Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

Проблемы рыбной отрасли вызывают постоянный интерес. Сообщается об оше­ ломляющих суммах в валюте, которые якобы уплывают стараниями наших паха­ рей моря за рубеж: 500 - 700 млн. в год, 2 млрд ., 4 млрд. и даже 10 млрд. долл. - почти полбюджета страны! Но вот беда - что-то никто до этих желанных мил ­ лиардов не доберется и никак их в страну не вернет. Не назван ни один рыбак- миллиардер; ни один из отечественных рыбопромышленников не вошел в какой- либо известный список богачей. Более того, отрасль все хиреет и хиреет. Если в 1990 году Россия добывала 7,5 млн. тонн рыбы, то в 1999-м - 4 ,2 . Одновре­ менно с этим возрос экспорт, который доходил в отдельные годы до 1,5 млн. тонн. Увеличился и импорт - до 500 - 700 тыс. тонн. Потребление же рыбы насе ­ лением России резко упало: с 20 кг в 1990 году до 9 кг в 1999-м. Рентабель­ ность отечественной товарной продукции, по данным Счетной палаты, со став ­ ляла в 1990-1991 годах 19 - 37%, а начиная с 1996 года она уже была минусовая (-2,2%) и в 1998-м достигла - 7,1%. К тому же кредиторская задолженность пред­ приятий всех форм собственности намного превышает дебиторскую . Если исхо ­ дить из этих показателей, отрасль - банкрот. Но как же могут у банкрота уходить за границу миллиарды долларов? Что вообще происходит в рыбном хозяйстве страны на самом деле? Попробую на основе многолетнего опыта работы в от­ расли высказать свою версию. рыболовный УВЕЛРОССИИ С ЧЕГО НАЧАЛСЯ РАЗВАЛ Горбачевская перестройка экономики не ста­ ла для рыбаков откровением. К ее началу в от­ расли уже насчитывалось более двух десятков смешанных рыболовных компаний и экспедиций. Задолго до злобинских и травкинских начинаний на всех рыболовных судах существовала систе­ ма индивидуальных трудовых паев. Правда, льви­ ную долю прибыли государство забирало в свою казну. Рыбаки терпели, так как все это окупа­ лось строительством флота за счет той же каз­ ны, социальными гарантиями в виде повышен­ ных районных коэффициентов и т. п. Но уже тог­ да стало ясно, что рыболовный флот, создан­ ный под советскую плановую систему, «тяжело­ весен» в экономическом смысле и не сможет эффективно конкурировать с флотами других го­ сударств. Большинство специалистов отрасли видели выход в параллельном функционирова­ нии двух систем: старого флота, работающего по экономическим правилам «облегчения рын­ ка», и нового, действующего только по рыноч­ ным законам. Постепенно вторые должны заме­ нять и вытеснять первых. Однако руководство страны думало по-дру­ гому. Чтобы сломать сопротивление отраслеви­ ков, было ликвидировано Министерство рыбного хозяйства и создан взамен Комитет по рыболов­ ству при Минсельхозе. Полным ходом пошли развал отрасли, разгон кадров и разбазарива­ ние - путем приватизации - основных фондов. Отрасль трещала' по всем швам. Штаб же ее в последние семь лет реформировался шесть раз. КОМУ МЕШАЕТ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО? И даже в этих условиях рыбаки, опираясь на восстановленный в 1994 году федеральный орган - Государственный комитет по рыболовству, начали постепенно выправлять положение. Была упорядочена работа судов в море, образованы общественные ассоциации и объединения ры­ баков, освоены особенности кредитования фло­ тов, началось некоторое обновление его, со­ здан Рыбхозбанк, установились экономические взаимоотношения с зарубежными партнерами. Вылов рыбы возрос с 3,5 млн. тонн в 1994-м до 4,5-4,7 млн. тонн в 1996-1997 годах. И тут гря­ нуло очередное реформирование. О том, почему периодически повторяются эти разгоны, среди рыбаков - в отсутствие вразу­ мительных официальных объяснений - циркули­ руют различные домыслы и версии. В е р си я п е р в а я , п о л и ти ч е ск а я . Лидер ЛДПР Жириновский уже не раз высказывал желание '■порулить» рыбным ведомством. К тому же ры­ баки всячески противятся передаче Японии Южных Курил. Вот и добивают то Госкомрыбо- ловство, то его кадры - с тем чтобы Жириновс­ кому было не на что претендовать и некому было в Москве отстаивать интересы рыбаков, про­ мышляющих у Южных Курил. В е р си я в то р а я , эк о н ом и ч е ск а я . Пора вве­ сти либеральные рыночные отношения в сфере пользования рыбными ресурсами и передать управление ими другим ведомствам. Госкомры­ боловство оказывается помехой дележу. В е р си я т р е т ь я , си л о в а я . Криминальная ак­ тивность в рыбной отрасли достигла небывалых масштабов, и все, что связано с охраной мор­ ских ресурсов, необходимо поручить силовикам - морским пограничникам. Вот только беда - денег на эти цели в бюджете нет. Но уже наго­ тове обоснование: за рубеж якобы утекает то ли 2, то ли 4, то ли 10 млрд. долл. ежегодно, и спасти эти деньги можно только при условии дополнительного финансирования силовиков (в частности ФПС), Госкомэкологии и обществен­ ных экологических организаций. И опять меша­ ет Госкомрыболовство, которое опротестовыва­ ет дутые цифры и метод их расчета. Полагаю, что все же истинная причина част­ ных реорганизаций федерального органа по ры­ боловству лежит глубже и совмещает эти три версии. В основе всего - развернувшаяся в ус­ ловиях ослабления государства жесткая борьба за распоряжение возобновляемыми биоресурса­ ми 200-мильной морской экономической зоны и континентального шельфа России и попытки вве­ дения для российских рыбопромышленников платы за их использование. А это при возмож­ ном объеме улова в пределах 4,5 - 6,5 млн. тонн и первоначальной стоимости сырья на уровне среднемировых расчетных цен, от 1,3 до 2 млрд. долл. в зависимости от видового состава улова. Именно такую сумму - около 2 млрд. долл. - хо­ тели бы обложить данью властные и мафиозные структуры. Однако непредвзятые расчеты пока­ зывают: самое большее, что смогут получить федеральные органы с иностранных компаний и собственных российских рыбаков от такой «торговли» морскими ресурсами, - 150 - 200 млн. долл. Тоже, прямо скажем, немало. Эти затраты судовладелец сразу же отнесет на рыб­ ную продукцию, и результатом станет повыше­ ние розничных цен не менее чем на 10 - 15%. Вновь пострадает простой налогоплательщик - покупатель. Мы с вами. Читатель вправе спросить, куда деваются остальные 1,7-1,8 млрд. долл. Это затраты су­ довладельцев на добычу, первичную обработ­ ку, кредиты по оборотным средствам, аморти­ зация, налоги и т. д. Так что никаких 2, 4 и тем более 10 млрд. долл. в природе не существует. Однако сторонники скорейшего введения плат­ ности морских ресурсов разрабатывают соответ­ ствующие правительственные акты, чтобы мож­ но было, ничего не делая и не вкладывая ни копейки, взимать дань с российских рыбопро­ мышленников. Последнее - взимание платы с собственных граждан при промысле в своей же 200-мильной зоне - поставит на грань банкрот­ ства прежде всего отечественных рыбопромыш­ ленников, что обеспечит «законный» доступ (по­ средством капитала и конкуренции) иностран­ ных рыболовных компаний к рыбным запасам. Во всех развитых странах проводится протекциони­ стская политика в отношении национального ры­ боловства и делается все, чтобы не допускать иностранные флоты в свою 200-мильную зону. У нас - наоборот. В ПРЕДДВЕРИИ XXI ВЕКА Между тем по площади 200-мильной исклю­ чительной экономической зоны - 5,1 млн. кв. км - мы входим в пятерку ведущих государств. Наша страна занимает первое место в мире по запа­ сам минтая, осетровых, крабов; второе место - по лососевым, тресковым, сельди, мойве, а по целому ряду других видов биоресурсов не уступает своим соседям. Возможный улов рыбы и морепродуктов только в 200-мильной эконо­ мической зоне России в зависимости от состо­ яния запасов может составить от 4,5 до 6,5 млн. тонн, а с учетом разведанных нашими учеными рыбных ресурсов в других открытых районах Мирового океана - не менее 9-10 млн. тонн. По этому расчетному показателю мы также входим в тройку ведущих стран мира. Что же касается фактического вылова, то за годы перестройки и реформирования Россия резко сократила свой вылов. По этому показа­ телю мы занимаем 7-8-е место в мире после Китая, Перу, Японии, Чили, США, Индии и Индонезии. Если во времена Советского Союза наша доля в мировом рыболовстве составляла 10 - 12% (1-2-е место), то сейчас едва дости­ гает 4% (8-е место). Что же касается потребления рыбных продук­ тов, то здесь мы отброшены на уровень стран с почти континентальной территорией. В 1997 - 1999 годах потребление рыбы в среднем по стра­ не составило 9-10 кг на человека в год. Для срав­ нения: в таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, Япония, Испания, Франция, Англия, Италия, Канада и другие, - более 25 кг. Даже в США, где развиты птицеводство и животновод­ ство, увеличено потребление рыбы и других мо­ репродуктов до 23 кг в год. Это связано прежде всего с высокими пищевыми и лечебными свой­ ствами даров моря, а также их экологической чистотой. Многие фирмы Исландии, Гренлан­ дии и Норвегии рекламируют свою продукцию из сырья, добытого «в самых холодных и чистых северных водах». В последнее десятилетие XX века в мире обо­ значились три направления формирования и ис­ пользования сырьевой базы рыболовства. П ервое н апр ав л е ни е - ускоренное форми­ рование сырьевой базы рыбного хозяйства с помощью научно-технических достижений в об­ ласти биотехники и аквакультуры. Лидерами это­ го направления являются Китай (выращивает в год более 20 млн. тонн рыбы в пресной воде) и Норвегия (соответственно более 350 тыс. тонн лососевых в морской воде). В тор о е н апр ав л е ни е - переход ряда стран при эксплуатации основных природных объектов промысла в своей 200-мильной морской эконо­ мической зоне от традиционного интенсивного их изъятия к щадящему, управляемому режиму. В наибольшей степени этим критериям следуют Исландия, США и другие страны. В последнее десятилетие морские уловы как США, так и Ис­ ландии характеризуются стабильностью, что свидетельствует о правильности выбранного режима эксплуатации и управления основными запасами в своих зонах. Т р е ть е н ап р ав л е н и е - продолжение следо­ вания традиционному использованию природной сырьевой базы рыболовства, сформировавше­ муся в послевоенные годы, когда увеличивает­ ся интенсивность вылова при естественном по­ вышении численности тех или иных объектов промысла и снижается до полного прекращения при уменьшении их численности. К привержен­ цам этого направления можно отнести Японию, Перу, Чили и ряд других стран. К сожалению, в этих важнейших направле­ ниях отечественное рыбное хозяйство стало от­ ставать от общемирового процесса. ТРЕБУЕТСЯ СТРАТЕГИЯ Из имеющихся у России немногим более 2500 судов морского исполнения, способных вести про­ мысел в отдаленных районах Мирового океана, свыше 80% было спроектировано и построено для выполнения задач в условиях планово-распреде­ лительной системы. Большинство из них не толь­ ко отработало свой нормативный срок, но и не отвечает новым экономическим реалиям, совре­ менным тенденциям в мировом рыболовном судо­ строении. Сейчас в пределах 200-мильной зоны многие страны используют, как правило, неболь­ шие и средние рыболовные суда. Но это не озна­ чает, что мировое рыболовство отходит от строи­ тельства больших (океанских) добывающих судов. Наоборот, опираясь на прошлый советский опыт, ряд европейских, да и американских рыбодобы­ вающих фирм ввели в эксплуатацию новые поко­ ления крупных судов, способных добывать и об­ рабатывать по 300 - 500 тонн рыбы в сутки. Между тем российское морское рыболовство, все более тяготеющее к исключительному использованию мелкого и среднего флота, может оказаться в сто­ роне от освоения ресурсов открытой части Миро­ вого океана. Попрогнозам специалистов продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), спрос на рыбную продукцию в XXI веке будет по­ стоянно расти, а разрыв между спросом и пред­ ложением уже составляет 10-15 млн. тонн. Несмотря на то, что только за последний год в правительстве трижды проводились специальные слушания, до сих пор нет ясно сформулированной политики России в области рыбного хозяйства. А вот страны Европейского союза каждые три года корректируют свою рыболовную политику. После вступления в силу таких основополагающих меж­ дународных документов, как Конвенция ООН по морскому праву и Соглашение ООН по трансгра­ ничным рыбным запасам и запасам далеко мигри­ рующих рыб (Россия их ратифицировала), в веду­ щих странах мира пересматривается законодатель­ ство в области рыбного хозяйства и разрабатыва­ ются законы, которые будут определять развитие национального рыболовства в XXI веке. К сожалению, и в этом отношении Россия от­ стает. Готовящийся в Госдуме вот уже более четы­ рех лет закон о рыболовстве и охране водных био­ ресурсов как по своему названию, так и по содер­ жанию больше направлен на сворачивание нацио­ нального рыболовства, чем на его развитие. Мно­ гие важнейшие вопросы оставлены на усмотрение правительства и федеральных органов. Отсутству­ ет ясное определение прав приморских субъектов Федерации, а полномочия по использованию рыб­ ных ресурсов поделены в пользу центральных ор­ ганов. Сохраняется режим «трех контролеров», когда контролем за рыболовством занимаются од­ новременно ФПС, Госкомрыболовство и Госкомэ- кология. На съезде работников рыбного хозяйства Рос­ сии выдвинуто около 25 предложений к правитель­ ству. Кроме того, Счетная палата Федерального собрания внесла около 30 рекомендаций по улуч­ шению работы отрасли. Реализация этих предло­ жений позволит выработать Концепцию националь­ ной рыболовной политики. Ее основу могли бы составить следующие положения: - федеральное регулирование и управление морскими биоресурсами на основе наилучших научных данных при оптимальном бюджетном фи­ нансировании прогнозных исследований, мони­ торинга за состоянием сырьевой базы и конт­ роля за рыболовством; - полное использование водных биоресурсов отечественной 200-мильной экономической зоны и континентального шельфа юридическими и фи­ зическими лицами России; - создание стимулирующих'условий для рос­ сийских рыбопромышленников в целях наполне­ ния отечественными рыбными продуктами внут­ реннего рынка; - проведение разумной политики торгового протекционизма по отношению к определенным массовым рыбным продуктам для малообеспе­ ченных слоев населения и силовых структур, производимым отечественными рыбопромыш­ ленниками: снятие в переходный период импор­ тных пошлин на современные рыболовные суда, технологическое и другое оборудование; - протекционистская политика государства в отношении морского рыболовства и развития бе­ реговой инфраструктуры в отдельных северных и восточных окраинных регионах России через механизмы кредитования налоговой политики, путем создания условий для закрепления там ра­ ботников и научного персонала отрасли; - ускоренное развитие аквакультуры при го­ сударственной поддержке опытных модульных разработок и формирования частных акционер­ ных коллективных хозяйств в этой области; - широкое международное сотрудничество в сфере устойчивого использования морских био­ ресурсов. По моему глубокому убеждению, в качестве целевого ориентира деятельности рыбного хо­ зяйства страны в современных условиях и на пер­ спективу следует принять критерий насыщения внутреннего рынка рыбной продукцией собствен­ ного производства не менее чем на 80% от норм, рекомендованных Институтом питания АМН из расчета среднедушевого потребления. Остальные 20% могут быть покрыты за счет им­ порта, который в условиях открытых рыночных отношений неизбежен. Такой подход будет спо­ собствовать не только развитию национального рыбного хозяйства, но и обеспечению продо­ вольственной безопасности России. Что касает­ ся внешнего рынка и, следовательно, экспор­ та, то здесь российские рыбопромышленники должны не только удерживать уже завоеванные позиции, но и наращивать их не благодаря сы­ рью и полуфабрикатам, а путем выпуска гото­ вой продукции с высокой потребительской сто­ имостью, что позволит получать дополнитель­ ные валютные поступления в страну. Вячеслав ЗИЛАНОВ. («Независимая газета», в сокращении). СПИСОК АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ открытого акционерного общества «Научно-техническая фирма «Комплексные системы» (Публикуется во исполнение требований Федерального закона •Об акционерных обществах» и Закона Российской Федерации •О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках*) Ф а м и л и я , и м я , о т ч е с т в о М е с т о ж и т е л ь с т в а Дата наступления основания, в силу которого лицо является аффилированным лицом акционерного общества Основание, в силу которого лицо является аффилированным лицом акционерного общества в соответствии с законодательством РФ Количество обыкновенных акций, принадлежащих аффилированным лицам (штук) ГУЩИНА Ольга Владимировна г. Мурманск 24.09.98 г. член совета директоров 503 МИШКИН Валентин Матвеевич г. Мурманск 12.10.93 г. член совета директоров, •генеральный директор 14420 О РЛОВ Александр Михайлович г. Мурманск 12.10.93 г. председатель совета директоров 2656 СЕМЕНАС Вячеслав Иосифович г. Мурманск 27.04.95 г. член совета директоров 2630 ШАТОХИН Борис Михайлович г. Мурманск 12.10.93 г. член совета директоров 3197 / № 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года Многоцелевое маломерное судно П р о г у л о ч н ы й м о т о р н о - п а р у с н ы й бот ООО «П ЕТРО ВСКИ Е В Е Р Ф И » , созданное на базе Карельского Морского историко-культурного центра, сконцентри­ ровало в себе многолетний опыт строитель­ ства и эксплуатации деревянных парусных и парусио-моториых судов. Этот опыт по­ зволяет нам строить надежные, долговеч­ ные, комфортабельные корабли для яхтиига, отдыха на воде, рыболовства и грузоперевозок. По желанию заказчика может быть изменена внутренняя плани­ ровка судов, их техническое оснащение и отделка. Строительство ведется из отборных со­ сновых досок на медном, латунном или стальном (с антикоррозийным покрытием) крепеже. По согласованию с заказчиком могут быть применены другие породы де­ рева: дуб, лиственница, тик, махагон и т. д. Отделка производится как отече­ ственными, так и импортными материала­ ми. Наши конструкторы и разработчики помогут вам выбрать для заказа подходя­ щий тип судна, согласовать его дизайн, планировку и оснащение. Надеемся на плодотворное сотрудниче­ ство с руководителями фирм малого и среднего бизнеса Мурманска. Александр МАКСИМОВ, директор ООО «Петровские верфи». Справки по тел. (8-814-2) 55-19-29 в Петрозаводске или 45-32-19 в Мурманске (еженедельник «Рыбный Мурман») П лан палубы В и д с корм ы Двигатель - 25 л.с. Экипаж -1 -2чел. Пассажиры - 10-20чел, Длина макс. - 9,5м Ширина - 3,6м Осадка - 0,6м Паруса - 30 кв.м Длина макс. -8,6...11м Ширина - 3,1...3,6м Осадка - 0,5...0,8м Грузоподъемность —3,5..5т Двигатель - 25...60 л.с. Экипаж - 1...3чел. Водоизмещение—3,4...9т С У Д О С Т Р О Е Н И Е Промыслово-транспортный парусно-моторный бот «Ростислав» Поморская лодья «Святитель Николай» Моторный рыболовный бот Рис.1 Открытый бот с ящиками для хранения рыбы, V=2,4 куб.м Рнс.2 Бот с носовым кубриком н кормовым расположением рыбного трюма Двигатель - 40 л.с. Экипаж - 2-4чел. Пассажиры - Пчел. Водоизмещение - 45т Длина макс. - 22,5м Ширина - 5,2м Осадка - 1,9м Паруса -1 6 0 кв.м Рис. 3 Вот с носовым кубриком и расположе­ нием рыбного трюма it средней части корпуса. Возможна установка па­ руса. Хотя ныне дсйстпуюшая редакция газеты «Рыбный Мурман* юридически не отвечает за просчеты учредителя газеты прошлых лет, редакция псе же ныиолняст определение Октябрьского суда г. Мурманска от 12 ноября 1999 г. и приносит извинение С. В. Рождественскому за публикацию не соответствующих дсйствптель ности сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репу­ тацию, в статье «Мордобой в здании суда*, опубликованном в газете «Рыбный Мурман* № 4 от 26.01.1996 года. Сообщаем также но определению суда, что сведения, указанные в статье <Кго защитит потерпевшего от прокуроров, укрывающих преступников*, порочащие деловую репутацию прокуратуры Мур майской области, сведения, порочащие деловую репутацию Д. В. Мнлоссрдова, а именно утверждение о том, что Д. В. Милоссрдо- вым совершаются уголовно наказуемые действия, не соответствуют действительности. Редакция газеты приносит извинение работникам органов прокуратуры. Сообщаем также, что сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию Д. В. Мнлоссрдова, а именно утверждение о том, что имеется «сговор судей и прокурора с цслью’личного обогащения и задавления неугодной им газеты и во главе этого сговора прокурор Мурманской области Д. В. Милосср- дов», а также обвинение «во лжи*, в получении «иудиных сребре ников* не соответствуют действительности. Сообщаем, что сведения, порочащие честь и достоинство, дело­ вую репутацию А. Л. Макина, а именно утверждение о том, что он совершил хищение на 6362 млрд. рублей, срывал судебные процес­ сы из-за болезни, сведения, содержащиеся в ст. Александрова «В когтях у мафии оказалась судебная система МО* от 27.06.1997 года, в отношении Л. А. Макина не соответствуют действительности. Длина по КВЛ - 12м Двигатель - 74л.с Водоизмещение - 20т Экипаж - 1 - 2 чел. Длина макс. - 14,5м Ширина - 4,0м Осадка порожнем - 1,0м Осадка в грузу - 1,4м Двигатель - 30 л.с. Экипаж - 1-2чел. Г рузоподъемность - Зт Длина - 10,0м Ширина - 3,0м Осадка - 1,3м ООО <_Петровские верфи» 185005 Петрозаводск, ул.Рнгачина, 37Б, телефакс (8142)55-19-29, e-raail: clubpo@karelia.ru № 7 18 - 24 ф е в р а л я 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz