Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.
Украина презентует... долги ИЗ ПУСТОГО - В ПОРОЖНЕЕ Анализ состава флота, динамики его списания и пополнения показывает, что до 2010 года России необходимо построить 735 промысловых судов различных типов, до 2015 года - 1120 судов, в том числе 300 - крупных и больших. (И з выступления В. /I. Фофанова, начальника отдела развития флота и портов управления мореплавания Госкомрыболовства Р Ф ). Международные Ш Е С Т И Перу сокращает рыболовецкий флот Основная задача, стоящая в данный момент перед мини стерством рыбной промышлен ности Перу, - не допустить че ресчур интенсивного исполь зования морских биоресурсов, которое могло бы привести к их исчезновению. По мнению п р а в и те л ь с тв а , первое , 4fo необходимо сделать , - это со кратить численность рыболо вецкого флота, вдвое превы шающую необходимый уро вень. В прошлом году перуан ское правительство провело ряд встреч с представителями рыбной промышленности. Ито гом этих встреч стало со зда ние специального фонда, из ко торо го б уд у т вы д ав а ть ся компенсации владельцам с у дов, согласившимся сократить вылов. Датские рыбаки в 1999 году выбрали тресковую квоту лишь на 80% В то время как большинство рыбопромышленников евро пейских стран серьезно обес покоены сокращением квот на вылов трески, статистические данные министерства рыбной промышленности Дании свиде тельствуют о том , что датские рыбаки в прошлом году выбра ли тресковую квоту лишь на 80%. Д а т с к а я кво та на вылов трески в Северном море в 1999 году составила 24 ,5 ты с. тонн, в действительности было вы ловлено всего 19,5 ты с. тонн. По мнению специалистов, ра тующих за сокращение квот, данный факт полностью под тверждает их правоту. В Великобритании резко сокращаются цены на креветку Представители ассоциации рыбопромышленников Зап ад ной Шотландии (West Scotland fish producers association) с е рьезно обеспокоены запретом вылова трески в Ирландском море. По их мнению, это мо жет негативно с к а з а т ь с я на рынке креветки в Великобри тании. Дело в том, что судам , ба зирующ им ся в Ирландском море и некогда занимавшимся промыслом трески, были пре до ставлены квоты на вылов креветки у западного побере жья Шотландии. Дополнительный объем кре ветки на рынке, естественно, повлиял на цены . С января цены на креветку уже упали в среднем на 30 - 50%. Французы выпустили Новую промывочную машину Французская компания Arbor Technologies наладила серий ный выпуск новых промывоч ных машин для рыб лососевых пород. Со гласно заявлению представителей компании, их аппарат позволяет значитель но снизить риск перекрестно го заражения рыб во время процесса внутренней и внеш ней обработки. (По сообщениям иностранной прессы .) Во всем мире источниками приобретения флота служат госу дарствен 11 ые дотации, собствен вые и заемные средства. На протяжении последних 10 лет и силу экономического кризиса отечественные судовладельцы п полной мере не могли пользо ваться ни одним и;» названных источников. Л что до собствен ной прибыли, то ее едва хватало на оперативные расходы. Не ясно, вернутся ли российские рыбаки к дальние районы Миро вого океана, что невозможно сде лать без государственной помощи. Сама концепция развития рыбопромыслового флота России сегодня только формируется, только еще начинают просматри ваться перспективы п судострое пин. Одна из идеи заключается в том, чтобы строить суда на укра ннских верфях н счёт долга У к раины за энергоносители и по госкредитам. Долг немалый, по рядка 3 млрд. долларов. Интерес Газпрома, РАО ЕЭС и государства понятен. По ноли тическим соображениям надолю «перекрыть кран» не получается, значит, надо искать другие вари анты. II вот он, удобный способ убить двух зайцев: выбить «глу хие» долги и использовать ост рую потребность рыбаков в замене флота. Баланс получается неплохой! Монополии и долг вернут, и станут совладельцами рыбацких судов, поскольку за казчики смогут получить суда, только оплатив 40% их стоимос ти. Цифра, кстати, абсолютно оторванная от жизни! Аккумули ровать такие деньги в нынешних условиях наши предприятия не в состоянии. В мировой практике максимум вложений собственных средств 20%. Украина от реализации этого проекта тоже выиграет. Во-пер вых, появляется возможность отсрочки перекрытия трубопро вода, во-вторых, в ее экономику пойдут прямые инвестиции от российск 11 х судовладельцев. Состоится проект или нет? Мурманские рыбопромышленни ки не испытывают иллюзии. Пе реговоры но взаимозачетам процесс длительный, зависящий от множества факторов и обсто ятельств. Встреча в Мурманске, посвя щепная проекту «Суда за дол ги» с участием украинской делегации, рыбопромышленни ков, представителей Госкомры боловства и областного правительства, должна была дать ответы хотя бы на часть вопросов, интересующих руко водителей рыбацких предприя тий. Но отсутствие представителей кредиторов РАО Е Э С п Газпрома сразу же вызвало недоумение. Без их экономических выкладок судо владельцами не может быть принято ни одно решение. В выступлениях чиновников преобладали благие намерения, дескать, «идут шаги по форми рованию», «прорабатываются варианты», «не исключаем воз можности»... Судовладельцы слушали с изрядной долей скеп тицизма и вспоминали, что где- то они это уже слышали... Взаимозачет в счет долга все гда подразумевает какие-то ус тупки со стороны должника. Мы же видели обратное. Вмес то конкретных предложений по проекту напористый тон и от сутствие конкретики. Пока укра вицы определенно могли заявить только следующее: «Не устраива ет качество - стройте на Западе. По на это у вас нет денег. А если нет, то принимайте наши условия и наши проекты». При всей неопределенности финансовой схемы проекта над ним еще довлеет политическая составляющая. Что за странное образование С Н Г знают все, и правовой вакуум, царящий в межгосударственных отношен и ях бывших братских республик, помноженный на доморощенную безответствсчiиость 11 одрядчиков, не заполнишь никакими поста новленпями правительства. Слишком много заинтересо ванных сторон, каждая из кото рых преследует свои цели. Но так или иначе покупателями все таки являются судовладельцы, и деньги, «длинные» и «короткие», платить им. Все возможные из держки на пути реализации про екта прежде всего ударят но карману рыбопромышленников. Поэтому и возникает простой вопрос: а что, к примеру, будет с квотой на весь период окупаемо сти судов? Если думать о долгосрочном планировании в развитии флота, то речь должна идти не только о том, как работать в Северо Вое точной Атлантике, но и в отда ленных районах Мирового океана. Об этом на совещании говорил генеральный директор ОАО «Мурманский траловый флот» В .М . Бондаренко. Чтобы конкурировать с ведущими ры боловными державами, нужно иметь современные производи тельные суда, экономичные но энергозатратам, способные моро зить 300 350 тонн рыбопродук нии в сутки, иметь экипаж в 30-35 человек. Подобные суда на мировом рынке стоят очень доро го, но затраты будут полностью оправданы. Верфи Украины и России пока ничего похожего производить не могут. В общем, у участвующих в российско-украинском совета нии сложилось впечатление не конструктивности происходящего. Нельзя его назвать н презентаци онным, кроме долгов нашим го стям презентовать было нечего. Просто посидели, поговорили о том о сем и разошлись восвояси, недовольные друг другом. Ольга М А К А РО ВА . АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Н АШ А С П Р А В К А Общий объем украинского внешнего долга составляет 12,5 млрд. долл. В 2000 году Украина должна выплатить кредиторам в счет его обслуживания 3,1 млрд. долл. На циональный резервный банк (Москва) первый среди круп ных кредиторов предложил Украине программу реструкту ризации задолженности по ОГВЗ или «газпромовкам» на общую номинальную сумму 1,4 млрд. долл. Общий объем выплат Украины в счет погашения ОГВЗ в 2000-2001 гг. - 300 млн. долл., из них в пользу НРБ - 200 млн. долл. НРБ не устраивает перспектива дефолта Украины, поэтому он предлагает инвестировать средства, полученные отпога шения этих бумаг, в украинскую промышленность и строи тельство. Общая сумма таких инвестиций может достичь 100 млн. долл. Основную ставку НРБделает на судострое ние. В настоящее время ведутся интенсивные переговоры между НРБ и минфином Украины, в ходе которых стороны детализируют условия сделки и взаимные гарантии. Политика - В с е ч а щ е п р и р е ш е н и и с л о ж н ы х г о с у д а р с т в е н н ы х п р о б л е м р о с с и й с к о е п р а в и т е л ь с т в о о б р а щ а е т с я к м н е н ию п р о м ы ш л е н н и к о в . З н а ч и т , г о с у д а р с т в о о с о з н а е т , ч т о п о л и т и к а з а в и с и м а о т р е а л ь ной э к о н о м и к и . М о ж е т б ы т ь , к о г д а - н и б у д ь м ы д о ж и в е м д о т е х в р е м е н , к о г д а и в Р о с с и и ч и н о в н и ки б у д у т о щ у щ а т ь с е б я С Л УЖ А Щ И М И , н а ч н у т д е й с т в о в а т ь в и н т е р е с а х п р а к т и к о в х о з я й с т в о в а н и я . Н о , по к р а й н е й м е р е , а д м и н и с т р а т и в н а я в л а с т ь у ж е н е д и к т у е т , а д е й с т в у е т к а к р а в н ы й с у б ъ е к т г р а ж д а н с к и х о т н о ш е н и й . П р и м е р т о м у - с о в е щ а н и е р о с с и й с к и х р ы б о п р о м ы ш л е н н и к о в и у к р а и н с к и х с у д о с т р о и т е л е й . Мы п о п р о с и л и п р о к о м м е н т и р о в а т ь и т о г и с о с т о я в ш е й с я д и с к у с с и и п р е д с е д а т е л я к о м и т е т а по р ы б о х о з я й с т в е н н о м у к о м п л е к с у А с с о ц и а ц и и « С е в е р о - З а п а д » , п р о ф е с с о р а , з а с л у ж е н н о г о р а б о т н и к а р ы б н о г о х о з я й с т в а В . К . З И Л А Н О В А . - Я бы назвал это совещание первой серьезной встречей после длительной разлуки между судостроителями Украины и рыбопромышленниками Мурмана. Счи таю, что совещание было полезным, кон структивным, на нем прояснены воз можности и запросы давних деловых парт неров. Во времена Советского Союза мы стро или суда на Украине, ибо общая схема использования верфей и рабочей силы ба зировалась на разделении территории страны для рационального, как тогда го ворили, размещения производительных сил и производственных мощностей. Сейчас время совершенно другое. В России есть судостроительные заводы, которые не загружены заказами. Как по казало совещание, стоимость строитель ства судов в России дешевле, чем на Украине. Интерес украинцев понятен - погасить долги по энергоносителям за счет судо строения, при этом загрузить свои вер фи. С другой стороны, требования наших рыбопромышленников вполне закономер ны. Мы говорим: дайте нам суда XXI века! Они должны быть высокопроизводитель ными, по стоимости - должны выигрывать тендер, и международный, и российский. Тогда мы будем брать эти суда. Позицию представителя министерства по сотрудничеству со странами СНГ я по нимаю так, что даже если украинские ко рабелы смогут строить те суда, которые нам нужны, все равно они будут на кон курсной основе оспаривать право на стро ительство. Если тендер не выиграют, тог да, конечно, зачет по украинским долгам за счет судостроения не состоится. Отдельный вопрос - как будет обеспе чено финансирование программы. Его элементы нужно, как говорят дипломаты, уточнять, углублять и развивать. Но нас интересует не «углубление» и «развитие», а практическая сторона вопроса. - В я ч е с л а в К о н с т а н т и н о в и ч , к а к вы с ч и т а е т е , п о ч е м у н а с о в е щ а н и и н е б ы л о п р е д с т а в и т е л е й Р АО « Г а зп р о м » и РАО Е Э С ? - Наверное, на данной стадии в их при сутствии нет необходимости. Если мы договоримся с украинцами, наше прави тельство даст «зеленый свет» для исполь зования этих задолженностей. Нельзя ста вить телегу впереди лошади. Сейчас мы смотрим «лошадь» - захотят включиться в этот проект рыбацкие предприятия или нет. - Д л я э т о г о р ы б о п р о м ы ш л е н н и к и С е в е р а д о л ж н ы ч е т к о п р е д с т а в л я т ь в ц е л о м , к а к и е с у д а н у ж н ы . Но п о к а с о г л а с о в а н н о й п о з и ц и и н а б а с с е й н е н е т . На в с т р е ч е п р о з в у ч а л о н е к о т о р о е с о м н е н и е : а е с т ь л и к о н ц е п ц и я у Г о с к о м р ы б о л о в с т в а ? И к а к а я с т р а т е г и я в ы б р а н а д л я С е в е р н о г о б а с с е й н а ? - Я ответственно могу заявить, что у Государственного комитета имеется кон цепция строительства судов до 2015 года. Она составлена на основе предложений с мест и принята на сахалинском сове щании. Другое дело, что эта концепция долж на развиваться применительно к услови ям данного бассейна. Безусловно, каж дый судовладелец знает, какие нужны суда. Но один хочет иметь ярусные, дру гой - траловые, третий - кошельковые. Суда должны в равной степени отвечать требованиям по безопасности, мореход ным качествам, эффективности исполь зования энергоносителей. А уж конфигу рация - не столь неразрешимый вопрос. Мы привыкли рассуждать еще как при ди рективно-плановой системе: всем одина ковые суда. Прошел тот период... На бассейне имеется программа раз вития флота, но общую систему взглядов нужно уточнять, чтобы идти в правильном направлении. Вы слышали, одни руково дители говорят, что надо ограничить ко личество судов и строить новые, техно- № 5 10 февраля , 2000 года Дайджест по материалам норвежских газет «Fiskeribladet» (г. Харстад), «Finnmark» Перевод Михаила Ш И К ЕРА КРУПНАЯ МОЙВА ХОРОШЕГО КАЧЕСТВА доставлена на фабрику в Вадсе сейнером «Eldjarn», который вышел в проб ный рейс для оценки со стояния мойвы. Из улова в 1300 тонн 76,6% составила мойва длиной свыше 17 см, а количественный показатель на 1 кг веса составил от 48 до 52 штук. При этом не было мойвы ниже допустимого размера и прак тически отсутствовал прилов трес ки и сельди. Такие обнадеживающие резуль таты дают Директорату рыболов ства все основания на расширение промыслового района Баренцева моря на вылов мойвы. Инспектор рыбного контроля Оге Якобсен отметил, что осуще ствлен анализ зрелости икры мой вы, показатель выглядит вполне удовлетворительным в свете от крытия мойвенной путины в сере дине февраля. Директор фабрики в Вадсе Стейн Матвеев сказал, что этот пробный тур «Eldjarn» позволил в рабочем режиме проверить готов ность фабрики к началу мойвен ной путины и устранить обнаруженные неполадки, кото рые в основном связаны с элект рической частью оборудования (моторы, контакторы, щетки) из- за долгого бездействия в условиях повышенной влажности. «SCANFISH» ОБВИНЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ЗАКОНА Н о р в а л д В а с с в и к , с о т р у д н и к р ы б о ф а б р и к и G a m v i k b r u k , о б в и н и л н е з а д о л г о д о р о ж д е с т в е н с к и х п р а з д н и к о в р у к о в о д с т в о к о м п а н и и « S c a n f i s h » , к о т о р а я в л а д е е т ф а б р и к о й , и к а п и т а н а с е й н е р а и з Б о т с ф ь о р д а в н а р у ш е н и и н о р в е ж с к о г о з а к о н о д а т е л ь с т в а , р е г у л и р у ю щ е г о п р а в и л а р ы б о л о в с т в а . В с в о е м з а я в л е н и и , н а п р а в л е н н о м в п о л и ц и ю М е х а м н а , В а с с в и к у т в е р ж д а е т , ч т о в д е к а б р е с е й н е р д в а р а з а д о с т а в л я л у л о в ы , с о с т о я в ш и е в о с н о в н о м и з п и к ш и , х о т я з а н е с к о л ь к о м е с я ц е в д о э т о г о п р о м ы с е л п и к ш и б ы л п р и о с т а н о в л е н р е ш е н и е м с о о т в е т с т в у ю щ и х в л а с т е й . Свое решение обратиться в тонн свежей рыбы. Я могу полицию Вассвик мотивирует так: «Когда все вокруг только и говорят о беззаконии, но никто не решается что-то сде лать что ж, тогда я чувствую себя обязанным поступить именно так». Одновременно Вассвик высказал ряд собственных суждений относительно ком пании «Scanfish» в целом и о директоре компании Челле Гуннаре Микалсене в частно сти: « В одном интервью газете «Finnmark Dagblacb Челл Гуннар Микалсен хвастливо заявил, что за 1999 год он эк спортировал около 15 тыс. только лишь добавить к это му, что этим самым он экспор тировал и несколько сотен рабочих мест - этим тоже нуж но гордиться? В одном только Гамвпке с августа прошлого года уволено уже около 30 ра ботников, и это на фоне все более увеличивающегося ко личества автотрейлеров, гру женных свежей рыбой, которые отправляются в раз личные страны Европы. Я вполне допускаю, что пе риодически могут возникать ситуации, когда экспорт рыбо продукции целесообразен, но когда экспорт свежей охлаж денной рыбы становится несу- *tы - - rm •* «*. ... - •»**> - ■ щей идеей работы целого предприятия то такая погоня за сиюминутной выгодой мо жет обернуться для Финнмар- ка потерей сотен рабочих мест. Остановить это безумие должны прежде всего власти в форме предоставления субси дий на транспортные перевоз ки внутри Норвегии, а также путем введения высоких тамо женных пошлин на вывоз из страны свежей рыбы. Но пока все идет к тому, что власти в лице министра Ангельсена не понимают скла дывающейся ситуации и, на оборот, как видно из интервью Ангельсена, данного им N R K , поддерживают опас ную тенденцию. Может, пото му, что спрос на свежую рыбу в Европе резко обострится после того, как Европейский Союз значительно урезал соб ственные квоты на рыбу с на чала текущего года. Что же касается будущего рыбофабрики Gamvikbruk, то я могу сказать, что никто из ее сотрудников уже не верит тем громким обещаниям о сохране нии рабочих мест, которые были даны руководством «Scanfish»а ври приобретении данного предприятия. И я на стоятельно советую тому же Микалсену выставить фабрику на продажу по точно такой же цене, по какой он ее покупал». производное от экономики логически совершенные, вт< ie склоня ются к наращиванию единиц пота, чтоб занять людей, решать социальные вопро сы. Конечно, в концепции должны быть учтены такие факторы, как сырьевая база, людские ресурсы , производственные мощности и возможности судостроения. - И в с е - т а к и к т о д о л ж е н а к к у м у л и р о в а т ь и д е и р у к о в о д и т е л е й п р е д п р и я т и й ? - Государственный департамент по ры боловству Северного бассейна «Севры- ба», создание которого по инициативе губернатора Юрия Алексеевича Евдокимо ва прорабатывается. - Г е н е р а л ь н ы й д и р е к т о р З А О «С е в - р ы б а » Г е о р г и й В а с и л ь е в и ч Т и ш к о в п о л а г а е т , ч то д о п р и н я т и я р еш е н и я по д е п а р т а м е н т у п р о й д е т н е м е н е е д в у х л е т . А к а к о в о в а ш е м н е н и е ? - Я отношусь к оптимистам. Считаю, что разговоры уже заканчиваются и надо при ходить к какому-то знаменателю. Все чет веро губернаторов - «за», руководитель Госкомрыболовства Юрий Петрович Си- нельник- «за». Остались только техничес кие детали. К сожалению, они находятся в руках чиновников, которые, как всегда, не спешат. - К а к о в а р о л ь р у к о в о д и м о го в а м и к о м и т е т а п о р ы б о х о з я й с т в е н н о м у к о м п л е к с у А с с о ц и а ц и и « С е в е р о - З а п а д » ? - Прежде хочу сказать, что эту работу я буду осуществлять на общественных на чалах. В комитет входят председатели комитетов (отделов) по рыбному хозяйству администраций всех 12 субъектов Феде рации Северо-Запада России. В задачи этого органа входит выработ ка единой рыбохозяйственной политики регионов с учетом социально-экономи ческих и географических особенностей каждого субъекта Федерации. Мы, конеч но, учитываем, что ряд территорий име ет преимущественное развитие морского рыболовства, другие сосредоточены на развитии внутренних водоемов, аквакуль туры. Вторая задача - инициировать законо дательную базу, которая будет способ ствовать развитию эффективной деятель ности рыбодобывающих, перерабатыва ющих, сбытовых предприятий разных форм собственности и предприятий, свя занных с рыбной отраслью. Третье направление: мы должны сба лансированно и жестко отстаивать инте ресы наших рыбопромышленников перед иностранной экспансией рыбной продук ции в северо-западную часть России. Это не значит, что надо отсекать конкурентов административными методами. Но надо стремиться занять своей рыбопродукци ей всю нишу внутреннего рынка. Будем конкурировать в рыночных условиях. Инструментами в достижении этих це лей будут координация, кооперация и прагматические решения. - В я ч е с л а в К о н с т а н т и н о в и ч , в п р е с с е п р о с к а л ь з ы в а ю т р а з н ы е ц и ф р ы в ы в о з а н е у ч т е н н о й р ы б ы з а гр а н и ц ы Р о с с и и . О д н и г о в о р я т , ч то в ы в о з и т с я п р о д у к ц и и н а 5 0 0 м л н . д о л л а р о в , д р у г и е - н а 7 0 0 м л н ., т р е т ь и н а з ы в а ю т 2 м л р д . д о л л а р о в . Г д е п р а в д а ? - Все эти цифры построены на рассуж дениях, которые я бы назвал домыслами. Такие упражнения, как вбрасывание цифр в прессу, - это несерьезный анализ дея тельности рыбного хозяйства. Наша отрасль, как и другие, находит ся в тяжелом положении. Но в целом ряде отраслей наблюдается от 5 до 12% роста производства, а у нас - 8% снижения в 1999 году по сравнению с 1998-м. И си туация станет еще более критической в связи с падением основных промысловых запасов минтая по Дальневосточному бас сейну и трески по Северному. Есть сомнения и в части заявлений, что флот в 2000 году выйдет на объем добычи 5 млн. тонн рыбы. Думаю, что это завы шенная цифра, она не отражает состоя ния сырьевой базы. Хотя у нас на Севере рост добычи мойвы позволяет увеличить вылов. Но сам вылов в рыночных условиях не является самоцелью. Нужно насытить ры нок рыбной продукцией. Это стратегичес кая задача. Однако, выбросив всю свою продукцию на внутренний рынок, рыбаки будут иметь проблемы экономического по рядка. Я глубоко уверен, и думаю, со мной согласятся рыбопромышленники, мы не сможем с максимальной выгодой продать нашу продукцию из-за низкой пла тежеспособности населения. Посмотрите, у нас цены на рыбу почти сравнялись с ценами на мясо птицы. И вы, конечно, предпочтете взять «ножку Буша», чем хвост селедки. Хотя «хвост» всегда хорош и в будни, и в праздник. - В ы н е с ч и т а е т е , ч то р ы б о п р о м ы ш л е н н и к и С е в е р а в ч е м - т о с а м и у п у с к а ю т р ы н о к Р о с с и и ? - Согласен. Свой рынок упущен и даль невосточниками. Держит рынок только кас пийская рыбная промышленность со сво ей специфической килькой-тюлькой-воб- лой, как Райкин говорил. Но здесь вина не только наших рыбопромышленников - вина той экономической системы, кото рая была навязана радикальными либера лами. Отсюда и нехватка средств у насе ления для покупки рыбы. Не хотелось бы недопонимания следу ющего обстоятельства: отсутствие актив ной политики рыбопромышленников на внутреннем рынке приведет к сужению самого рыбного хозяйства и к потере воз можности его развития. Беседовала Людмила ЗАЦАРНАЯ. Х Р О Н И К А Российско- норвежские встречи П р ед седа тел ь Госкомрыбо ловства РФ Юрий Синельник з а вершил свой первый официаль ный визит в Норвегию. Он про вел ряд встреч с новым мини стром рыбного хозяйства Норве гии Ларсом Брекком, назначен ным на этот пост 21 января, ми нистром иностранных дел Кнутом Воллебеком, посетил в Бергене директорат рыболовства и инсти тут морских исследований, а так же встретился с бизнесменами норвежской рыбной отрасли. Визит проходил на фоне ухуд шающейся экономической си ту ации в рыбной отрасли России. Особое беспокойство Юрий Си нельник выразил по поводу дол гов, которые имеет рыбохозяй ственный комплекс страны . По его словам , общая кредиторская задолженность предприятий от расли по состоянию на 1 сентяб ря достигла 8 млрд. рублей. Он также подчеркнул негативные по след ствия для отечественной рыбообрабатывающей промыш ленности массовой выгрузки уло вов российских судов в иност ранных портах. Были названы и причины, по которым суда пред почитают сдавать рыбу за грани цей - высокие налоги и таможен ные пошлины при выгрузке в род ном порту. Столь значительное внимание, уделенное этой проблеме Юри ем Синельником в ходе визита, объясняется тем , что Норвегия является одним из основных им портеров российской рыбы. В прошлом году в ее портах русски ми рыбаками отгружено только трески 72756 тонн. Креветочный бум Рыбообрабатывающие фабри ки Северной Норвегии, основным сырьем которых является барен- цевоморская креветка, получают большие прибыли. В прошлом году Норвегия экспортировала креветочной продукции на сум му 1,3 млрд. норвежских крон. Текущий год обещает быть еще более успешным. О процветании этого аспекта отрасли говорят следующие фак ты . Норвежская компания «Midt- Troms AS» за последние десять лет не уволила ни одного рабо чего. В 1999 году ее оборот до с ти г рекордного уровня в 100 млн. крон, а чистая прибыль - 5 ,5 млн. В этот период она закупила 5 тысяч тонн баренцевоморской креветки. Многие рыбообрабаты вающие фабрики имеют свой флот на промысле моллюска. Общий объем добычи в 1999 году составил 68 тысяч тонн. Из них более 10 тысяч было экспор тировано в Исландию в качестве сырья. Эта цифра может возрас ти из-за уменьшения квоты Ис ландии на креветку до 20 ты с. т . Требования ITF для Норвегии неприемлемы Запрет на покупку рыбы у рус ских судовладельцев может при вести к драматической ситуации в норвежской рыбообрабатываю щей о тр асли ь считает один из руководителей компании «Nils Н. Nilsen» Джери Нилсен. Однако именно этого требует ITF )Меж- дународная федерация работни ков тр ан спо р та ), с сы л ая сь на сообщения норвежской прессы о том , что экипажи российских ко раблей получают недопустимо низкую заработную плату, да еще с большими задерж ками . О т дельные суда в знак протеста месяцами не покидаю т порты Норвегии и Исландии,требуя за работанны х д е н е г. И пока не ясно , поможет ли э то т бойкот решить проблему невыплат или российским судам придется сд а вать свою продукцию в портах других стран. F/S Scandinavia Перевод Евгения ВОВЧЕНКО. № 5 'А1 - 10 февраля :^TiTiTil года Ш - Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz