Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

Украина презентует... долги ИЗ ПУСТОГО - В ПОРОЖНЕЕ Анализ состава флота, динамики его списания и пополнения показывает, что до 2010 года России необходимо построить 735 промысловых судов различных типов, до 2015 года - 1120 судов, в том числе 300 - крупных и больших. (И з выступления В. /I. Фофанова, начальника отдела развития флота и портов управления мореплавания Госкомрыболовства Р Ф ). Международные Ш Е С Т И Перу сокращает рыболовецкий флот Основная задача, стоящая в данный момент перед мини­ стерством рыбной промышлен­ ности Перу, - не допустить че­ ресчур интенсивного исполь­ зования морских биоресурсов, которое могло бы привести к их исчезновению. По мнению п р а в и те л ь с тв а , первое , 4fo необходимо сделать , - это со­ кратить численность рыболо­ вецкого флота, вдвое превы­ шающую необходимый уро ­ вень. В прошлом году перуан­ ское правительство провело ряд встреч с представителями рыбной промышленности. Ито­ гом этих встреч стало со зда ­ ние специального фонда, из ко торо го б уд у т вы д ав а ть ся компенсации владельцам с у ­ дов, согласившимся сократить вылов. Датские рыбаки в 1999 году выбрали тресковую квоту лишь на 80% В то время как большинство рыбопромышленников евро­ пейских стран серьезно обес­ покоены сокращением квот на вылов трески, статистические данные министерства рыбной промышленности Дании свиде­ тельствуют о том , что датские рыбаки в прошлом году выбра­ ли тресковую квоту лишь на 80%. Д а т с к а я кво та на вылов трески в Северном море в 1999 году составила 24 ,5 ты с. тонн, в действительности было вы­ ловлено всего 19,5 ты с. тонн. По мнению специалистов, ра­ тующих за сокращение квот, данный факт полностью под­ тверждает их правоту. В Великобритании резко сокращаются цены на креветку Представители ассоциации рыбопромышленников Зап ад ­ ной Шотландии (West Scotland fish producers association) с е ­ рьезно обеспокоены запретом вылова трески в Ирландском море. По их мнению, это мо­ жет негативно с к а з а т ь с я на рынке креветки в Великобри­ тании. Дело в том, что судам , ба­ зирующ им ся в Ирландском море и некогда занимавшимся промыслом трески, были пре­ до ставлены квоты на вылов креветки у западного побере­ жья Шотландии. Дополнительный объем кре­ ветки на рынке, естественно, повлиял на цены . С января цены на креветку уже упали в среднем на 30 - 50%. Французы выпустили Новую промывочную машину Французская компания Arbor Technologies наладила серий­ ный выпуск новых промывоч­ ных машин для рыб лососевых пород. Со гласно заявлению представителей компании, их аппарат позволяет значитель­ но снизить риск перекрестно­ го заражения рыб во время процесса внутренней и внеш­ ней обработки. (По сообщениям иностранной прессы .) Во всем мире источниками приобретения флота служат госу дарствен 11 ые дотации, собствен вые и заемные средства. На протяжении последних 10 лет и силу экономического кризиса отечественные судовладельцы п полной мере не могли пользо ваться ни одним и;» названных источников. Л что до собствен ной прибыли, то ее едва хватало на оперативные расходы. Не ясно, вернутся ли российские рыбаки к дальние районы Миро вого океана, что невозможно сде­ лать без государственной помощи. Сама концепция развития рыбопромыслового флота России сегодня только формируется, только еще начинают просматри ваться перспективы п судострое пин. Одна из идеи заключается в том, чтобы строить суда на укра ннских верфях н счёт долга У к раины за энергоносители и по госкредитам. Долг немалый, по­ рядка 3 млрд. долларов. Интерес Газпрома, РАО ЕЭС и государства понятен. По ноли тическим соображениям надолю «перекрыть кран» не получается, значит, надо искать другие вари анты. II вот он, удобный способ убить двух зайцев: выбить «глу­ хие» долги и использовать ост­ рую потребность рыбаков в замене флота. Баланс получается неплохой! Монополии и долг вернут, и станут совладельцами рыбацких судов, поскольку за­ казчики смогут получить суда, только оплатив 40% их стоимос ти. Цифра, кстати, абсолютно оторванная от жизни! Аккумули­ ровать такие деньги в нынешних условиях наши предприятия не в состоянии. В мировой практике максимум вложений собственных средств 20%. Украина от реализации этого проекта тоже выиграет. Во-пер вых, появляется возможность отсрочки перекрытия трубопро­ вода, во-вторых, в ее экономику пойдут прямые инвестиции от российск 11 х судовладельцев. Состоится проект или нет? Мурманские рыбопромышленни ки не испытывают иллюзии. Пе реговоры но взаимозачетам процесс длительный, зависящий от множества факторов и обсто­ ятельств. Встреча в Мурманске, посвя щепная проекту «Суда за дол­ ги» с участием украинской делегации, рыбопромышленни ков, представителей Госкомры боловства и областного правительства, должна была дать ответы хотя бы на часть вопросов, интересующих руко водителей рыбацких предприя­ тий. Но отсутствие представителей кредиторов РАО Е Э С п Газпрома сразу же вызвало недоумение. Без их экономических выкладок судо владельцами не может быть принято ни одно решение. В выступлениях чиновников преобладали благие намерения, дескать, «идут шаги по форми­ рованию», «прорабатываются варианты», «не исключаем воз­ можности»... Судовладельцы слушали с изрядной долей скеп­ тицизма и вспоминали, что где- то они это уже слышали... Взаимозачет в счет долга все гда подразумевает какие-то ус тупки со стороны должника. Мы же видели обратное. Вмес­ то конкретных предложений по проекту напористый тон и от­ сутствие конкретики. Пока укра вицы определенно могли заявить только следующее: «Не устраива­ ет качество - стройте на Западе. По на это у вас нет денег. А если нет, то принимайте наши условия и наши проекты». При всей неопределенности финансовой схемы проекта над ним еще довлеет политическая составляющая. Что за странное образование С Н Г знают все, и правовой вакуум, царящий в межгосударственных отношен и ях бывших братских республик, помноженный на доморощенную безответствсчiиость 11 одрядчиков, не заполнишь никакими поста новленпями правительства. Слишком много заинтересо­ ванных сторон, каждая из кото­ рых преследует свои цели. Но так или иначе покупателями все таки являются судовладельцы, и деньги, «длинные» и «короткие», платить им. Все возможные из держки на пути реализации про­ екта прежде всего ударят но карману рыбопромышленников. Поэтому и возникает простой вопрос: а что, к примеру, будет с квотой на весь период окупаемо­ сти судов? Если думать о долгосрочном планировании в развитии флота, то речь должна идти не только о том, как работать в Северо Вое точной Атлантике, но и в отда ленных районах Мирового океана. Об этом на совещании говорил генеральный директор ОАО «Мурманский траловый флот» В .М . Бондаренко. Чтобы конкурировать с ведущими ры­ боловными державами, нужно иметь современные производи тельные суда, экономичные но энергозатратам, способные моро­ зить 300 350 тонн рыбопродук нии в сутки, иметь экипаж в 30-35 человек. Подобные суда на мировом рынке стоят очень доро­ го, но затраты будут полностью оправданы. Верфи Украины и России пока ничего похожего производить не могут. В общем, у участвующих в российско-украинском совета нии сложилось впечатление не­ конструктивности происходящего. Нельзя его назвать н презентаци онным, кроме долгов нашим го­ стям презентовать было нечего. Просто посидели, поговорили о том о сем и разошлись восвояси, недовольные друг другом. Ольга М А К А РО ВА . АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Н АШ А С П Р А В К А Общий объем украинского внешнего долга составляет 12,5 млрд. долл. В 2000 году Украина должна выплатить кредиторам в счет его обслуживания 3,1 млрд. долл. На­ циональный резервный банк (Москва) первый среди круп­ ных кредиторов предложил Украине программу реструкту­ ризации задолженности по ОГВЗ или «газпромовкам» на общую номинальную сумму 1,4 млрд. долл. Общий объем выплат Украины в счет погашения ОГВЗ в 2000-2001 гг. - 300 млн. долл., из них в пользу НРБ - 200 млн. долл. НРБ не устраивает перспектива дефолта Украины, поэтому он предлагает инвестировать средства, полученные отпога­ шения этих бумаг, в украинскую промышленность и строи­ тельство. Общая сумма таких инвестиций может достичь 100 млн. долл. Основную ставку НРБделает на судострое­ ние. В настоящее время ведутся интенсивные переговоры между НРБ и минфином Украины, в ходе которых стороны детализируют условия сделки и взаимные гарантии. Политика - В с е ч а щ е п р и р е ш е н и и с л о ж н ы х г о с у д а р с т в е н ­ н ы х п р о б л е м р о с с и й с к о е п р а в и т е л ь с т в о о б р а щ а ­ е т с я к м н е н ию п р о м ы ш л е н н и к о в . З н а ч и т , г о с у д а р ­ с т в о о с о з н а е т , ч т о п о л и т и к а з а в и с и м а о т р е а л ь ­ ной э к о н о м и к и . М о ж е т б ы т ь , к о г д а - н и б у д ь м ы д о ­ ж и в е м д о т е х в р е м е н , к о г д а и в Р о с с и и ч и н о в н и ­ ки б у д у т о щ у щ а т ь с е б я С Л УЖ А Щ И М И , н а ч н у т д е й ­ с т в о в а т ь в и н т е р е с а х п р а к т и к о в х о з я й с т в о в а н и я . Н о , по к р а й н е й м е р е , а д м и н и с т р а т и в н а я в л а с т ь у ж е н е д и к т у е т , а д е й с т в у е т к а к р а в н ы й с у б ъ е к т г р а ж д а н с к и х о т н о ш е н и й . П р и м е р т о м у - с о в е щ а ­ н и е р о с с и й с к и х р ы б о п р о м ы ш л е н н и к о в и у к р а и н ­ с к и х с у д о с т р о и т е л е й . Мы п о п р о с и л и п р о к о м м е н т и р о в а т ь и т о г и с о с т о ­ я в ш е й с я д и с к у с с и и п р е д с е д а т е л я к о м и т е т а по р ы ­ б о х о з я й с т в е н н о м у к о м п л е к с у А с с о ц и а ц и и « С е в е ­ р о - З а п а д » , п р о ф е с с о р а , з а с л у ж е н н о г о р а б о т н и ­ к а р ы б н о г о х о з я й с т в а В . К . З И Л А Н О В А . - Я бы назвал это совещание первой серьезной встречей после длительной разлуки между судостроителями Украины и рыбопромышленниками Мурмана. Счи­ таю, что совещание было полезным, кон­ структивным, на нем прояснены воз­ можности и запросы давних деловых парт­ неров. Во времена Советского Союза мы стро­ или суда на Украине, ибо общая схема использования верфей и рабочей силы ба­ зировалась на разделении территории страны для рационального, как тогда го­ ворили, размещения производительных сил и производственных мощностей. Сейчас время совершенно другое. В России есть судостроительные заводы, которые не загружены заказами. Как по­ казало совещание, стоимость строитель­ ства судов в России дешевле, чем на Украине. Интерес украинцев понятен - погасить долги по энергоносителям за счет судо­ строения, при этом загрузить свои вер­ фи. С другой стороны, требования наших рыбопромышленников вполне закономер­ ны. Мы говорим: дайте нам суда XXI века! Они должны быть высокопроизводитель­ ными, по стоимости - должны выигрывать тендер, и международный, и российский. Тогда мы будем брать эти суда. Позицию представителя министерства по сотрудничеству со странами СНГ я по­ нимаю так, что даже если украинские ко­ рабелы смогут строить те суда, которые нам нужны, все равно они будут на кон­ курсной основе оспаривать право на стро­ ительство. Если тендер не выиграют, тог­ да, конечно, зачет по украинским долгам за счет судостроения не состоится. Отдельный вопрос - как будет обеспе­ чено финансирование программы. Его элементы нужно, как говорят дипломаты, уточнять, углублять и развивать. Но нас интересует не «углубление» и «развитие», а практическая сторона вопроса. - В я ч е с л а в К о н с т а н т и н о в и ч , к а к вы с ч и т а е т е , п о ч е м у н а с о в е щ а н и и н е б ы л о п р е д с т а в и т е л е й Р АО « Г а зп р о м » и РАО Е Э С ? - Наверное, на данной стадии в их при­ сутствии нет необходимости. Если мы договоримся с украинцами, наше прави­ тельство даст «зеленый свет» для исполь­ зования этих задолженностей. Нельзя ста­ вить телегу впереди лошади. Сейчас мы смотрим «лошадь» - захотят включиться в этот проект рыбацкие предприятия или нет. - Д л я э т о г о р ы б о п р о м ы ш л е н н и к и С е в е р а д о л ж н ы ч е т к о п р е д с т а в л я т ь в ц е л о м , к а к и е с у д а н у ж н ы . Но п о к а с о г л а с о в а н н о й п о з и ц и и н а б а с с е й н е н е т . На в с т р е ч е п р о з в у ч а л о н е к о т о ­ р о е с о м н е н и е : а е с т ь л и к о н ц е п ц и я у Г о с к о м р ы б о л о в с т в а ? И к а к а я с т р а т е ­ г и я в ы б р а н а д л я С е в е р н о г о б а с с е й ­ н а ? - Я ответственно могу заявить, что у Государственного комитета имеется кон­ цепция строительства судов до 2015 года. Она составлена на основе предложений с мест и принята на сахалинском сове­ щании. Другое дело, что эта концепция долж­ на развиваться применительно к услови­ ям данного бассейна. Безусловно, каж­ дый судовладелец знает, какие нужны суда. Но один хочет иметь ярусные, дру­ гой - траловые, третий - кошельковые. Суда должны в равной степени отвечать требованиям по безопасности, мореход­ ным качествам, эффективности исполь­ зования энергоносителей. А уж конфигу­ рация - не столь неразрешимый вопрос. Мы привыкли рассуждать еще как при ди­ рективно-плановой системе: всем одина­ ковые суда. Прошел тот период... На бассейне имеется программа раз­ вития флота, но общую систему взглядов нужно уточнять, чтобы идти в правильном направлении. Вы слышали, одни руково­ дители говорят, что надо ограничить ко­ личество судов и строить новые, техно- № 5 10 февраля , 2000 года Дайджест по материалам норвежских газет «Fiskeribladet» (г. Харстад), «Finnmark» Перевод Михаила Ш И К ЕРА КРУПНАЯ МОЙВА ХОРОШЕГО КАЧЕСТВА доставлена на фабрику в Вадсе сейнером «Eldjarn», который вышел в проб­ ный рейс для оценки со ­ стояния мойвы. Из улова в 1300 тонн 76,6% составила мойва длиной свыше 17 см, а количественный показатель на 1 кг веса составил от 48 до 52 штук. При этом не было мойвы ниже допустимого размера и прак­ тически отсутствовал прилов трес­ ки и сельди. Такие обнадеживающие резуль­ таты дают Директорату рыболов­ ства все основания на расширение промыслового района Баренцева моря на вылов мойвы. Инспектор рыбного контроля Оге Якобсен отметил, что осуще­ ствлен анализ зрелости икры мой­ вы, показатель выглядит вполне удовлетворительным в свете от­ крытия мойвенной путины в сере­ дине февраля. Директор фабрики в Вадсе Стейн Матвеев сказал, что этот пробный тур «Eldjarn» позволил в рабочем режиме проверить готов­ ность фабрики к началу мойвен­ ной путины и устранить обнаруженные неполадки, кото­ рые в основном связаны с элект­ рической частью оборудования (моторы, контакторы, щетки) из- за долгого бездействия в условиях повышенной влажности. «SCANFISH» ОБВИНЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНА Н о р в а л д В а с с в и к , с о т р у д н и к р ы б о ф а б р и к и G a m v i k b r u k , о б в и н и л н е з а д о л г о д о р о ж д е с т в е н с к и х п р а з д н и к о в р у к о в о д с т в о к о м п а н и и « S c a n f i s h » , к о т о р а я в л а д е е т ф а б р и к о й , и к а п и т а н а с е й н е р а и з Б о т с ф ь о р д а в н а р у ш е н и и н о р в е ж ­ с к о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а , р е г у л и р у ю щ е г о п р а в и л а р ы б о л о в с т в а . В с в о е м з а ­ я в л е н и и , н а п р а в л е н н о м в п о л и ц и ю М е х а м н а , В а с с в и к у т в е р ж д а е т , ч т о в д е к а б р е с е й н е р д в а р а з а д о с т а в л я л у л о в ы , с о с т о я в ш и е в о с н о в н о м и з п и к ­ ш и , х о т я з а н е с к о л ь к о м е с я ц е в д о э т о г о п р о м ы с е л п и к ш и б ы л п р и о с т а н о в ­ л е н р е ш е н и е м с о о т в е т с т в у ю щ и х в л а с т е й . Свое решение обратиться в тонн свежей рыбы. Я могу полицию Вассвик мотивирует так: «Когда все вокруг только и говорят о беззаконии, но никто не решается что-то сде­ лать что ж, тогда я чувствую себя обязанным поступить именно так». Одновременно Вассвик высказал ряд собственных суждений относительно ком­ пании «Scanfish» в целом и о директоре компании Челле Гуннаре Микалсене в частно­ сти: « В одном интервью газете «Finnmark Dagblacb Челл Гуннар Микалсен хвастливо заявил, что за 1999 год он эк­ спортировал около 15 тыс. только лишь добавить к это му, что этим самым он экспор тировал и несколько сотен рабочих мест - этим тоже нуж­ но гордиться? В одном только Гамвпке с августа прошлого года уволено уже около 30 ра­ ботников, и это на фоне все более увеличивающегося ко­ личества автотрейлеров, гру­ женных свежей рыбой, которые отправляются в раз­ личные страны Европы. Я вполне допускаю, что пе­ риодически могут возникать ситуации, когда экспорт рыбо­ продукции целесообразен, но когда экспорт свежей охлаж денной рыбы становится несу- *tы - - rm •* «*. ... - •»**> - ■ щей идеей работы целого предприятия то такая погоня за сиюминутной выгодой мо­ жет обернуться для Финнмар- ка потерей сотен рабочих мест. Остановить это безумие должны прежде всего власти в форме предоставления субси­ дий на транспортные перевоз­ ки внутри Норвегии, а также путем введения высоких тамо­ женных пошлин на вывоз из страны свежей рыбы. Но пока все идет к тому, что власти в лице министра Ангельсена не понимают скла­ дывающейся ситуации и, на­ оборот, как видно из интервью Ангельсена, данного им N R K , поддерживают опас­ ную тенденцию. Может, пото­ му, что спрос на свежую рыбу в Европе резко обострится после того, как Европейский Союз значительно урезал соб ственные квоты на рыбу с на­ чала текущего года. Что же касается будущего рыбофабрики Gamvikbruk, то я могу сказать, что никто из ее сотрудников уже не верит тем громким обещаниям о сохране­ нии рабочих мест, которые были даны руководством «Scanfish»а ври приобретении данного предприятия. И я на­ стоятельно советую тому же Микалсену выставить фабрику на продажу по точно такой же цене, по какой он ее покупал». производное от экономики логически совершенные, вт< ie склоня­ ются к наращиванию единиц пота, чтоб занять людей, решать социальные вопро­ сы. Конечно, в концепции должны быть учтены такие факторы, как сырьевая база, людские ресурсы , производственные мощности и возможности судостроения. - И в с е - т а к и к т о д о л ж е н а к к у м у л и ­ р о в а т ь и д е и р у к о в о д и т е л е й п р е д п р и ­ я т и й ? - Государственный департамент по ры­ боловству Северного бассейна «Севры- ба», создание которого по инициативе губернатора Юрия Алексеевича Евдокимо­ ва прорабатывается. - Г е н е р а л ь н ы й д и р е к т о р З А О «С е в - р ы б а » Г е о р г и й В а с и л ь е в и ч Т и ш к о в п о л а г а е т , ч то д о п р и н я т и я р еш е н и я по д е п а р т а м е н т у п р о й д е т н е м е н е е д в у х л е т . А к а к о в о в а ш е м н е н и е ? - Я отношусь к оптимистам. Считаю, что разговоры уже заканчиваются и надо при­ ходить к какому-то знаменателю. Все чет­ веро губернаторов - «за», руководитель Госкомрыболовства Юрий Петрович Си- нельник- «за». Остались только техничес­ кие детали. К сожалению, они находятся в руках чиновников, которые, как всегда, не спешат. - К а к о в а р о л ь р у к о в о д и м о го в а м и к о м и т е т а п о р ы б о х о з я й с т в е н н о м у к о м п л е к с у А с с о ц и а ц и и « С е в е р о - З а ­ п а д » ? - Прежде хочу сказать, что эту работу я буду осуществлять на общественных на­ чалах. В комитет входят председатели комитетов (отделов) по рыбному хозяйству администраций всех 12 субъектов Феде­ рации Северо-Запада России. В задачи этого органа входит выработ­ ка единой рыбохозяйственной политики регионов с учетом социально-экономи­ ческих и географических особенностей каждого субъекта Федерации. Мы, конеч­ но, учитываем, что ряд территорий име­ ет преимущественное развитие морского рыболовства, другие сосредоточены на развитии внутренних водоемов, аквакуль­ туры. Вторая задача - инициировать законо­ дательную базу, которая будет способ­ ствовать развитию эффективной деятель­ ности рыбодобывающих, перерабатыва­ ющих, сбытовых предприятий разных форм собственности и предприятий, свя­ занных с рыбной отраслью. Третье направление: мы должны сба­ лансированно и жестко отстаивать инте­ ресы наших рыбопромышленников перед иностранной экспансией рыбной продук­ ции в северо-западную часть России. Это не значит, что надо отсекать конкурентов административными методами. Но надо стремиться занять своей рыбопродукци­ ей всю нишу внутреннего рынка. Будем конкурировать в рыночных условиях. Инструментами в достижении этих це­ лей будут координация, кооперация и прагматические решения. - В я ч е с л а в К о н с т а н т и н о в и ч , в п р е с ­ с е п р о с к а л ь з ы в а ю т р а з н ы е ц и ф р ы в ы в о з а н е у ч т е н н о й р ы б ы з а гр а н и ц ы Р о с с и и . О д н и г о в о р я т , ч то в ы в о з и т ­ с я п р о д у к ц и и н а 5 0 0 м л н . д о л л а р о в , д р у г и е - н а 7 0 0 м л н ., т р е т ь и н а з ы в а ­ ю т 2 м л р д . д о л л а р о в . Г д е п р а в д а ? - Все эти цифры построены на рассуж­ дениях, которые я бы назвал домыслами. Такие упражнения, как вбрасывание цифр в прессу, - это несерьезный анализ дея­ тельности рыбного хозяйства. Наша отрасль, как и другие, находит­ ся в тяжелом положении. Но в целом ряде отраслей наблюдается от 5 до 12% роста производства, а у нас - 8% снижения в 1999 году по сравнению с 1998-м. И си­ туация станет еще более критической в связи с падением основных промысловых запасов минтая по Дальневосточному бас­ сейну и трески по Северному. Есть сомнения и в части заявлений, что флот в 2000 году выйдет на объем добычи 5 млн. тонн рыбы. Думаю, что это завы­ шенная цифра, она не отражает состоя­ ния сырьевой базы. Хотя у нас на Севере рост добычи мойвы позволяет увеличить вылов. Но сам вылов в рыночных условиях не является самоцелью. Нужно насытить ры­ нок рыбной продукцией. Это стратегичес­ кая задача. Однако, выбросив всю свою продукцию на внутренний рынок, рыбаки будут иметь проблемы экономического по­ рядка. Я глубоко уверен, и думаю, со мной согласятся рыбопромышленники, мы не сможем с максимальной выгодой продать нашу продукцию из-за низкой пла­ тежеспособности населения. Посмотрите, у нас цены на рыбу почти сравнялись с ценами на мясо птицы. И вы, конечно, предпочтете взять «ножку Буша», чем хвост селедки. Хотя «хвост» всегда хорош и в будни, и в праздник. - В ы н е с ч и т а е т е , ч то р ы б о п р о м ы ш ­ л е н н и к и С е в е р а в ч е м - т о с а м и у п у с ­ к а ю т р ы н о к Р о с с и и ? - Согласен. Свой рынок упущен и даль­ невосточниками. Держит рынок только кас­ пийская рыбная промышленность со сво­ ей специфической килькой-тюлькой-воб- лой, как Райкин говорил. Но здесь вина не только наших рыбопромышленников - вина той экономической системы, кото­ рая была навязана радикальными либера­ лами. Отсюда и нехватка средств у насе­ ления для покупки рыбы. Не хотелось бы недопонимания следу­ ющего обстоятельства: отсутствие актив­ ной политики рыбопромышленников на внутреннем рынке приведет к сужению самого рыбного хозяйства и к потере воз­ можности его развития. Беседовала Людмила ЗАЦАРНАЯ. Х Р О Н И К А Российско- норвежские встречи П р ед седа тел ь Госкомрыбо­ ловства РФ Юрий Синельник з а ­ вершил свой первый официаль­ ный визит в Норвегию. Он про­ вел ряд встреч с новым мини­ стром рыбного хозяйства Норве­ гии Ларсом Брекком, назначен­ ным на этот пост 21 января, ми­ нистром иностранных дел Кнутом Воллебеком, посетил в Бергене директорат рыболовства и инсти­ тут морских исследований, а так ­ же встретился с бизнесменами норвежской рыбной отрасли. Визит проходил на фоне ухуд­ шающейся экономической си ту­ ации в рыбной отрасли России. Особое беспокойство Юрий Си­ нельник выразил по поводу дол­ гов, которые имеет рыбохозяй­ ственный комплекс страны . По его словам , общая кредиторская задолженность предприятий от­ расли по состоянию на 1 сентяб­ ря достигла 8 млрд. рублей. Он также подчеркнул негативные по­ след ствия для отечественной рыбообрабатывающей промыш­ ленности массовой выгрузки уло­ вов российских судов в иност­ ранных портах. Были названы и причины, по которым суда пред­ почитают сдавать рыбу за грани­ цей - высокие налоги и таможен­ ные пошлины при выгрузке в род­ ном порту. Столь значительное внимание, уделенное этой проблеме Юри­ ем Синельником в ходе визита, объясняется тем , что Норвегия является одним из основных им­ портеров российской рыбы. В прошлом году в ее портах русски­ ми рыбаками отгружено только трески 72756 тонн. Креветочный бум Рыбообрабатывающие фабри­ ки Северной Норвегии, основным сырьем которых является барен- цевоморская креветка, получают большие прибыли. В прошлом году Норвегия экспортировала креветочной продукции на сум­ му 1,3 млрд. норвежских крон. Текущий год обещает быть еще более успешным. О процветании этого аспекта отрасли говорят следующие фак­ ты . Норвежская компания «Midt- Troms AS» за последние десять лет не уволила ни одного рабо­ чего. В 1999 году ее оборот до с­ ти г рекордного уровня в 100 млн. крон, а чистая прибыль - 5 ,5 млн. В этот период она закупила 5 тысяч тонн баренцевоморской креветки. Многие рыбообрабаты­ вающие фабрики имеют свой флот на промысле моллюска. Общий объем добычи в 1999 году составил 68 тысяч тонн. Из них более 10 тысяч было экспор­ тировано в Исландию в качестве сырья. Эта цифра может возрас­ ти из-за уменьшения квоты Ис­ ландии на креветку до 20 ты с. т . Требования ITF для Норвегии неприемлемы Запрет на покупку рыбы у рус­ ских судовладельцев может при­ вести к драматической ситуации в норвежской рыбообрабатываю­ щей о тр асли ь считает один из руководителей компании «Nils Н. Nilsen» Джери Нилсен. Однако именно этого требует ITF )Меж- дународная федерация работни­ ков тр ан спо р та ), с сы л ая сь на сообщения норвежской прессы о том , что экипажи российских ко­ раблей получают недопустимо низкую заработную плату, да еще с большими задерж ками . О т­ дельные суда в знак протеста месяцами не покидаю т порты Норвегии и Исландии,требуя за ­ работанны х д е н е г. И пока не ясно , поможет ли э то т бойкот решить проблему невыплат или российским судам придется сд а ­ вать свою продукцию в портах других стран. F/S Scandinavia Перевод Евгения ВОВЧЕНКО. № 5 'А1 - 10 февраля :^TiTiTil года Ш - Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz