Рыбный Мурман. 2000 г. Март.

№ 1 1 1 7 - 2 3 марта 2000 года КАПИТАН ЛЮБОВСКИН В одном из выпусков разворота «Люди. Ко­ рабли. Судьбы» мы опубликовали этот снимок и спросили: кто знает капитана, стоящего с чле­ нами своего экипажа? Звонков было много. И все ответили правильно: это Марк Исаакович Любовский, почетный работник рыбного хозяй­ ства России. Ходил в море штурманом в Мур- мансельди, затем почти 40 лет - на судах Карелрыбфлота. Немало добрых слов можно сказать в адрес М. И. Любовского, который до сих пор в строю, руководя рыбопромысловыми фирмами. Долгих лет вам жизни, ветеран! ВАЛЕНТИНА ЛЕОНТЬЕВА -Это же Валентина Михайловна Леонтьева, - позвонила в редакцию ветеран тралфлота О. П. Генстель (Корнеенко). -Она в начале 80- х годов была ведущей телепередачи «От всей души» и одну из этих передач провела в Мур­ манске во Дворце имени Кирова. У меня до сих пор сохранился пригласительный билет на тот вечер... Да, Ольга Петровна права -на снимке веду­ щая очень популярной в те годы телепереда­ чи В. М. Леонтьева, а находится она на борту ППР «Гоголь», очевидно, во время торжествен­ ной встречи в порту этого судна. Отвечают в е т е р а ны Выпуск №6 Георгий Сачков 1 К 80-летию становления рыбного госпромысла на Мурмане отмечаем 80-летие не только тралового флота, но и очень многих структур-парт- неров рыбаков. Всех тех предприятий, которые позволили вырасти на берегу Кольского залива городу-порту. Спасибо всем , кто звонит и заходит в редакцию, чтобы поделиться своими воспоминаниями. Виктор ГЕОРГИ . (начальник тралфлота 1958 года) Я H i J i \ Мы продолжаем публиковать истори­ ческий разворот «Люди. Корабли . Судьбы». Напомню нашим читателям , что здесь могут быть и ваши воспоми­ нания о людях, внесших достойный вклад в дело становления рыбного Мурмана. И фотографии из семейного альбома. В нынешнем году по сути дела мы Г. В. Сачков прекрасно держал флот «на плаву», а это многое значит. Однако жизнь так устроена, что и в безупречной биографии можно что-то най­ ти, обвинить в чем-то человека... За что же был снят Сачков? На крыше одного из домов по проспекту Ленина не был с кровли сбит лед. В злополучный день шел на работу препода­ ватель высшей мореходки капитан I ранга. И надо такому случиться, что он был убит упавшей с кров­ ли льдиной, а дом тот относился к ЖУ тралфлота. За этим последовали, как обычно бывает, оргвыво­ ды, обвинения. И «крайним» оказался Георгий Ва ­ сильевич. Я тогда учился в ШУКСе, которая находилась на. улице Колхозной. Преподаватели, многие работни­ ки флота в этом видели криминал и судачили о том. Но так ли это было? Я знаю много случаев, как на­ значают и снимают руководителей: просто кому-то нужно доложить, что меры приняты. О Г. В. Сачкове ничего более не могу сказать, так как я лично не знал его. Но это был зрелый, опре­ делившийся человек, который, безусловно, имел богатый опыт жизни, если еще в 1936 году окончил Астраханский технический институт рыбной про­ мышленности. Игорь КУРАМШИН. 5 S 6 О I Q VO = Q- U О 4) t; (X Н .у В каждом человеке есть, как говорится, искра Божия. Но подчас бывает, что эта яркая «искра» остается за кадром, далеко от человеческого глаза и гласа. О Сачкове никто ничего не знает, как мод­ но сейчас говорить: «темная лошадка». А он при­ шел после В. М. Маевского, которого знал весь флот. Георгий Васильевич Сачков работал у него начальником отдела эксплуатации. Flo моему понятию, служба эксплуатации - это сердцевина всей работы флота: дислокация судов от полюса до полюса, это ремонт, отход-приход, снабжение, это первый информатор обо всех ЧП и успехах, это жизнь флота. Поэтому на такой долж­ ности не мог находиться «рядовой» человек. Георгий Васильевич много лет был военпредом Министерства обороны. При нем тралфлот рабо­ тал стабильно. Стали в море перегружать рыбо­ продукцию на транспорты. Очень тяжело, но в короткий срок освоили непривычный для РТ дриф­ терный лов сельди. Мурманские рыбаки в 1958 году ушли в Центрально-Восточную Атлантику. Всего первоначально было два судна - БМРТ-256 «Серафимович» и БМРТ-246 «Северное сияние». На первом капитаном был Андрей Филиппович Таран, на втором - Павел Алексеевич Задорин, а впоследствии - Вячеслав Иванович Закурдаев. 1 9 2 0 - 2 0 0 0 к X Я Г- X «О >, О 1/5 о g s j f 5 < и % ю . n S Будущие капитаны Северного бассейна школа юнг Воспитанники Соло­ вецкой школы юнг после учебы служили на боевых кораблях Северного флота. Со­ зданная в суровые во­ енные годы, эта школа воспитала многих ге­ роев. Это и моторист Саша Ковалев, зак­ рывший своим телом пробоину; и Иван Зо­ рин, боцман торпедно­ го катера, взявшего на абордаж немецкое судно... Многие вы­ пускники школы юнг стали и промысловы­ ми капитанами Север­ ного бассейна. Эти снимки в редак­ цию принес один из выпускников Соловецкой школы Иосиф Гоникман. На вер­ хнем фото 1949 года вы видите его крайним справа. Само­ го Иосифа Григорьевича также хорошо знают на Мурмане -благодаря его усилиям до сих пор в рыбной отрасли Се- ' f вера и Мурманской области в целом продолжается раци­ онализаторская и изобретательская деятельность. 1 0 2 0 - 2 0 0 0 Первые плавбазы На этих снимках начала 50-х годов вы видите базы «Атлантика» (старой). В те годы люди первые плавбазы Северного б а с се й н а . Слева - искренне верили громким лозунгам и счи- плавбаза «Онега» первых лет Мурманрыбпрома. А тали почетом сфо то граф ироваться под снимок справа сделан в машинном отделении плав- ними. МАСТЕР ЛОВА КОЗЛОВ Увидел Константин Ми­ хайлович эти старые снимки и несказанно обрадовался: - О-о! Я как раз на такой шняке начинал зуйком. А со временем страшно гордил­ ся и всем хвастал, что стал вторым человеком на шня­ ке - тяглецом. А первым из трех человек экипажа, само собой, был кормщик, или весельщик... Большую часть своей жизни старший мастер лова Козлов отходил на су­ дах совре­ менных сперва РТ, за­ тем все более многомощных траулерах. -И это дело очень хорошо помню, - по­ казал ветеран на другой снимок 1956 года. - При дрифтерном промысле селедки мы ее солили в бочках. Потом матросы вот так их обонда- ривали... 65 лет отдал морю, ры­ балке К. М. Козлов. Собы­ тий пережито немеряно, и все они связаны с коротки­ ми и длинными рейсами по неласковой кормилице Ат­ лантике. Владимир БАБУРО. № 1 1 1 7 - 2 3 марта 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz