Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

№ 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года К 80-летию становления рыбного госпромысла на Мурмане ------------- Выпуск №4 ---------------- f t V M J J i Продолжая рассказ о людях, которые внесли заметный вклад в дело становления и развития рыбного Мурмана, сегодня мы отводим место для повествования о Беломорской базе гослова. Рыба­ ки оперативной группы этого флота по праву зас­ лужили немало добрых слов, как и автор статьи - активный рабочий корреспондент (как раньше на­ зывали внештатных сотрудников) нашей редакции. Спасибо всем читателям, указавшим на некоторые ошибки, допущенные в уже опубликованных ис­ торических очерках. В дальнейшем мы продол­ жим рассказ о руководителях Мурманского тралового флота, который нынче одним из пер­ вых на Северном бассейне отмечает 80-летие. Напомню, что этот разворот «Люди. Корабли. Судьбы» комплектуется из ваших, уважаемые ветераны, писем и фотографий. Виктор ГЕОРГИ. Б ЕЛОМ О РСКАЯ БАЗА ГОСЛОВА Один из первых капитанов опергруппы Старейший капитан карельского флота Андрей Иванович Колоборденко АнтиЮханович Юналайнен (фото 1987 года). (фото 1990 года). Датой рождения М урм а н с к о го филиала Б еломор ской базы г о с ­ лова принято считать 30 апреля 1951 года. Именно тогда из порта приписки М урм а н с к на рыбный промысел в Северо -Западную А т ­ лантику вышли на дриф терный п р омы с ел с елед ки пять новых С Р Т немецкой постройки. С того времени карельские ры ­ баки часто выступали з а с т р е л ь ­ щиками во мно гих начинаниях п р омы сл о ви к о в С е в е р н о г о б а с ­ сейна: первыми обнаружили кон ­ центрацию с ел ь ди у бере гов Норвегии , при дриф терном п р о ­ мы сле перешли на глубину лова на 100 метров . Когда п р омы с л о ­ вая обстановка резко ухудшилась, суда ББГЛ первыми из с р е д н е ­ тоннажных траул еров пересекли Атлантику и направились к б е р е ­ гам Се верной Америки , а в 1970 году первыми освоили лов рыбы кошельковыми неводами у б е р е ­ гов Африки. Так как изначально предполага­ л о с ь с е р ь е з н о е разв ер ты вани е флота к со зданию базы, при гл а ­ шали сь сп ециали с ты из Л е н и н г ­ рада, Архан гельска , Астрахани . На зов откликнулись и з а к р е п и ­ лись капитаны-ленинградцы А. И. Колоборденко, Л. А. Шверст, П. Р. Пельтонен, Е. М. Михельсон, В. И. Кузьменков , Н. Г. Макаров , В. Н. Аскалонов . Из Архангельска при ­ были с т а рш и е механики А. С. Носницин, Н. В. Бурмагин. В те же годы начали работать механики Э. Н. Пеккер , А. А. Литвинов , 3. Б. Борисов и другие. Надо прямо сказать , что ка ­ рельский флот значительно по с т ­ радал от так называемых реформ. И только с прошло го года нача ­ лось его возрождение . Поэтому и хочется закончить этот эк ск ур с оптимистично: Нет, друзья, не умерла романтика, Славная романтика труда! Принимай, суровая Атлантика, Наши беломорские суда. Владимир БАБУРО, Главный диспетчер Мурманской оперг­ руппы ББГЛ Никандр Петрович Кучин (фото 1954 года). Капитан траулера «В. Салунин» Лев Альфредович Шверст (фото 1962 года). Главный капитан ББГЛ Вениамин Валентинович Шмонин (фото 1972 года). Радиооператор / класса Ольга Ивановна Петрова (фото 1986 года). Я.Я В я , Т Р У О ГОРОД, КОТОРЫЙ мы ПОСТРОИЛИ 192D-20DD В предыдущ ем выпуске и сторическо го разворо та «Люди. Корабли . Судьбы» мы обр а ти ли сь к старожилам Мурманска с просьбой р а с с ка за ть , где и когда сделан э то т снимок спр а ­ ва. Правильно и подробнее др у ги х р а с с к а з а л а , позвонив в редакцию , Нина А ндр еевна М удью гина . Э то снимок улицы Ленинградской где -то конца 1950-х годов. Мальчишки играют на фоне двухэтаж но го деревянно го дом а , в который в годы войны попала бомба и с н е с л а сер един у это го зд ан и я . Про­ см а тр и в а е тс я и каменная п я ти этаж ка , в которой р а с п о л а га ­ е т с я ма газин «Рубин». Наш фо то корр еспонден т Борис Вирин с д е л а л со вр ем ен ­ ный снимок примерно с то го же м е ста через 40 л е т . К Кто изображен на снимке? В центре этого фото прославленный капитан Заполярья. Под его командо­ ванием экипаж С Р Т первым на Север­ ном бассейне достиг вылова 13 тыс. центнеров рыбы в год. На судах по­ добного типа этот рекорд не был ни­ кем перекрыт. Экипаж этого гвардейского судна единственный из всех промысловых судов был награж­ ден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карелин. Сегодня заслуженный капитан про­ должает успешно трудиться в рыбной промышленности Мурмана, возглавля­ ет промысловую фирму. Кто он? По какому случаю сфотографировались? Живут ли и работают ли еще в Мур­ манске стоящие рядом с капитаном члены экипажа? Пишите, звоните - ваш рассказ бу­ дет опубликован. М И Х А И Л К А Р Г И Н ------ ---------Товарищ о товарище-------------------- Близко Каргина не знал - bi л только на различных совещаниях. Могучий Мужик! Чувствуется в нем казачья сила. Интересно за ним наблюдать, когда на совещания юсле выступлений руководителей флотов итоги подводит. Ходит около трибуны, половицы под тяжестью почти двухметрового великана скрипят, внося своеобразную ритмику в уверенную, даже несколько назойливую, давящую на слушающих речь, потом резко останавливается, поворачивается лицом к сидящим в зале, буравит взглядом лица руководителей: «Вот так! Какие вопросы?». Начальники флотов молчат, почему-то опускают головы. Этот человек в то время казался мне каким-то полубогом на грешной земле, обладателем власти, а значит, недосягаемым. Я старался представить себе, понять, что он за человек. Действительно умный? Радетель за хорошую жизнь моряков, не только застав­ ляет вождей рыбацких вотчин выполнять план ради плана, но и думает о людях? Или типичный представитель номенклатуры, для которого моряк - шурупчик в маховике рыбацкого конвейера? Чуть сносился - можно выбросить, поставить другой! Жизнь ответит на эти вопросы, когда... я смогу четко представить работу рыбной отрасли страны, ее махровый бюрократизм, опирающийся на руководителей предприятий, допущенных к рычагам управления после основательной тряски в партийно-номенклатурном стиле, где думы о человеке выбивались из головы начисто. Алексей КОЛЕСОВ .* (Из книги «Капитанский дневник».) Снимки сделаны в 1986 году на промчасе в Севрыбе. •* t- № 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz