Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.

(«Рыбак Севера») ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ реклтно-инфорнлиионное приложение еженедельник* " рывный мурмлн " КВОТА Павел ЛУЖИН В АО "Мурман-писк" сроч­ но требуется главный бух­ галтер. На совете директоров один из учас ­ тников совещания предло- - У меня есть на примете отличный работник, но ему еще полгода сидеть... КОМУ И СКОЛЬКО реш и п о л ю б о в н о Мур: 6< Константин БУДАНОВ, председатель областного комитета по рыболовству В Москве прошла расширен­ ная коллегия Госкомрыболовст- ва. Прозвучал на ней и отчет администрации о положении дел в рыбохозяйственном комплексе области. Прошедший год для рыбаков Мурманской области сложился неплохо. Вылов рыбы составил 716 тысяч тонн, что превышает показатель 1995 года на 14 про­ центов. Выпуск пищевой продук­ ции достиг 488 тысяч тонн - на 3 процента больше, чем в предшес­ твующий период . На внутренний рынок была поставлена 331 тыся­ ча тонн продовольственных рыб­ ных товаров. Численность моряков й рыбопереработчиков за минувший год уменьшилась всего на 10 процентов. Имеем стабилизацию кадров. Администрация области профинансировала несколько производственных программ за счет конкурсной квоты трески. В первую очередь средства,были направлены на воспроизводство лососевых. Получены отрадные результаты. В 1996 году выраще­ но 220 тонн товарной рыбы и 20 тонн посадочного материала. На­ лажен выпуск рыбных кормов на манском хлебокомбинате, собое внимание уделялось развитию прибрежного рыболов­ ства. В прошлом году пассивны­ ми орудиями лова в прибрежной зоне добыто 1400 тонн рыбы, что позволило обеспечить около 300 рабочих мест в отдаленных при­ брежных поселках. Возрождается добыча водорослей на пищевые цели. В 1996 году уже добыто 160 тонн морской капусты. Эту программу будем финансировать и впредь. • Хотелось бы остановиться на вопросе безопасности мореплава- ; ния. В 1996 году по Мурманско­ му морскому рыбному порту зафиксировано 34 аварийных случая - на 5 процентов ниже уровня 1995 года. Основная при­ чина аварийных ситуаций связана с плохим техническим состоянием плавсредств. Анализ выявил не­ качественный ремонт судов ре ­ монтниками, низкий контроль со стороны ОТК судоремонтных предприятий й судовладельцев за ходом работ. Многое сделано по предупреж­ дению аварийности на флоте го­ сударственной администрацией морского рыбного порта, правда, и отношение судовладельцев к мерам безопасности резко изме­ нилось к лучшему. По прогнозу ученых, сырьевая база на 1997 год ожидается бла­ гоприятной. Сегодня уже ставит­ ся под сомнение возможность освоения ресурсов из-за недостат­ ка промысловых судов. Первос­ тепенная проблема - обновление флота, более 50Процентов кото­ рого имеют запредельный срок эксплуатации. Без государствен­ ных инвестиций этот вопрос са­ мостоятельно ни области, ни флотам не решить. До 2010 года необходимо построить 100-120 крупнотоннажных и среднетон­ нажных судов, чтобы удержать уровень добычи рыбы в пределах 700-800 тыс. тонн в год. Назрела необходимость рекон струкции береговых рыбоперера­ батывающих предприятий. Ныне продукция рыбокомбината не конкурентоспособна из-за ее вы­ сокой цены. За прошедший год цена на основную продукцию, выработанную заводами" рыбо­ комбината, возросла на 10-13 процентов, в то же время затраты возросли на 40-43 процента. Та­ кое же положение сложилось и с рыбой, добытой флотами. Сред­ няя цена 1 тонны обезличенной рыбы возросла за год на 2 про­ цента, а средняя себестоимость - на 23 процента. Наступает время, когда без дотаций дооыча и обра­ ботка рыбы будет просто невоз­ можна. Главные статьи затрат составляют электроэнергия, топ­ ливо, налоги. Хотя через Мурманский морс­ кой рыбный порт перегружено рыбопродукции в 1996 году боль­ ше, чем в 1995-м на 15 тыс, тонн, нас беспокоит вопрос поставки рыбопродукции на внутренний рынок. Количество приводов су­ дов снизилось на 15 процентов. "И конца этому процессу не видно. Расходы на заход судна в порт Мурманск превышают им подо­ бные при посещении европейских портов в три раза. К примеру, затраты СРТМ-к за трое суток стоянки в порту Мурманск со­ ставляют 36 млн. рублей (это бо­ лее 6 тысяч долларов США), в то же время в норвежские порты такой заход обходится судовла­ дельцу в 2 тысячи долларов США. Из чего же складываются эти непомерные поборы: - катера - 9,5 млн. рублей, - проводка судна - 6.4 млн. рублей, - прописка в порту - 5.5 млн. рублей, - причал - 9 млн. рублей, - и только 1,2 млн. рублей - таможня. В общем, это основные стихий­ ные затраты, которые можно от­ регулировать. Для этого нужна : просто воля. Я думаю, что администрация области совместно с Госкомрыбо- ловством решит этот вопрос. По­ вышение тарифов не спасет рыбный порт. Наоборот, необхо­ димо за счет упрощения процеду­ ры оформления портовых cboрмальностей, снижения тари­ фе)ов привлечь рыбопромысловый флот. Этим можно дать работу и рыбному порту, и рыбокомбина­ ту. Администрация области реша­ ет вопрос по освобождению Мур­ манской судоверфи и морского рыбного порта от имущественно­ го налога и налога на землю. Та­ ким образом мы хотим поддержать старейшие предпри­ ятия города. Рыбохозяйственный совет/ действующий под эгидой комитета порыболовству областнойадми­ нистрации, без особых разногласий поделил кво­ ты на промысел пассивными орудиями лова трески и пикши в прибрежной зоне Баренцева моря. Объемы добычи оставлены на уровне пос­ ледних двух лет - 1500 тонн трески и 500 тонн пик­ ши. Число заявок на лов в прибрежных водах нынче сократилось. В прошлом году на промысел претендовало 47 малых предприятий разных форм собственности, обладающих 131 судном, те­ перь подали заявки только 32 с 55 судами. Глав­ ным критерием выделения долей стал тип промысловых судов (размер по длине). Принима­ лось во внимание и наличие лицензии на добычу рыбы и морепродуктов. Учтя пожелание «Мурман- рыбвода», совет решил отказать в квотах фир­ мам, не зарегистрированным в области и наполовину уменьшить их пользователям, кото­ рые не в полном объеме освоили свои квоты пре­ жде. Будут урезаны квоты и выявленным ранее нарушителям правил рыболовства. Пользовате­ лям, успешно поработавшим в прибрежке, квоты в знак поощрения увеличены на 50 процентов. Для научных целей 100 тонн трески получило ПИНРО, небольшая сырьевая поддержка оказана и в/ч №2173. Часть квот - 353 тонны трески и 114 тонн пикши - осталась в резерве. 7 тысяч голов гренландского тюленя, 100 голов кольчатой нерпы разрешено в пропорциональном количестве забить колхозам «Беломорский ры­ бак», <<Волна», малому предприятию «Восход». Лимит на 8 тысяч тонн ламинарии выбран не был. С хлопотным промыслом морских водорослей связываться желающих не нашлось. Лишь колхоз «Беломорский рыбак» вызвался заготовить 200 тонн морской капусты. Рыбакам-колхозникам оп­ ределено выловить 60 тонн беломорской семги. Добычу морских ежей без ограничений будет производить фирма «Смена». Рекомендации совета уже утверждены Госком- рыболовством. Как уже сообщалось, в областной Думе создана комиссия по рыбохозяйственной деятельности, морским портам и судоре­ монту. Ее возглавил депутат Думы Влади- •мир Тюрин. : ; Работа комиссии началась с выработки стратегии, которую определяют пять о с ­ новных направлений. Необходимо разра­ ботать научно обоснованный механизм распределения региональных квот, поддер­ жки судоремонтного комплекса, береговой рыбоперерабатывающей базы, инвестиро­ вания прибрежного рыболовства, развития рыбного хозяйства на внутренних водо­ емах. Что касается последнего направления, следует напомнить, что в былые годы до­ бывали до 70 тонн в год заполярной горбу­ ши, причем качество ее было значительно выше «заморской» рыбы, т. к. вода Белого моря чище оаренцевоморской. Интересно заметить, что горбуша нерестится только по четным годам, соответственно и лов ее ЩЩ Я (после нереста) возможен только через год. Намечено приобрести в нынешнем году 5 млн. икринок для зарыблений на­ ших водоёмов. Вероятно, будет объявлен тендер для заинтересованных предгшини- мателей. Так что, уважаемые «рыбные» бизнесмены, задумайтесь: дело выгодное! Областной Думе будут небезынтересны ваши предложения. Ждет Дума, особенно новая комиссия, и предложений морских специалистов вот по таким вопросам: какие, по их йненйю, структурные изменения следует произвес­ ти в рыбной пррлмышленности области? Что надо сделать, чтобы рыбопродукция стоила дешевле? На каком уровне следу­ ет обсуждать распределение квоты? То есть оставить традиционный путь, когда решают руководители предприятий, или узаконить присутствие уполномоченных прёдставителёй от коллективов? И, нако- Щ нед, как «повернуть» флот в Мурманск? Слово за вами, моряки! З Н А Ю Т Р Ы Б У m ШнЁ 'ШШ ж Владимир ШИБАНОВ, завотделом международного сотрудничества ПИНРО Многолетние контакты свя­ зывают Ученых ПИНРО с кол­ легами из Канады, Германии, Фарерских островов, Гренлан­ дии, Исландии, ликобритании. библиотечными IIИ1ГРО самое богатое хранилище по «рыбной» теме на полуострове) налажен с библио­ теками более чем ста научных институтов, лабораторий и уни­ верситетов всех концов Земли - от Норвегии до Японии, Новой Зеландии и княжества Монако. Сегодня ни одна страна в мире не в состоянии проводить широ­ комасштабные исследования мор­ ских ресурсов самоетоятельно. И дело не только в исключительно высокой стоимости сутки в море пределах исключительных эконо­ мических зон двух и более стран. Оценить промысловый запас в таком случае можно, лишь охва­ тив исследованиями весь ареал распределения каждого вида. Кроме того, в последние годы обосновывается новый теорети­ ческий подход к исследованию живых ресурсов - переход от оценки состояния запасов каждо- вида взаи- эко- ак. № 5 31 января - 6 февраля 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz