Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.
(«Рыбак Севера») ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ реклтно-инфорнлиионное приложение еженедельник* " рывный мурмлн " КВОТА Павел ЛУЖИН В АО "Мурман-писк" сроч но требуется главный бух галтер. На совете директоров один из учас тников совещания предло- - У меня есть на примете отличный работник, но ему еще полгода сидеть... КОМУ И СКОЛЬКО реш и п о л ю б о в н о Мур: 6< Константин БУДАНОВ, председатель областного комитета по рыболовству В Москве прошла расширен ная коллегия Госкомрыболовст- ва. Прозвучал на ней и отчет администрации о положении дел в рыбохозяйственном комплексе области. Прошедший год для рыбаков Мурманской области сложился неплохо. Вылов рыбы составил 716 тысяч тонн, что превышает показатель 1995 года на 14 про центов. Выпуск пищевой продук ции достиг 488 тысяч тонн - на 3 процента больше, чем в предшес твующий период . На внутренний рынок была поставлена 331 тыся ча тонн продовольственных рыб ных товаров. Численность моряков й рыбопереработчиков за минувший год уменьшилась всего на 10 процентов. Имеем стабилизацию кадров. Администрация области профинансировала несколько производственных программ за счет конкурсной квоты трески. В первую очередь средства,были направлены на воспроизводство лососевых. Получены отрадные результаты. В 1996 году выраще но 220 тонн товарной рыбы и 20 тонн посадочного материала. На лажен выпуск рыбных кормов на манском хлебокомбинате, собое внимание уделялось развитию прибрежного рыболов ства. В прошлом году пассивны ми орудиями лова в прибрежной зоне добыто 1400 тонн рыбы, что позволило обеспечить около 300 рабочих мест в отдаленных при брежных поселках. Возрождается добыча водорослей на пищевые цели. В 1996 году уже добыто 160 тонн морской капусты. Эту программу будем финансировать и впредь. • Хотелось бы остановиться на вопросе безопасности мореплава- ; ния. В 1996 году по Мурманско му морскому рыбному порту зафиксировано 34 аварийных случая - на 5 процентов ниже уровня 1995 года. Основная при чина аварийных ситуаций связана с плохим техническим состоянием плавсредств. Анализ выявил не качественный ремонт судов ре монтниками, низкий контроль со стороны ОТК судоремонтных предприятий й судовладельцев за ходом работ. Многое сделано по предупреж дению аварийности на флоте го сударственной администрацией морского рыбного порта, правда, и отношение судовладельцев к мерам безопасности резко изме нилось к лучшему. По прогнозу ученых, сырьевая база на 1997 год ожидается бла гоприятной. Сегодня уже ставит ся под сомнение возможность освоения ресурсов из-за недостат ка промысловых судов. Первос тепенная проблема - обновление флота, более 50Процентов кото рого имеют запредельный срок эксплуатации. Без государствен ных инвестиций этот вопрос са мостоятельно ни области, ни флотам не решить. До 2010 года необходимо построить 100-120 крупнотоннажных и среднетон нажных судов, чтобы удержать уровень добычи рыбы в пределах 700-800 тыс. тонн в год. Назрела необходимость рекон струкции береговых рыбоперера батывающих предприятий. Ныне продукция рыбокомбината не конкурентоспособна из-за ее вы сокой цены. За прошедший год цена на основную продукцию, выработанную заводами" рыбо комбината, возросла на 10-13 процентов, в то же время затраты возросли на 40-43 процента. Та кое же положение сложилось и с рыбой, добытой флотами. Сред няя цена 1 тонны обезличенной рыбы возросла за год на 2 про цента, а средняя себестоимость - на 23 процента. Наступает время, когда без дотаций дооыча и обра ботка рыбы будет просто невоз можна. Главные статьи затрат составляют электроэнергия, топ ливо, налоги. Хотя через Мурманский морс кой рыбный порт перегружено рыбопродукции в 1996 году боль ше, чем в 1995-м на 15 тыс, тонн, нас беспокоит вопрос поставки рыбопродукции на внутренний рынок. Количество приводов су дов снизилось на 15 процентов. "И конца этому процессу не видно. Расходы на заход судна в порт Мурманск превышают им подо бные при посещении европейских портов в три раза. К примеру, затраты СРТМ-к за трое суток стоянки в порту Мурманск со ставляют 36 млн. рублей (это бо лее 6 тысяч долларов США), в то же время в норвежские порты такой заход обходится судовла дельцу в 2 тысячи долларов США. Из чего же складываются эти непомерные поборы: - катера - 9,5 млн. рублей, - проводка судна - 6.4 млн. рублей, - прописка в порту - 5.5 млн. рублей, - причал - 9 млн. рублей, - и только 1,2 млн. рублей - таможня. В общем, это основные стихий ные затраты, которые можно от регулировать. Для этого нужна : просто воля. Я думаю, что администрация области совместно с Госкомрыбо- ловством решит этот вопрос. По вышение тарифов не спасет рыбный порт. Наоборот, необхо димо за счет упрощения процеду ры оформления портовых cboрмальностей, снижения тари фе)ов привлечь рыбопромысловый флот. Этим можно дать работу и рыбному порту, и рыбокомбина ту. Администрация области реша ет вопрос по освобождению Мур манской судоверфи и морского рыбного порта от имущественно го налога и налога на землю. Та ким образом мы хотим поддержать старейшие предпри ятия города. Рыбохозяйственный совет/ действующий под эгидой комитета порыболовству областнойадми нистрации, без особых разногласий поделил кво ты на промысел пассивными орудиями лова трески и пикши в прибрежной зоне Баренцева моря. Объемы добычи оставлены на уровне пос ледних двух лет - 1500 тонн трески и 500 тонн пик ши. Число заявок на лов в прибрежных водах нынче сократилось. В прошлом году на промысел претендовало 47 малых предприятий разных форм собственности, обладающих 131 судном, те перь подали заявки только 32 с 55 судами. Глав ным критерием выделения долей стал тип промысловых судов (размер по длине). Принима лось во внимание и наличие лицензии на добычу рыбы и морепродуктов. Учтя пожелание «Мурман- рыбвода», совет решил отказать в квотах фир мам, не зарегистрированным в области и наполовину уменьшить их пользователям, кото рые не в полном объеме освоили свои квоты пре жде. Будут урезаны квоты и выявленным ранее нарушителям правил рыболовства. Пользовате лям, успешно поработавшим в прибрежке, квоты в знак поощрения увеличены на 50 процентов. Для научных целей 100 тонн трески получило ПИНРО, небольшая сырьевая поддержка оказана и в/ч №2173. Часть квот - 353 тонны трески и 114 тонн пикши - осталась в резерве. 7 тысяч голов гренландского тюленя, 100 голов кольчатой нерпы разрешено в пропорциональном количестве забить колхозам «Беломорский ры бак», <<Волна», малому предприятию «Восход». Лимит на 8 тысяч тонн ламинарии выбран не был. С хлопотным промыслом морских водорослей связываться желающих не нашлось. Лишь колхоз «Беломорский рыбак» вызвался заготовить 200 тонн морской капусты. Рыбакам-колхозникам оп ределено выловить 60 тонн беломорской семги. Добычу морских ежей без ограничений будет производить фирма «Смена». Рекомендации совета уже утверждены Госком- рыболовством. Как уже сообщалось, в областной Думе создана комиссия по рыбохозяйственной деятельности, морским портам и судоре монту. Ее возглавил депутат Думы Влади- •мир Тюрин. : ; Работа комиссии началась с выработки стратегии, которую определяют пять о с новных направлений. Необходимо разра ботать научно обоснованный механизм распределения региональных квот, поддер жки судоремонтного комплекса, береговой рыбоперерабатывающей базы, инвестиро вания прибрежного рыболовства, развития рыбного хозяйства на внутренних водо емах. Что касается последнего направления, следует напомнить, что в былые годы до бывали до 70 тонн в год заполярной горбу ши, причем качество ее было значительно выше «заморской» рыбы, т. к. вода Белого моря чище оаренцевоморской. Интересно заметить, что горбуша нерестится только по четным годам, соответственно и лов ее ЩЩ Я (после нереста) возможен только через год. Намечено приобрести в нынешнем году 5 млн. икринок для зарыблений на ших водоёмов. Вероятно, будет объявлен тендер для заинтересованных предгшини- мателей. Так что, уважаемые «рыбные» бизнесмены, задумайтесь: дело выгодное! Областной Думе будут небезынтересны ваши предложения. Ждет Дума, особенно новая комиссия, и предложений морских специалистов вот по таким вопросам: какие, по их йненйю, структурные изменения следует произвес ти в рыбной пррлмышленности области? Что надо сделать, чтобы рыбопродукция стоила дешевле? На каком уровне следу ет обсуждать распределение квоты? То есть оставить традиционный путь, когда решают руководители предприятий, или узаконить присутствие уполномоченных прёдставителёй от коллективов? И, нако- Щ нед, как «повернуть» флот в Мурманск? Слово за вами, моряки! З Н А Ю Т Р Ы Б У m ШнЁ 'ШШ ж Владимир ШИБАНОВ, завотделом международного сотрудничества ПИНРО Многолетние контакты свя зывают Ученых ПИНРО с кол легами из Канады, Германии, Фарерских островов, Гренлан дии, Исландии, ликобритании. библиотечными IIИ1ГРО самое богатое хранилище по «рыбной» теме на полуострове) налажен с библио теками более чем ста научных институтов, лабораторий и уни верситетов всех концов Земли - от Норвегии до Японии, Новой Зеландии и княжества Монако. Сегодня ни одна страна в мире не в состоянии проводить широ комасштабные исследования мор ских ресурсов самоетоятельно. И дело не только в исключительно высокой стоимости сутки в море пределах исключительных эконо мических зон двух и более стран. Оценить промысловый запас в таком случае можно, лишь охва тив исследованиями весь ареал распределения каждого вида. Кроме того, в последние годы обосновывается новый теорети ческий подход к исследованию живых ресурсов - переход от оценки состояния запасов каждо- вида взаи- эко- ак. № 5 31 января - 6 февраля 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz