Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

Д О С Т И Ж Е Н И Я ГОРОДСКОЙ ПУСТЫРЬ Н а чал о на с т р . 1 Но сначала, как предложила В. А. Барсу­ кова, руководитель «Северной Пальмиры», необходимо провести полную экспертизу предприятий-участников программы квот­ ной поддержки. А перед тем не худо бы сделать «инвентаризацию»: какие предпри­ ятия сегодня представляют перерабатыва­ ющую отрасль? Сколько у нас фирм, ре ­ ально занимающихся рыбопереработкой: 14 или 60?! Д аже это вполне характеризу­ ет неразбериху в рыбоперерабатывающем комплексе области. Уже и сами руководители предприятий рыбопереработки пришли к выводу о не­ обходимости создания ассоциации рыбо- переработчиков , которая бы защ ищ ала интересы всех, без деления на «своих» и «чужих». В этом профессиональном сооб­ ществе могли бы решаться самые болез­ ненные вопросы береговых фирм, в том числе: о поставке дешевого сырья, орга ­ низации рынков сбыта, создании равных условий для предприятий, находящихся как в порту, так и за его пределами. Во втором полугодии и з -з а дефицита квоты трески многие рыбодобывающие суда встанут на прикол. По некоторым дан ­ ным, только МТФ собирается сокращать от 1 ,5 до 2 тыс. человек. Куда эти люди пой­ дут после списания с флота?.. Чтобы избежать социально-экономичес­ кого взрыва, необходимо уже сейчас со ­ здавать рабочие места на берегу , для чего следует в оперативном порядке восстанав­ ливать законсервированные, брошенные производственные мощности берегового хозяйства, продолжать развивать то, что еще сохранено и работает. Иначе городс­ кой пустырь, в который за годом в год пре­ вращается Мурманский морской рыбный порт, со временем разрастется до разм е ­ ров областного центра. Ольга МАКАРОВА. 23 февраля после ненродолжи тслыюй болезни на /4-м году жизни скончался почетный ра­ дист ССС Р В А Й С Б Е Р Г • Борис Михайлович. С 1956 года более 30 лет Б . М. Вайсберг работал на предприя­ тиях и в учебных заведениях Северного* бассейна, был на­ чальником радиотехнического отделения и заместителем на­ чальника по учебно-производственной работе Мур­ манского мореходного училища. Светлая память о Борисе Михайловиче навсегда со­ хранится в сердцах его родных и близких. Гражданская панихида состоится 28 февраля в 10.00 в областном морге.________________________________ «Я - Мурманск-радио- Радиоцентр тралового флота признан Н А П РОШ ЕД Ш ЕЙ Н ЕД Е Л Е коллектив радиоцентра Мурманского тралового флота чув­ ствовал себя именинником после недельной работы Госкомиссии под­ писан акт о приемке объекта Гло­ бальной морской мобильной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности морепла­ вания (ГМ С С Б ). ГМ СС Б включает в себя берего вые центры связи, расположенные в разных странах мира, и судовые службы. Радиоцентр тралфлота пе­ редает судам, работающим в Барен­ цевом и Норвежском морях, метеорологическую п навигацион ную информацию, осуществляет обслуживание космической системы поиска в районах Атлантики и обес нечнвает функции центра аварийно­ го наблюдения на радиочастотах в определенной зоне ответственности России «Морском районе /\2 в Ба ­ ренцевом море*. К этому долгожданному событию - сертификации радиоцентра по ми­ ровым стандартам согласно между­ народной Конвенции по охране человеческой жизни на море - свя зисты Северного бассейна стреми лнсь давно, а два года назад начали практическую работу но техиичес кому перевооружению нредприя тля. В Японии закупили оборудование, реконструировали технологические схемы, сами работ­ ники центра написали сложнейшие компьютерные программы. Здесь трудятся 90 человек уни­ кальные специалисты, имеющие одновременно но нескольку радио­ технических специальностей, та­ ких не найти во всем нашем морском городе. Поэтому и работа­ ет радиоцентр не только с рыбака­ ми, но и с моряками морского пароходства, Союзморгео. (Подоб­ ная служба морского пароходства три года назад прекратила свое су­ ществование. не выдержав конку ренции с рыбацким радиоцентром.) Последние четыре года нреднри ятием руководит В .Я . Рожок. В бе­ седе с ' нашим корреспондентом Виктор Яковлевич сказал: - Min вовремя справились с по­ ставленной задачей. К 1 апреля со­ ответствующее оборудование долж но быть установлено па всех судах бассейна, и система ГМ СС Б зарабо­ тает в полную силу. Наш коллектив гордится свер шейным, и мы с радостью можем сказать, что не только придем на помощь терпящим бедствие, но н готовы предоставить морякам лю­ бой из имеющихся в мире видов морской связи, в том числе авгома тическую междугородную и между­ народную телефонную связь с борта судна. Так что приглашаем пред приятия всех ведомств и любых форм собственности к сотрудниче­ ству. Фото Бориса В И РИ Н А . П Л А Н Ы и и т о г и Акцент на прикладной характер На отчетной сессии ученого совета П И Н РО рассмотрены ито­ ги выполнения тематического плана научных исследований в 1998- 1999 годах, проведенных но заказу п профинансированных Госкомрыболовством Р Ф . Заметим, что доля централизованного финансирования в общем бюджете института составляет около 40% . В работе сессии участвовали также представители Госком- рыболовства, В Н И Р О и Мурманского тралфлота. Удивляет, что данное событие обошли вниманием другие рыбодобывающие фло­ та области. Ведь доводы и выводы ученых, касающиеся состоя­ ния морских сырьевых запасов, могут иметь практическое значение для рыбаков уже в ближайшем будущем. Прежде всего учеными дан анализ состояния запасов морс ких биоресурсов на соответсгву ющей акватории и выработаны рекомендации но изъятию этих запасов российскими рыбодобы вающимн флотами. Кроме того, в докладах сессии (а таковых было 34) говорилось о иеобходи мости приведения промысловых мощностей флотов Северного бассейна и способов их исиользо вания в соответствие с темн ре сурсами (речь, в первую очередь, идет о тресковых видах рыб), ко торыми располагает сегодня Ба ренцево море. Поэтому, возможно, уже в этом году сие циалисты института приступят к подготовке обоснования нромыс ловой деятельности в этом райо­ не: наряду с основной мерой ре гулирования сырьевой базы через определение ОДУ объекта лова в его размерно весового ряда, могут быть рекомендованы и другие меры, заимствованные из мировой практики. К одной из них, как вспомогательной, отно сится установление количества промысловых суток для каждого судна, ведущего изъятие квоти руемого объекта. Большое внимание в докладах было уделено непосредственной исследовательской деятельности института с акцентом на ее при кладкой характер. В то же вре­ мя, по словам заместителя директора П И Н РО Валерия III лей ника, сегодня в условиях жесткой конкуренции при рас­ пределении морских биоресур­ сов, в том числе и за пределами экономических зон иностранных государств, российской стороне зачастую не хватает более конк ретных обоснований своей пози­ ции. И это несмотря на то, что в институте есть разработки, но качеству не уступающие зару бежным. Отмечается и разность подхо­ дов в использовании научных наблюдений при переговорах в международных организациях. В отличие от иностранцев, которые часто выдают за действительное то, что еще требует научного подтверждения, российская сто­ рона, напротив, располагая дос таточным материалом, не использует его в полной мере для обоснования своей позиций. Примером могут служить иссле­ дования специалистов П И Н РО но запасам палтуса в Баренцевом море, результаты которых позво­ ляют обосновать отмену действу ющего запрета ка его изъятие. Тем не менее добиться этого в Переговорах с норвежцами рос сияне не могут. Л некоторые разработки ин­ ститута по оценке состояния за­ пасов морских биоресурсов выполнены па высоком теорети­ ческом уровне, признает Валерий Шлейник, однако не проработа­ на до конца их практическая на правлениость. Гак, фоновые исследования меняющихся усло­ вий морской среды (в частности гидрологического и температур­ ного режимов), которые опреде­ ляют поведение промысловых видов рыб и колебание плотное ти их скоплений, к сожалению, недостаточно учитываются при выработке рекомендаций для оп­ тимальной работы флотов. Как недостаток отмечено и отсутствие в институте внеэконо­ мических исследований, которые бы позволили оценивать эконо­ мическую целесообразность изъятия того или иного вида био­ ресурсов. Практический пример того, как учитывается экономя ческий аспект при регулировании сырьевой базы рыбы и морепро­ дуктов, показывают норвежцы. Они просто отвергают наши предложения установить ОДУ на изъятие креветки в Норвежском море, мотивируя свои действия доходностью промысла: в 1999 году ими продано креветочиой продукции на 1,3 млрд. крон. На сессии рассматривались и вопросы совершенствования ме годик оценки запасов морских биоресурсов с учетом имеющих­ ся сложностей в проведении по­ левых исследований. Дело в том, что большикство таких исследо­ ваний институт проводит но со­ вместным ‘ международным программам с высокими требова­ ниями к технической оснащенно­ сти научных судов. ПИ Н РО же на сегодняшний день остался единственным в рыбной отрасли страны институтом, который, не имея своего исследовательского флота, вынужден арендовать суда у других компаний. Уро­ вень же их оснащения научной аппаратурой таким требованиям не отвечает. В конце марта балансовая ко­ миссия Госкомрыболовства рас смотрит итоги научной и хозяйственной деятельности всех научно-исследовательских институтов рыбной отрасли. Выводы комиссии и станут ос­ нованием для государственного финансирования рыбацкой на­ уки в 201)0 году. Евгений В О В Ч Е Н К О . V M J i \ № 8 25 февраля - 2 марта 2000 года По оперативным данным комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области Мимо порта одут корабли Проблемы всех российских портов в чем-то схожи. Очень прибыльные организации с высокооплачиваемым персоналом еще в начале 90-х годов, они постепенно теряли свой «вес». Не стал исключением и Мурманский морской рыбный порт. Прежде чем получить общую характеристику деятельности порта и предложить рецепты улучшения его экономического положения, нужно проанализировать множество тенденций и факторов. Такое исследование учеными проведено. О полученных результатах рассказывают исполняющий обязанности директора Института экономических проблем Кольского научного центра Р А Н , доктор экономических наук B .C . Селин и заместитель директора «Арктнкцентра», кандидат экономических наук А .М . Васильев. таможенного склада бюджет потеряет око- М Н Е Н И Е У Ч Е Н Ы Х Экономическое положение рыбной промыш­ ленности Северного бассейна близко к кри­ тическому. Общий выпуск продукции с 1990 по 1998 г. сократился почти в четыре раза. Однако при этом экспорт и выгрузки вне бассейна росли вплоть до 1994 г., когда они превысили 50% от общего объема произво­ димой продукции. В 1995 - 1998 годы этот показатель значительно снизился. В целом за период с 1990 по 1998 год объем выгрузки рыбопродукции в рыбном порту снизился с 1042 тыс. т до 140 тыс. т, то есть более чем в семь раз. С некоторыми вариациями анало­ гичная тенденция прослеживается и по конк­ ретным видам продукции (треска, сельдь и т. д.). В основном определяли динамику этих про­ цессов два фактора: состояние сырьевой базы и соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках, изменявшееся в том числе вследствие девальвации рубля. Но немаловажное значение имел и фактор экономического благоприятствования, выра­ жаемый в организационных процедурах и зат­ ратах при заходе судов в порты России и Нор­ вегии. Основные затраты в порту, связаны с выг­ рузкой и хранением рыбопродукции, погруз­ кой снабжения и использованием причальной линии. Следующими по значимости являются таможенные платежи. Кроме того, оплачива­ ются в прямом и косвенном вйде услуги над­ зорных и контролирующих организаций. Рост тарифов на услуги Мурманского мор­ ского порта в 90-е годы обусловлен в первую очередь снижением объемов производства. Как следствие часть судовладельцев стали использовать менее приспособленные, но более дешевые причалы (колхозные, воинс­ ких частей и др). По сравнению с Мурманским неоспоримы преимущества норвежских портов. Портовые сборы, оплата лоцманских проводок там выше, чем в Мурманске. Но в Норвегии поку­ патель рыбопродукции, как правило, бесплат­ но предоставляет причал, осуществляет выг­ рузку, снабжает льдом, водо( а в некото­ рых случаях оплачивает и порювые сборы. Таможенные процедуры по приходе судов за­ нимают около получаса и бесплатны. Все это существенно снижает затраты судовладель­ цев. Кардинально отличаются и организацион­ ные условия захода судов в Мурманск и пор­ ты Норвегии. В норвежских портах продолжи­ тельность выгрузок не превышает 6 - 8 часов. Заход, стоянку, снабжение, выход судна и выполнение всех необходимых процедур обес­ печивает агент порта. В Мурманске же не развита система спе- цагентирования. Особые нарекания промыс­ ловиков вызывает прохождение таможенных процедур. Длительностьрастаможивания гру­ за колеблется от 8 до Зб часов и более. Ми­ нимальная длительность захода судна «по зе­ леной» составляет 18-20 часов, средняя - 28 - 30 часов. Несопоставимы требования и их нарушения, неизбежно возникающие в усло­ виях формирования законодательной базы, и штрафные санкции. По существу, решение проблемы раз­ ворота рыбопотоков на предприятия Мур­ м а н с к и в первую очередь в морской рыбный порт, является безальтернатив­ ным условием для стабилизации работы предприятий отрасли. Существенную по­ мощь может оказать создание зоны эко­ номического роста «Мурманский морской рыбный порт-Южный» с использованием особого таможенного режима свободно­ го склада. Проведенные расчеты показы­ вают, что выигрыш как региональной, так и национальной экономики будет значи­ тельно выше, чем возможные потери от снижения массы импортных пошлин. Нельзя не принимать во внимание и со­ циальный аспект - создание дополни­ тельных рабочих мест. Посмотрим на ситуацию на примере двух предприятий - «Протеина» и «Бриз-МТФ». При обеспечении их деятельности импортными поставками сырья на 50% и введении режима ло 10 млн. руб. таможенных пошлин. Одна­ ко за счет создания 350 рабочих мест полу­ чит 1,2 млн. руб. подоходного налога и око­ ло 4 млн. руб. платежей во внебюджетные фонды. Если же импортная составляющая снизится до 20-30%, то потери и приросты сравняются. Наиболее существенный эффект бу­ дет достигнут за счет возможности за­ хода в рыбный порт большой группы судов, находящихся в режиме оербо- ут-чартера или прошедших ремонт (комплектацию) за рубежом. По мнению специалистов ОАО «Мурманский траловый флот», общий экономический эффект толь­ ко по этому предприятию от создания зоны экономического роста и в ее структуре сво­ бодного склада может составить до 50 млн. руб. в год. Если распространить его на всех судовладельцев, то эта сумма превысит 150 млн. руб. Целесообразно иметь в виду и то, что, по имеющимся оценкам, прирост рабочих мест в рыбном порту на 300-400 работ­ ников может создать до 1000 рабочих мест на других предприятиях и в орга­ низациях. Однако необходимо видеть и трудности этого пути. И не только организационно-пра­ вового характера. Свободный склад (свобод­ ная таможенная зона) предполагает наличие контролируемого периметра, а его создание -достаточно дорогое мероприятие. Кроме того, за выдачу лицензии на уч­ реждение склада взимается сбор в сумме 2000-кратного размера минимальной месяч­ ной оплаты труда. Выполнение обязательств владельца сво­ бодного склада перед таможенными органа­ ми Российской Федерации обеспечивается банковской гарантией, поручительством тре­ тьего лица либо внесением на депозит де­ нежных средств. Сумма обеспечения опре­ деляется Государственным таможенным ко­ митетом в каждом отдельном случае. Проведение всей этой совокупности мероприятий и платежей вряд ли под силу Мурманскому морскому рыбному порту. Необходимы коллегиальные уси­ лия администрации области и всех за­ интересованных предприятий. Подготовил Михаил МОРОШКИН, пресс-секретарь Института экономических проблем КНЦ РАН. Сводка промысловой деятельности с 11 по 17 февраля Всего на промысле дислоцировалось 198 судов (на лову 158): Мурманская область -111 судов (на лову 91), Архангельская область 27 судов, Республика Карелия 8 судов, прочие - 52 судна. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 6,9 тонны, по бассейну 13,6 тонны. Лучшие выловы мурманских рыбаков за неделю С РТМ к-0301 «Санфир-Н» (капитан Геннадий Вадимович Шершов -ОАО «Мурман ский траловый флот»;. В районе Сере банки 16 февраля вылов составил 24,7 тонны (треска 71%). С РТМ 0098 «Мурман» (капитан Владимир Николаевич Плаксин ООО «Мурмап СнФуд»). В районе Конытова 13 февраля вылов составил 28,1 тонны (треска 78%), в районе Реет банки 17 февраля Л1,1 тонны (пикша 40%). БМ Р Т 0181 «Ловозеро» (капитан Александр Павлович Пичугин ООО «Компания Л КТ» ). В районе Центрального плато вылов 11 февраля составил 26,7 тонны (треска - 32%). С РТМ 0001 «Севрыба-1» (капитан Олег Анатольевич Андрющенко ЗЛО «Севры- ба»). В районе Конытова вылов 16 февраля составил 32,4 тонны (сайка 79%). СРТМ к 7190 «Любовь Гусенкова» (капитан Сергей Иванович Шамрин ООО «Са ами»). В районе южного склона Медвежинской банки вылов 11 февраля составил 25,5 тонны (треска 100%). Промобстановка на промысле донных была удовлетворительной. Вылов трески и пикши с начала года по 17 февраля составляет: треска - 14379,3 тонны, пикша - 1911,1 тонны, мойва - 27880 тонн. На промысле мойвы обстановка хорошая, работает до 16 судов, из них 12 судов Мурманского тралфлота, одно судно Рыбакколхоасоюза, три судна Союза рыбопромышленников Севера. Информация о ввозе рыбопродукции в порт Мурманск за период с 1 января по 18 февраля Наименование предприятия и продукция Кол-во (т) Ассортимент за неделю |с нач. года мороженая М ТФ консервы рыб. мука 3460 14926 15,4 22 341 мойва, донные, путассу тыс.б р р п л мороженая консервы рыб. мука 3059 7197 57.3 146,2 55.4 232,4 мойвадреска, палтус, путассу тыс.б мороженая М Р КС консервы рыб. мука 77 378 4,8 4,8 донные, окунь тыс.б р р п р мороженая консервы рыб. мука - С Р Х Ф мороженая консервы рыб. мука 11 386 донные мороженая М РП консервы рыб. мука 2027 21 85,5 тыс.б Губерн. мороженая флот консервы ^ рыб. мука 710 1190 5 6 18 мойва тыс.б и т л г- мороженая / I I v ji w консервы рыб. мука 7317 26104 62,1 192,4 83,4 676,9 сельдь,мойва.путассу,донные тыс.б ФАНТАСТИЧЕСКИИ ВАРИАНТ? Субмаринызаймутсяизвозом На уровне федерального правительства решается вопрос о создании РАО «Севморпуть». В государственное предприятие войдет весь ледокольный флот, ныне находящийся на балансе Мурманского пароходства. Соучре­ дителями должны выступить заинтересованные в арктических перевозках крупные российские компании «Л укойл» , «Газпром» п «Норильский ни­ кель». Они внесут часть средств для ремонта п реконструкции атомного флота. В качестве дополнительных мер, призванных обеспечить грузопо­ токи по Северному морскому пути, рассматривается, на первый взгляд,ё фантастический вариант с привлечением подлежащих утилизации атомных подводных лодок типа «Тайфун». Техническая сторона проекта разрабатывается санкт-петербургским К Б « Р уб и н » и архангельским Севмашпредприятнем и заключается в переобо­ рудовании субмарин в транспортное подводное судно, способное за одни раз перевозить до 8 тыс. тонн различных грузов, а вероятнее всего руду для Мончегорского комбината «Североникель». Сырье будет загружаться в освободившиеся ракетные шахты. По предварительным расчетам, сто­ имость перевозок обойдется в 4 раза дешевле традиционных с проводкой транспортов ледоколами. Для финансирования работ, по высказыванию генерального директора Р А О «Норильский никель» А. Г. Хлопонина, есть возможность использо­ в а н и е американские гранты, предназначенные для программы утилиза­ ции российских атомных подводных лодок. Примерная стоимость проекта 80 млн. долларов С Ш А . Если ему суждено.состояться, то Россия опять ока­ жется «впереди планеты всей» - столь оригинального способа морских пе­ ревозок мировая практика еще не знала. Правда, ничего не сказал господин Хлопонин о том, кто будет обслуживать лодки. Гражданских подводников у нас пока нет. Ольга М А К А Р О В А . Наличие рыбы на холодильниках на 18. 02. 2000 г. С ЕВ РЫ Б С БЫ Т С ЕВРЫ БСЕРВИС ВНЕШТЕРМИНАЛ РОСВНЕШ ТЕРМИНАЛ ВНЕШТРАНС СКЛАД РЫБМУКИ 979 т сайка, мойва 8592 т сельдь, мойва, КПЗ 850 т донные, сайка, мойва 405 т сайка, путассу 8783 т сельдь, мойва, донные 208 т мука рыбная ИТОГО: 19609 т сельдь, мойва, сайка, путассу, донные, рыб. мука, КПЗ В том числе мойвы: 5300 т № 8 25 февраля - 2 марта 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz