Рыбный Мурман. 2000 г. Апрель.

Д А Й Д Ж Е С Т О Т Р А С Л Е В О Й П Р Е С С Ы Р Ы Б Н А Я О Т РАС Л Ь как будто спе­ циально создана для того, чтобы об манывать государство. Попытки навести в ней порядок предпринимаются уже не одно столетие еще в 1704 году указом Петра I было запрещено употребление са моловов, «кои состоят из протянутой по­ перек реки веревки с навешенными крючьями так, что редкая рыба пройдет не зацепившись». В царской России иео диократно принимались документы, огра ничиваюшие нелегальное применение рыболовных сетей, но тоже без особого успеха. В советскую эпоху (к слову, С СС Р был второй в мире рыбной держа вой, экспортируя в лучшие времена на 4,5 млрд. долларов морепродуктов) браконь ерство было поставлено уже на иромыш ленную основу. Особенно страдали популяции осетра в дельте Волги и лосо севые на Сахалине. Черный рынок, неле­ гальный экспорт были налажены уже тогда, хотя, конечно, расцвет рыбного криминала приходится на последнее деся тплетие. В отличие от других экснор горист про ванных сырьевых отраслей рыопром об­ ладает одним важным «преимуществом» зачастую выловленной рыбе совершенно необязательно пересекать границу. По­ пробуйте отследить, сколько рыбы пало вило судно за многие мили от российского берега, кому и по какой цене прямо в море ее сгрузило. Естественно, что с отме­ ной государственной монополии на внеш неэкономическую деятельность и с учетом царившей до последнего времени бескон тролыюстп в вылове и реализации морей родуктов отрасль оказалась буквально «золотым дном» для теневиков. Напри мер, японцы каждый год получают неле гальио выловленного краба из России на сумму свыше 300 млн. долларов. По оцеп кам экспертов МВД, только от незаконно го вылова и неучтенного сбыта ценных пород рыб и морепродуктов ежегодные потери бюджета составляют порядка 3 5 млрд. долларов. Помимо обычного бра­ коньерства, вполне привлекательным бизнесом является и торговля квотами на вылов рыбы. Сначала квоту получа­ ют под списанное или затонувшее суд­ но, потом перепродают. Еще одни источник обогащения на ниве рыбпрома - сами суда, являющи­ еся вполне ликвидным активом. В на стоящее время в государственной собственности осталось всего 4,5% добы­ вающего флота. Авторов приватизации часто ругают, что предприятия уходили почти задаром. Но одно дело, когда го­ ворят об ушедшем за бесценок станков троительном заводе попробуй продай этот неликвид. Другое дело, когда за ко­ пейки покупаются целые флотилии. На­ пример, Находкинская база активного морского рыболовства была продана за 1млн долларов, ион том что только суда стоили порядка 300 млн. Аферам с дос­ тавшимися задаром судами несть числа. Наиболее громкая связана с крупнейши­ ми рефрижераторными компаниями - « Востоктрансфлот», «Югтраисфлот», «Калииинградрефтрансфлот» и «Сев- рыбхолодфлот», которые в период 1991 1995 годов передали большинство сво­ их судов в пул, управляемый американ скоп фирмой Trans Ocean Express. Фирма была учреждена эмигрантами из России Даниэлем и Леонардом Лев (нос ледиий, кстати, проходил по уголовно­ му процессу в СШ А вместе с Вячеславом Иваньковым). Для рефри жераторных компаний затея окончилась потерей значительной части флота. Приличный доход хозяевам рыбной отрасли приносили п заказы на строитель ство рыболовецких судов на зарубежных верфях. Как правило, строятся они по ценам, завышенным вдвое, а где оседает• разница догадаться несложно. Так, в результате всего лишь одной аферы, орга пизонапной компанией « Рыбкомфлот», государство потеряло 1,5 млрд. долларов. 79 судов было построено за счет зарубеж­ ных кредитов под гарантии государства. 30 из них исчезло, остальные перешли в частную собственность. Неудивительно, что при таком раскла де руководителям рыбном отрасли не уда валось долго усидеть в своем кресле. За последние три года на посту председате­ ля Госкомитета по рыболовству сменилось пять руководителей. Причем иреднослед пего 'Николая Ермакова отправили па пенсию вскоре после того, как в ходе аудиторской проверки Госкомрыболов >г возглавил Юрий Сипельиик. Соображени ями о том, как он собирается расноряжать ся непростым наследством, доставшимся от предшественников, новый руководитель комитета поделился с «Экспертом». январь март £ тыс. рублей РЫБПРОМСПУСКАЕТ ПИРАТСКИИФЛАГ Как навести порядок в одной из самых криминальных отраслей российской экономики - Юрий Петрович, рыбнром не только одна из самых криминализированных, но и самая коррумпированная из отраслей в российской экономике. Следы многих афер ведут «наверх», и поэтому расследо­ вание их здорово тормозится. Удалось ли достигнуть каких-нибудь результатов в случае, скажем, с «Рыбкомфлотом»? Я бы назвал это дело «аферой века», так как но масштабам хищений ему нет равных в новейшей истории отрасли. Ком­ пания «Рыбкомфлот» была создана в во­ семьдесят девятом году как государственное предприятие, подчиняю щееся Министерству рыбного хозяйства СССР. «Рыбкомфлот» имел ряд оффшор пых структур для залога судов с целью привлечения зарубежного финансирования. Семьдесят девять судов пыли построены под гарантии государства, а затем окольны­ ми путями перешли коммерческим струюу рам в безвозмездное пользование. Ьолее того, в результате многократных манипуля­ ций по смене учредителей 65,4% акций «Рыбкомфлота» перешло в собственность ТОО «Рнфер» (Москва), учрежденного руководителями «Рыбкомфлота» господами Симоновым п Орловым, перебравшимися к этому времени в Лондон. Таким образом, «Рыбкомфлот» полностью вышел из-под контроля государства. Тридцать судов из семидесяти девяти попросту исчезли, их уже нет. -Тридцать судов - это ведь более полу- миллиарда долларов? Этим потери государства, к сожалению, не ограничиваются. На постройку этих су­ дов «Рыбкомфлот» получил кредитов иод гарантии Министерства рыбного хозяйства на полтора миллиарда долларов. Так вот, в то время как «Рыбкомфлот» был «привати­ зирован» и суда перешли в частную соб ственность, задолженность но этому кредиту в девяносто четвертом году была переложена на Россию в рамках общей за долженности Парижскому клубу! Чтобы оценить уровень поддержки преступников «сверху», достаточно вспомнить, что уго­ ловное дело, возбужденное в отношении организаторов сделки в 1994 году, в 1995м исчезло из прокуратуры. Да и сей­ час наша деятельность по расследованию этой сделки натыкается на серьезное сопро­ тивление. - А что с оставшимися судами? - «Рыбкомфлот» должен был аккуму­ лировать все арендные платежи за экс­ плуатацию построенных судов и перечислять их в бюджет России в счет погашения задолженности Pci) Париже кому клубу. Однако из-за попуститель ства должностных лиц они не перечислялись. Даже с теми судами, которые остались в России п управляют ся различными коммерческими фирма ми, есть существенные проблемы. Фирмы , столь счастливо получившие суда, начиная с 1993 года по настоящее время практически не осуществляли никаких платежей, зато бесплатно пользовались российскими сырьевыми ресурсами. Попытки Госкомрыболовства навести в этой сфере порядок и взы с ­ кать со злостных неплательщиков день­ ги, которые те давно заработали, но отказываются перечислить в бюджет, за частую натыкаются на сопротивление руководителей этих предприятий и вы ­ сокопоставленных чиновников. - Например? Самая острая ситуация сейчас сложи лась вокруг 11 супертраулеров, построен ных для «Рыбкомфлота» иод гарантии СССР. В настоящее время эти суда управ­ ляются приморской компанией «ДМП Тра­ улеру». Но вот что интересно: ранее 11 суисртраулеров находились в эксплуатации ЗАО «Супер» и три - в эксплуатации «Дальмореиродукта» (материнской компа­ нии «ДМП Траулере»). За 1996-1997 годы ЗАО «Супер» выплатило 17 млн. 100 тыс. долларов лизинговых платежей. А компа­ ния «Дальмореиродукт» с 1996 года не пла­ тила ни цента. Вот тут начинается самое интересное: в прошлом году по просьбе губернатора Приморья Наздратенко все суда изымаются из управления ЗАО «Су­ пер» и передаются в управление «ДМП Траулере», принадлежащее на 100% ОАО X К «Дальмореиродукт». - Правильно ли я понял, что суда были забраны у ЗАО «Супер», которое исправ­ но платило в казну, и отданы «Дальморен- родукту», который не нлатнл нн цента? - В своем письме Наздратенко указыва­ ет, что «Дальмореиродукт» является ста­ бильно работающим предприятием, систематически производит все текущие платежи за построенные суда. В письме указывается, что администрация Приморс­ кого края считает, что передача судов «ДМП Граулерс» увеличит платежи в фе­ деральный и местный бюджеты и позволит накапливать средства для расчета за про­ данные суда. У нас теперь моден девиз: «Дела -выше слов», так вот дела такие: «Дальмореиро­ дукт» как не платил ни цента за эксплуата­ цию трех судов, так ничего не заплатил и после передачи одиннадцати. Этого наш комитет допустить не мог мы были вы­ нуждены ноити на жесткие меры и приос­ тановить промысел 14 супертраулеров. - И какова была реакция? Правительственные чиновники оказа­ лись буквально завалены однотипными письмами приморских рыбаков: мол, дей­ ствия Госкомрыболовства приводят к про­ валу путины и соответственному непоступлению налоговых платежей в бюд­ жет. Но нашу линию правительство полно­ стью поддерживает, и ситуация постепенно нормализуется: деятельность Госкомрыбо­ ловства привела к тому, что операторы су­ дов, которые бесплатно пользовались судами, построенными на государственные деньги, наконец-то начнут перечислять в бюджет и вернут прошлые долги. А кто не будет возвращать -передадим информацию в правоохранительные структуры. - Юрий Петрович, а как вы намерены бороться с контрабандой и незаконным получением квот? Мы достигли соглашения с Норвегией и Исландией о том, что эти страны предо­ ставляют информацию о деятельности рос­ сийских судов в своих портах. А вот, например, Япония отказывается. В таких случаях суда с особо цепными видами рыб н морепродуктов перед продажей'улова иностранцам обязаны возвращаться в наши порты для декларирования продукции. Для контроля за судами в двухсотмиль­ ной зоне развернута система спутникового мониторинга. Причем каждый судовладе­ лец обязан за свой счет поставить на судно датчик, передающий всю информацию о местонахождении судна. Наконец, наш комитет намерен провести ревизию всего флота, дабы исключить воз­ можность получить квоту, к примеру, иод списанный или затонувший траулер. Квоты будут выделяться персонально на судно, а не на компанию - дабы исключить огром­ ный оборот незаконной торговли квотами. Приоритет получат суда тех предприятий, которые исправно платят налоги и не име­ ют задолженности перед бюджетом. Кроме того, объем квот будет зависеть от степени интеграции предприятия в российскую эко­ номику больше всего получат те, кто зай­ мется переработкой продукции на своей территории. -Юрий Петрович, немало споров о том, под каким флагом должны плавать суда, ведущие промысел в наших водах. Како­ во ваше мнение? Госкомрыболовства только за российс­ кий флаг. И в ближайших планах обеспе­ чение льгот и преференций судам, которые ходят под российским флагом. Российский флаг должен быть выгоден для судовла­ дельцев, иначе наши суда будут продол жать уходить в оффшоры, ’ и только административными мерами это не остано­ вить. Еще мы категорически против ситуа­ ций, когда иностранные суда под завесой российского флага проникают в святая свя­ тых российских рыоаков. За примером да­ леко ходить не надо: иод российским флагом в район традиционно российского промысла -Охотское море -проникли зна­ менитые миллионеры братья Ласкарндисы. В свое время Ласкарндисы купили у «Даль* морепродукта» по явно заниженным ценам несколько высококлассных судов. При этом генеральный директор ДМП господин Ди­ денко предоставил грекам уникальное пра; во использовать на этих судах российский флаг. Эта сделка нанесла колоссальный ущерб российским морякам -Ласкаридисам удалось захватить грузоперевозки в основ ном рыбодобывающем регионе России. - К советские времена зоной наших «рыбных» интересов был весь Мировой океан. Ясно, » jt o сейчас на ведение про­ мысла в прежних географических масшта­ бах нет ни сил, ни средств... -Есть и силы, и средства. Уже в ближай­ шее время российские суда будут работать в освоенных во времена СССР прибреж­ ных зонах Анголы, Аргентины, Маврита­ нии, Марокко, Мозамбика. - Представляю, какой крик поднимут наши конкуренты: русские идут! Во-первых, тогда уж пусть кричат «рус­ ские возвращаются», поскольку мы в тех районах не новички. Во-вторых, никакого крика мы вообще не ожидаем: все произой­ дет на совершенно законных основаниях, в соответствии с международными соглаше­ ниями. Сергей КОНСТАН ТИ НО В . «Эксперт», № 12, 27 марта 2000 г. ( Приведено с незначительным сокращением.) к и л № 14 7 - 13 апреля 2000 года М о р с к о й с о в е т б ь е т т р е в о г у N орской совет Приморского края обратился в правительство и Государственный таможенный комитет Российской Федерации с просьбой скорейшего рассмотре­ ния проблемы непомерных сбо­ ров с судов, работающих на условиях «бербоут чартера». Со вокунный размер сборов достига ет 26,2 процента от стоимости судна, такой порядок необходи мо отменит ь до принятия нового закона о таможенном кодексе. Промедление в решении этого вопроса грозит расторжением договора и банкротством ряда российских судоходных комиа ний, считают члены морского совета. Более 100 отечественных судов, находящихся в залоге у иностранных банков под креди ты на строительство нового фло та, не смогут тогда вернуться в родные порты, значительные по­ тери понесет бюджет государ­ ства. Проблема эта не нова, и при морские судовладельцы бьют тревогу не первый месяц. Вопрос о таможенном оформлении су дон. находящихся в «бербоут чартере», обсуждался осенью прошлого года во время визита во Владивосток премьера Влади мира Путина. Он также рассмат­ ривался на недавнем заседании Совета безопасности Российской Федерации. Сегодня договоры бербоут чартера активно исноль зуют судоходные компании всего мира, в среднем на 30 процентов пополняя флот через этот меха нпзм. Государства, заинтересо ванные в усилении своих морских позиций, полностью ОС вобождают компании от уплаты косвенных налогов. В России же складывается кардинально иная ситуация. «Наше государство за­ ставляет судовладельцев отказы ваться от пополнения флота либо не заводить арендуемые по дого­ вору бербоут чартера суда в рос­ сийские порты», заявил на заседании морского совета гене­ ральный директор ДО «Дальне­ восточное морское пароходство» Виктор Миськов. Представителей торгового флота в этом вопросе поддержи нают и рыбаки. «Наши суда, как «летучие голландцы», избегают родные порты, которые стали для них вражескими, заявил президент ОАО Х К «Дальмореп родукт» Юрий Диденко. При таких фантастически высоких таможенных сборах нам выгод­ нее заходить в те же корейские порты свободной экономической зоны в Раджине». Государству может слишком дорого обойтись попустительство в этом вопросе. «Возрождение российского флота невозможно, если не будет снята эта удавка, затянутая на шее всех судоход ных предприятий», убежден Виктор Миськов. t s f ia i f e б и м п р ь л И в о т я с и ж у в с о б к о р о в с к о м п у н к т е и р а з м ы ш л я ю н а д ф а к т а м и , о б р у ш и в ш и м и с я н а м о ю г о л о в у . В с п о м и н а ю и п р о у н и к а л ь н у ю а ф е р н у ю о п е р а ц и ю с к о н т р о л ь н ы м п а к е т о м Н а х о д к и н с к о г о р ы б н о г о п о р т а , к о т о р у ю я т щ а т е л ь н о о п и с а л а в п у б л и к а ц и и п е р в о г о н о м е р а г а з е т ы 2 0 0 0 г о д а . Помурманскомуаналогу Решением губернатора Архангельской области А. Ефремова в со ставе губернского аппарата образован комитет но рыбному хозяй ству с подчинением его первому заместителю главы администрации и председателю правительства области. Возглавил комитет Л. Me лешко. Предельная численность новой структуры определена в пять человек, в частности, за счет ликвидации отдела рыбного хозяйства в департаменте агропромкомплекса. Рыбалка марта «скисла» Удачная рыбалка экипажей АПТФ в феврале позволила не толь­ ко заметно перекрыть месячное щние, но и ликвидировать отста­ вание января. Было произвел* пищевой продукции и консервов 11,4 тыс. тонн. Стоимость това i продукции составили 136,3 млн. рублей при плане 100,5 млн. ( i сравнения: результаты февраля прошлого года -всего 74,8 мл1 рублей). Однако март не оправдал репутацию самого рыбного месяца. Работающим на лове донных п на добыче мойвы значительную часть времени приходилось штормоваться, теряя темпы добычи. Вместо уловов ир потребности до пятидесяти тонн среднесуточные уловы двух декад марта, например, составляли от трех до десяти тонн. Молодисемгидаливолю Первую партию молоди семги вырастил в этом году Онежский рыборазводный завод. 14 тысяч двухгодовалых мальков отпущены в устье реки Кены Плесецкого района. Всего реки Севера получат от рыбозавода более сорока тысяч мальков. И Г Р Ы Б Е З П Р А В И Л В О К Р У Г П О Р Т А С ИТУАЦИЯ ПОТРЯСЛА Находку: 511820 обыкновенных имен­ ных акций стоимостью по 40 рублей были распроданы всего по... 18 ко­ пеек за штуку. Контрольный пакет рыбного порта ушел на сторону за 3517 долларов США. В пересчете на реальную стоимость - это 8 милли­ онов долларов. З а «финансовой опе­ рацией» века, е сте стве н н о , сто ят люди, которые называют себя в На­ ходке «проводниками рыночной эко­ номики и знатоками фондового рын­ ка». Разумеется, я назвала в статье и фирмы, и фамилии людей, кто ре­ жиссировал проект. Не могли выпасть из поля зрения его известные теоре­ тики и исполнители - генеральный директор инвестиционной компании «Первый порт» Д. Любимов, который самостоятельно, без решения со ве­ та директоров и собрания акционе­ ров, одним росчерком пера решил суд ьбу портовской собственности . Причастен к операции и обидевший­ ся теперь на меня мой давний знако­ мый Владимир Мусарский - член с о ­ вета директоров «Первого порта», совсем еще недавно возглавлявший Находкинский фонд имущества. Как все это происходило: кто ини­ циатор, исполнитель, как распреде­ лились и куда ушли акции? - дело следствия и материал для суда. Меня же как ж ур н а л и ста и н те р е со в а л а судьба великолепно работающего в рыночных условиях порта, разви ва­ ющегося, завершившего после двух убыточных лет год 1999-й с хорошей прибылью. Сверяя фактический материал, я по телефону разговаривала с Мари­ ей Чураевой, генеральным директо­ ром компании «Пионер Первый Ин­ вестиционный фонд», истинным вл а­ дельцем Находкинского рыбного пор­ та, который вложил в его развитие 15 миллиардов неденоминированных рублей. - В се мы надеемся, что с помо­ щью законных методов правоохрани­ тельные органы разберутся в этой грязной истории и расставят все по своим м естам , - поддерж ала она меня. - Хотелось бы, чтобы наконец возобладало благоразумие у тех, кто за те ял л укавы е сделки с акциями порта и вернул их владельцам. Но с того времени прошло три м есяца - никто о возвратах не по­ м ыш л яе т, р а ссл ед о в а н и я идут ни шатко ни валко. Более того, эм и с ­ сары передела уже требуют созыва внеочередного акционерного собр а­ ния. Настроение же, как давление в а тм о сф е р е , п е р е д а е тс я о кр уж аю ­ щим. - В се затеянное вокруг порта уча­ стниками аферы с акциями ничего хорошего не предвещает, - коммен­ тирует генеральный директор Наход­ кинской БАМ Р - один из «китов» рыб­ ной отрасли Анатолий Колесниченко. - Мы не хотим, чтобы рыбный порт постигла участь Новороссийска, где за собственность даже велась пере­ стрелка между группировками. Бам- ровцы, как клиенты, заин тер есо ва­ ны в стабильной работе порта. П ОСЛ Е ПУБЛИКАЦИИ прицель­ ный интерес к Находкинско­ му порту проявил краевой комитет рыбного хозяйства. Стала известна и принципиальная позиция губернато­ ра Приморья Евгения Наздратенко, который о происходящем в Находке проинформировал и. о. президента Владимира Путина. Активизировались и правоохрани­ тельные органы, распутывая во в з а ­ имосвязи паутину афер и Находкин­ ского нефтеналивного порта. В рам ­ ках уголовного дела был приведен ряд санкционированных обы сков у руководителей финансовых компа­ ний, через которые прокручивались сд елки с акци ям и . З а б р ош е н н ы е сети в мутные воды новых привати­ заторов принесли в общем-то инте­ ресный улов: следствие не раз о б ­ ращалось к руководителю «Первого порта» Д. Любимову, так лихо р ас­ п о р яд и вш ем уся акци ями рыбного порта, с тр еб о вани ем п р ед ъяви ть документы. Они не находились. А тут выудили: и отдельные документы, и печать у одного из участников акци­ онерных переделов. Спрашивается, для чего хранил, кому берег? Рабо т­ ники правоохранительных органов надеются найти ответы и на эти воп­ росы, чтобы выявить курс: куда хо­ тят повернуть корабль портовой с о б ­ ственности закоперщики передела. Похоже, что биться за чужой кусок приватизированного пирога сценари­ сты готовы до конца. Ибо после обы с­ ков строчат они во все инстанции жалобы на блю стителей порядка и закона, обвиняя их в политическом удушении. А опыта в плане «очеред­ ных войн», угроз, давления, суд еб ­ ных тяжб «за оскорбленную невин­ ность» не занимать. Вот и новый иск Владимира М оисееви ча ко мне как ж урналисту воспринимаю не иначе как определенное давление на мо ­ ральное сознание или психологичес­ кую игру. Я, о ка зы ва е тся, нанесла ему моральный и материальный вред на 33 копейки. Думай: либо Влади ­ мир Моисеевич мое беспокойство о судьбе одного из главных портов Р о с ­ сии и жизни огромной армии профес­ сиональных портовиков оценивает в «ничто» (33 копейки!), либо намека­ ет: продалась, как Иуда, за 33 гро­ ша! И В С Е Ж Е ХОЧУ В Е Р И Т Ь перед судом «чести»: найдутся-таки с и л а , ум, д а л ь н о в и д н о с ть , чтобы махинаторов, каким бы финансовым ресурсом они ни владели, как бы ни и зво р ачи ва ли сь, поймаю т за руку. В ед ь, кажется, уже «лед тронулся, господа присяжные засед атели »: в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о признании сделки с 511820 акциями рыбного порта недействительной, проведен­ ной генеральным директором инвес­ тиционной компании «Первый порт» Д. Любимовым, обратилось Примор­ ское региональное отделение Ф е д е ­ ральной комиссии по рынку ценных бумаг. Истец просит суд не только признать сделки по продаже акций рыбного порта финансовым компани­ ям ничтожными, но и обязать их вер­ нуть все акции. Будет ли остановлен прихватиза- ционный грязный передел, который происходит не по законам, а по по­ н яти ям ? Вопрос этот сегодня резон­ но задают не только акционеры, но и портовики, для которых родной рыбный порт - это судьба и жизнь. С. БАРЬЯШ, собкор газеты «Рыбак Приморья». (Приводится в сокращении. В частности, исключена глава о дав­ лении лично на автора публикации, квартирная кража диктофо­ на, кассет с конфиденциальными интервью и т. п.) П Р И О Р И Т Е Т « М А Л Ы Ш Е Й » n l e r n a t i o n a Перевел Евгений ВОВЧЕНКО. Несмотря на то, что за последние годы из состава промыслового флота Великобрита­ нии выведены сотни устаревших судов, про­ блема его обновления остается актуальной. Шотландские судовладельцы предпочитают решать ее за счет строительства современ­ ных малотоннажных судов. Связано это с экономическими соображениями, которые, в свою очередь, обусловлены снижением квот на вылов высокорентабельных донных видов рыбы: трески и пикши. В этих условиях ста­ новится невыгодным строительство более крупных и дорогостоящих судов, требующих больших эксплуатационных затрат. Одна из основных причин их строительства в недавнем прошлом состояла в том, что шотланд­ цы делали акцент на промысел донных видов и неквотируемых объектов лова в глубоководных рай­ онах за пределами континентального шельфа. Но в связи с тем, что в последние годы все больше обьектов лова переходят в категорию квотируе- № 14 7 - 1 3 апреля 2000 года мых и квоты на традиционные промысловые дон­ ные виды рыб с н иж аю тся, в с е бо л ьш е средних .и крупнотоннажных тр а ул ер о в п е р е о р и е н ти р у ­ ю тся на промы сел кр еветки в С е вер н ом море. О снащ енны е со вр ем енны ми д войными т р а л о вы ­ ми с и с т е м а м и , они п о к а зы в аю т хор ош и е р е ­ з у л ь т а т ы . О дн ако с п е ц и а л и с ты с ч и т а ю т , что во змож но сти таких судо в не могут бы ть п олно ­ стью р еал и зо ваны только на кр евето чном про ­ м ы сл е , н е см о тр я на у сто й ч и в ую в н а с то ящ е е вр ем я сы р ье вую б а зу этого морепрод укта. Б о ­ лее-того, зн ачи тельны й рост цен на топ ли во с у ­ щ ественно сниж ает их р ен таб ел ьн о сть. В с е это вк уп е з а с т а в л я е т с у д о в л а д е л ь ц е в стр ои ть м алы е суд а, о снащ енны е сам ы м и с о ­ вр ем енным и с и с тем ам и ло ва, поиска, н а в и га ­ ции, в ча стн о сти , двойными тр алам и . В н а с то ­ ящ ее вр ем я для шотланд ских ры б ако в на с у д о ­ верф ях И спании и Англии с тр о я т с я н е ско л ько тр а ул е р о в, которы е имею т длину все го около 20 м етро в и о снащ ены д войными тр алам и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz