Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.
ВА Л ЕН ТИ Н О В Д ЕН Ь 14 февраля католики и протестанты чтят память святого Валентина, а для предста вителей различных вероисповеданий нынче Валентинов день - отнюдь не религи озный, а самый что ни на есть светский праздник влюбленных. Известны два христианина-мученика, принявшие смерть в этот день. Один из них был епископом и обвенчал молодую пару, убежавшую от родителей. Другой Валентин был моло дым лекарем. Случилось так, что он попадает в тюрьму, а местные детишки, зная Валентина как доброго и приветливого друга, сочиняли и бросали через решетку к нему в камеру маленькие записочки (первые «валентинки»!), чтобы поддержать и ободрить своего друга и учителя. Любимая дочь надзирателя была слепой от рождения. Надзиратель привел се к заключенному, н произошло чудо: Валентин вернул девушке зрение, и она полюбила его. 11 ФЕВРАЛИ пятница Внешние события носят напря женный характер, необходимо делать выбор в социальном плане. Возможны недоразумения на рабо те -следует отстаивать свои убеж дения п подчеркивать принадлежность к тому или иному кругу, группе. Желательно ие ухо дить от общественных дел, нахо диться в коллективе, в гуще событий. Полезно поработать над имиджем, попробовать изменить стиль поведения или хотя бы одеж ды. Православная Церковь праздну ет перенесение мощей евященно- мученика Игнатия Богоносца, жившего в I веке и воспитанного самими исрвоаиостолами. Игнатий был растерзай львами в языческом Риме. Уцелело только сердце свя того, внутри которого, разрезав, обнаружили написанное золотыми буквами: «Иисус Христос». Это предание объясняет имя мученика Богоносец. Именины у Авива («колос»), Герасима («почтенный»), Иакова («идущий следом»), Игнатия, Ионы («голубь»), Лаврентия («лавровый»), Луки («свет»), Мо кия («осмеивающий»), Романа («римлянин»). 12 ФЕВРАЛЯ суООоша Все, что ни пожелаете, сегодня в вашей власти. Не жадничайте и не экономьте на себе. Опасайтесь чужого влияния. В деловой жизни следует быть начеку -вас, возмож но, хотят использовать. Сегодня собор вселенских учи телей и святителей Василия Вели кого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Один общий праздник этим святым установлен в 1084 году для прекращения спо ров между христианами о том, кто из трех святителей выше в Цар ствии Небесном. У российского прос/попародья нынче «звериный свадеоник». С чи тало сь . ч т о и э т о т день на чинаются бои самцов лесных зве рей. Сильный в е тер на <тр е х с в я т и т е л е й > предвестник сы рого года. В этот день исполнилось бы 65 лет (1935 - 1999) одному из пер вых мурманских профессиональ ных композиторов, члену Союза композиторов России Георгию Александровичу Калинину. Именины у Василия («царский» -греч.), Иоанна (Ивана), Ипполи та, Григория, Феодора. 1 3 ФЕВРАЛЯ П День результативный, нельзя расслабляться и находиться в праздности. Замечательное время для того, чтобы переоценить взаи моотношения с партнерами по бра ку, с любимыми. День примирения. Сегодня со бор новомуче- нпков и исповедников Российских, среди которых выделим мит рополита Вла димира. В 1918 году в Киеве с прихо дом к власти большевиков вооруженные люди ворвались в покои митропо лита и после издевательств рас стреляли его. В том же году вместе с другими узниками в шахту в уральском го роде Алаиаевске были сброшены сестра императ рицы великая княгиня Елиса- вета и инокиня Варвара. В на стоящее время мощи иреиодоб -\ номучениц на ходятся в храме равноапостоль ной Марии Магдалины у подножия Ели- онской горы. На могиле великой княгини на мраморной доске начертаны слова: «Отче, отпусти им; не ведают бо, что творят». Сегодня Ц ерковь п ом и н ает всех усопших, п о с тр ад авш и х в годину гонений з а веру Хри стову . В православ- > _ ных святцах на- 1ТУН ходим имя святителя Ни киты, затворни ка Печерского, епископа Нов городского, ко торый молитвою гасил пожары, вызывал дождь. Было все это в конце XI нача ле XI! века. Именинники Виктор («победи тель» - лат.), Никита («победи тель» - греч.), Никифор («победоносец» - греч.), Иван (Иоанн - «благодать Божия» - евр.). 14 ФЕВРААВ понедельник Д л я дел день неудачен. Перего воры н встречи могут завести в ту пик. Возможны неприятности из-за нехватки денег или несогласован ности действий с оппонентами. Расходы нежелательны, вложения средств убыточны. Эмоционально день нестабильный. Берегите не рвы п психику, не отвечая на ме лочные претензии окружающих. В русском народе сегодняшний день зовется днем Трифона пере- зимника, так как в святцах нахо дим имя мученика Трифона, претерпевшего в III веке в далекой малоазиатской Фригии великие мучения за истину. Русские деви цы до сих пор молятся ему о счастливом бра ке и просят по мочь в р а з л и ч и ы х скорбях. Кста ти, в Москве, в Трифоновской церкви, что на-, ходится около М а р ь и и о й рощи, хранится частица святых мощей этого угодника. П а Трифона полагалось зани м а т ь с я заклинанием мышей, дабы они не слишком поедали за- • пасы. Н а Трифона звездно - ожи дай весны поздно. День влюбленных (святого Ва лентина). Именинники Веидимиан, Нерпе-: туя («всегдашняя, вечная», веном ним перпетуум мобиле), Петр («камень»), Трифон («живущий в роскоши», кстати, дословный пере вод этого имени «трехполосыи», так греки называли тех, кто наря жался в полосатые тоги, аналог наших красных пиджаков). 15 ФЕВРААВ Самый активный день в течение лунного месяца. Сегодня мы бу дем вынуждены принимать какие- то принципиальные решения, хочется нам того или нет. Откла дывать дела не рекомендуется. Ве чером будьте осторожны практи чески во всем. Возможны сбои в работе механизмов, аварии. Сегодня один из великих праз дников православия - Сретение Господне. Когда Младенцу Иису су исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария принесли Его в храм, где к ним подошел старец Симеон, кото рому было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя Мира. Симеон взял дитя на руки и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» То есть про изошла как бы встреча Младенца- Сиасителя с Ветхим Заветом. Славянское слово «сретение» означает «встречу». М ы праздну ем встречу старого и нового, наде емся на лучшее, а в русском народе считалось, ч то на Срете- j пие зима в с т р е ч а е т с я с весною, когда «солнце на лето , а зима на мороз во р о ти т ». Сегодня день памяти воинон-ин- тернационалистов. За десять лет Необъявленной войны в Афганиста не погибло более 40 жителей Мур манской области. В областном центре им установлен памятник; 100 лет назад (1900) образовано Печенгское лесничество, одно из первых на Кольском полуострове. В Сретение именинников нет. 16 ФЕВРААВ СРЕМ Принципиальный момент сегод ня - невозможность договориться о чем-либо. Каждый занят своей собственной персоной, от этого уязвим, но непробиваем. Не следу ет настаивать на своем - вы вряд , ли придете к соглашению, по Мень шей мере, потеряете часть автори тета, не добившись ничего. Нежелательны сегодня поездки. Однако в быту день благополуч ный, располагает к наведению по рядка, мелкому ремонту. Отмечая попразднество Срете ния Господня, в святцах находим имена праведных Симеона Бого- приимца и Анны пророчицы (этой престарелой вдове 84-х лет, подоб но Симеону, была открыта истина о принесенном в храм Младенце Иисусе. Она начала славить Бога, почему и названа пророчицей). Обоим угодникам предназначена особая молитва о сохранении здра вия младенцев. Чтится сегодня намять равно- 1 L H J i \ № 6 11 - 17 февраля года аностольного Николая, ар- хи е нис к о иа Японского, с прибытием ко торого в 18(S0 году в Страну восходя щегс солнца связы вают появление там правосла вия. В российском простонародье э т о т день звали Власием - по име ни внесенного в св я тцы Власия К е сарийского, который жил в I I I веке и был пастухом . Бы то в а л о пове рье, что на Власия домовой заезжа е т лошадей, и ч то бы о т него избавиться, привязывали к лошади к н у т , рукавицы и онучи... Именины у Анны («благодать» - евр.), Романа («римский» - лат., «крепкий» -греч.), Симеона («услы- шание» -евр.). 17 ФЕВРААВ Ч1ТВЕРГ Пристальное внимание обратите на рабочие, профессиональные про блемы, возможны перестановки в коллективе, общественно значимые мероприятия. Неожиданно могут прозвучать предложения, раскрыва ющие новые перспективы, -следует соглашаться. Православные люди чтут сегодня память восьми угодников, внесен ных в святцы. Назовем имена лишь трех -преподобного Исндора, кото рый жил в V веке и еще юношей подвизался на Пелуспйской горе в Египте, став аскетом и проповедни ком; -святого князя Георгия, который был сыном великого князя Всеволо да Большое Гнездо, отличался не только делами благочестия, но и воинской доблестью. Основал Ниж ний Новгород, воевал с монголо-та- тарами; - преподобного Кирилла, кото рый по слову Божию отправился из Тихвина в Белоозерье и основал монастырь на острове Красный Но вого озера. В простонародье нынче день Н и колая С т у д и т а (выходит мужик в э т о т день из х а ты , рукавицами похлопывает-приговаривает: « К у са е тся еще мороз-от, зн а ть , зима засилье б ер е т !» ). А вообще-то пре подобный Николай Исповедник, игумен Студийского монастыря в Константинополе, жил в IX веке, ревностно проповедовал ....... — вне. Краевед ы ут верждают, что 55 лет на зад (1945) было восста новлено обье- д н н е н и е «Мурманры- ба». Коллек тив возглавил промысловый капитан Г. Г. Тислеико. Именины у Николая («побеждаю щий народ» -греч.), Кирилла («сол нце» -перс.), Георгия («земледелец» -греч.). Виктор ГЕОРГИ. «СЧИТАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СЕБЯ СААМОМ, ЕСЛИ ДА, ТО ПОЧЕМУ?..» - Быстрее, быстрей! По кочкам, по коч кам и боком! - весело кричал нам пастух- саам. А сам словно заяц прыгал с кочки на кочку с нашей кинокамерой и штативом на зависть неуклюжим горожанам. Саамы не обходят безмерные болота, они их прохо дят напрямую. Провожатый был уже на се редине болота, когда наша группа только-только ступила на хлюпающую по верхность. Вот и река - прозрачная, нежная, золо том блистает на быстрине. Неведомые нам птицы поют нескончаемые песни. За поворотом увидели чум, покрытый брезен том и оленьими шкурами. Вокруг, разве шанная на кустарнике, как елочные игрушки, вялилась рыба вперемешку с гри бами. Хозяин сказочного уголка сидел у ко стра. Лицо спокойно и приветливо, глаза острые, лукавые. Легко поднялся с земли, поджарый, энергичный в свои 78 лет. - Не заблудились, случаем? Давайте к чайку, - и вытащил из чума оленьи шкуры, чтобы обустроить нас у костра, мокрых и несчастных. Удивился, что к нему пришли, рассмеялся, по-детски разоткровен ничался, мол, в селе и разговари вать бы не стал, а коли в тундру пожаловали - что ж, можно и посуда чить. Из его скупых, но искренних и сер дечных ответов мы поняли, что тунд ра - его хлеб, его жизнь, его любовь. И не надо объяснять почему. - Так есть, так было у саамов, - заключил он и пошел снимать сети. Его томит жизнь в однокомнатной квартире каменной пятиэтажки, где он бывает лишь в полярную ночь и февральскую стужу. А с марта-апре ля по октябрь становится вновь хо зяином тундры и приспособлен к такому образу жизни идеально. Помнятся все разговоры, что вели мы с пастухами-саамами, хотя и было это 15 лет назад. Много дней мы находились на оленеводческой базе, слушали мо лодых оленеводов-саамов. Василий Сорванов мечтал, чтобы оленями управляли компьютеры, а он бы на жимал кнопки. Другие, постарше, го ворили, что надо чаще бывать в селе, где оставлены семья и дети. Не женаты молодые саамы, и это пе чалит их: - Не ездят важенки к нам, как наши ба бушки и мамы ездили к дедам и отцам. Важенками юноша назвал молодых ло- возерских красавиц. Видимо, это сравне ние показалось ему теплым и ласковым. Было совершенно очевидно, что у молодых саамов новые отношения с тундрой, суть их только в ощущениях, она еще не сфор мулирована, не высказана сполна. Хотя уже в 1946 году русский ученый Трудные дни недели Б аллы на пр яж енно ст и : 2 - нормальный фон, дни нормального здоровья, активной работы памяти; 3 - дни средней трудности: для детей до 14 лет, пожилых людей 50 - 55 лет и старше; 4 - они повышенной трудности: для де тей до 14 лет, подростков 1 5 - 1 8 лет, части болезненной молодежи 25 - 35 лет, пожилых людей 50 - 55 лет и старше; 5 - дни экстремальной трудности для 100 процентов населения вне зависимос ти от пола и возраста. Н.Н. Волков констатировал: «Оказавшись в центре кипучей промышленной и культур ной жизни, саамы попали в условия, сокра тившие путь их творческого развития на тысячи лет... Естественно поэтому наблю даемое нами интенсивное изменение ос нов хозяйственной, общественной и культурной жизни саамского народа». Значимы события в социокультурной жизни саамов конца X X века. В 1989 году Марш мира проходил по территории нашей области. Впервые после 1917 года в Лово- зере встретились саамы России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Состоялся краси вый праздник, были слезы радости - лово- зерцы и финские гости встретились с родственниками, нашли свои исторические корни. В этом же году учреждена Ассоциация кольских саамов (АКС). Оживилось сотрудни чество с соплеменниками из Норвегии, Шве ции, Финляндии. В июне 1990 года АКС официально приняли в международный Союз саамов Севера. В 1994 году в Ловозере создан Центр национальных культур. Его директор Л. П. Авдеева с коллективом сделали немало для сохранения и творческого обновления саамской культуры. Районное радио Ловозера ввело в штат редактора-переводчика и имеет часы ве щания в эфире на саамском языке. Вновь вернулось в Ловозеро производственное училище № 26 после его переселения в Ковдор. Кадры для оленеводческого хозяй ства вновь стали готовить у себя дома. Меняет ли это жизнь саамского народа, как сказывается на его судьбе? А правда жизни такова, что в Союз саа мов Севера стали поступать заявления от российских саамов о помощи. В растерян ности оказались представители этого наро да перед новыми рыночными отношениями в России. Порою от обывателей слышу: мол, саа мы - россияне, и они как все пострадали от нововведений в экономике и политике. По чему им нужна какая-то особенная по мощь? Так говорят невежды. Да, все россияне проходят испытания новыми условиями, которые заставили многих из нас пере смотреть личные сценарии жизни. Но именно потому следует помогать малочис ленному народу саами, что их невероятно мало, потому что технический прогресс «подминает» под себя развитие некрупных и слаборазвитых хозяйств. Нужны програм мы для выживания малочисленных корен ных народов Севера. Кто может и должен помочь этому наро ду? В начале 90-х годов создан комитет по проблемам коренных малочисленных наро дов Севера администрации Мурманской области. Возглавил его инженер-саам С. Б. Семяшкин. Сергей Борисович так опреде лил свою задачу в статье «Народы Севера хотят вернуться к традиционному образу жизни» («Мурманский вестник» от 1.05.1992 г.): «Помогать областной админи страции вырабатывать эффективную поли тику взаимодействия с малыми северными народами». В статье, на мой взгляд, общая постановка цели не была дополнена конк ретными задачами, проработкой экономи ческого обоснования предложенных идей. Какие формы хозяйственной жизни оп ределяют традиционный образ жизни саа мов сегодня? А если саамская молодежь уезжает в города, хорошо это или нет? И собственно, что выбирает для себя саамс кий народ? Проводились ли какие-либо ис следования? А сегодня существует эта «эффективная политика»? Кто ее опреде ляет, кто реализует: саамский народ? госу дарство? В разговорах с ловозерцами я слышала, что они имеют представле ние о жизни скандинавских саамов, об опыте хозяйственной деятельнос ти, многое из этого опыта им нравит ся. Заимствованный опыт - это лишь толчок для выбора своего пути. Такую попытку хотела предпри нять в 1994 году президент АКС Н. Е. Афанасьева. В «Мурманском вестни ке» от 4.03.1994 года она предлагала провести перепись и внести в анкету такие вопросы: «Считает ли человек себя саамом? Если да, то почему?» Бесхитростные, смелые, но очень трудные вопросы задала Нина Ели сеевна. Они до сих пор не оставляют меня в покое. Я задавала подобные вопросы тем моим знакомым, кто имеет в сво ей родословной не одну националь ность, а две - четыре: «Кем по национальности вы себя считаете, и почему?» Ответы были разные: «За чем это вам надо?», «Как мама ре шила». На «почему» просто не отвечали. Самое популярное толко вание моего интереса - встречный вопрос: «А какое это имеет значе ние?» Что-то очень важное и значимое хотела определить этим вопросом Нина Елисеевна. Несомненно, это имело прямое отношение к эффективной политике в ре шении множества саамских проблем. Увы, вопрос так и остался на бумаге. 10 октября 1999 года администрация Мурманской области повела диалог с пред ставителями саамских организаций. Пред седатель правительства Мурманской области А. А. Малинин пригласил на сове щание руководителей экономических служб, образования, здравоохранения. Для обсуждения были названы три вопроса, для их решения выбраны рабочие группы. На мой взгляд, очень значимым было предложение саамской рабочей группе продумать, сформулировать и внести в со циально-экономический план развития Мурманской области до 2005 года и предстоящее десятилетие то, что четче и ц е ле н а пр а в л е н н е е о тр а зи ло бы со циально-экономическое развитие коренных народов, что специфично для саамов. Диалог состоялся. Мне подумалось: а что же есть то важное, особенное?.. Может быть, новое здание для ПУ № 26, о кото ром так хлопочет его директор В. В. Совки- на? Который год ищет себе замену на долж ность редактора-переводчика саамского радио А. А. Антонова, которой скоро 70 лет! Нет среди молодых таких знатоков нацио нального языка, как она. Мечта Александ ры Андреевны - обучить кого-то из молодых. А где взять деньги на учебу, где учить? Вызывает уважение и мечта Н. Н. Бры лева, главы администрации Ловозерского района, отремонтировать пустующее зда ние бывшего кафе «Чум», перепланиро вать для размещения центра национальных культур. Ведь нынешнему крохотному домику, где сейчас расположен центр, почти 100 лет. И когда танцуют са амскую кадриль, ходуном ходят и стены, и пол, и потолок. А какие мечты у того человека, который считает себя саамом? Ольга КОНДРАШКИНА. № 6 1 1 - 1 7 февраля 2< года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz