Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.
П Р О М Ч А С Изакинулстарикневодвморе... С начала января выловлена 21 тыс. тонн трески, что значительно больше аналогичного периода прошлого года. Численность флота, промышляющего треску, до 145 единиц. «Малыши» добывают ежесуточно по 3-5 тонн, а уловы современных судов - до 40 тонн в сутки. Как видно, тресковая квота успешно осваивается уско ренными темпами, что уже вызывает тревогу, если д у мать о рыбалке второго полугодия. Хуже ловится пикша, на сегодняшний день отстава ние (опять же по сравнению с январем 1999-го) состав ляет 2 тыс. тонн. До сих пор нет ясности, считать ли эту пикшу приловом. Предложение рабочей группы СНПС застряло в кабинетах Госкомрыболовства. Удачно складывается сельдяной промысел. Вылов лено 11 тыс. тонн. На промысле рядом с судами Се верного бассейна работает большая группа «калининг радцев». Успешно сочетает мойвенную и сельдяную путины тралфлот, а Мурманрыбпром пока ударно тру дится только на облове сельди. Мойву черпают с 26 судов, из них только одно - калининградское. Экипажами Северного бассейна, по оперативным сводкам, к середине февраля выловле но 26,1 тыс. тонн. Успешно качает мойву «Мурман-2», которого ждали еще в начале недели в Мурманском порту. Но увы! Наливное судно так и не зашло в порт приписки, развернулось к норвежским берегам. С на чала года «Мурман-2» доставил около 10 тыс. тонн мойвы на норвежские фабрики. По этому поводу Г. В. Тишков заметил, что из мойвенной российской квоты получается отличная норвежская рыбная мука, на о с нове которой готовятся корма для лососевых рыб. В прошлом году Норвегия лидировала в мировом рыбо разведении. 40% норвежского экспорта составляет рыба, выращенная на семужьих фермах. Рады успехам соседей, но за державу обидно... В Н У Т Р Е Н Н И Е В О Д О Е М Ы Мировое рыбоводство Мировое производство рыбы и беспозвоночных, по официальной статистике ФАО, достигло 26,3 млн. тонн. По оценкам экспертов, запасы рыбы и морепродуктов в Мировом океане сокращаются, и многие страны на чали активно развивать искусственное товарное рыбо ловство в прудовых хозяйствах. Сегодня только Китай производит ежегодно 180 млн. тонн рыбы в прудах. В целом за азиатским континен том числится 87% общего объема производства про дукции аквакультуры. Европа занимает второе место, хотя значительно отстает от Азии. Увеличивается про изводство лососевых рыб, наибольший прирост наблю дается в Норвегии, Великобритании и на Фарерских о с тровах. А вот Россия потенциальные возможности внутрен них водоемов использует только на 10%. Инашафорельтамподразумевается В федеральную программу «Аквакультура России в период до 2005 года» включены действующие рыбо разводные предприятия и участки Мурманской облас ти: ЗАО «Арктик-Салмон», рыборазводное хозяйство колхоза «Ударник», Кандалакшский экспериментальный лососевый завод, рыборазводные фермы ПИНРО, АО «Ковдорский ГОК» и АО «Колэнерго». Программа ставит целью увеличение объемов выра щивания и вылова рыбы во внутренних водоемах. Уже в 2000 году планируется рост производства на 100 тыс. тонн, в 2005 году - на 250 тыс. тонн и, начиная с 2006 года, до 600 тыс. тонн ежегодно. Под программу пред полагается выделение финансовых средств в качестве государственной поддержки. На территории Мурманской области несколько ры боразводных заводов и участков занимаются радужной форелью. Для нашего региона федеральная програм ма имеет важное социальное значение. Комитет по ры боловству Мурманской администрации вышел с пред ложением по вопросам кредитования предприятий на льготных условиях для приобретения комбикормов, ГСМ, рыбопосадочного материала, реконструкции и технического перевооружения и др. Как считают в ад министрации, такие меры создадут реальные условия для увеличения объемов выращивания и вылова рыбы в области на 50% . э к и п а ж - О Д Н А С Е М Ь Я «Вы сота» - это красота!» - узнав, на ка кое судно мы держим путь, шутливо сриф мовал сопровождающий нас работник рыбного порта. Но , подняпшпсь на борт, я была несколько разочарована насчет кра со ты . Огромные шатуны главного двигате ля лежали в проходах, из машинного отделения слыш ался мерный с т у к ... О ка зы в а е тся , судно , которому скоро испол нится 20 л е т , уж е вторую неделю находилось в ремонте. На жизнь жаловаться грех! СПИСОК АФФИЛИ РО ВАННЫ Х ЛИЦ ОАО «МАГАЗИН № 90 «УНИВЕРСАМ» на 1.01.2000 года А ф ф илированное лицо К а те го р и я и кол ичество а кц и й Дата на ступл е ния у ка за н н о го осно ва н ия О снование, в сил у ко то р о го лицо является аф ф илированны м ВОРОТЫНЦЕВА Татьяна Леонидовна г. Мурманск ГАБРИЕЛЯН Сергей Михайлович г. Мурманск СИМОНИНА Анна Ивановна г. Мурманск 430 11707 нет 1)28 мая 1998г. 2) 20 мая 1999г. 1} 13 мая 1996 г. (оолее 20% акций общества) 2) 20 мая 1999г. 1)29 июля 1997 г. 1 ) Г еиералы!ыйдиректоробщества -протокол№ 3 годовогообщегосо- брат» ашионеров. 2)Член совета директоров -прото колобщегогодовогособрания№ 4. 1) Передаточное распоряжение от 13.05.96 г.. договор купли-пропажи № 18276от8.05% г. 2) Член советадиректоров -прото колобщегогодовогособрания№ 4. 1)Член совета директоров -распо ряжениеКУМИ № 15от29.07.97 г. Шесть лет назад <Высоте» на Се верном бассейне, образно говоря, суждено было родиться заново. Куп ленный в Калининграде фирмой «Биос Арктик» кормовик ветеран в Мурманске получил новое имя п вновь поставлен специалистами фир мы, что называется, «на волну». Буквально в первые год-дна собрал ся и основной костяк экипажа во главе с Михаилом Жмуревским , от кап шалившим в своп большим уже 18 ле т. С первых рук принимал и доводил судно до нормального II ром ы с л о в о го состояния стар шпй механик Владимир Бога чев. К а к то очень органично после военной службы влился в экипаж и при обрел реиута цпю крутого системщика штурман Александр Зернов. При жился на судне и старший мастер лова Леонид Данилюк, фанат вере вочного дела. 15 каюте начальника радиостанции пятый год хозяйиича ет Сергей Бабкин, обеспечивая бес перебойную связь с берегом и в море. Поднимаемся по трапу и прохо дим в рубку, где тоже видны следы технического переоборудования. Ка питан комментирует: Е с ть у нас цветной эхоло т, но руководство решило оснастить судно еще одним, более современным. Год назад заменили громоздкий компас на гирокомпас, вместо старенькой радиолокаци оиной станции поставили более современную. Будет и новый компьютер. Все это вместе значительно облегчит работу судоводи телей . Действительно, с руко водством фирмы морякам повезло. Роман Василье вич Болтиков, человек беспокойный и неравно душный к людям и кораб лю , понимает, что от состояния и оснащенности судна зависит его про мыслоный век, а от о т о шеиия к людям успех всего рыбацкого дела, а значит и фирмы. В море с «новыми русскими», как называет современные супертрауле ры капитан /Кмуревекии, соревно ваться не приходится. У них и уловистость, и оборудование на по рядок выше. По промысловую об стаиовку в коротком последнем рейсе экипаж использовал полное тыо. Работая по научным програм мам, судно в основной своей деятельности остается рыбодобыва ющим: здесь ловят греч ку, камбалу, креветку и все иное, что подходя щим покажется. В пос ледние месяцы прошлого года доосваивали квоту трески , как впрочем н другие предприятия Со юза рыбопромышленников Севера. Прилов по мере накопления о тгру жали на транспорт и отправляли в Мурманск, на внутренний рынок. С последним приходом в порт привез ли 90 тонн рыбы. Мнение опытного рыбака вносит своп коррективы в кабинетные спо ры о неблагополучной тресковой обстановке, поэтому я и спросила, как ловятся дойные. По сравнению с прошлыми года ми ситуация на промысле становит ся сложнее. Уменьшились квоты , но ловить от этого легче и быстрее не стали. В хороший результат надо много труда вложить. Косяки рассе яны , работать приходилось при штормовой погоде. Хороших дней из всего осенне-зимнего периода можно по пальцам пересчитать, на 3 неде ли наберется. Зато креветку ловили неплохо. Бывалые рыбаки сравнива ли обстановку по этому объекту про мысла и отмечали ее улучшение. В сутки мы в тралах поднимали на борт 5-6 тонн креветки, сортировали ее но размерам на А фракции и от гружали на экспорт. 'После хорошего заработка, кото рый принес в дом рыбак, что он вспоминает? Кормежку, людей, с которыми сошелся в рейсе, бытовые условия. Я со стороны не раз слы шЬла о «Высоте» короткое и емкое ухоженная. А приятель, которому могу доверять, рассказывал об от личной баньке, горячей воде, кото рая всегда в кранах, об опреснителях, сразу появившихся на судне, об отличной кухне и по-до машнему разнообразном застолье в новогодние пр аздни ки ... Было это на судне всегда, поэтому в мой при ход как-то никто не вспоминал о бытовом обустройстве не хулил и не хвастался, попривыкли. Удивило меня п забытое многими руководителями внимание фирмы к профессиональному росту своих со грудников. Чего греха таить, многие рыбодобывающие предприятия зас тавлялп сотрудников обучение ГМ С С Б оплачивать из собственного кармана. А вот рефмашинисту Воло де Кридченко оплачивала обучение в Ш У К С е фирма. После ремонта в рейс вместе с отцом пойдет матросом Бабкин младший из училища № 6. Вообще фирма поддерживает связь с морскими учебными заведениями и по возможности берет молодых кур сайтов для прохождения морской практики. Вот так сегодня живет «Высота», а вместе с ней и люди, прикипевшие к пароходу и не разбежавшиеся но фирмам за «длинным» рублем, по нимающие, что стабильность, куль тура труда и постоянный заработок это достаточные гарантии, на кото рых можно строить благополучие семьи. Ольга М А К А Р О В А . № 7 18 - 24 ф е в р а л я 200U года По оперативным данным комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области ПРОФСОЮ З - НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ О РГАНИ ЗАЦИЯ Наша газета уже рассказывала о резко негативном отношении норвеж- бот! •тно ___г ------ л --------------- ---- -------- ред , и факсимильная копия обращения координатора ITF н Норвегии Бнрге- к ского отделения ITI- (Международная федерация ра ников транспорта) к случаям невыплаты российским р Норвегии («Рыбный Мурман» № 4, 5 ). На днях в А с т а ыбакам заработ й платы н портах акцию поступила а Педерсена к председателю Арктической региональной организации ’оссийского профессионального союза моряков (АРО РПСМ) Констан тину Кривенко с просьбой приехать в Кнркенес и встретиться с россий скими рыбаками стоящих в порту судов. Причина все та же - невыплата заработной платы. С этой копией мы и пришли к ее адресату. - Честно скаж у, для меня эта просьба более чем странная. Ведь есть мурман ский обком Российского профсоюза ра ботников рыбного хозяйства ( Р П Р Р Х ) , который, как и ваш союз, является кол лективным членом I T F и непосредствен но призван защищать интересы рыбаков. Тем не менее обращаются к вам. В чем причниа? Я могу только предполагать. Прежде всего наш профсоюз имеет ряд норматив ных документов, подписанных с норвеж скими коллегами, которые определяют двустороннее взаимодействие и обеспечи вают эффективную защиту интересов российских моряков на международном уровне. Это договор о сотрудничестве с норвежским профсоюзом моряков (кото рый там защищает и интересы рыбаков). В прошлом году подписан типовой кол лективный договор между нашим проф союзом, норвежскими морскими профсоюзами (профсоюзы моряков, мор ски х 'офицеров, судовых механиков) и работодателем. Но нам хотелось, чтобы к этому договору присоединился и россий ский профсоюз работников рыбного хо зяйства. Кроме того, РП СМ подписал с нор вежским профсоюзом моряков договор, регламентирующий условия работы рос сийских моряков на судах 2 регистра Норвегии. Благодаря этой правовой базе и тому, что практически все экипажи на ших транспортных судов охвачены кол- договорами, у них почти не возникает проблем с невыплатой заработной платы. Другая ситуация с рыбаками. После дние три года они все чаще приходят к нам и просят помочь получить невыпла чениые судовладельцем деньги. Раньше мы старались никому не отказывать в помощи. Но количество обращений рас тет. За последние полгода их было око ло 50. Всем помочь мы не в состоянии. Поэтому работаем только с теми рыбака ми, кто является членом ил о профсо юза. Тако вы х сейчас и lepno 200 человек. Видимо, этим и о( няется об ращение Биргера Педерсе! с которым P IIC M сотрудничает уже i )ло восьми лет. - В се это выглядит гак , будто вы пе реманиваете рыбаков в свой профсоюз, сокращая тем самым возможности раз вития отраслевого рыбацкого профсою з а . Приходилось слышать такие обвинения в спой адрес? - Приходилось. Но это далеко от исти ны, хотя бы потому, что интересы обра тившихся к нам рыбаков мы защищаем зачастую за счет... работников транспор тного флота, которые являются иостояп- ными членами РП СМ и платят немалые профвзносы. Рыбаки же обращаются к нам, лишь когда им нужно получить не выплаченную зарплату, вносят вступи тельные 50 рублей, и мы берем на себя все расходы по решению их проблемы, что обходится нам гораздо дороже. Око ло 80% таких случаев заканчиваются тем, что рыбак, иолучив-таки свои кровные, уходит в рейс, и больше мы его не видим, то есть профсоюзные взносы он уже не платит. Но мы не можем работать как благотворительная организация. 11оэтому заинтересованы в наличии сильного профсоюза у рыбаков, с которым можно было бы эффективно взаимодействовать. - То есть вы считаете, что Мурманс кий обком профсоюза работников рыб ного хо зяйства еще не созрел для такого взаимодействия? Я только констатирую тот ф ак т, что и течение последних трех лет у нас боль ше возникает проблем именно с рыбака ми, а не с моряками транспортного фло та, и решать их нам одним не под силу. Эффективной же совместной рабо ты с профсоюзом рыбаков пока не полу чается. Прежде всего, на наш взгляд, рыбац кие профсоюзы в регионе разобщены. Е сть обком профсоюза работников рыб ного хозяйства, влияние которого на первичные профорганизации крупны х рыбодобывающих флотов и особенно не больших предприятий рыбной отрасли ничтожно мало. По сути , последние су ществуют сами по себе. Во вторых, профсоюзы рыбаков се годня зачастую представляют не работ ника, а работодателя. У нас был случай, когда судовладелец не платил рыбакам, и они обратились за помощью в наш профсоюз. И мы были очень удивлены, когда судовладелец в качестве адвоката при гла сил ... председателя профкома. Думаю, что комментарии излишни. Степень зависимости рыбацких проф союзов от судовладельцев определяется и тем, что часто последние предоставля ют им помещения, средства связи , транспорт. И эта зависимость сама по себе исключает возможность эффектив ной защиты интересов рыбаков. Си туа цию можно исправить лишь при финансовой независимости профсоюза от работодателя. В А РО РПСМ пример но 6,5 тысячи человек регулярно платят взносы. Практически все транспортные суда, где работают члены нашего проф союза, охвачены коллективными догово рами, которые мы отслеживаем. Повторюсь, у нас есть и правовая база и финансовые средства, чтобы отстаивать интересы моряков. И мы готовы сотруд ничать с рыбацкими профсоюзами, что бы и у них появились такие же возможности. - И каким образом вы можете им по мочь? Речь больше идет не о помощи, а о совместной работе. Почему бы рыбацко му профсоюзу не присоединиться к до говору между нашим профсоюзом, норвежскими морскими профсоюзами и работодателем. В нем есть очень важный для рыбаков пункт, согласно которому процент с проданной рыбы выплачивает им не судовладелец после получения денег от фабрики покупателя, а норвеж ский кооператив по сбыту рыбы в 'Гром се «Rafisklag», как принято в Норвегии. Это исключает распространенную сегод ня среди российских судовладельцев практику, когда они, получив деньги за проданную рыбу, сначала расплачивают ся с кредиторами, а потом уже с экипа жем. По этому договору заработная плата матроса первого класса при сред них показателях работы экипажа состав ляет около $1300. - Я не думаю, что рыбацкий профсо юз области против такого договора. Но в нем есть еще и третья сторона - судо владелец, у которого зачастую о тсу т ств уе т желание платить экипаж у действительно заработанное или жела ние не совпадает с возможностями... Мы подошли к очень важному мо менту. Чтобы моряк транспортного или рыбопромыслового флота чувствовал себя защищенным со стороны ирофсою за, помимо членства в нем необходимо наличие коллективного договора и силь ной профсоюзной организации, способ ной обеспечить его выполнение. Во всем цивилизованном мире к пониманию это го давно пришли и создали мощные профсоюзы, с которыми работодатель не может не считаться. 11озтому российские судовладельцы, избегающие подписывать международ ные или национальные коллективные договора, создают себе проблемы. В Сводка промысловой деятельности с 4 по 10 февраля Всего на промысле дислоцировалось 186 судов: Мурманская область - 103 судна (на лову 85), Архангельская область - 26 судов, Республика Карелия - 10 судов, прочие - 47 судов. Средний вылов на судно по Мурманской области составил 6,5 тонны, по бассейну - 11,5 тон ны. Промобстановка на промысле донных была удовлетворительной. Лучшие выловы мурманчан за неделю ТСМ-0617 «Персей-4» (капитан Виктор Васильевич Забрусков - ЗАО НПП «Вега»). В районе южного склона Медвежинской банки вылов 4 февраля составил 40,4 тонны (треска - 94%). СРТМ-к-0301 «Сапфир-11» (капитан Геннадий Вадимович Шершов - ОАО «Мурманский трало вый флот»). В районе Маланг- и Андей-банок 8 февраля вылов составил 37,1 тонны (треска - 39%), 9 февраля - 21,6 тонны (треска - 52%), 10 февраля - 26,6 тонны (треска - 52%). СРТМ-к-7202 «Каролин» (капитан Виталий Иванович Шкумат - ООО «Саами»). В районе южного склона Медвежинской банки 6 февраля вылов составил 23,1 тонны (треска - 100%). СРТМ-0098 «Мурман» (капитан Владимир Николаевич Плаксин - ООО «Мурман СиФуд»). В рай оне Копытовской банки 6 февраля вылов составил 21,3 тонны (треска - 63%), 10 февраля в районе южного склона Медвежинской банки - 21,3 тонны (треска - 93%). БМРТ-0181 «Ловозеро» (капитан Александр Павлович Пичугин - ООО «Компания ЛКТ»). В рай оне Центрального плато вылов 10 февраля составил 20,5 тонны (треска - 28%). СРТМ-0001 «Севрыба-1» (капитан Олег Анатольевич Андрющенко - ЗАО «Севрыба»). В районе Фулей-банки вылов 9 февраля составил 20,1 тонны (треска - 38%). БМРТ-1202 «Персей-3» (капитан Вячеслав Михайлович Курбаков - ТОО НПП «Вега ЛТД»). В районе южного склона Медвежинской банки вылов 4 февраля составил 20 тонн. Вылов трески и пикши с начала года по 10 февраля составляет: треска - 11844,4 тонны, пикша - 1668,4 тонны. Информация о ввозе рыбопродукции в порт Мурманск за период с 1 января по 11 февраля Н аим е н о в а н и е предприятия и продукция Кол-во (т) А с с о р т и м е н т за неделю |с нач. года мороженая М ТФ консервы рыб. мука 4750 11466 15,4 102 319 мойва, донные тыс.б С р п с мороженая консервы рыб. мука 1356 4138 20 88,9 177 мойва, треска, палтус тыс.б мороженая М Р К С консервы рыб. мука 200 301 зубатка, путассу, окунь р р п р мороженая консервы рыб. мука - С Р Х ф мороженая консервы рыб. мука 370 375 путассу мороженая М Р П консервы рыб. мука 1077 2027 21 21 24 85,5 путассу, мойва тыс.б Губерн. мороженая флот консервы ^ рыб. мука 330 480 5 4 12 мойва тыс.б И Т О Г О мороженая консервы рыб. мука 8083 18787 41 130,3 130 593,5 сельдь.мойва,путассу.донные тыс.б портах многих стран отказываются об служивать суда, на которых нет таких до говоров. I I в той же Норвегии гораздо охотнее работают с членами профсоюзов, о чем свидетельствует и обращение Бир гера Педерсена, с которого мы начали нашу беседу. Объясняется это просто: проблемы наших рыбаков в их отношенн я х с работодателями бумерангом быот по норвежцам. Чего стоит одно требование I T F о запрете покупать рыбу у русских судовладельцев! С другой стороны, наши рыбаки дол жны понять, что защитить свои интересы можно только объединившись. К сожале пню, сегодня такого понимания у них нет. Иначе как объяснить повторяющую ся раз за разом схему выбивания из судо владельца заработанных и не выплаченных денег? Пять смельчаков об ращаются таки за иомощыо в профсоюз, идут на судебное разбирательство, а ос тальные члены экипажа терпеливо ждут, чем все закончится. Ведь в случае поло жптелыю го исхода они тоже получат деньги, ничем не рискуя. А те пятеро за стрельщиков, как бы дело ни закончи лось, попадают в черный список судовладельца, а то и не одного. А зиа чит, проблема уйти в очередной рейс для них многократно усложняется. Поэтому я бы еще раз хотел напомнить рыбакам, что вступать в профсоюз нужно до того, как у них возникли проблемы, а не пос ле. Беседовал Евгений В О В Ч Е Н К О . Н а л и ч и е р ы б ы н а х о л о д и л ь н и к а х н а 1 1 . 0 2 . 2 0 0 0 г . СЕВРЫБСБЫТ 993 т сайка, мойва СЕВРЫБСЕРВИС 7166 т сельдь, мойва, КПЗ ВНЕШТЕРМИНАЛ 300 т донные в ассортименте РОСВНЕШ ТЕРМИНАЛ ВНЕШТРАНС С К Л А Д РЫБМУКИ 687 т сайка, путассу 6749 т сельдь, мойва, донные 202 т мука рыбная ИТОГО: 15895 т сельдь, мойва, сайка, путассу, донные, рыб. мука, КПЗ № 7 1 8 - 2 4 ф е в р а л я 2000 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz