Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

ВА Л ЕН ТИ Н О В Д ЕН Ь 14 февраля католики и протестанты чтят память святого Валентина, а для предста­ вителей различных вероисповеданий нынче Валентинов день - отнюдь не религи­ озный, а самый что ни на есть светский праздник влюбленных. Известны два христианина-мученика, принявшие смерть в этот день. Один из них был епископом и обвенчал молодую пару, убежавшую от родителей. Другой Валентин был моло­ дым лекарем. Случилось так, что он попадает в тюрьму, а местные детишки, зная Валентина как доброго и приветливого друга, сочиняли и бросали через решетку к нему в камеру маленькие записочки (первые «валентинки»!), чтобы поддержать и ободрить своего друга и учителя. Любимая дочь надзирателя была слепой от рождения. Надзиратель привел се к заключенному, н произошло чудо: Валентин вернул девушке зрение, и она полюбила его. 11 ФЕВРАЛИ пятница Внешние события носят напря­ женный характер, необходимо делать выбор в социальном плане. Возможны недоразумения на рабо­ те -следует отстаивать свои убеж­ дения п подчеркивать принадлежность к тому или иному кругу, группе. Желательно ие ухо­ дить от общественных дел, нахо­ диться в коллективе, в гуще событий. Полезно поработать над имиджем, попробовать изменить стиль поведения или хотя бы одеж­ ды. Православная Церковь праздну­ ет перенесение мощей евященно- мученика Игнатия Богоносца, жившего в I веке и воспитанного самими исрвоаиостолами. Игнатий был растерзай львами в языческом Риме. Уцелело только сердце свя­ того, внутри которого, разрезав, обнаружили написанное золотыми буквами: «Иисус Христос». Это предание объясняет имя мученика Богоносец. Именины у Авива («колос»), Герасима («почтенный»), Иакова («идущий следом»), Игнатия, Ионы («голубь»), Лаврентия («лавровый»), Луки («свет»), Мо кия («осмеивающий»), Романа («римлянин»). 12 ФЕВРАЛЯ суООоша Все, что ни пожелаете, сегодня в вашей власти. Не жадничайте и не экономьте на себе. Опасайтесь чужого влияния. В деловой жизни следует быть начеку -вас, возмож­ но, хотят использовать. Сегодня собор вселенских учи­ телей и святителей Василия Вели­ кого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Один общий праздник этим святым установлен в 1084 году для прекращения спо­ ров между христианами о том, кто из трех святителей выше в Цар­ ствии Небесном. У российского прос/попародья нынче «звериный свадеоник». С чи тало сь . ч т о и э т о т день на чинаются бои самцов лесных зве­ рей. Сильный в е тер на <тр е х с в я т и т е л е й > предвестник сы ­ рого года. В этот день исполнилось бы 65 лет (1935 - 1999) одному из пер­ вых мурманских профессиональ­ ных композиторов, члену Союза композиторов России Георгию Александровичу Калинину. Именины у Василия («царский» -греч.), Иоанна (Ивана), Ипполи­ та, Григория, Феодора. 1 3 ФЕВРАЛЯ П День результативный, нельзя расслабляться и находиться в праздности. Замечательное время для того, чтобы переоценить взаи­ моотношения с партнерами по бра­ ку, с любимыми. День примирения. Сегодня со­ бор новомуче- нпков и исповедников Российских, среди которых выделим мит­ рополита Вла­ димира. В 1918 году в Киеве с прихо­ дом к власти большевиков вооруженные люди ворвались в покои митропо­ лита и после издевательств рас­ стреляли его. В том же году вместе с другими узниками в шахту в уральском го­ роде Алаиаевске были сброшены сестра императ­ рицы великая княгиня Елиса- вета и инокиня Варвара. В на­ стоящее время мощи иреиодоб -\ номучениц на­ ходятся в храме равноапостоль­ ной Марии Магдалины у подножия Ели- онской горы. На могиле великой княгини на мраморной доске начертаны слова: «Отче, отпусти им; не ведают бо, что творят». Сегодня Ц ерковь п ом и н ает всех усопших, п о с тр ад авш и х в годину гонений з а веру Хри стову . В православ- > _ ных святцах на- 1ТУН ходим имя святителя Ни­ киты, затворни­ ка Печерского, епископа Нов­ городского, ко­ торый молитвою гасил пожары, вызывал дождь. Было все это в конце XI нача­ ле XI! века. Именинники Виктор («победи­ тель» - лат.), Никита («победи тель» - греч.), Никифор («победоносец» - греч.), Иван (Иоанн - «благодать Божия» - евр.). 14 ФЕВРААВ понедельник Д л я дел день неудачен. Перего­ воры н встречи могут завести в ту­ пик. Возможны неприятности из-за нехватки денег или несогласован­ ности действий с оппонентами. Расходы нежелательны, вложения средств убыточны. Эмоционально день нестабильный. Берегите не­ рвы п психику, не отвечая на ме­ лочные претензии окружающих. В русском народе сегодняшний день зовется днем Трифона пере- зимника, так как в святцах нахо­ дим имя мученика Трифона, претерпевшего в III веке в далекой малоазиатской Фригии великие мучения за истину. Русские деви­ цы до сих пор молятся ему о счастливом бра­ ке и просят по­ мочь в р а з л и ч и ы х скорбях. Кста­ ти, в Москве, в Трифоновской церкви, что на-, ходится около М а р ь и и о й рощи, хранится частица святых мощей этого угодника. П а Трифона полагалось зани­ м а т ь с я заклинанием мышей, дабы они не слишком поедали за- • пасы. Н а Трифона звездно - ожи­ дай весны поздно. День влюбленных (святого Ва­ лентина). Именинники Веидимиан, Нерпе-: туя («всегдашняя, вечная», веном­ ним перпетуум мобиле), Петр («камень»), Трифон («живущий в роскоши», кстати, дословный пере­ вод этого имени «трехполосыи», так греки называли тех, кто наря­ жался в полосатые тоги, аналог наших красных пиджаков). 15 ФЕВРААВ Самый активный день в течение лунного месяца. Сегодня мы бу­ дем вынуждены принимать какие- то принципиальные решения, хочется нам того или нет. Откла­ дывать дела не рекомендуется. Ве­ чером будьте осторожны практи­ чески во всем. Возможны сбои в работе механизмов, аварии. Сегодня один из великих праз­ дников православия - Сретение Господне. Когда Младенцу Иису­ су исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария принесли Его в храм, где к ним подошел старец Симеон, кото­ рому было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя Мира. Симеон взял дитя на руки и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» То есть про­ изошла как бы встреча Младенца- Сиасителя с Ветхим Заветом. Славянское слово «сретение» означает «встречу». М ы праздну­ ем встречу старого и нового, наде­ емся на лучшее, а в русском народе считалось, ч то на Срете- j пие зима в с т р е ч а е т с я с весною, когда «солнце на лето , а зима на мороз во р о ти т ». Сегодня день памяти воинон-ин- тернационалистов. За десять лет Необъявленной войны в Афганиста­ не погибло более 40 жителей Мур­ манской области. В областном центре им установлен памятник; 100 лет назад (1900) образовано Печенгское лесничество, одно из первых на Кольском полуострове. В Сретение именинников нет. 16 ФЕВРААВ СРЕМ Принципиальный момент сегод­ ня - невозможность договориться о чем-либо. Каждый занят своей собственной персоной, от этого уязвим, но непробиваем. Не следу­ ет настаивать на своем - вы вряд , ли придете к соглашению, по Мень­ шей мере, потеряете часть автори­ тета, не добившись ничего. Нежелательны сегодня поездки. Однако в быту день благополуч­ ный, располагает к наведению по­ рядка, мелкому ремонту. Отмечая попразднество Срете­ ния Господня, в святцах находим имена праведных Симеона Бого- приимца и Анны пророчицы (этой престарелой вдове 84-х лет, подоб­ но Симеону, была открыта истина о принесенном в храм Младенце Иисусе. Она начала славить Бога, почему и названа пророчицей). Обоим угодникам предназначена особая молитва о сохранении здра­ вия младенцев. Чтится сегодня намять равно- 1 L H J i \ № 6 11 - 17 февраля года аностольного Николая, ар- хи е нис к о иа Японского, с прибытием ко­ торого в 18(S0 году в Страну восходя щегс солнца связы­ вают появление там правосла­ вия. В российском простонародье э т о т день звали Власием - по име­ ни внесенного в св я тцы Власия К е ­ сарийского, который жил в I I I веке и был пастухом . Бы то в а л о пове­ рье, что на Власия домовой заезжа­ е т лошадей, и ч то бы о т него избавиться, привязывали к лошади к н у т , рукавицы и онучи... Именины у Анны («благодать» - евр.), Романа («римский» - лат., «крепкий» -греч.), Симеона («услы- шание» -евр.). 17 ФЕВРААВ Ч1ТВЕРГ Пристальное внимание обратите на рабочие, профессиональные про­ блемы, возможны перестановки в коллективе, общественно значимые мероприятия. Неожиданно могут прозвучать предложения, раскрыва­ ющие новые перспективы, -следует соглашаться. Православные люди чтут сегодня память восьми угодников, внесен­ ных в святцы. Назовем имена лишь трех -преподобного Исндора, кото­ рый жил в V веке и еще юношей подвизался на Пелуспйской горе в Египте, став аскетом и проповедни­ ком; -святого князя Георгия, который был сыном великого князя Всеволо­ да Большое Гнездо, отличался не только делами благочестия, но и воинской доблестью. Основал Ниж­ ний Новгород, воевал с монголо-та- тарами; - преподобного Кирилла, кото­ рый по слову Божию отправился из Тихвина в Белоозерье и основал монастырь на острове Красный Но­ вого озера. В простонародье нынче день Н и ­ колая С т у д и т а (выходит мужик в э т о т день из х а ты , рукавицами похлопывает-приговаривает: « К у ­ са е тся еще мороз-от, зн а ть , зима засилье б ер е т !» ). А вообще-то пре­ подобный Николай Исповедник, игумен Студийского монастыря в Константинополе, жил в IX веке, ревностно проповедовал ....... — вне. Краевед ы ут верждают, что 55 лет на­ зад (1945) было восста­ новлено обье- д н н е н и е «Мурманры- ба». Коллек­ тив возглавил промысловый капитан Г. Г. Тислеико. Именины у Николая («побеждаю­ щий народ» -греч.), Кирилла («сол­ нце» -перс.), Георгия («земледелец» -греч.). Виктор ГЕОРГИ. «СЧИТАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СЕБЯ СААМОМ, ЕСЛИ ДА, ТО ПОЧЕМУ?..» - Быстрее, быстрей! По кочкам, по коч­ кам и боком! - весело кричал нам пастух- саам. А сам словно заяц прыгал с кочки на кочку с нашей кинокамерой и штативом на зависть неуклюжим горожанам. Саамы не обходят безмерные болота, они их прохо­ дят напрямую. Провожатый был уже на се­ редине болота, когда наша группа только-только ступила на хлюпающую по­ верхность. Вот и река - прозрачная, нежная, золо­ том блистает на быстрине. Неведомые нам птицы поют нескончаемые песни. За поворотом увидели чум, покрытый брезен­ том и оленьими шкурами. Вокруг, разве­ шанная на кустарнике, как елочные игрушки, вялилась рыба вперемешку с гри­ бами. Хозяин сказочного уголка сидел у ко­ стра. Лицо спокойно и приветливо, глаза острые, лукавые. Легко поднялся с земли, поджарый, энергичный в свои 78 лет. - Не заблудились, случаем? Давайте к чайку, - и вытащил из чума оленьи шкуры, чтобы обустроить нас у костра, мокрых и несчастных. Удивился, что к нему пришли, рассмеялся, по-детски разоткровен­ ничался, мол, в селе и разговари­ вать бы не стал, а коли в тундру пожаловали - что ж, можно и посуда­ чить. Из его скупых, но искренних и сер­ дечных ответов мы поняли, что тунд­ ра - его хлеб, его жизнь, его любовь. И не надо объяснять почему. - Так есть, так было у саамов, - заключил он и пошел снимать сети. Его томит жизнь в однокомнатной квартире каменной пятиэтажки, где он бывает лишь в полярную ночь и февральскую стужу. А с марта-апре­ ля по октябрь становится вновь хо­ зяином тундры и приспособлен к такому образу жизни идеально. Помнятся все разговоры, что вели мы с пастухами-саамами, хотя и было это 15 лет назад. Много дней мы находились на оленеводческой базе, слушали мо­ лодых оленеводов-саамов. Василий Сорванов мечтал, чтобы оленями управляли компьютеры, а он бы на­ жимал кнопки. Другие, постарше, го­ ворили, что надо чаще бывать в селе, где оставлены семья и дети. Не женаты молодые саамы, и это пе­ чалит их: - Не ездят важенки к нам, как наши ба­ бушки и мамы ездили к дедам и отцам. Важенками юноша назвал молодых ло- возерских красавиц. Видимо, это сравне­ ние показалось ему теплым и ласковым. Было совершенно очевидно, что у молодых саамов новые отношения с тундрой, суть их только в ощущениях, она еще не сфор­ мулирована, не высказана сполна. Хотя уже в 1946 году русский ученый Трудные дни недели Б аллы на пр яж енно ст и : 2 - нормальный фон, дни нормального здоровья, активной работы памяти; 3 - дни средней трудности: для детей до 14 лет, пожилых людей 50 - 55 лет и старше; 4 - они повышенной трудности: для де­ тей до 14 лет, подростков 1 5 - 1 8 лет, части болезненной молодежи 25 - 35 лет, пожилых людей 50 - 55 лет и старше; 5 - дни экстремальной трудности для 100 процентов населения вне зависимос­ ти от пола и возраста. Н.Н. Волков констатировал: «Оказавшись в центре кипучей промышленной и культур­ ной жизни, саамы попали в условия, сокра­ тившие путь их творческого развития на тысячи лет... Естественно поэтому наблю­ даемое нами интенсивное изменение ос­ нов хозяйственной, общественной и культурной жизни саамского народа». Значимы события в социокультурной жизни саамов конца X X века. В 1989 году Марш мира проходил по территории нашей области. Впервые после 1917 года в Лово- зере встретились саамы России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Состоялся краси­ вый праздник, были слезы радости - лово- зерцы и финские гости встретились с родственниками, нашли свои исторические корни. В этом же году учреждена Ассоциация кольских саамов (АКС). Оживилось сотрудни­ чество с соплеменниками из Норвегии, Шве­ ции, Финляндии. В июне 1990 года АКС официально приняли в международный Союз саамов Севера. В 1994 году в Ловозере создан Центр национальных культур. Его директор Л. П. Авдеева с коллективом сделали немало для сохранения и творческого обновления саамской культуры. Районное радио Ловозера ввело в штат редактора-переводчика и имеет часы ве­ щания в эфире на саамском языке. Вновь вернулось в Ловозеро производственное училище № 26 после его переселения в Ковдор. Кадры для оленеводческого хозяй­ ства вновь стали готовить у себя дома. Меняет ли это жизнь саамского народа, как сказывается на его судьбе? А правда жизни такова, что в Союз саа ­ мов Севера стали поступать заявления от российских саамов о помощи. В растерян­ ности оказались представители этого наро­ да перед новыми рыночными отношениями в России. Порою от обывателей слышу: мол, саа­ мы - россияне, и они как все пострадали от нововведений в экономике и политике. По­ чему им нужна какая-то особенная по­ мощь? Так говорят невежды. Да, все россияне проходят испытания новыми условиями, которые заставили многих из нас пере­ смотреть личные сценарии жизни. Но именно потому следует помогать малочис­ ленному народу саами, что их невероятно мало, потому что технический прогресс «подминает» под себя развитие некрупных и слаборазвитых хозяйств. Нужны програм­ мы для выживания малочисленных корен­ ных народов Севера. Кто может и должен помочь этому наро­ ду? В начале 90-х годов создан комитет по проблемам коренных малочисленных наро­ дов Севера администрации Мурманской области. Возглавил его инженер-саам С. Б. Семяшкин. Сергей Борисович так опреде­ лил свою задачу в статье «Народы Севера хотят вернуться к традиционному образу жизни» («Мурманский вестник» от 1.05.1992 г.): «Помогать областной админи­ страции вырабатывать эффективную поли­ тику взаимодействия с малыми северными народами». В статье, на мой взгляд, общая постановка цели не была дополнена конк­ ретными задачами, проработкой экономи­ ческого обоснования предложенных идей. Какие формы хозяйственной жизни оп­ ределяют традиционный образ жизни саа­ мов сегодня? А если саамская молодежь уезжает в города, хорошо это или нет? И собственно, что выбирает для себя саамс­ кий народ? Проводились ли какие-либо ис­ следования? А сегодня существует эта «эффективная политика»? Кто ее опреде­ ляет, кто реализует: саамский народ? госу­ дарство? В разговорах с ловозерцами я слышала, что они имеют представле­ ние о жизни скандинавских саамов, об опыте хозяйственной деятельнос­ ти, многое из этого опыта им нравит­ ся. Заимствованный опыт - это лишь толчок для выбора своего пути. Такую попытку хотела предпри­ нять в 1994 году президент АКС Н. Е. Афанасьева. В «Мурманском вестни­ ке» от 4.03.1994 года она предлагала провести перепись и внести в анкету такие вопросы: «Считает ли человек себя саамом? Если да, то почему?» Бесхитростные, смелые, но очень трудные вопросы задала Нина Ели­ сеевна. Они до сих пор не оставляют меня в покое. Я задавала подобные вопросы тем моим знакомым, кто имеет в сво­ ей родословной не одну националь­ ность, а две - четыре: «Кем по национальности вы себя считаете, и почему?» Ответы были разные: «За­ чем это вам надо?», «Как мама ре­ шила». На «почему» просто не отвечали. Самое популярное толко­ вание моего интереса - встречный вопрос: «А какое это имеет значе­ ние?» Что-то очень важное и значимое хотела определить этим вопросом Нина Елисеевна. Несомненно, это имело прямое отношение к эффективной политике в ре­ шении множества саамских проблем. Увы, вопрос так и остался на бумаге. 10 октября 1999 года администрация Мурманской области повела диалог с пред­ ставителями саамских организаций. Пред­ седатель правительства Мурманской области А. А. Малинин пригласил на сове­ щание руководителей экономических служб, образования, здравоохранения. Для обсуждения были названы три вопроса, для их решения выбраны рабочие группы. На мой взгляд, очень значимым было предложение саамской рабочей группе продумать, сформулировать и внести в со­ циально-экономический план развития Мурманской области до 2005 года и предстоящее десятилетие то, что четче и ц е ле н а пр а в л е н н е е о тр а зи ло бы со­ циально-экономическое развитие коренных народов, что специфично для саамов. Диалог состоялся. Мне подумалось: а что же есть то важное, особенное?.. Может быть, новое здание для ПУ № 26, о кото­ ром так хлопочет его директор В. В. Совки- на? Который год ищет себе замену на долж­ ность редактора-переводчика саамского радио А. А. Антонова, которой скоро 70 лет! Нет среди молодых таких знатоков нацио­ нального языка, как она. Мечта Александ­ ры Андреевны - обучить кого-то из молодых. А где взять деньги на учебу, где учить? Вызывает уважение и мечта Н. Н. Бры­ лева, главы администрации Ловозерского района, отремонтировать пустующее зда­ ние бывшего кафе «Чум», перепланиро­ вать для размещения центра национальных культур. Ведь нынешнему крохотному домику, где сейчас расположен центр, почти 100 лет. И когда танцуют са­ амскую кадриль, ходуном ходят и стены, и пол, и потолок. А какие мечты у того человека, который считает себя саамом? Ольга КОНДРАШКИНА. № 6 1 1 - 1 7 февраля 2< года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz