Рыбный Мурман. 2000 г. Март.
А К Т У А Л Ь Н О Рыбопромыслопын флот Северного бассейна надо обновлять, причем срочно. Впрочем, с этим уже никто и не спорит. Солидный средний возраст судов, который сегодня составляет 16 лет, чреват но меньшей мере двумя проблемами: низкая рентабельность, а значит и нсконкурснтоспособиость устаревших траулеров при работе на мировом рынке, и реальная угроза вообще лишиться в бли жайшем будущем возможности продавать свою продукцию на внешнем рынке из-за ужесточения санитарных требований к судам, заходящим в иностранные порты. Кстати, случись такое, и проблема поворота рыбных потоков в Мурманск, о которой так много говорят, разрешится сама собой. Будем поставлять сырье исключительно своим рыбопсрсработ- чпкам. Вот только отпускная цена при этом из-за высокой себестоимости продукции станет заоб лачной. Какая она будет на готовую продукцию в магазинах - догадаться не сложно. Получат ли п этом случае наши рыбообрабатывающие заводы столь необходимые для своего развития оборот ные средства, тоже понятно - не получат. Другими словами, это не тот случай, когда можно ска зать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». флот ПОСТРОИТЬ - НЕ МОРЕ ПЕРЕПЛЫТЬ Перекресток мнений В прошлом номере «Рыбного Мурмана» было опублико вано открытое письмо экипажа сейнера-траулера « М у р - м а н - 2 » в адрес председателя Госкомитета по рыболовству Ю. П. Синельника. Речь в письме шла о необходимости от менить запреты и ограничения, наложенные на судно и фир му «Мурман СиФуд». В ответ на публикацию в редакцию поступила статья за подписью генерального директора ОАО «Мурманский рыбо комбинат» М. И. Зуба , в которой руководитель «посчитал нужным проинформировать экипаж сейнера-траулера «Мур- ман-2» для последующего высказывания о справедливости или несправедливости постановления Правительства РФ № 1166 и соответствующих действиях председателя Гос- комрыболовства». Точка зрения редакции на данную проблему не во всем совпадает с мнением М. И. Зуба . Поэтому мы решили не печатать его статью, а читателям обещаем в ближайших номерах газеты попытаться объективно и непредвзято рас сказать о сути конфликта. По рыбодобывающий флот не только физически и морально ус тарсл. По своей структуре он пере стал соответствовать сырьевым ресурсам промысловых районов, что связано с происходившим в 90 х годах процессом ухода судов Северного бассейна из дальних районов промысла, а также массо вым сокращением круннотоннаж пого флота при интенсивном одновременном наращивании среднетоннажного. По данным Севрыбы, в 1990 году в отдаленных районах Миро вого океана (ЮВТО, ЮЗА, АЧА, ЮВД, ЦВА ) судами Северного бассейна было выловлено 80 про центов годового объема, тогда как доля добычи в Се вере) Восточной Ат лантике составила всего лишь 18 про центов, в том числе в Баренцевом море 8. Но уже в 1995 году объем вылова в С ВА вырос до 78 процентов, а в 15а ренцевом море он составил 45. Мри этом с 1990 но 1999 год на бассейне списано 117 крупных судов, или (52 процента общей численности. Одновременно с этим на 98 еди нпц увеличился среднетоннаж нып флот. Причем в основном за счет его пополнения не новыми судами, а передислокации на Се верный бассейн старых из дру гнх регионов России, CHI', стран Балтии, а также приобретения их но бербоут чартеру в дальнем за рубежье. 11адо ли напоминать о том, что в условиях жесткого эконо мпческого кризиса, а порой и просто борясь за выживание, ры бодобывающие компании бассей на стали ориентироваться на промысел валютоемкой трески, поставив тем самым финансовое благополучие в прямую записи мость от состояния ее запасов. А оно оптимизма не внушает. Квоты на треску снижаются, и эта тенденция, по словам ученых, в ближайшие годы сохранится. В то же время недоосваивается сы рьевая база менее рентабельных видов рыб, популяции которых находятся в более стабильном со стоянии. Эго сайка и мойва в Баренцевом море, окунь в море Ирмингера, сельдь и путассу в Норвежском море и западнее побережья Ирландии и Вели кобрптании. Об этом и В 70-80 годы рыбная от расль пользовалась госу дарственной поддержкой. Ежегодные централизо ванные капиталовложения на ее развитие составля ли 1,2-1,5 млрд. рублей (в ценах 1990 года). Кро ме то го , на п р о и з в о д ственно-технические нуж ды отрасли дополнитель но выделялись из бюдже та валютные средства. Так какой флот нужен Север ному бассейну? Мощный, высо копронзводительный, способный эффективно вести промысел за пределами исключительной эко номнческой зоны России и обес печить возвращение в отдаленные районы Мирового океана? А может, акцент сделать на строительстве малых и средних универсальных судов, имеющих меньшую производительность, но приспособленных к более опти мальному использованию сырье вой базы Баренцева и 11орвежского морей в течение все го года? шла речь на засе дании технико экономического совета в ЗАО «Севрыба», где обсуждался опыт строительства и эксплуатации но вых судов Север ного бассейна. К таковым сегодня относятся пост роенные по «дат скому проекту» траулеры фабри ки «Севрыба 1», «Севрыба 2» п «Карелия» (еще одно находится в постройке на датской судовер фи), шесть траулеров серии «Иван Шанькон», траулер сей пер «Мурман 2», ярусолов «Иван Клюшин» и траулер «Ягры •>. 11е останавливаясь на достоин ствах каждого из них, отметим, что опыт практической работы, по словам выступавших, под твердил их высокую общую эф фектнвность. Сравнение же этих судов друг с другом не всегда корректно. Конечно, севрыбовс кие траулеры фабрики намного производительнее других судов, способны вести промысел как дойных, так и пелагических объектов лова в близлежащих и удаленных районах промысла. Но оправданно ли говорить о «датском проекте» как о домпии рующем направлении развития рыбодобывающего флота Север пого бассейна? Ведь тот же «Ягры» отечественной постройки вполне адаптирован к сырьевой базе Баренцева моря п по рента бельности не уступает «Севрыбе 2». II вот здесь, наверное, мы подходим к главному. Трудно не согласиться с про звучавшим на заседании выска зыванием, что флот Северного Общая проблема возвра щения кредита заставля ет российские рыбодо бывающие компании , приобретшие новые суда за границей , делать ставку на промысел ва лютоемких объектов и поставку улова в иност ранные порты. бассейна должен быть универ сальным, способным эффективно работать и по ма л«осваиваем ым объектам лова в близлежащих и удаленных райо нах промысла. А это значит, что и суда надо строить разные: и мощ ные морозильные траулеры, осна щенные современ ными фабриками, способными вырабатывать конеч ный продукт, и небольшие ярус- ники, а еще лучше суда с совмещенными ярусными и тра ловыми комплексами, которые бы могли с хорошей рентабель иостью «пахать» Баренцево море и в меньшей степени быть зави симыми от сюрпризов в прави лах ведения промысла (ведь при нынешнем состоянии отдельных запасов в недалеком будущем могут и запретить их изъятие тралом). В конце концов, каждая рыбодобывающая компания се годня вольна сама для себя ре шать, что она собирается ловить п какие суда хочет для этого иметь. Вопрос в том, каким обра зом их приобретать, а именно где строить и какую схему фи нансированпя выбрать. Все вышеперечисленные ново строи, за исключением траулера «Ягры», приобретены за грани цей но бербоут чартерной схеме. Оно и понятно: отработанная льготная кредитная линия, пре доставляемая западными банка ми, высокое качество строительства. Но перед всеми владельцами этих судов стоит общая проблема погашение кре дита, для чего нужно выполне ние одного простого условия: построенные суда должны весь ма интенсивно работать. А это значит... Правильно, наш чита тель уже наверняка догадался. 11ужна квота, которой на всех не хватает. Поэтому и лоббирует каждый судовладелец свою про грамму обновления флота. Хотя приводятся при этом действи тельно веские аргументы. Как не согласиться, например, с гене ральным директором Севрыбы Георгием Тишковым, утверждаю щим, что ставку надо делать на выпуск конечной продукции, а значит на оснащение новых су дов филейными линиями, кото рые значительно повышают эффективность работы судна. Именно так и делают западные судовладельцы, на которых мы привыкли равнять ся . Однако веном ним об общей про блеме возвращения кредита, которая заставляет россййс кие рыбодобываю щие компании, приобретшие новые суда за границей, делать ставку на промысел валюто емких объектов и поставку улова в иностранные порты. Можно сколько угодно при этом гово рить, что какая-то часть вылов ленной бербоут чартерными судами рыбы отгружается и в родном порту, и налоги исправно платятся в бюджеты всех уров нем"!. Но только это та часть, ко торая едва ли решит проблему обеспечения продовольственной безопасности страны (не будем забывать, для чего существует рыбная отрасль). Если исходить Конечно, не все суда рыб- нз этого, то мы не ной отрасли способна се- нзбежно придем к годня строить отечествен- выводу о необходн ная с уд о стр ои тел ьн а я промыш ленность . И от бербоу т -ч ар тера нам в ближайшем будущем, ви димо, не уйти. Но если не будем строить, то так и будем снабжать стратеги ческим сырьем, коим яв ляются морские биоресур сы, другие страны. мости строитель ства рыболовных судов на отече ственных судовер фях. И очень обнадеживающим в этом плане прозву чало на технико- э к о н ом и ч ес к ом совете выступление генерального ди ректора З АО «Грумаит флот» Александра Антипина, который рассказал об опыте строительства и эксплуатации траулера «Ягры» проекта 50010. Судно спроектировано в киев ском конструкторском бюро «Шхуна», построено на российс ком предприятии «Звездочка» и оснащено бортовым оборудова нием в Норвегии с привлечением норвежского кредита в 27 млн. крон со сроком погашения 10 лет под гарантию областной админи страции. Общая стоимость стро ительства, включая таможенные пошлины, составила 7,2 млн. долларов. В основу концепции этого проекта, но словам Александра Антипина, положен принцип он тимизации использования барси ценоморского сырья за счет правильного подбора силовой установки, рыбодобывающего и рыбообрабатывающего комплек сов. В результате удалось до биться реальной окупаемости судна. В течение первого года эксплуатации его рентабельность составила 27-35% при работе на разных скоплениях промысло вых запасов Баренцева моря. Есть и другой пример пред почтения российского судострое ния зарубежному. Как известно, колхоз «Ударник» заказал стро ительство современного трауле ра ярусника проекта 13720. Судно планируется построить на «Северной верфи» в Санкт-Пе тербурге. В данном случае выб рана лизинговая схема финансирования с привлечением иностранного капитала через российскую лизинговую комиа пию. Конечно, не все суда рыбной отрасли способна сегодня стро ить отечественная судострои тельная промышленность. И от бербоут-чартера нам в ближай шем будущем, видимо, не уйти. Но если Северному бассейну нужны суда различных типов, почему бы заказы на строитель ство каких-то из них не разме щать дома? Ведь технологическая цепочка добы ча переработка реализация не будет эффективно работать без отечественного судострое ния и ремонта. Причина простая. Не будем строить свои суда не бу дёт н массовых заходов совре мен пых высоко производительных траулеров в род ной порт, а зна чит не оживет и береговой рыбо- перерабагываю щий комплекс. Так и будем слаб жать стратегическим сырьем, коим являются морские биоре сурсы, другие страны. И последнее. Не дай Бог кого-то обижу, но некоторые выступления на прошедшем технико-экономическом совете представителей рыбодобываю щих компаний, активно обнов ляющих свой флот, мне напомнили известное высказы вание о кулике и его болоте. Наверное, по другому и не могло быть. Ведь до сих пор нет программы развития рыбо добывающего флота Северного бассейна, в которой бы четко было сказано, с учетом научных рекомендаций, основанных на анализе текущего н перспектив ного состояния сырьевой базы, каких судов и сколько у нас должно быть. Евгений ВО В Ч ЕН КО . v m i т 1 1 № 9 3 ШШЗШЕШО года По оперативным данным комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области без э ти х женщин им не вы йти в море, н е т ! в К А Н У Н 8 М А Р Т А . . . ерв рейс на мурманрыбиромовском БМ РТ С Е ГО Д ИЯ Ш II И Й Д ИС 11ЕТ- ЧЕР Карелрыбфлота, в недав нем прошлом опытный капитан трало вого и карельского флотов I . А. Шанин, кажется, еще не остыл от ре жущих ветров Северной Атлантики и любит вспоминать давние рыбацкие будни. - Л з н а е т е , как-то в свободную минуту заметил Геннадий Александ рович, « л иш н и х » 20 я е т я о т х о д и л с у д о в о д и т е л е м б л а го д а р я р я д о в о м у у ч а с т к о в о м у т е р а п е в т у . Д а - д а ! С и л ь н о у м е н я д авл ен и е под скочило, и врачи о д н о зн а ч н о п р и гр о з и л и з а к р ы т ь м н е в ы х о д в м ор е . Н о н а м о е с ч а с т ь е в э т о в р е м я и н а з н а ч и л и И р и н у В и л ь я м о в н у у ч а с т к о в ы м . В р а ч с т р о г о п о т р е б о в а л а о т м е н я м о б и л и з а ц и и в с е х сил , у б е д и л а , ч т о с у м ею в о с с т а н о в и т ь о р га н и зм . Б р о с и л к у р и т ь , с п и р т н о е о т о д в и н у л , в се п р е д п и с а н и я н а с о в е с т ь вы п о л н ял . I I м ы победили . Полный искреннего дружелюбия человек... Таким может быть пациент, хотя уставшему от недуга не всегда это удается, но таким непременно должен быть врач! Об этом никогда не забывает врач Крыжановская. Такой ее и привыкли видеть в коллективе севрыбовской медсанчасти, где она тру дится без малого тридцать лет. За эти годы Ирина Вильямовна по праву зас лужила первую квалифи кационную категорию, вполне освоила причины и коварство традицион ных моряцких заболева? ний. И искренне пытается с ними бороть ся, понимая жажду ры бака вновь вернуться к неласковой стихии. Как бы. это женщине понять? Да от тех же не скончаемых пациентов, от мужа ни женера капитана Олега Григорьевича. - Н е т о л ь к о и з своего о п ы т а , э т о у ж е и не о с п а р и в а е т с я , ч т о о п т и м а л ь н ы м с р о к о м я в л я ю т с я р е й сы не б о л ее 3 -4 м е с я ц е в с п о с л е д у ю щ и м о т п у с к о м в 3-4 м е с я ц а д в а 'р а з а в год. У в ы , не в т о л к о в а т ь , tie у з а к о н и т ь у н а с подобное. Д а и с а м и м о р я к и в т а к и х м а т е р и а л ь н ы х и с о ц и а л ь н ы х т и с к а х , ч т о по сле п р о д о л ж и т е л ь н о г о р е й с а в м е с т о о т д ы х а и д у т сн о в а н а н и м а т ь с я в л ю б ую ф и р м у , на лю б о е су д н о , и д у т за н о вы м з а р а б о т к о м . С п р а ш и в а е т с я , на с к о л ь к о х в а т и т р е с у р с о в его о р г а н и зм а при адовой с уд о вой р а б о т е ? Л к о г д а в с е - т а к и с о б ь е т с я д ы х а н и е п о с р е д и д и с т а н ц и и , о к а з ы в а е т с я , ч т о н а к о п и л с я б у к е т б о л е зн е й н ео б р а т и м о г о х а р а к т е р а . И если не отступает врач перед не избежными профессиональными труд ностями, то только потому, что она большая труженица. Может, поэтому но ее стопам пошли и дети: Ольга - фельдшер Мурманского мореходного колледжа, Михаил - врач Кольской районной больницы. И этот штрих очень показателен, а для матери, ве роятно, и очень приятен. В О В С ЕЙ ЕЕ РОДНЕ кроме самой Ольги Андреевны медиков не бы вало, а для нее стало делом жизни... За кончив старейший в Сибири Томский мединститут, она но распределению стала работать в районной больнице Пермской области. Вот тогда-то в стандартном те чении жизни и наметился поворот, ему тили покой рассказы коллеги, ходившей некогда в море на судах дальневосточно го флота... И 26 апреля 1990 года врач Сапожникова тоже вышла в свой первый «Вымпел». ■Н а п е р вы х п о р а х п р иш л о с ь ч а с т е н ь ко б ы т ь о б ъ е к т о м б е з з л о б н ы х р о з ы г р ы ш ей . И в се ж е я б ы л а с ч а с т л и в а к а к н и к о гд а , - вспоминает Ольга Андреевна. - Н о и т о г д а и до сего врем ени я п р е к л о н яю с ь перед м о р я к а м и , э т и м и с и л ь ны м и и р а б о т я щ и м и м у ж ч и н а м и , г о т о в ы м и в л ю б у ю м и н у т у п р и й т и н а помощ ь. Всякие истории случались в море за де сять лет работы судовым врачом. Нако пился изрядный опыт именно в силу того, что многие решения приходилось прини мать единолично п со всей ответственно стью за последствия. Ведь в море ситуации возникают порой непредсказуе мые. Последний ее рейс длился 262 суток и тоже не обошелся без локальных 411. Су довой электрик Николай при болях в жи воте занялся немудрящим самолечением. А судно как раз с ремонтом стояло в им порту и вскоре должно было идти на про мысел, в планы моряка никак не входили списание и отправка домой. Но боли ста новились нестерпимыми, пришлось от крыться врачу. Ольга Андреевна заподозрила язвенную болезнь. Врач на стояла на обследовании в береговом гос питале, дорогостоящее лекарство оказалось очень эффективным, и язвы за рубцевались, электрик продолжил рейс в составе своего экипажа. По и без вся ких ЧП на судне без дела может скучать только записной лентяй. Ольга Андреевна без дела не сижнва- ет. Если уж на самом деле «в Багдаде все спо койно», то не гнушается подвахт на рыбообработку. А чаще находит работу именно но своему профилю, присматривает ся к морякам, старается поймать недуг, пока он скрыт еще непонятной вялостью или иным незначительным симптомом. Ре гулярно проводит профосмотры. Именно таким образом обнаружила врач у одного из матросов в этом же последнем рейсе повышенное ар териальное дав ление, с которым ни в трюме, ни на палубе много не наработаешь. Потребовалось несколько обсто ятельных бесед, чтобы Алексей поверил в беспо койство врача п ее советы. Зато последовал им истово: враз от казался от кофе (на радость дру зьям, которым отдал запасы), от спиртного и даже от курева, прошел в судовых условиях курс лечения. Наградой врачу и нацией ту стало заметное улучшение здоровья до самого возвращения домой. Сейчас Ольга Андреевна на берегу, а для полноты отдыха... ходит на курсы но дианетике, на занятия курсов по усовер шенствованию врачей. И значит в следу ющем рейсе будет еще более вооруженной против рыбацких недугов. В ОТ ВАМ КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО с двумя врачами из большой армии бассейновых эскулапов, приятнейшими женщинами, которых коллеги и пациенты отмечают ;за профессионализм и внутреннюю культу ру. И в этом видится главный секрет доверия к ним моряков, которые в общем-то не любят печься о болячках, но для которых собственное здоровье - первейшее условие их специфически тяжкой работы в море. Владимир БАБУРО , председатель совета ветеранов ОАО «Карслрыбфлот». СВОДКА ПРОМЫСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С 18 ПО 24 ФЕВРАЛЯ Всего на промысле дислоцировалось 211 судов: Мурманская область - 126 судов (на лову 105), Архангельская область - 28 судов, Республика Карелия - 7 судов, прочие - 50 судов. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 7 ,6 тонны, по бассейну - 13,9 тонны. ЛУЧШИЕ ВЫЛОВЫ МУРМАНСКИХ РЫБАКОВ ЗА НЕДЕЛЮ СРТМ-0195 «Севрыба-2» (капитан Сергей Иванович Щук - ЗАО «Севрыба»). В районе Рест- банки на 19 февраля вылов составил 31,6 тонны (сайда - 42%), в районе Андей-банки вылов 24 февраля составил 28,4 тонны (палтус - 75%). СРТМ-к-0301 «Сапфир-ll» (капитан Геннадий Вадимович Шершов - ОАО «Мурманский тра ловый флот»). В районе Рест-банки 19 февраля вылов составил 31,6 тонны (пикша - 43%). СРТМ-0001 «Севрыба-1» (капитан Олег Анатольевич Андрющенко - ЗАО «Севрыба-2»). В районе Рест-банки 19 февраля вылов составил 23,8 тонны (треска - 28%). СТР-0352 «Нерей» (капитан Александр Петрович Боровских - ТОО «Вега ЛТД»). В районе Копытова 18 февраля вылов составил 22,1 тонны (палтус - 89%). СРТМ-0098 «Мурман» (капитан Владимир Николаевич Плаксин - ООО «Мурман СиФуд»). В районе Копытова 24 февраля вылов составил 21 тонну (сайда - 90%). Промобстановка на промысле донных была удовлетворительной. Вылов трески и пикши с начала года по 24 февраля составляет: треска - 17363,7 тонны, пикша - 2345,6 тонны, мойва - 34186,5 тонны. На промысле мойвы обстановка хорошая, работает до 14 судов, из них 10 судов Мурманского тралфлота, одно судно Рыбакколхозсоюза, 34 судна Союза рыбопромыш ленников Севера. Информация о ввозе рыбопродукции в порт Мурманск за период с 1 января по 25 февраля Н а и м е н о в а н и е п р е д п р и я т и я и п р о д у к ц и я К о л - в о ( т ) А с с о р т и м е н т за неделю |с нач. года мороженая М Т Ф консервы рыб. мука 2151 17077 115 130,4 60 401 мойва, донные, путассу тыс.б С Р П С мороженая консервы рыб. мука 226 7423 15,9 162,1 232,4 мойва, треска, путассу тыс.б мороженая М Р К С консервы рыб. мука 287 665 4,8 донные, сельдь тыс.б г р п р мороженая консервы рыб. мука - С р х ф мороженая консервы рыб. мука 30 416 донные мороженая М Р П консервы рыб. мука 2027 21 85,5 тыс.б Г у б е р н . мороженая ф л о т консервы рыб. мука 1190 5 18 тыс.б И Т О Г О мороженая Vi v ji консервы рыб. мука 2694 28798 130,9 323,3 60 736,9 сельдь.мойва.путассу.донные тыс.б Наличие рыбы на холодильниках на 25. 02. 2000 г. СЕВРЫБСБЫТ СЕВРЫБСЕРВИС ВНЕШТЕРМИНАЛ РОСВНЕШТЕРМИНАЛ ВНЕШТРАНС СКЛАД РЫБМУКИ 4 5 0 т с а й к а , м о й в а 7 8 5 2 т с е л ь д ь , м о й в а , К П З 6 7 0 т д о н н ы е , с а й к а , м о й в а 2 6 0 т п у т а с с у 8 2 0 0 т с е л ь д ь , м о й в а , д о н н ы е 168 т м у к а р ы б н а я И Т О Г О : 17432 т сельдь, мойва , сайка , путассу , донные, рыб. мука, КП З В т о м ч и с л е м о й в ы : 5550 т Благодарим администрацию, сотрудников производственного отдела ГП «Севрыбпромразведка» , МТФ, дирекцию школы № 23, МГТУ и д р у гие организации , знакомых и близких, знавших Т А Ш Л Ы К О В А И г о р я П а в л о в и ч а , за помощ ь в ор гани з ации похорон, моральную и м а т е риальную поддержку в связи с утратой родного человека - сына, мужа, отца и брата. С е м ь и Т а ш л ы к о в ы х , А п а р и н ы х . Благодарим а дм инис тр ацию ГП «Севрыбпромразведка» , знакомых и близких, однокурсников, знавших З Б Р О В А К А О л е г а Г р и г о р ь е в и ч а , за помощ ь в ор гани з ации похорон. С е м ь я З б р о в а к .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz