Рыбный Мурман. 2000 г. Февраль.

Начальники тралфлота Товарищ о товарище Человек он очень отве т­ ственный и сильный по на­ тур е , за годы работы на плавбазе вырос в настоя­ щего профессионала свое­ го дела. И самое главное - с ним предельно легко ра­ ботать любому старшему помощнику. Никаких про­ блем, он - боцман, что на­ зы в а е т с я , от Б о га . Все палубные работы планиру­ ет сам , исходя из общего объема , из си туации . По большому сче ту , ему даже не нужно ничего подсказы­ вать , так просто - глянуть мимоходом, что он там де­ ла е т . Исключительно доб­ росовестный человек . И если есть возможность его поощрить, я все годы это делал. Он очень честный и болеет за судно , как за собственный дом. И поисти- не вездесущий. Моряки на «Даурии», помню, шутили, что если надо найти Черно­ го, то бесполезно бегать по судну в поисках, надо про­ сто встать где-нибудь в лю­ бом уголке парохода и подождать. И сп у с тя н е ­ большое время он о б я з а ­ тельно на тебя сам выбежит. Потому что един­ ственное м е сто , где он практически не бы в ае т , - это его собственная каюта. А на судне он умудряется находи ться одновременно повсюду, чтобы быть в кур­ се всех дел и событий. А л ь б е р т Л Е В А Н О В . (Из книги " Пожнешь судьбу».) К 80-летию становления рыбного госпромысла на Мурмане --------------- Выпуск №3 ------------------ В очередном выпуске нашего разворота «Люди. Корабли . Судьбы» мы продолжаем рассказ о первых руководителях тралфлота. Вспоминаем о славных страницах в летописи истории рыбного Мурмана, которые вписали «бортовнчки» - сначала угольные, а затем ос­ нащенные паровыми машинами Р Т . «Товарищ о товарище» - эта рубрика появилась в газете благодаря тем, кто сумел «от первого лица» рассказать о своих коллегах по нелегкому рыбному делу. Напомним, что нынешний год юбилейный не только для Мурманского тралового флота. Это венчающий X X век год 80-летия становления государственного рыбного промысла на Севе­ ре России. ВСЕВОЛОД КИРЕЕВ Боцман Владимир Черный Холодной осенью 1949 года я уже «вырос» до должности мастера добы­ чи (помтралмейстсра, как говорили раньше). Ходил на РТ-62 «Вороши­ лов», где капитаном был Геннадии Петрович Михренгнн. Команда на бор­ ту. Нас провожает в рейс заместитель начальника флота Всеволод Алексее­ вич Киреев. Он недавно покинул мос­ тик траулера: с беспокойной, чисто морской должности каиитана-флагма- на ушел на еще более беспокойную ра­ боту в управлении тралового флота. «Идете на Гусиную банку, - так он начал разговор с экипажем, - рыбалка должна быть хорошей, а вы должны отлично сработать. Желаю удачи, ус­ пехов, быстрейшего возвращения и с полным грузом...» В 1953 году В. А. Кирееву было ре­ комендовано стать начальником флота. Слова «рекомендация» и «приказ» в тс годы были синонимами. Надо, значит надо. Так было и в годы войны, когда тогда уже легендарный капитан Кире­ ев в ноябре 1941 года на СКР-25 «Бриз» (до войны РТ-64 «Северный полюс») протаранил немецкую подвод­ ную лодку. Послевоенные годы для флота были также очень трудными. Рыбы достав­ ляли в порт много, но мешала большая текучесть кадров, вызванная жилищ­ но-бытовой неустроенностью.. Работали по 16 часов, а с авралами -и по 18. Та­ кая нагрузка не всем, по силам. Да п заработки были далеки от желаемого. Траловый флот знавал много на­ чальников. Но мало кто из них стал действительно символом, живой леген­ дой. Киреев понимал, что терпение - главная черта интеллигентного челове­ ка. А вторая - труд. Вместе они все перетрут. Добро порождает добро. Зло разрушает человека и творит хаос... Если всей душой веришь в успех сво­ его дела, то откроешь в себе силы, о ко­ торых раньше и не знал. Если ты твердо убежден, что прав, зачем сда­ ваться? Только потому, что ты пока один и что тебе слишком трудно? Но в правом деле человек не останется один. И Киреев об этом знал, а потому спо­ рил, доказывал: флоту нужны более со­ вершенные траулеры. Он знал, что уже разработаны схемы судов кормового траления, что произведены их много­ кратные испытания. Дело оставалось за воплощением идеи в жизнь. И в цент­ ре внимания флота была борьба за тех­ нический прогресс. Частыми гостями стали ученые центральных научно-ис- слсдоватсльских институтов. Благода­ ря этому и настойчивости В. А. Киреева в 1955 году в Мурманск при­ шел первый БМ РТ . При внешнем спокойствии и нето­ ропливости Всеволод Алексеевич был крайне непоседлив и любознателен, у него был неугомонный характер. Прежде чем устраивать тому или иному капитану головомойку, до ме­ лочей изучал проступок, а значит, был справедлив в своих действиях. Киреев обладал редким даром мыс­ лить крупно, масштабно, вникать в суть вещей и явлений по-государ- ствспному глубоко и основательно. А вообще-то это был человек удиви­ тельной души - добрый, щедрый, ко­ торый всегда старался оставаться незаметным. Игорь КУРАМШИН. № 5 4 - 1 0 февраля 2000 года Вопрос к старожилам Мурманска В о б ш и р н о м ф о т о а р х и ­ ве р е д а к ц и и п о р о й п о п а ­ д а ю т с я с н и м к и б е з о б я з а т е л ь н о г о к о м м е н т а ­ р и я - к о г д а , гд е и к т о и з о б р аж е н на с н и м к е . П о ­ т о м у - т о н а м п р и х о д и т с я о б р ащ а т ь с я за п о м ощ ью к в е т е р а н а м , ч т о б ы и с п р а ­ в и т ь н е д о р а б о т к у ф о т о ­ г р а ф а . На э т о т р а з х о ч е т с я с п р о с и т ь с т а р о ­ ж и л о в М у р м а н с к а : ч т о за м е с т о н а ш е г о г о р о д а з а ­ ф и к с и р о в а л о б ъ е к т и в и в к а к о м г о д у бы л с д е л а н э т о т с н и м о к ? В а ш и о т в е т ы б у д у т о п у б л и к о в а н ы в о ч е р е д ­ н ы х в ы п у с к а х и с т о р и ч е с ­ к о г о р а з в о р о т а «Люди . К о р а б л и . С у д ь бы » . Последний «бортовичок» — Репортаж из прошлого века — «Под флагами расцвечивания возвращался в родной порт траулер «Молодогвардеец». После того как ом ошвартовался, состоялась торжественная встреча экипажа. Этим рейсом РТ- 330 завершил славную трудовую биографию бортовых промыс­ ловых судов Мурманского тралового флота. О последнем рейсе рапортовал капитан Александр Васильевич Зверев. Он же при­ нял хлеб-соль...» Так в одном из июньских 1987 года номеров «Рыбного Мур­ мана» начал свой репортаж Павел Быетроумов. Ветеран-жур­ налист рассказывал о том, что первым капитаном на РТ-330 был В. И. Донзарссков, который прошел путь до руководите­ ля «Севрыбы». Что в разные годы возглавляли экипаж трауле­ ра столь опытные промысловики, как Павел Викторович Воеводин и Анатолий Дмитриевич Тузов. Более четверги века отработал на «Молодогвардейце» старший механик Г. М. Хох­ лов. А в годы войны подобные «бортовнчки» не только про­ мышляли рыбу во фронтовом Баренцевом море, но и были включены в состав Северного флота. И вот последний рейс, последняя встреча. Передовикам - грамоты п цветы, подарки, песни и улыбки. Рядом у причала стоят современные красавцы-траулеры, на которых, верилось, можно будет продолжить столь нужную городу н стране удар­ ную трудовую вахту... № 5 4 - 1 0 февраля 2000 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz