Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.
№ 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года К 80-летию становления рыбного госпромысла на Мурмане ------------- Выпуск №4 ---------------- f t V M J J i Продолжая рассказ о людях, которые внесли заметный вклад в дело становления и развития рыбного Мурмана, сегодня мы отводим место для повествования о Беломорской базе гослова. Рыба ки оперативной группы этого флота по праву зас лужили немало добрых слов, как и автор статьи - активный рабочий корреспондент (как раньше на зывали внештатных сотрудников) нашей редакции. Спасибо всем читателям, указавшим на некоторые ошибки, допущенные в уже опубликованных ис торических очерках. В дальнейшем мы продол жим рассказ о руководителях Мурманского тралового флота, который нынче одним из пер вых на Северном бассейне отмечает 80-летие. Напомню, что этот разворот «Люди. Корабли. Судьбы» комплектуется из ваших, уважаемые ветераны, писем и фотографий. Виктор ГЕОРГИ. Б ЕЛОМ О РСКАЯ БАЗА ГОСЛОВА Один из первых капитанов опергруппы Старейший капитан карельского флота Андрей Иванович Колоборденко АнтиЮханович Юналайнен (фото 1987 года). (фото 1990 года). Датой рождения М урм а н с к о го филиала Б еломор ской базы г о с лова принято считать 30 апреля 1951 года. Именно тогда из порта приписки М урм а н с к на рыбный промысел в Северо -Западную А т лантику вышли на дриф терный п р омы с ел с елед ки пять новых С Р Т немецкой постройки. С того времени карельские ры баки часто выступали з а с т р е л ь щиками во мно гих начинаниях п р омы сл о ви к о в С е в е р н о г о б а с сейна: первыми обнаружили кон центрацию с ел ь ди у бере гов Норвегии , при дриф терном п р о мы сле перешли на глубину лова на 100 метров . Когда п р омы с л о вая обстановка резко ухудшилась, суда ББГЛ первыми из с р е д н е тоннажных траул еров пересекли Атлантику и направились к б е р е гам Се верной Америки , а в 1970 году первыми освоили лов рыбы кошельковыми неводами у б е р е гов Африки. Так как изначально предполага л о с ь с е р ь е з н о е разв ер ты вани е флота к со зданию базы, при гл а шали сь сп ециали с ты из Л е н и н г рада, Архан гельска , Астрахани . На зов откликнулись и з а к р е п и лись капитаны-ленинградцы А. И. Колоборденко, Л. А. Шверст, П. Р. Пельтонен, Е. М. Михельсон, В. И. Кузьменков , Н. Г. Макаров , В. Н. Аскалонов . Из Архангельска при были с т а рш и е механики А. С. Носницин, Н. В. Бурмагин. В те же годы начали работать механики Э. Н. Пеккер , А. А. Литвинов , 3. Б. Борисов и другие. Надо прямо сказать , что ка рельский флот значительно по с т радал от так называемых реформ. И только с прошло го года нача лось его возрождение . Поэтому и хочется закончить этот эк ск ур с оптимистично: Нет, друзья, не умерла романтика, Славная романтика труда! Принимай, суровая Атлантика, Наши беломорские суда. Владимир БАБУРО, Главный диспетчер Мурманской оперг руппы ББГЛ Никандр Петрович Кучин (фото 1954 года). Капитан траулера «В. Салунин» Лев Альфредович Шверст (фото 1962 года). Главный капитан ББГЛ Вениамин Валентинович Шмонин (фото 1972 года). Радиооператор / класса Ольга Ивановна Петрова (фото 1986 года). Я.Я В я , Т Р У О ГОРОД, КОТОРЫЙ мы ПОСТРОИЛИ 192D-20DD В предыдущ ем выпуске и сторическо го разворо та «Люди. Корабли . Судьбы» мы обр а ти ли сь к старожилам Мурманска с просьбой р а с с ка за ть , где и когда сделан э то т снимок спр а ва. Правильно и подробнее др у ги х р а с с к а з а л а , позвонив в редакцию , Нина А ндр еевна М удью гина . Э то снимок улицы Ленинградской где -то конца 1950-х годов. Мальчишки играют на фоне двухэтаж но го деревянно го дом а , в который в годы войны попала бомба и с н е с л а сер един у это го зд ан и я . Про см а тр и в а е тс я и каменная п я ти этаж ка , в которой р а с п о л а га е т с я ма газин «Рубин». Наш фо то корр еспонден т Борис Вирин с д е л а л со вр ем ен ный снимок примерно с то го же м е ста через 40 л е т . К Кто изображен на снимке? В центре этого фото прославленный капитан Заполярья. Под его командо ванием экипаж С Р Т первым на Север ном бассейне достиг вылова 13 тыс. центнеров рыбы в год. На судах по добного типа этот рекорд не был ни кем перекрыт. Экипаж этого гвардейского судна единственный из всех промысловых судов был награж ден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карелин. Сегодня заслуженный капитан про должает успешно трудиться в рыбной промышленности Мурмана, возглавля ет промысловую фирму. Кто он? По какому случаю сфотографировались? Живут ли и работают ли еще в Мур манске стоящие рядом с капитаном члены экипажа? Пишите, звоните - ваш рассказ бу дет опубликован. М И Х А И Л К А Р Г И Н ------ ---------Товарищ о товарище-------------------- Близко Каргина не знал - bi л только на различных совещаниях. Могучий Мужик! Чувствуется в нем казачья сила. Интересно за ним наблюдать, когда на совещания юсле выступлений руководителей флотов итоги подводит. Ходит около трибуны, половицы под тяжестью почти двухметрового великана скрипят, внося своеобразную ритмику в уверенную, даже несколько назойливую, давящую на слушающих речь, потом резко останавливается, поворачивается лицом к сидящим в зале, буравит взглядом лица руководителей: «Вот так! Какие вопросы?». Начальники флотов молчат, почему-то опускают головы. Этот человек в то время казался мне каким-то полубогом на грешной земле, обладателем власти, а значит, недосягаемым. Я старался представить себе, понять, что он за человек. Действительно умный? Радетель за хорошую жизнь моряков, не только застав ляет вождей рыбацких вотчин выполнять план ради плана, но и думает о людях? Или типичный представитель номенклатуры, для которого моряк - шурупчик в маховике рыбацкого конвейера? Чуть сносился - можно выбросить, поставить другой! Жизнь ответит на эти вопросы, когда... я смогу четко представить работу рыбной отрасли страны, ее махровый бюрократизм, опирающийся на руководителей предприятий, допущенных к рычагам управления после основательной тряски в партийно-номенклатурном стиле, где думы о человеке выбивались из головы начисто. Алексей КОЛЕСОВ .* (Из книги «Капитанский дневник».) Снимки сделаны в 1986 году на промчасе в Севрыбе. •* t- № 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz