иый съезд Советов принял уже конкретный иого фонда еженедельника «Рыбный Мурмаи». план действий, предусматривающий не только создание тралового флота, но и строительство Виктор ГЕОРГИ. Начальники Мурманского тралфлота А н а т о л и й Ф и л и п п о в В к о н ц е 5 0 -х го д о в я ходил на т р а у л е р е «Н о ви ко в Приб ой » , где капитаном бы л а В. Я. Орликова . И при м алейш ей задерж ке с б е ре го ­ вым р ем о н том н аш л е ге н д ар ны й капитан д о кл ады в ал а начальству. И т о г д а -т о на б о р т у с н е ож и д а н ­ ным и п р о в е р к ам и и п о я вл я л с я Анатолий Иванович Филиппов . Б е ­ з у с л о в н о , он о че н ь уваж ал В. Я. О р л и к о в у и «ровно» о тн о си л ся ко всем дру гим капитанам , с тарш им механикам . В о вр ем я е го р у к о в о д с т в а на ф ло те в о сн о вн ом р аб о тал и пр а к ­ тики. И это, как говорят, был « зо ­ ло той фонд». А н а тол ий И ванович поним ал , что они трудяги, но для те х н и ч е с к о г о п р о гр е с с а , ры вка вп е р е д нужны были с п е ц и а л и с ты с вы сш им и средним о б р а з о в а н и ­ ем. Он очень многим выпускникам вы сш е й и ср едн ей м ореход ок дал «зеленый свет». Тр уд н о в н а с т о ящ е е врем я представить, что под его р уковод ­ ством бы ло с вы ш е 2 5 0 судов. К о ­ нечно, б о л ьш и н с т в о с о с т а в л я л и суда бор тово го траления. Но они и тр е б о в а л и б о л е е п р и с т а л ь н о го к с е б е вним ани я . К т ом у врем ени пр ош л и м о д е р н и з а ц ию все Б М Р Т н ем е ц к о й п о с тр ой ки . Н а т р а у л е ­ рах у с о в ерш ен с твовали слип, у с т ­ ра ни л и м н о ги е н е у д об с тв а , во зни кающ и е при спуске и подъ е ­ ме трала. Ры б у сливали и з мешка п р ям о в бункер, а р а н е е н адо бы л о м еш ок с ул овом за в ал и в а ть в ящики, что очень затрудняло р а ­ б о т у п а л уб н о й ком анды . В э том бы л а нем ал ая з а с л у г а А. И. Ф и ­ липпова. Д л я него не с ущ е с тв о в а л о с л о ­ ва «нет». У А н а т о л и я И ван о ви ч а , как у х о р ош е г о ак тер а , в се было о тр е п е ти р о в ан о . Он м о г п о к а за ть ф и л и г р а н н ую т о ч н о с т ь к аж д о го ж е с та , к аж д о г о с л о в а . М н о г и е в о с х ищ а л и с ь е го м а тем а ти ч е с к и т о ч ны м ф о рм ул и р о в к ам . К а к -то во врем я с то ян ки о д н о ­ го и з с у д о в в р ем о н те он дал п о ­ р у ч е н и е (не п р и к а з а л ) п о д с ч и т а т ь в х о д я щ и х н а с у д н о рабочих , м а с т е р о в и д р у ги х лиц, к о то ры е им ею т о т н о ш е н и е к р е ­ монту. В а х тен ны й ш турм ан и ещ е н е с ко л ь ко чл ен о в н аш е г о э к и п а ­ жа бы л и пр и в л е ч е ны ( п р и г л а ш е ­ ны ) д л я « п о д с ч е та » . А п о с л е н а ч а л а р а б о т п р ош л и п о в с ем то ч к ам , м е с т а м в е д е н и я р а б о т . Р а б о т а л а о д н а треть. О с т а л ь н ы е « р а с тв о р и л и с ь » кто где. Р е м о н т ­ ники з н а ю т в се п у с т ую щ и е к аю ­ ты , в с е п о м ещ е н и я , к уд а нет н е о б хо д им о с ти в э т о врем я з а х о ­ д и т ь вах тенн ом у ш турм ану. Но на о б е д е они все, то е с т ь п р и ш е д ­ ш ие утром , появлялись, в полном с о с т а в е такж е д р уж н о ухо д и л и с корабл я . Не знаю , какой «разгон» и кому нуть»... Н е тако в был А н а т о л и й Иванович . Он не говорил , а мно го р а з подчеркивал , что д о б ь е т ся , ч тобы ф ло т д авал с тр а н е ры бную пр од укцию сам ую д еш е в ую и вы ­ со к о го качества. И добился! ...В те годы идеалы были и ны ­ ми, чем сейчас. И поэтому, может быть, не и зж и ты й д о конца ф о р ­ м али зм , губ и тел ьны й во всяком деле , а в р у к о в о д с т в е та ким о г ­ ром ны м ф ло том - о собенно , с в я ­ зы в а л т в о р ч е с к ую и н и ц и а ти в у мор яков , .не д а в а л в о зм ож н о с т и капитанам , с тарш им механикам и д р у гим в е д ущ им с п е ц и а л и с т ам п р о я ви т ь св о и о р г а н и з а т о р с к и е сп о с о бн о с ти . М н о го п р овод и ло сь всяких с о б р а н и й , с о в ещ а н и й , в том ч и сл е и ненужных, лиш них , з р я о тн им аю щ и х у лю д е й время. Бы вали совещ ани я и пр ос то вр е д ­ ные, так как они со зд а в а л и ви д и ­ м о с ть како го -то д е л а и пожирали огром ны е суммы государственных денег. Н о что было, то было! М н о г о е з а в и с и т о т начальника флота, о т его энергии, с п о с о б н о ­ стей, д уш евны х человеческих к а ­ честв , м но гое , но не все. При А н а т о л и и И в а н о ви ч е Ф и л и п п о в е р а б о т а л и неплохо , а з а р а б о т к и были низкие. Нельзя тр еб о в а ть от человека нево зможно го. Игорь КУРАМШИН. P. S. На похвалы А. И. Филиппов реагировал совсемумеренно, и ругань его не трогала. у с тр о и л А н а т о л и й И ванови ч , но после это го случая резко со кр а ти ­ ло сь число ремонтников, с т у п аю ­ щ их на палуб у судна. М но го в нем было авантюрного . П р о в е р я я р а б о т у рабочих , он не только выходил на руководителей, пр ор абов , м астеров , ч тобы вы я с ­ нить причину «волынки» с р е м о н ­ том . И т у т же м о г у д а р и т ь по рукам и д о го в о р и ть ся о цене д о с ­ рочно го ремонта, м о г выложить и энн ую с умм у наличными. У Ф и л и п п о в а бы л о м н ож е с тв о знакомы х , д р у зей по всей н аш е й вел и кой с тр ане . О н не до к учал м ес тные власти - они все з а в и с е ­ ли о т руководителей флотов, а ве ­ д ущ им был тралфлот. И если ему нужна бы л а помощ ь, знал, как ее «Принять». Ф и л и п п о в не лю би л к р а с о в а т ь с я п е р е д объ е к ти вом . Он работал , р аб о тал умно. Н а о д н ом и з с о б р а н и й а к ти в а фло та А н а тол ий И ванович сказал пр им ерн о следующ ее : «Кто такие п е р е с т р а х о вщ и к и ? Э т о такие р а ­ ботники , к о то ры е б е з з а з р е н и я с о в е с ти получаю т зар п л а т у з а то, что н и че го не д е л аю т , н и че го не реш аю т . П е р е с тр а х о вщ и к не прочь носи ть з в ан и е д о в ол ьн о о т ­ ве тс твенно го чиновника, так как с э тим с в я з а н ы и з в е с т н ы е б л а га жизни. Н о о тве тс твеннос ти он б о ­ ится, как урагана. И н те ре сы дела у него на втором плане, на первом - личное благополучие» . « Ф и л и п п о в о тлично знал р ы б а ц ­ кое п р ои звод с тво , но в се гд а с ч и ­ тался с мнением капитанов, своих пом ощ н и к о в . Конечно , и спорил , но т о л ь к о для то го , ч то бы в ы я с ­ нить истину. М ож но и на очень практической долж ности «руководить» трескучи ­ ми, но б е сс од е рж а тел ьным и п р и ­ ка зам и , о бщ и м и н удным и ук а зани ям и и тр е б о в ан и ям и «м о ­ билизовать» , «усилить», «р а звер - № 1 3 31 марта - 6 апреля 2000 года По стопам отцов Этого колоритного маримана узнают лишь ветераны. Алексей Антонович Георгиев снят здесь в бытность свою капитаном БМРТ «Нептун». В силу многоопытности в 1955 году он был назначен первым главным капитаном Мурманской оперативной группы ББГ/1. На ниж­ нем снимке 1964 года - сын капитана. Со временем он тоже стал командовать одним из промысловых судов «карелов», а с начала 70-х годов ВильАлексеевич ходил капитаном на транспортах Севрыбхолодфлота. И таких примеров немало. В. И. Ефимов впервые вышел на промысел в 1952 году, вырос и тоже связал судьбу с морской рыбалкой его сын Иван Викторович, а сегодня трудится на промысловом судне внук Алексей Ефимов. Семья Рыжковых работала в ББГ/1 в полном составе: глава Алек­ сандр Васильевич - судовой механик, Анастасия Васильевна - инспектор отдела кадров, сын Владимир стал электрорадиона­ вигатором. У ветерана труда Людмилы Александровны Ква- шенниковой трудятся на флоте в настоящее время два сына и невестка. По стопам механика А. С. Носницына сын Сергей стал инженером-механиком. У бухгалтера В. Н. Барковец в Карел- рыбфлоте сын и зять. Вслед за супругами Гулий на флот пришли два их сына. Семья Агафоновых тоже работала здесь вполном составе - глава семьи, жена и три сына. Долгие годы работали семьи Мерзенюк, Чмиль, Ляшенко, Федули- ных, Евтушенко... Добротная это семейственность: вроде каждый сам строит своюрабочую, ры­ бацкуюсудьбу, а ине совсем сам по себе, сплоховать не велят близкое присут­ ствие отца или брата, фамильная честь... Годыидут, иветераны уверены, что на смену импридут внуки иправнуки тех, кто полвека тому назад создавал Мурман­ ский отряд Карельского промыслового флота. Д О Б Р О Т Н А Я С Е М Е Й С Т В Е Н Н О С Т Ь У П Е Р В Ы Х - И Н О Ш А П О К Р У Ч Е Мурманским отрядом ББГЛ вразное время руководили очень неординарные люди. Дмитрий Алексеевич Пота- шев был назначен первым начальником молодого флота. 50-е годы - строгое время, еще тоталитарно-командный ре­ жим был ох и силен. Враз флот создать, отладить эффек­ тивный промысел ини на час с рапортом не запоздать - тут уждней и ночей не считали вслед за начальником первые флотские специалисты-помощники. Но смогли! 16 марта 1951 года издано постановление Совмина об организации ББГЛ, а уже вапреле 51-го от мурманских причалов вСЗА на дрифтерный промысел сельди ушли пять СРТ нового флота. АрхангелогородецАлександр Семенович Масленни­ ков всоставе экипажей транспортных судов начал трудо­ вую биографию в годы Великой Отечественной войны. Затем уже после мореходки 1956 года ходил от ББГЛ капитаном. Вырос до начал! а экспедиции, наконец в 1964 году возглавил весь ко гив Беломорской базы. Александр Степанович сницын пришел в ББГЛ механиком, но вскоре (и на целых 22 года) ему пристрои­ ли на плечи груз потяжельше - руководить Мурманским оперативным отрядом ББГЛ. Выдюжил. На период с 60-х годовидо 1987-го (до выхода ветерана на пенсию) как раз приходится основное возмужание и переоснащение флота, осваивание новых промрайонов и коллекционирование ре­ кордов. При Анатолии Гавриловиче Грунине ББГЛ стал АО «Карелрыбфлот». Генеральный директор в Беломорске справлялся с реформами как мог, а начальник Мурманского Н а с н и м к а х : с л е в а в в е р х у П о т а ш е в , с п р а в а П о е н ы ц ы п , с л е в а в н и з у - М а с л е н н и к о в , с п р а в а Г р у п и н . управления эксплуатации флота (Грунин то есть) здесь изо всех сил слеплял остатки базы, расползавшейся вэкономических кризисах, снаряжал-таки суда в рейс, плавмастерскую «Фреза» до последнего поддерживал заказами. Ачуть наметилась в стране стабилизация - новый удачный тандем на флот­ ском пульте управления обозначился. Инженер-механик Лебедев и инженер- капитан Климашевич (снимок слева) по-настоящему взялись за возрождение флота. Олег Васильевич - в качестве генерального директора, Николай Ивано­ вич - в качестве начальника эксплуатации флота. Пока получается: судов приба­ вилось, объемы вылова подросли. Дай-то Бог! Владимир БАБУРО, председатель совета ветеранов Карелрыбфлота. № 1 3 31 марта - 6 апреля 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz