Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.
Д О С Т И Ж Е Н И Я ГОРОДСКОЙ ПУСТЫРЬ Н а чал о на с т р . 1 Но сначала, как предложила В. А. Барсу кова, руководитель «Северной Пальмиры», необходимо провести полную экспертизу предприятий-участников программы квот ной поддержки. А перед тем не худо бы сделать «инвентаризацию»: какие предпри ятия сегодня представляют перерабатыва ющую отрасль? Сколько у нас фирм, ре ально занимающихся рыбопереработкой: 14 или 60?! Д аже это вполне характеризу ет неразбериху в рыбоперерабатывающем комплексе области. Уже и сами руководители предприятий рыбопереработки пришли к выводу о не обходимости создания ассоциации рыбо- переработчиков , которая бы защ ищ ала интересы всех, без деления на «своих» и «чужих». В этом профессиональном сооб ществе могли бы решаться самые болез ненные вопросы береговых фирм, в том числе: о поставке дешевого сырья, орга низации рынков сбыта, создании равных условий для предприятий, находящихся как в порту, так и за его пределами. Во втором полугодии и з -з а дефицита квоты трески многие рыбодобывающие суда встанут на прикол. По некоторым дан ным, только МТФ собирается сокращать от 1 ,5 до 2 тыс. человек. Куда эти люди пой дут после списания с флота?.. Чтобы избежать социально-экономичес кого взрыва, необходимо уже сейчас со здавать рабочие места на берегу , для чего следует в оперативном порядке восстанав ливать законсервированные, брошенные производственные мощности берегового хозяйства, продолжать развивать то, что еще сохранено и работает. Иначе городс кой пустырь, в который за годом в год пре вращается Мурманский морской рыбный порт, со временем разрастется до разм е ров областного центра. Ольга МАКАРОВА. 23 февраля после ненродолжи тслыюй болезни на /4-м году жизни скончался почетный ра дист ССС Р В А Й С Б Е Р Г • Борис Михайлович. С 1956 года более 30 лет Б . М. Вайсберг работал на предприя тиях и в учебных заведениях Северного* бассейна, был на чальником радиотехнического отделения и заместителем на чальника по учебно-производственной работе Мур манского мореходного училища. Светлая память о Борисе Михайловиче навсегда со хранится в сердцах его родных и близких. Гражданская панихида состоится 28 февраля в 10.00 в областном морге.________________________________ «Я - Мурманск-радио- Радиоцентр тралового флота признан Н А П РОШ ЕД Ш ЕЙ Н ЕД Е Л Е коллектив радиоцентра Мурманского тралового флота чув ствовал себя именинником после недельной работы Госкомиссии под писан акт о приемке объекта Гло бальной морской мобильной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности морепла вания (ГМ С С Б ). ГМ СС Б включает в себя берего вые центры связи, расположенные в разных странах мира, и судовые службы. Радиоцентр тралфлота пе редает судам, работающим в Барен цевом и Норвежском морях, метеорологическую п навигацион ную информацию, осуществляет обслуживание космической системы поиска в районах Атлантики и обес нечнвает функции центра аварийно го наблюдения на радиочастотах в определенной зоне ответственности России «Морском районе /\2 в Ба ренцевом море*. К этому долгожданному событию - сертификации радиоцентра по ми ровым стандартам согласно между народной Конвенции по охране человеческой жизни на море - свя зисты Северного бассейна стреми лнсь давно, а два года назад начали практическую работу но техиичес кому перевооружению нредприя тля. В Японии закупили оборудование, реконструировали технологические схемы, сами работ ники центра написали сложнейшие компьютерные программы. Здесь трудятся 90 человек уни кальные специалисты, имеющие одновременно но нескольку радио технических специальностей, та ких не найти во всем нашем морском городе. Поэтому и работа ет радиоцентр не только с рыбака ми, но и с моряками морского пароходства, Союзморгео. (Подоб ная служба морского пароходства три года назад прекратила свое су ществование. не выдержав конку ренции с рыбацким радиоцентром.) Последние четыре года нреднри ятием руководит В .Я . Рожок. В бе седе с ' нашим корреспондентом Виктор Яковлевич сказал: - Min вовремя справились с по ставленной задачей. К 1 апреля со ответствующее оборудование долж но быть установлено па всех судах бассейна, и система ГМ СС Б зарабо тает в полную силу. Наш коллектив гордится свер шейным, и мы с радостью можем сказать, что не только придем на помощь терпящим бедствие, но н готовы предоставить морякам лю бой из имеющихся в мире видов морской связи, в том числе авгома тическую междугородную и между народную телефонную связь с борта судна. Так что приглашаем пред приятия всех ведомств и любых форм собственности к сотрудниче ству. Фото Бориса В И РИ Н А . П Л А Н Ы и и т о г и Акцент на прикладной характер На отчетной сессии ученого совета П И Н РО рассмотрены ито ги выполнения тематического плана научных исследований в 1998- 1999 годах, проведенных но заказу п профинансированных Госкомрыболовством Р Ф . Заметим, что доля централизованного финансирования в общем бюджете института составляет около 40% . В работе сессии участвовали также представители Госком- рыболовства, В Н И Р О и Мурманского тралфлота. Удивляет, что данное событие обошли вниманием другие рыбодобывающие фло та области. Ведь доводы и выводы ученых, касающиеся состоя ния морских сырьевых запасов, могут иметь практическое значение для рыбаков уже в ближайшем будущем. Прежде всего учеными дан анализ состояния запасов морс ких биоресурсов на соответсгву ющей акватории и выработаны рекомендации но изъятию этих запасов российскими рыбодобы вающимн флотами. Кроме того, в докладах сессии (а таковых было 34) говорилось о иеобходи мости приведения промысловых мощностей флотов Северного бассейна и способов их исиользо вания в соответствие с темн ре сурсами (речь, в первую очередь, идет о тресковых видах рыб), ко торыми располагает сегодня Ба ренцево море. Поэтому, возможно, уже в этом году сие циалисты института приступят к подготовке обоснования нромыс ловой деятельности в этом райо не: наряду с основной мерой ре гулирования сырьевой базы через определение ОДУ объекта лова в его размерно весового ряда, могут быть рекомендованы и другие меры, заимствованные из мировой практики. К одной из них, как вспомогательной, отно сится установление количества промысловых суток для каждого судна, ведущего изъятие квоти руемого объекта. Большое внимание в докладах было уделено непосредственной исследовательской деятельности института с акцентом на ее при кладкой характер. В то же вре мя, по словам заместителя директора П И Н РО Валерия III лей ника, сегодня в условиях жесткой конкуренции при рас пределении морских биоресур сов, в том числе и за пределами экономических зон иностранных государств, российской стороне зачастую не хватает более конк ретных обоснований своей пози ции. И это несмотря на то, что в институте есть разработки, но качеству не уступающие зару бежным. Отмечается и разность подхо дов в использовании научных наблюдений при переговорах в международных организациях. В отличие от иностранцев, которые часто выдают за действительное то, что еще требует научного подтверждения, российская сто рона, напротив, располагая дос таточным материалом, не использует его в полной мере для обоснования своей позиций. Примером могут служить иссле дования специалистов П И Н РО но запасам палтуса в Баренцевом море, результаты которых позво ляют обосновать отмену действу ющего запрета ка его изъятие. Тем не менее добиться этого в Переговорах с норвежцами рос сияне не могут. Л некоторые разработки ин ститута по оценке состояния за пасов морских биоресурсов выполнены па высоком теорети ческом уровне, признает Валерий Шлейник, однако не проработа на до конца их практическая на правлениость. Гак, фоновые исследования меняющихся усло вий морской среды (в частности гидрологического и температур ного режимов), которые опреде ляют поведение промысловых видов рыб и колебание плотное ти их скоплений, к сожалению, недостаточно учитываются при выработке рекомендаций для оп тимальной работы флотов. Как недостаток отмечено и отсутствие в институте внеэконо мических исследований, которые бы позволили оценивать эконо мическую целесообразность изъятия того или иного вида био ресурсов. Практический пример того, как учитывается экономя ческий аспект при регулировании сырьевой базы рыбы и морепро дуктов, показывают норвежцы. Они просто отвергают наши предложения установить ОДУ на изъятие креветки в Норвежском море, мотивируя свои действия доходностью промысла: в 1999 году ими продано креветочиой продукции на 1,3 млрд. крон. На сессии рассматривались и вопросы совершенствования ме годик оценки запасов морских биоресурсов с учетом имеющих ся сложностей в проведении по левых исследований. Дело в том, что большикство таких исследо ваний институт проводит но со вместным ‘ международным программам с высокими требова ниями к технической оснащенно сти научных судов. ПИ Н РО же на сегодняшний день остался единственным в рыбной отрасли страны институтом, который, не имея своего исследовательского флота, вынужден арендовать суда у других компаний. Уро вень же их оснащения научной аппаратурой таким требованиям не отвечает. В конце марта балансовая ко миссия Госкомрыболовства рас смотрит итоги научной и хозяйственной деятельности всех научно-исследовательских институтов рыбной отрасли. Выводы комиссии и станут ос нованием для государственного финансирования рыбацкой на уки в 201)0 году. Евгений В О В Ч Е Н К О . V M J i \ № 8 25 февраля - 2 марта 2000 года По оперативным данным комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области Мимо порта одут корабли Проблемы всех российских портов в чем-то схожи. Очень прибыльные организации с высокооплачиваемым персоналом еще в начале 90-х годов, они постепенно теряли свой «вес». Не стал исключением и Мурманский морской рыбный порт. Прежде чем получить общую характеристику деятельности порта и предложить рецепты улучшения его экономического положения, нужно проанализировать множество тенденций и факторов. Такое исследование учеными проведено. О полученных результатах рассказывают исполняющий обязанности директора Института экономических проблем Кольского научного центра Р А Н , доктор экономических наук B .C . Селин и заместитель директора «Арктнкцентра», кандидат экономических наук А .М . Васильев. таможенного склада бюджет потеряет око- М Н Е Н И Е У Ч Е Н Ы Х Экономическое положение рыбной промыш ленности Северного бассейна близко к кри тическому. Общий выпуск продукции с 1990 по 1998 г. сократился почти в четыре раза. Однако при этом экспорт и выгрузки вне бассейна росли вплоть до 1994 г., когда они превысили 50% от общего объема произво димой продукции. В 1995 - 1998 годы этот показатель значительно снизился. В целом за период с 1990 по 1998 год объем выгрузки рыбопродукции в рыбном порту снизился с 1042 тыс. т до 140 тыс. т, то есть более чем в семь раз. С некоторыми вариациями анало гичная тенденция прослеживается и по конк ретным видам продукции (треска, сельдь и т. д.). В основном определяли динамику этих про цессов два фактора: состояние сырьевой базы и соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках, изменявшееся в том числе вследствие девальвации рубля. Но немаловажное значение имел и фактор экономического благоприятствования, выра жаемый в организационных процедурах и зат ратах при заходе судов в порты России и Нор вегии. Основные затраты в порту, связаны с выг рузкой и хранением рыбопродукции, погруз кой снабжения и использованием причальной линии. Следующими по значимости являются таможенные платежи. Кроме того, оплачива ются в прямом и косвенном вйде услуги над зорных и контролирующих организаций. Рост тарифов на услуги Мурманского мор ского порта в 90-е годы обусловлен в первую очередь снижением объемов производства. Как следствие часть судовладельцев стали использовать менее приспособленные, но более дешевые причалы (колхозные, воинс ких частей и др). По сравнению с Мурманским неоспоримы преимущества норвежских портов. Портовые сборы, оплата лоцманских проводок там выше, чем в Мурманске. Но в Норвегии поку патель рыбопродукции, как правило, бесплат но предоставляет причал, осуществляет выг рузку, снабжает льдом, водо( а в некото рых случаях оплачивает и порювые сборы. Таможенные процедуры по приходе судов за нимают около получаса и бесплатны. Все это существенно снижает затраты судовладель цев. Кардинально отличаются и организацион ные условия захода судов в Мурманск и пор ты Норвегии. В норвежских портах продолжи тельность выгрузок не превышает 6 - 8 часов. Заход, стоянку, снабжение, выход судна и выполнение всех необходимых процедур обес печивает агент порта. В Мурманске же не развита система спе- цагентирования. Особые нарекания промыс ловиков вызывает прохождение таможенных процедур. Длительностьрастаможивания гру за колеблется от 8 до Зб часов и более. Ми нимальная длительность захода судна «по зе леной» составляет 18-20 часов, средняя - 28 - 30 часов. Несопоставимы требования и их нарушения, неизбежно возникающие в усло виях формирования законодательной базы, и штрафные санкции. По существу, решение проблемы раз ворота рыбопотоков на предприятия Мур м а н с к и в первую очередь в морской рыбный порт, является безальтернатив ным условием для стабилизации работы предприятий отрасли. Существенную по мощь может оказать создание зоны эко номического роста «Мурманский морской рыбный порт-Южный» с использованием особого таможенного режима свободно го склада. Проведенные расчеты показы вают, что выигрыш как региональной, так и национальной экономики будет значи тельно выше, чем возможные потери от снижения массы импортных пошлин. Нельзя не принимать во внимание и со циальный аспект - создание дополни тельных рабочих мест. Посмотрим на ситуацию на примере двух предприятий - «Протеина» и «Бриз-МТФ». При обеспечении их деятельности импортными поставками сырья на 50% и введении режима ло 10 млн. руб. таможенных пошлин. Одна ко за счет создания 350 рабочих мест полу чит 1,2 млн. руб. подоходного налога и око ло 4 млн. руб. платежей во внебюджетные фонды. Если же импортная составляющая снизится до 20-30%, то потери и приросты сравняются. Наиболее существенный эффект бу дет достигнут за счет возможности за хода в рыбный порт большой группы судов, находящихся в режиме оербо- ут-чартера или прошедших ремонт (комплектацию) за рубежом. По мнению специалистов ОАО «Мурманский траловый флот», общий экономический эффект толь ко по этому предприятию от создания зоны экономического роста и в ее структуре сво бодного склада может составить до 50 млн. руб. в год. Если распространить его на всех судовладельцев, то эта сумма превысит 150 млн. руб. Целесообразно иметь в виду и то, что, по имеющимся оценкам, прирост рабочих мест в рыбном порту на 300-400 работ ников может создать до 1000 рабочих мест на других предприятиях и в орга низациях. Однако необходимо видеть и трудности этого пути. И не только организационно-пра вового характера. Свободный склад (свобод ная таможенная зона) предполагает наличие контролируемого периметра, а его создание -достаточно дорогое мероприятие. Кроме того, за выдачу лицензии на уч реждение склада взимается сбор в сумме 2000-кратного размера минимальной месяч ной оплаты труда. Выполнение обязательств владельца сво бодного склада перед таможенными органа ми Российской Федерации обеспечивается банковской гарантией, поручительством тре тьего лица либо внесением на депозит де нежных средств. Сумма обеспечения опре деляется Государственным таможенным ко митетом в каждом отдельном случае. Проведение всей этой совокупности мероприятий и платежей вряд ли под силу Мурманскому морскому рыбному порту. Необходимы коллегиальные уси лия администрации области и всех за интересованных предприятий. Подготовил Михаил МОРОШКИН, пресс-секретарь Института экономических проблем КНЦ РАН. Сводка промысловой деятельности с 11 по 17 февраля Всего на промысле дислоцировалось 198 судов (на лову 158): Мурманская область -111 судов (на лову 91), Архангельская область 27 судов, Республика Карелия 8 судов, прочие - 52 судна. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 6,9 тонны, по бассейну 13,6 тонны. Лучшие выловы мурманских рыбаков за неделю С РТМ к-0301 «Санфир-Н» (капитан Геннадий Вадимович Шершов -ОАО «Мурман ский траловый флот»;. В районе Сере банки 16 февраля вылов составил 24,7 тонны (треска 71%). С РТМ 0098 «Мурман» (капитан Владимир Николаевич Плаксин ООО «Мурмап СнФуд»). В районе Конытова 13 февраля вылов составил 28,1 тонны (треска 78%), в районе Реет банки 17 февраля Л1,1 тонны (пикша 40%). БМ Р Т 0181 «Ловозеро» (капитан Александр Павлович Пичугин ООО «Компания Л КТ» ). В районе Центрального плато вылов 11 февраля составил 26,7 тонны (треска - 32%). С РТМ 0001 «Севрыба-1» (капитан Олег Анатольевич Андрющенко ЗЛО «Севры- ба»). В районе Конытова вылов 16 февраля составил 32,4 тонны (сайка 79%). СРТМ к 7190 «Любовь Гусенкова» (капитан Сергей Иванович Шамрин ООО «Са ами»). В районе южного склона Медвежинской банки вылов 11 февраля составил 25,5 тонны (треска 100%). Промобстановка на промысле донных была удовлетворительной. Вылов трески и пикши с начала года по 17 февраля составляет: треска - 14379,3 тонны, пикша - 1911,1 тонны, мойва - 27880 тонн. На промысле мойвы обстановка хорошая, работает до 16 судов, из них 12 судов Мурманского тралфлота, одно судно Рыбакколхоасоюза, три судна Союза рыбопромышленников Севера. Информация о ввозе рыбопродукции в порт Мурманск за период с 1 января по 18 февраля Наименование предприятия и продукция Кол-во (т) Ассортимент за неделю |с нач. года мороженая М ТФ консервы рыб. мука 3460 14926 15,4 22 341 мойва, донные, путассу тыс.б р р п л мороженая консервы рыб. мука 3059 7197 57.3 146,2 55.4 232,4 мойвадреска, палтус, путассу тыс.б мороженая М Р КС консервы рыб. мука 77 378 4,8 4,8 донные, окунь тыс.б р р п р мороженая консервы рыб. мука - С Р Х Ф мороженая консервы рыб. мука 11 386 донные мороженая М РП консервы рыб. мука 2027 21 85,5 тыс.б Губерн. мороженая флот консервы ^ рыб. мука 710 1190 5 6 18 мойва тыс.б и т л г- мороженая / I I v ji w консервы рыб. мука 7317 26104 62,1 192,4 83,4 676,9 сельдь,мойва.путассу,донные тыс.б ФАНТАСТИЧЕСКИИ ВАРИАНТ? Субмаринызаймутсяизвозом На уровне федерального правительства решается вопрос о создании РАО «Севморпуть». В государственное предприятие войдет весь ледокольный флот, ныне находящийся на балансе Мурманского пароходства. Соучре дителями должны выступить заинтересованные в арктических перевозках крупные российские компании «Л укойл» , «Газпром» п «Норильский ни кель». Они внесут часть средств для ремонта п реконструкции атомного флота. В качестве дополнительных мер, призванных обеспечить грузопо токи по Северному морскому пути, рассматривается, на первый взгляд,ё фантастический вариант с привлечением подлежащих утилизации атомных подводных лодок типа «Тайфун». Техническая сторона проекта разрабатывается санкт-петербургским К Б « Р уб и н » и архангельским Севмашпредприятнем и заключается в переобо рудовании субмарин в транспортное подводное судно, способное за одни раз перевозить до 8 тыс. тонн различных грузов, а вероятнее всего руду для Мончегорского комбината «Североникель». Сырье будет загружаться в освободившиеся ракетные шахты. По предварительным расчетам, сто имость перевозок обойдется в 4 раза дешевле традиционных с проводкой транспортов ледоколами. Для финансирования работ, по высказыванию генерального директора Р А О «Норильский никель» А. Г. Хлопонина, есть возможность использо в а н и е американские гранты, предназначенные для программы утилиза ции российских атомных подводных лодок. Примерная стоимость проекта 80 млн. долларов С Ш А . Если ему суждено.состояться, то Россия опять ока жется «впереди планеты всей» - столь оригинального способа морских пе ревозок мировая практика еще не знала. Правда, ничего не сказал господин Хлопонин о том, кто будет обслуживать лодки. Гражданских подводников у нас пока нет. Ольга М А К А Р О В А . Наличие рыбы на холодильниках на 18. 02. 2000 г. С ЕВ РЫ Б С БЫ Т С ЕВРЫ БСЕРВИС ВНЕШТЕРМИНАЛ РОСВНЕШ ТЕРМИНАЛ ВНЕШТРАНС СКЛАД РЫБМУКИ 979 т сайка, мойва 8592 т сельдь, мойва, КПЗ 850 т донные, сайка, мойва 405 т сайка, путассу 8783 т сельдь, мойва, донные 208 т мука рыбная ИТОГО: 19609 т сельдь, мойва, сайка, путассу, донные, рыб. мука, КПЗ В том числе мойвы: 5300 т № 8 25 февраля - 2 марта 2000 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz