Рыбный Мурман. 2000 г. Март.

«31 декабря. 22 часа. Стоим у Цып-Наволока в окружении десятка судов, укрывшихся от ветра и встречающих вместе с нами новый 1979 год. Сегодня в 4.30 подняли последний в этом году трал. Ш ли с ним больше трех часов. И принес он не рыбку золотую , и даже вообще никакую рыб­ ку не принес он, а была в нем... бочка. Крепкая сельдяная бочка - своеобразный символ опусто­ шенных кладовок Баренцева моря. М ало в нем стало рыбы - выловили, пора искать новые райо­ ны промысла>>. Эти строчки - из дневника, который я вел, ра­ ботая на МГ-318 «Макеевка» первым помощником капитана. Мастером на траулере был в ту нору опытнейший промысловик Михаил Васильевич Мороз. Более четверти века ходит он в Баренцу- ху, последние 16 лет - капитаном. Считается ры­ баком удачливым, и вдруг такой казус... Сколько помню, говорит Михаил Васильевич, счастье баренцевоморских рыбаков зависело от улова трески. По старинному поморскому обычаю т е с к а считалась рыбацким хлебом. До сих пор оытует пословица: «Трески не поешь, откуда сыг б у д еш ь ...» А в последние годы наш Р Т редко имеет уловы более 3-4 тонн за сутки. Рыба дер­ жится разреженными скоплениями, быстро пере­ мещается, поэтому приходится совершать в погоне за уловом большие холостые переходы. Капитан Мороз считал, что причина снижения улова трески, да и окуня, палтуса - комплексная. Резкие колебания уловов обусловлены и темпера­ турой воды, и распределением рыбы, и выловом. В Баренцевом море порой мы насчитывали до 150 судов разных стран, которые одновременно вели U oisl на JofitnCf: «КАПИТАН облов трески богатых поколений но всему морю - н у берегов, и на востоке, и у Шпицбергена. Эти суда с огромными пелагическими тралами (б о л ь ­ ше наших в несколько раз) вели траления со ско­ ростью 6-7 узлов. Однажды я видел подъем улова порядка 30 тонн. Наши не могли с ними соперни­ чать. Да, баренцевоморские глубины, к сожалению, сейчас не столько таинственны, сколь печальны. Заинтересованный хозяин в заботе о будущем, прежде чем бурить скважину на континентальном шельфе, ловить рыбу, добывать зверя, спросит совета ученых. У нас же к ним обращаются лишь за констатацией последствий. Прогнозы не ис­ пользуются. Сначала «о тр е заю т ». Потом хоть «семь раз отмеряй» - поздно. ■В В Е Л И К А Б Ы Л А М У Д ­ Р О С Т Ь севрыбоискнх генералов, когда в 1982 году начальником относительно но­ вого управления промысловой разведки и научно исследова­ тельского флота бассейна они назначили Эдуарда Константи­ новича Наумова. . . . У ректора Мурманского высшего мореходного училища капитана I ранга Евгения Ива­ новича Портнова была хорошая привычка: с абитуриентами знакомиться лично. Эдуарда Наумова заприметил в общежи­ тии . - Издалека к нам приехали? - С Дальнего Востока. - Море видеть приходилось? - Нет. Эдуард вырос в амурском го­ родке Завитннск неподалеку от советско-китайской границы . Отец Константин Евдокимович работал машинистом местного паровозного депо, и детство Эдуарда , братьев Виталия и Вадима прошло в таежной глу­ ши, нарушаемой гудками локо­ мотивов. Река Б урея , на которой местные пацаны прово­ дили большую часть времени, впадала в мощную Амур-реку, по которой вверх-вниз сновали пароходы. Именно они зароди­ ли в душе юного Наумова меч­ ту о дальних странствиях, больших городах, морском без­ брежье. В М ВМ У его приняли, опре­ делили в группу С - 153 судово­ дительского ф акульте та . Учи лся Эдуард хорошо, но круглым отличником не был. Играл в духовом оркестре учи­ лища, был надежным другом - в этом, словно сговорившись, уверяли его товарищи по учи­ лищ у: Л . Ш умиловский , В . Юрков, Б . Якимов , А . Зава­ ри», В . Климов. Сохранилась характеристика, выданная на имя начальника М ВМ У капи­ таном учебного судна «Георгий Ратманов» Пиотровским, где курсант Э . Наумов с 29 июля по 21 октября проходил первую в своей жизни морскую практи­ ку: «...Проявлял интерес к изу­ чению морского дела, команды по постановке п уборке парусов выполнял. Будучи старшим вахты , к обязанностям относил­ ся халатно , за что был снят. Морскими качествами облада- Снимки сделаны на заседании В Р И О «С е в ры б а » 80-х годов. Э. К. Наумов на верхнем снимке. Фото из архива редакции. с т . Материал практики усвоил хорошо. Дисциплинирован не­ достаточно». Да, I [аумов не был ординар­ ным человеком. Это все замети­ ли еще в училище. Неисправимый романтик, иска­ тель сильных ощущений, он грыз гранит науки, постоянно думая о конкретном деле, кото­ рое ждет его за воротами вуза. В 1961 году, получив бла­ годарность Е . И . Порт­ нова «за отличные успехи и при­ мерное поведение», Э . К . Наумов стал пнженером-судово- дителем и получил направление в управление «Мурмансельдь». Карьера, которую он здесь сделал, на первый взгляд, ка­ жется фантастической. Третий помощник капитана на среднем рыболовном траулере, второй... В 28 лет ему уже доверяют ко­ мандование этим типом, можно сказать, самого уловистого ры­ бацкого судна. Экипаж - 42 че­ ловека, рейсы короткие месяц-полтора, полная самостоя­ тельность. Опыт для работы со­ временного промыслового руководителя - незаменимый. Ведь не секрет, что штурмана порой дорастают до капитана, не произведя ни одной самостоя­ тельной швартовки, ни разу не проведя самостоятельно траулер по Кольскому заливу. А Эдуард Константинович, еще будучи мо­ лодым штурманом, зарекомендо­ вал себя рациональным хозяйственником, быстро про­ считывающим разнообразные варианты решений, капитаном уловистым. Е го заприметили и оценили довольно быстро: «И з моло­ ды х , да ранний». Доверили Б М Р Т и ответственнейшую должность на нем - старпома. И не просто большой морозиль­ ный траулер, а «М уромск», капитаном на котором был сам Клавдий Валерьянович Ардеев Герой Социалистического Тр уда . Уроженец Вологодчи­ ны, человек нрава крутого, но­ рой необузданного, но обладающий потрясающей ин­ туицией на рыбу, он не только в совершенстве знал траловое вооружение, но и имел безоши­ бочное чутье на людей. Трал ­ мейстером у него работал Василий Васильевич Горный, колдовавший над орудиями лова, как опытнейший настрой-, щик над музыкальными инст­ рументами. Вторым механиком ходил одареннейший инженер, мастер золотые руки Владимир Александрович Горохов. Боц- манил Егор Никитович Со су­ нов - ближайший друг Клавдия Валерьяновича, с которым вме­ сте рыбачили они добрый деся­ ток лет. Работая бок о бок с ними, Наумов скоро стал своим, при­ знанным членом этого прослав­ ленного экипажа. Вот как тогда охарактеризовал его труд на этом БМ Р Т четвертый штурман команды, известный сейчас на рыбном Мурмане мариман А . И . Колесов: «Яркие лично­ сти собрались тогда на «Му- ромске». Старпом Эдуард Константинович Наумов, для которого рыбалка - состояние души, как у охотника на весен­ нем т о к у ... Н а крыле рулевой рубки загорелый, остроносый Наумов, непокорный чуб во власти ветра, клетчатая рубаш­ ка - пузырем, уши растопыре­ ны, как маленькие локаторы - на слежение, радостный, энер­ гичный, аж распирает». Эдуард Константинович од­ ним из первых в Мурмансельди начал внедрять на флоте разно­ глубинные тралы . - У Наумова была удиви­ тельная напористость при рабо­ те в самых сложных районах, - вспоминает тот же А . И . Коле­ сов. - Теряя иромвооружение, порой сутками выдавая в свод­ ках ненавистную ему «баран­ к у» , он не унывал, не уходил из рулевой рубки, колдовал с «майором» - мастером лова - над тралами и добивался успе­ ха там, где надеяться на рыбал­ ку шансов почти не было. В 1969 году К . В . Ардеев ушел в о тпуск , которым не пользовался несколько лет. Обязанности капитан-директо­ ра доверили исполнять Э . К . Наумову. Когда вышли в море, он прежде всего просмотрел сводки уловов. Лучше всех дела обстояли у БМ Р Т -2 3 9 «Заволжск». Приказал радисту передать па 239-й: «Посоревну­ емся? Вам проигрывать не стыдно , у вас рыбалка самая лучш ая . Капитан БМР 'Г-229 «Муромск». На «Заволжске» согласились. Поначалу муромчане отставали. Потом пошли вровень с 239-м, а вскоре и обошли соперников. С «Заволжска» прислали радио­ грамму: «Поздравляем с побе­ дой. Вам положено быть впереди, Клавдий Валерьяно­ вич, вы же - Герой». Эдуард Константинович ответил: «При­ ятно, что экипаж «Муромска» оказался достойным соперни­ ком «Заволжска». Капитан-ди­ ректор Б М Р Т «Муромск» Н а­ умов». Т А К П О С Т Е П Е Н Н О при­ ходила к нему нелегкая рыбацкая слава. Доставалась она ценой огромного труда. К а ­ питан Наумов постоянно всту­ пал в конфликты с трудовым законодательством. Ж и л но принципу: чтобы найти рыбу, ее надо искать . Приходил в свою каюту не раньше часа ночи, а в пять утра уже стоял на мостике. Нет рыбы - Эдуард Константинович не ест. Н е ­ рвное напряжение перебивает аппетит. Эго как во время мор­ ской болезни, когда, борясь с нею, кто-то не ест, другой не выпускает изо рта папиросу, ’ кого-то все тянет в койку. Был тогда на «Муромске» новый шеф-повар. Увидев впервые мятущегося по судну капитана Наумова, он сам едва не забо­ лел: не ест мастер, спать не ло­ ж и тся , значит, я виноват - плохо готовлю. Зато когда идет траулер в порт с полными бун­ керами да еще па палубе лежит «колбаска» трала с рыбой тонн на 15 отборнейшей трески, Н а­ умов из каюгы не выходит - от­ сыпается за три месяца. Всякий раз Б М Р Т под его руководством привозил в М ур­ манск с моря рыбной продук­ ции рублей на 700 ты сяч , не меньше. Многие однотипные траулеры столько , да и то не всегда, дают за год. Ка к ему это удается? Эдуард Констан­ тинович отделывался стерео­ типными ответами: «Выжимаем на рыбной фабрике, морозим все что можно, подойдешь к Л марта 2000 года компрессору, а он аж ноет, род­ ной». Да, из техники наумовцы выжимали все, но ни один ме­ ханизм не выходил из строя. Даже многострадального меха­ ника-наладчика почти никогда не приходилось вызывать на фабрику в неурочное время. Зато уже на переходах в порт машинная команда все подго­ тавливала к четкой работе в следующем рейсе. Наумов первый из капитанов Мурмансельди понял, что от его ума, опыта, расчетливости зависят экономические показа­ тели работы экипажа, то есть зарплата моряков. Ведь в ко­ нечном итоге не центнеры про­ дукции играют первую скрипку: морозильной камере все равно, что замораживать - хек , сельдь, тресковое филе. Именно он, Эдуард Наумов, в начале 70-х предложил абсо­ лютно иную схему оценки ра­ боты судна - по объему реализации пищевой продук­ ции в денежном выражении. Характера ершистого, человек немногословный, даже холодно­ ватый внешне, Н умов на глазах преображался, к& 'да речь захо­ дила о кораблях. Он был капи­ таном до моз! ■ костей. Капитанский мостив, «ужен был ему так же, как сама х чзнь. Не­ равнодушие к делу, к 'торому себя посвятил, сделало его в конце концов человеком \нмо- стоятелыю принимаемых p t че- лись в нерекомендуемый рам­ ой, но на судне никто не уди­ вился неожиданному решению капитана. Он пошел на свой страх и риск, а рыбаки верили в него, как в Бо га . И пошли окунь, скумбрия... И та к рисковал, руковод­ ствуясь своей рыбацкой интуи­ цией, уходил из квадрата, где вместе с другими брал за сутки, к примеру, свои стабильные 10 тонн хека , чтобы через двое суток, раскопав косяк, ловить рыбы в 2-3 раза больше других траулеров. Т а л а н т р у к о в о д и т е ­ л я , рыбопромышленни­ ка от Бога был в Наумове ви­ ден издалека, и не случайно в 1976 году Эдуард Константино­ вич стал капитаном-флагмаиом Мурмансельди. Через три года в должности заместителя на­ чальника управления родного флота 38-летний Э . К . Наумов поступает в Академию народно­ го хозяйства России. Промраз­ ведка, которую он возглавил в 1982-м, стала для него очеред­ ной ступенью познания рыбац­ кого Севера, которую он был просто обязан пройти. Баренцево море стремитель­ но превращалось в водную пу­ стыню. За последние годы весь промысел рыбы сократился: вместо 3-4 миллионов тонн в год - до 0 ,6 миллиона тони, а на долю С С С Р доставалось ний, смелым до безрассудства.4,Я , Мурманрыбпроме (б ь ш ц А . ” Р''_МеР !ю 250 ть,сяч тонн - Мурмансельди) н сейчас по­ мнят тот график, который вел сам начальник флота Н . X . Шаповалов, приказавший тогда молодому капитану Наумову: - Сегодня отход твоего ко­ рабля. - Нет, судно к отходу не го­ тово! - А я говорю - отойдешь! Дальше - больше. - Вы на меня не кричите, - спокойно сказал Наумов. И ушел с графика. Вместе со своими помощни­ ками Э . К . Наумов постоянно думает, в каких квадратах ис­ кать рыбу, как лучше использо­ вать улов. Особенно отчетливо это проявилось на новеньком Б М Р Т польской постройки «Вымпел», который он получил с иовостроя. Вспоминает капи­ тан А . И . Колесов: «Сидим вроде на струе «Вымпела», трал вооружили так же, но Наумов за 15 минут поднимает десять тонн, мы - трал «вдребо- дан» и пошли несолоно хлебав- ши в порт, с неполными трюмами». Чаще всего решения прини­ мал сам капитан Наумов. Не­ стандартные. Как-то в сентябре 70-х вся группа судов работала на налиме, хеке. Уловы хоро­ шие, бед не предвиделось. Пла­ ны по выработке уже выполнили. Задание но реали­ зации маячило очень далеко, и не за него отвечать капитану- В л а д и м и р С М И Р Н О В ( 2 0 . 0 9 . 1 9 3 7 - 2 8 . 1 1 . 1 9 9 5 ) Я р о д и л с я н а б е р е г у Б а р е н ц е в а м о р я . Но не в с е х м а л ь ч и ш е к - п о м о р о в о б я з а т е л ь н о т я н е т в м о р е . Т а ­ к о е с л у ч и л о с ь с о м н о й . Я о к у н у л с я в з е м н ы е п р о ­ б л е м ы , в г е о л о г и ю . И л и ш ь с п у с т я г о д ы , к о г д а я п о з н а к о м и л с я с к а п и т а н о м и п о э т о м ( т о г д а е щ е п о ­ э т о м ! ) Б о р и с о м Р о м а н о в ы м , м н е я с н о п р е д с т а в и ­ л о с ь , с к о л ь к о я п о т е р я л ! Я д о с и х п о р п ом ню с ти х и Р о м а н о в а : И п о ц е л у и н е потушат О г о н ь с о л е н ы й н а г у б а х . И т а к я з а в и д о в а л л ю д я м , к о т о р ы е п р о б о в а л и э т у « м о р с к у ю с о л ь » , ч то о д н а ж д ы плюнул на р е д а к т о р с - >■ « с о л е н ы е » с ти х и . к о е к р е с л о т е л е в и д е н и я и уш е л в м о р е . Д у м а л : в о т с е й ч а с и у м е н я п о я в я т с я Были обработаны междуна­ родные, национальные, ведом­ ственные программы, направленные на предотвраще­ ние загрязнения морс» чх эко­ систем , но радикаль*ого оздоровления нет и не предви­ дится. Стратегия Минрыбхоза на строительство ги гантских судов-фабрик для добычи рыбы на огромных просторах прекрасно вписывалась в пла­ ны, базировавшиеся на вало­ вых показателях. Да, супертраулер отличается высо­ чайшей производительностью. Но но отношению к биосфере обладает разрушительной си ­ лой. Вал, вал, в ал ... К а к мож­ но больше взять сегодня. А там хоть потоп. У нас, на Северном бассей­ не, уже избыток промысловых судов, и если их число еще воз­ растет, то рыбная отрасль ни­ когда не выйдет из кризиса, считал Э . К . Наумов и в 85-м, когда стал генеральным дирек­ тором Мурмансельди, и в 86-м, когда стал заместителем, а за­ тем и первым заместителем на­ чальника В Р П О «Севрыба». Приводил в пример Норвегию, где давно работает программа сокращения промыслового фло­ та на пелагических тралах. При этом не происходит уменьше­ ния вылова, так как норвежцы, ликвидируя десятки стары х кораблей, вводят в строй пусть меньшее количество, но более производительных судов. Увы ! О к а з а л о с ь , ч т о в м о р е « с о л и » н е б о л ь ш е , ч е м н а з е м л е . И ч т о б ы п о н я т ь э т у « с о л ь » , м а л о с х о д и т ь на о д и н - д в а р е й с а . Н а д о т а м ж и т ь , н а д о д р уж и т ь с м о р я к а м и , их с е м ь я м и , ч т о бы п о н я т ь т о т и д е а л , т у з в е з д у , к о т о р а я м а г н и т о м т я н е т ч е л о в е к а в д а л ь н и е м о р с к и е к р а я . А « с о л е н ы е » с т и х и ? К он ечно ж е , они п р и х о д и л и н е с р а з у . Х о т я и по г о р я ч и м с л е д а м ч т о - т о пи ­ с а л о с ь , ч т о - т о п у б л и к о в а л о с ь в о б л а с т н ы х г а з е т а х , к н и г а х . Но ч т о - т о и о с т а ­ в а л о с ь « з а к а д р о м » - к ак п р а в и л о , с а м о е с о к р о в е н н о е , т а « с о л ь » , к о т о р а я в т о в р е м я с ч и т а л а с ь « п е р е б о р о м » . В о т т а к - и з с т а р ы х с т и х о в и и з в о с п о м и н а н и й - р о д и л с я э т о т цикл . Из неопубликованног о «Соленые» стихи директору. А БМ Р Т Наумова ушел в середине сентября из этого богатого района. Забра- Эдуард Константинович ушел из жизни чуть больше десяти лет назад в возрасте 52 лет. Трудно даже перечислить все, что он сделал для рыбного Мурмапа. В советское время его реше­ ния многим, особенно партийным органам, казались авантюр­ ными. Дожить до поры, когда был бы востребован его предпринимательский талант, ему не пришлось. Капитан Э . К . Наумов как никто другой знал, что они не просто храбрые мо­ реходы , которым не важно, где ходить, что ловить. Они - хо ­ зяева Ро ссии . За самоотверженный труд на ее благо Эдуард Константинович Наумов был награжден медалью «За доблес­ тный тр у д » , орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. А с 1977 года бороздит моря и океаны С Р ТМ «Капи ­ тан Наумов», построенный в Норвегии. Валерий З А С У Х И Н , член Союза журналистов России . МОРСКИЕ КОРОЛЕВЫ Печально океан вздыхает древний, Катя валы тяжелые в рассвет. На корабле - как будто на деревне, Где все друг с другом чуть ли не в родстве. Давно привычки каждого знакомы, И кто чем дышит - знают наперед. - Буфетчица-то бегает к старпому... - Помпоуч-то с уборщицей живет... Нам никакая зависть глаз не застит. Да мало ль что на судне говорят! Я сам на кастелянше - рыжей Насте - Порою останавливаю взгляд... Мотают штормы нашу «каравеллу», Секут ветра, и волны хлещут зло. И женщины, морские королевы, Мужчинам дарят ласку и тепло. И все отдав, ни капли не в обиде На то, что, засыпая возле них, Не их матросы в снах счастливых видят, А милых и далеких жен своих... Потом, когда корабль к земле причалит, Приветствие тифоном прогудев, Команда беспощадно развенчает Своих недолговечных королев. Им снова в море путь-дорожка вышла, Чтоб там за делом и за суетой Забыть о том, что праведный Всевышний Когда-то их обидел красотой. 1969 ШТОРМ НА РЕЙДЕ Ни по курсу, Ни по пеленгу Нам к причалу не дойти. Хоть рукой подать до берега, Только нет туда пути. Мокрым снегом, Словно ягелем, Ветер рубку облепил. Судно мечется на якоре, Как собака на цепи. 1972 «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!» Три продолжительных звонка: Идет учебная тревога. Старпом из рубки свысока На палубу взирает строго. Там - человек! Помочь ему - Закон для русского матроса. Гремят по трапу сапоги. Секунды выверены мною. И то ль звонки, то ль матюги, Как крылья, бьются за спиною. А шторм грохочет что есть сил. Кто выиграет в этом кроссе? Я добежал. Я круг схватил, - Да некому его мне бросить. ШПИЦБЕРГЕН. 22 ДЕКАБРЯ Это - как воду в ступе толочь. Бесполезней занятия нет. Утром проснешься - ночь. В полдень ли глянешь - ночь. Вечером выйдешь - ночь... Когда же будет рассвет? Мне говорят, что сошел с ума И что картина ясна. Вокруг - на тысячи верст - зима. Вокруг - на триста суток - зима. В сопках, в тундре, в сердце - зима... Когда же будет весна? Не уступлю никому своего. И пусть говорят: не резон... День! Как чуда я жду его. Не устрашит меня ничего. Сегодня - пусть на секунду всего - Светлее стал горизонт! • • • Ох и штормина! Не видать ни зги. На месяц разыгрался? На полгода? Немало в море Баренца трески, Да как ее поймаешь в непогоду? Вот и грустят о море корабли, У пирсов ли они или на рейде. Не в силах оттолкнуться от земли, Их капитаны О рыбалке бредят. ...А впрочем, в штиль картина-то все та ж: Суда ржавеют, И гниют причалы. И с топливом сейчас ажиотаж, И флотские финансы подкачали. Проблемы моря тяжки и остры, Да и на берегу царят они же. Шли вверх, ' к вершине призрачной горы, А вот давленье падало все ниже. Сегодня волны - выше облаков. Штормит! И не утихнет, не надейся. Как будто море зло на рыбаков, Которые не ходят больше в рейсы. 1995 Управлениевневедомственнойохраны приУВД Мурманской области ПРЕДЛАГАЕТ охрануобъектовярых формсобственности, квартири личногоимущества граждансвыводом охранно-пожарнойи тревожнойхйгнЗЯизациинаПЦНвсочетании скруглосуточнымпатрулированиемэкипажами группзадержания. % 0 в о т щ ш Ж № т т . ( # / Т ч V Лечу, как пуля, на корму. Вдоль борта волны хлещут косо. 'храна Ленинскийокруг: пр-дРечной, 9,те1*33-15-64,33-25-36,Октябрьскийокруг: ул. Сомова,4,тол. 54-24-03,54-12-19, Первомайскийокруг: ул. Достоевского, 20,тел. 50-06-10,59-82-76 16 марта 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz